Фролова Т.А.  – воспитатель
 МБДОУ ?Детский сад №89 комбинированного вида?
                                                                 
Художественная литература как важная ступень в нравственном воспитании детей 5-6 лет.

?Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и детском саду?.

Д. Медведев 

 Вопросы нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современных условиях являются одной из актуальных проблем и рассматриваются отечественной педагогикой как приоритетное направление исследований по формированию личности дошкольников. Они воспитывают у него осознанное отношение к окружающей действительности с соблюдением норм морали, поскольку они лежат в основе его поступков, действий каждого ребёнка, формируют в раннем возрасте его личность, характер, а также систему жизненных ценностей.
Дошкольный возраст считается периодом активного познания окружающего мира, человеческих отношений и формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому актуальность нравственного воспитания (доброты, сочувствия, милосердия, чувства долга, чести и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности ещё в дошкольном возрасте.  
           В. А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным?воспитанием детей, учить ?умению чувствовать человека?. Он писал: ?Никто не учит маленького человека: ?Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное?. Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так, в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать?.
Важнейшей педагогической задачей, продиктованной социальным заказом, является воспитание культуры поведения подрастающего поколения. Безусловно, решением этой задачи необходимо заниматься, уже начиная с 
дошкольного возраста, как наиболее  благоприятного периода развития личности ребёнка. 
К механизмам реализации этого сложного и многоаспектного процесса относят прежде всего развивающее образовательное пространство, игровую деятельность, художественную литературу. 
Особую роль  из основных средств для  формирования нравственных качеств у дошкольников я выделила  художественную литературу, поскольку она формирует нравственные чувства и оценки, нормы поведения, воспитывает эстетическое восприятие и эстетические чувства у детей дошкольного возраста.
На основе знакомства с различными художественными произведениями, дети глубже познают окружaющую действительность, мир природы, многообразие трудовой деятельности людей, жизнедеятельностью ровесников, с характером их взаимодействия, с их радостями и печалями, успехами и неудачами, победами и поражениями.
В ходе работы с детьми используются различные жанры художественной литературы. Рассмотрим некоторые из них подробнее :
Сказка. Стоит отметить, что сказка принадлежит к повествовательному жанру художественной литературы. Сочетание в литературной сказке сказочного и волшебного, реального и обыденного делает ее более интригующей в двух направлениях: одинаково интересной и детям и взрослым. Ребёнка привлекают невероятность сказочных событий, очарование вымысла, победа добра над злом, быстрая смена событий. Сказка имеет собственный язык — лаконичный, выразительный, ритмичный. 
Рассказ. Рассказ – это малая форма эпической прозы, восходящая к фольклорным жанрам (сказке, притче). Для этого жанра характерен небольшой объём и связь с традициями устного народного творчества. Сюжет рассказа прост, композиция представляет собой прямую последовательность событий, число действующих  невелико: обычно это главный герой – ребёнок – и его друзья или родители. Также в рассказах используются животные ,птицы окружающей природы в роли главных героев. Рассказы содержат более реальные события из жизни автора или героев. События развиваются динамично, последовательно, всё происходит в небольшой отрезок времени.
Былины. Это героический эпос народа. Он имеет огромное значение в воспитании любви к родной истории. В былинах всегда повествуется о борьбе двух начал — добра и зла — и о закономерной победе добра. Необходимо отметить, что героям былин судьба родины дороже жизни, они защищают попавших в беду, отстаивают справедливость, полны чувства собственного достоинства.
Пословицы. Пословица - малый жанр устного народного творчества, вошедшая в речевой оборот форма изречения, укладывающаяся в одно статическое и логически законченное предложение, нередко  подкреплённое рифмой. Ей свойственны предельные краткость и простота. Несмотря на это, пословица отличается содержательностью, представляет собой чёткое суждение, ясное выражение определённой мысли, обобщение, вывод из жизненных наблюдений, вывод из жизненных наблюдений и социально -исторического опыта народа: ?Мир да лад - большой клад?, ?Что посеешь, то пожнёшь?. Форма пословицы отточена, отшлифована. Выражение мысли в ней, как правило, необычно, своеобразно: ?Горьким лечат, а сладким калечат?, ?Человек без родины, как соловей без песни?.
При знакомстве обучаемых с произведениями художественной литературы, педагогу следует быть предельно внимательным к характеру этих произведений и отбирать те, которые несут максимальный воспитательный потенциал, понятны и доступны для ребёнка, могут чему-то научить, ознакомить с положительным опытом взаимодействия героев произведений с окружающей действительностью. Это представляется особенно важным в контексте привития детям гуманистических чувств и развития у них нравственно -этических представлений, а также трансформации полученных представлений в реальную жизнь, в которую вовлечён ребёнок. Об этом говорил в своё время В.Г. Белинский, подчёркивая этическую направленность детской литературы . 
Отбор конкретных произведений литературы осуществляется педагогом в контексте поставленных образовательных и воспитательных задач, осуществляется исходя из их идейной направленности и ценностных значений. Выбор художественной литературы также осуществляется с учётом возрастных особенностей детей. По справедливому утверждению М.А. Васильевой, именно тематическое распределение произведений для чтения и рассказывания воспитанникам призвано в большей мере содействовать систематической и комплексной реализации процесса формирования у них культуры поведения в период дошкольного детства. В данном контексте представляется  целесообразным осуществление повторного чтения, обеспечивающего существенное углубление чувств и представлений 
каждого ребёнка. При этом нет необходимости в обязательном включении в образовательный процесс большого количества произведений. Главное состоит в том, чтобы они характеризовались высокой художественностью и глубиной мысли .
На основе анализа выше обозначенных работ, а так же собственного видения данного вопроса, можно выделить следующие критерии отбора художественных произведений для включения в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений: 
– моральный смысл произведения; 
– уровень литературной ценности произведения; 
– соответствие содержания и языкового оформления литературного произведения особенностям психического развития 
обучаемых дошкольников; 
– учёт специфики познавательных процессов детей, их опыта жизнедеятельности в конкретных условиях проживания; 
– интересный сюжет, простота изложения, доступность восприятия; 
– совокупность решаемых педагогом образовательных задач.
Ввиду небогатого жизненного опыта дошкольник часто бывает не готов к самостоятельному выявлению главного в прослушанном тексте произведения .Многие учёные -практики [1; 5;  и др.] отмечают. что знакомство с литературой необходимо сопровождать этическими беседами с детьми о прочитанном и выделяя главные моральные выводы из данного 
произведения. 
При подготовке и проведении  занятия воспитатель должен чётко определить, над анализом какого аспекта культуры поведения он предполагает работать с детьми в контексте их знакомства с художественным произведением, и исходя из этого структурировать ход беседы. Не стоит предлагать детям чрезмерно большое количество вопросов, так как это препятствует усвоению главной мысли произведения, эмоциональному переживанию впечатления от прослушанного. Следует иметь в виду, что некорректная постановка вопроса может спровоцировать неверный ответ или отвлечь внимание детей от главной мысли. Вопросы, задаваемые педагогом, должны волновать воспитанников, вызывать у них интерес к поведению и поступкам персонажей, их внутреннему миру, личностным свойствам, душевному состоянию. Вопросы ,задаваемые детям  по художественному произведению,должны быть просты и понятны. 
       В ходе беседы по содержанию произведения педагогу следует держать в поле зрения эмоциональный настрой детей и при необходимости активизировать обсуждение прослушанного, что должно способствовать углублению впечатлений дошкольников от прочитанного, укреплению и развитию переживаемых ими чувств. 
С этой целью целесообразно выбирать художественные произведения со сходным содержанием. Таковыми могут быть,  например, рассказы В.А. Осеевой ?Почему?? [7] и Н.Н. Носова ?Карасик? [6].
В ходе беседы по содержанию обоих рассказов дошкольники учатся сопоставлять факты, образы,анализировать  поступки, давать им 
сравнительную оценку. Закрепление чувств, переживаемых дошкольниками под впечатлением двух рассказов, приводит их 
к выводу: нельзя обманывать, нельзя сваливать свою вину на других, так как это нечестно и несправедливо. 
В дальнейшем представления, формирующиеся у детей на основе знакомства с содержанием художественных произведений, постепенно трансформируются в их жизненный опыт. У дошкольников развиваются реальные нравственные 
мотивы культурного поведения, которыми они и руководствуются в своих действиях [; 4]. 
Выводы. Подводя итоги вышеизложенного, необходимо отметить следующее: 
Во-первых, произведения художественной литературы способствуют раскрытию перед детьми старшего дошкольного возраста многообразного взаимодействия людей, постижению особенностей их характеров, глубины и сложности их переживаний., служат важным фундаметом для формирования и  дальнейшего развития нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста.
Во-вторых, именно художественные произведения непосредственно, чётко и убедительно представляют яркие примеры культурного поведения, которые могут использоваться воспитанниками ДОУ в качестве образцов для подражания. 
Книга учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну, а слабый – его защитить,
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Окружающий мир познают.
( А. Лесных)




