" Формирование интереса учащихся к изучению иностранного языка". Выполнила: Нестерова Е.А., преподаватель иностранного языка ГБПОУ КБТ 2024 г. Формирование интереса учащихся к изучению иностранного языка. Каждая историческая эпоха вырабатывает свою собственную модель образования. Изменения, происходящие в современном обществе, требуют модернизации всего учебного процесса и создания новых государственных образовательных стандартов третьего поколения. Преподаватели иностранных языков осознают практическую значимость модернизации языковой политики и в первую очередь стараются внести вклад в решение следующих важных задач: • совершенствование организации курса обучения иностранному языку (разработка учебных пособий); • внедрение новых технологий и средств обучения (например, в области обучения дискурсу на базе печатных и аудитивных профессиональных иноязычных текстов); • применение инновационных технологий: "Case-Study", проблемного обучения, проектного метода; • создание в процессе обучения иностранному языку не только условных ситуаций общения, как это имеет место во время игр, научных конференций, но и условий естественного общения с носителями изучаемого иностранного языка на специально организованных встречах, при обмене опытом и приобщении по Интернету, во время обучения иностранному языку за рубежом; • активное использование для достижения учебных целей различных информационно-коммуникационных средств, включая глобальную сеть Интернет. Особое внимание уделяется вопросам организации самостоятельной работы учеников, способствующей развитию у них умения учиться, самостоятельно определять цели учения, выбирать и рационально использовать средства и способы обучения, а также самостоятельно контролировать ход учебной деятельности и оценивать ее результаты. Для эффективной языковой подготовки учащихся необходимо создать благоприятные условия, что, в свою очередь, определяет комплекс задач научно методического характера, реализуемых в учебных программах. Формирование интереса к изучению иностранных языков, является одной из приоритетных задач, которая рассматривается как необходимая составляющая глобальной стратегии личностного и профессионального становления и развития личности учащегося. Формирование интереса к учебной деятельности зависит от содержания и организации педагогических условий учебной деятельности учащихся. Эта деятельность должна быть организована педагогически и психологически так, чтобы постоянно вызывать и поддерживать мотивацию, умело управлять ею. Зачастую отсутствие координации теории и методики преподавания, недостаточное наличие учебников с международными стандартами лингвистической подготовки затрудняет процесс формирования интереса к изучению иностранных языков. Так, на сегодняшний день многие выпускники школ могут читать литературу на иностранном языке со словарем, воспроизводить заученные темы, но испытывают значительные трудности в изложении собственных мыслей, взглядов на иностранном языке, что приводит, в свою очередь, к существенным коммуникативным сбоям в общении. Таким образом, налицо противоречия между: • значительно возросшими в последнее время требованиями общества к личности современного человека, в идеале свободно владеющего иностранным языком как средством профессионального и личностного общения, и существующим на данный момент низким уровнем иноязычной подготовки выпускников школ; • необходимостью использования интереса как средства мотивации к изучению иностранного языка и недостаточной разработкой данного аспекта в теории и практике обучения иностранному языку; Рассматривая данные противоречия и учитывая уровень знаний школьников на сегодняшний день, можно сделать вывод, что необходимо повышать уровень знаний иностранных языков у школьников. Впрочем, это задача всегда была приоритетной, вопрос заключается в том, как ее решить наилучшим образом сегодня, в век высоких технологий. Одним из ответов как раз и может служить повышение интереса студентов к самому процессу изучения иностранного языка. Среди инновационных технологий наиболее перспективными являются: 1) ?кейс технологии? (обучение на основе конкретных учебных ситуаций); 2) рефлексия как метод самопознания и самооценки (диагностическая и развивающая техгология); 3) тренинговые технологии (тренинг коммуникации, личностного развития, коммуникативных умений); 4) метод проектов. ?Case-Study? состоит из нескольких этапов: а) На первом этапе происходит изучение текста с описанием ситуации. Задача учащихся - самостоятельно выяснить суть проблемыи определить собственную позицию в оценке ситуации, продумать ответы на вопросы и найти конкретные пути решения проблемы. б)На втором этапе идет работа в небольших группах, обмен мнениями по кругу проблем. Происходит выделение интеллектуальных лидеров, способных предложить пути разрешения проблем после группового обсуждения. в)Третий этап данной технологии заключается в групповом обсуждении проблемы под руководством преподавателя. Группа высказывает свою точку зрения, а задача преподавателя заключатся в умелом направлении процесса анализа ситуации, при этом в обсуждение вовлекается как можно больше студентов. Особенностью обсуждения проблемной ситуации является то, что преподаватель не дает качественной оценки ответов - любое высказывание воспринимается как допустимое. Ситуации, рассмотренные в рамках метода ?Case-Study?, можно использовать как обучающий материал, чтобы студенты научились анализировать и систематизировать информацию. Среди многообразия современных педагогических технологий обучения иностранному языку пристального внимания заслуживает технология проектной деятельности. Применение данной технологии развивает у студентов умения коллективного взаимодействия, умение креативно работать в команде, умение принимать чужое мнение и отстаивать свое. Данная технология обучения обеспечивает активизацию личностных качеств студентов, обеспечивая свободу при выборе темы проекта и дальнейшей работе по ней. В основе технологии проектной деятельности лежит метод проектов. Слово ?проект? употребляется в современном языке в смысле "планировать", "разрабатывать". Учебный проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель. Метод проектов представляет собой разработанную технологию использования учебного проекта. Согласованные методы, способы деятельности, направлены на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. ?Метод проектов? предполагает тот факт, что в центре учебного процесса находится активная самостоятельная деятельность студента, направленная на создание конкретного продукта, как результат решения отдельной проблемы, взятой из реальной жизни. На каждом этапе продвижения к цели студенты выполняют определенные задания, дополняющие друг друга: Этапы проектной деятельности: 1 этап – постановка цели; 2 этап – планирование; 3 этап – реализация; 4 этап – оценка и контроль. Главный акцент делается на оценке результатов проектной работы. Проверяется, насколько удалось осуществить проектную работу, какие проблемы возникли, в чем заключается причина их возникновения и какие выводы нужно сделать для новых проектов. Реализация метода проектов требует осмысления каждого этапа обучения, на котором ставятся и решаются проблемные задачи. Наличие проблемы – это главное условие проекта. Овладение техникой организации метода проектов способствует развитию интеллектуальных умений критического мышления, умений работать с информацией, а также умений работать в сотрудничестве. Эти умения составляют основу успешной проектной деятельности студентов и в глобальной сети Internet. Использование проектной технологии обеспечивает возможность участия студентов в международных телекоммуникационных проектах. Международные телекоммуникационные проекты, которые организуются в глобальной сети Internet и включают в себя актуальную, значимую для молодежи всего мира проблему, являются стимулом познавательной активности, интереса к овладению иностранным языком, чтобы понимать и быть понятым, приобретению умений работать со справочной и другой дополнительной литературой, составляющей ресурс Internet-среды, а также формированию способности к открытости и взаимодействию со своими зарубежными сверстниками. 6
Формирование интереса учащихся к изучению иностранного языка