Статья: «Инновационные направления и подходы в обучении и воспитании детей вокальному мастерству»

Актуальность педагогического опыта

ХХI век - век высоких технологий, коммуникаций и инноваций. Не обошёл прогресс и систему образования, в котором не осталась без внимания и система дополнительного образования. Активно идет процесс смены образовательных стандартов, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один - современным детям -современное образование. А какие они - современные дети? Это дети новой генерации: талантливые, любознательные, хорошо образованные в сфере информационных коммуникаций, это дети с повышенными требованиями к жизни, к образованию, к досуговой деятельности, поэтому и подход к работе с такими детьми на занятиях ансамбля народной песни «Забавушка» модернизируется, постоянно совершенствуется для обеспечения качественного полноценного образовательного процесса обучающихся с целью получения ими знаний, умений и навыков.

Основной идеей опыта для меня стал поиск эффективного использования инновационных технологий преподавания вокала, так как современное образования требует от педагогов обновления знаний, которые обусловлены усовершенствованием инновационных технологий, интерактивных форм и методов обучения, рефлексивных умений, оцениванию и анализу своей педагогической деятельности.

Новизна. Все современные методы, не смотря на их различное множество, направлены на развитие интеллектуально-творческой личности. Дискуссия относительно развития современного образования, касающаяся как дистанционного обучения, так и интеграции информационных и коммуникационных технологий в традиционную образовательную практику, в которой содержание предоставляется в первую очередь посредством новых Интернет-технологий с его фрагментарной, клиповой формой подачи информации, в замену очным занятиям, сместилась с общего.

Практическая значимость. Использование интернет ресурсов становится неотъемлемым компонентом для современного образования и с применением дистанционных технологий. Так как интернет прочно вошел во все сферы жизни, в которой сфера образования не является исключением, появляется необходимость внедрения новых информационно-коммуникативных технологий, наличие развитой информационно образовательной среды и информационно-коммуникативных технологий. Особое значение приобретает работа по применению новых образовательных форм сетевого и электронного обучения и технологий, использованию открытых сервисов информационного сопровождения, интернет-ресурсов в целях повышения качества образовательного процесса.

Концептуальные и теоретические основы опыта. Изучая историю вокального жанра, могу сказать, что на протяжении многих столетий процесс обучения вокалу был основан на передаче информации от педагога к обучающемуся, что в свою очередь, было и остаётся самым оптимальным вариантом для развития навыков пения. Такая форма обучения сохраняется в настоящее время и является основной в учебном процессе и любое нововведение не должно быть абстрагировано от традиционных форм обучения.

Инновационная деятельность педагога имеет специфику. Она предполагает наличие определенной степени свободы, следовательно, свобода творчества должна сочетаться с высокой личной ответственностью субъекта инновационного поиска. Необходимым условием реализации инновационной деятельности педагога является умение принимать инновационные решения, успешно разрешать различные ситуации, возникающие при реализации новых проектов. Для каждого педагога дополнительного образования возникают вопросы: как сделать занятие полноценнее, в т.ч.по вокалу. Любого педагога волнует эффективность занятий и побуждает к действию. Для воспитания певческой культуры необходимо наполнить занятия эмоциональной радостью и наполненностью. Технология воспитания певческой культуры направлена на то, чтобы вокальный коллектив относился к пению как к естественному моменту в своем становлении. Воспитание должно строится в соответствии с детской природой голоса. Можно определить три стадии культуры пения:

1. Знакомство ребенка с миром музыки, с миром вокального пения.

2. Ощущение каждым ребенком значимости своего голоса в вокальном ансамбле.

3. Познание радости от совместного звучания голосов в вокальном ансамбле.

Цель обучения вокальному творчеству – создание условий для развития и реализации творческого потенциала учащихся в области музыкальной культуры и вокального пения, сформировать устойчивый интерес к вокальному искусству.

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

Обучающие:

- дать учащимся необходимый объем знаний, умений и навыков в области вокального пения.

Развивающие:

-развить голос, музыкальный слух и память, чувство ритма, сценическую пластику;

-сформировать у учащихся практические умения и навыки (чистота интонирования, певческая дикция, артикуляция и дыхание, чтение с листа) навыки импровизации;

-повысить уровень знаний детей в области музыкальной культуры, развить их музыкальные представления и художественный вкус;

-развитие артистических качеств, и сценической культуры.