Литература: 
1 Белинский, В.Г. Мысли и заметки о русской литературе / В.Г. Белинский. – М.: Владос, 2008. – С. 115-116 
2. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М.А. Васильева – М.: Мозаика-Синтез, 
2010. – 208 с. 
3. Гурович, Л.М. Ребенок и книга: пособие для воспитателя / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова. – СПб.: 
Акцидент, 1996. – 127 с. 
4 Джиоева, А.Р. Формирование нравственной воспитанности как фактор личностного развития старшего дошкольника 
/ А.Р. Джиоева // Дневник науки. – 2022. – № 3 (63). 
5. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей: Ранний и дошкольный возраст / Н.С. Карпинская. – М.: 
Педагогика, 1972. – 151 с. 
6. Носов, Н.Н. Все рассказы и повести / Н.Н. Носов. – М.: Дрофа-плюс, 2014. – 734 с. 
7. Осеева, В.А. Рассказы / В.А. Осеева. – М.: Просвещение, 2011. – 483 с. 
8. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С.В. Петерина. – М.: Просвещение, 
2016. – 96 с.
9. Гаврилова, Т.П. О воспитание нравственных чувств / Т.П.?Гаврилова – М.: Просвещение, 2004. – 117 с
.10. Козлова, С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С.А. Козлова // Дошкольное воспитание. – 2001. – №9. – С. 14-19.
11 .Мулько. И.Ф. Социально -нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет / И.Ф. Мулько. – М.: Просвещение, 2004 – 96 с.
12. Нечаева, В.Г. Нравственное воспитание в детском саду / В.Г.?Нечаева, Т.А. Маркова. - М.: Просвещение, 2011. – 165 с.