Воспитательные:

-воспитать у детей эстетический вкус, исполнительскую и слушательскую культуру, умение работать в коллективе, умение слышать себя и партнеров, настойчивость и целеустремленность в преодолении трудностей учебного процесса, ответственности за творческий результат.

Описание опыта.

Современная информационно-образовательная среда - важнейший компонент новой системы образования, благодаря которой появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого обучающегося, где бы он не находился.

В своей педагогической работе на занятиях ансамбля русской песни «Забавушка», я применяю как традиционные (пояснение к выполнению вокальных упражнений, разучивания песен, общее эстетическое развитие обучающихся), так и инновационные педагогические подходы (современные технологии развития вокальных способностей, в основе которых использование интерактивных и интернет ресурсов для развития профессиональной и творческой активности обучающихся). Интернет ресурсы и интерактивные мультимедиа, которые стали на передовой современного музыкального образования, и служат направление прогрессивных педагогических технологий.

Для достижения высокого творческого результата, считаю целесообразным использование индивидуальное занятие основной формой обучения, благодаря которой нарабатывается вокальная техника с учетом как возрастных, так и индивидуальных способностей, потребностей, умений, навыков и уровнем обучаемости.

В своей практике, я использую:

- метод информационных технологий, который включает в себя работу с интернет-технологиями, изучение вокальных и музыкальных сайтов, электронной литературы в поисках инновационных форм и методов работы с детьми, а так же применение обучающих видео:

- метод интерактивных технологий, например: презентации по теме занятий. Это дает возможность вариативно реагировать на действия пользователя в активном режиме и позволяет благотворно влиять на мотивацию обучающихся, общую эффективность педагогического процесса.

- технология мотивации, которая составляет неотъемлемую часть для успешной и результативной деятельности. С помощью интернет-ресурсов, участие в концертах, конкурсах и фестивалях, стало доступно по всей стране.

С помощью современных гаджетов и электронной информационно-образовательной среды, занятия можно проводить регулярно и постоянно, независимо от места нахождения обучающихся. С помощью записи и просмотра видеоурока, обучающийся может дать оценку своей работы, услышать свой голос со стороны. Такой вид деятельности способствует развитию способности к самооценке и самоконтролю, помогает конкретно разобраться в том, какие недостатки нужно устранить, чтобы голос и интерпретируемое музыкальное произведение прозвучали как можно лучше.

В ходе работы, я пришел к выводам, что применение технических средств в учебном процессе преподавания вокала развивает у ученика:

- критическое мышление;

- заставляет его думать и анализировать;

- способствует закреплению вокально-технических и художественно-исполнительских навыков;

- мотивирует изучение предмета, делая его более интересным и творческим.

Таким образом, использование интерактивных технологий и интернет ресурсов в дополнительном образовании бесспорно одна из самых эффективных форм передачи знаний и умений современного обучения и воспитания, в котором достойное место занимает демонстрация оригинальных практических и теоретических методов освоения определенного содержания вокала, передачи педагогического мастерства при активном взаимодействии всех участников педагогического процесса, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики современному подрастающему поколению.

С повышением воспитательной функции занятий возникает потребность введения таких технологий, которые обеспечили бы индивидуальный подход к воспитаннику, использование искусства в качестве средства формирования нравственности ребенка и развития его способностей. Ведущим методом художественно-эстетического воспитания выступает метод творческого диалога, когда учитель и ученик совместно ищут и находят ответы на вопросы. Детей нужно научить рассуждать, объективно оценивать творческий процесс, художественные явления, находить в них позитивные или негативные стороны, соотносить со своими морально-эстетическими позициями, собственным творчеством. Таким образом, современное занятие вокально-хоровых коллективов должно отвечать следующим требованиям:

- реализации личностно - ориентированного обучения;

- воспитательной направленности занятий;

- созданию отношений в системе "руководитель - ученик" с приставкой "со": сопереживание, сотрудничество, соучастие, сотворчество;

- развитию творческого потенциала детей посредством воспитания певческой культуры;

- построению занятий с учётом метода художественно - педагогической драматургии;

- использованию в вокально-хоровой практике интеграции с другими видами искусства, литературой, историей;

- использованию музыкальной психотерапии как эффективного средства в борьбе с детскими неврозами.

2. Педагогическая технология воспитания певческой культуры.

В отношении воспитания певческой культуры, самое главное - не лишить ребёнка радости эмоциональной наполненности, творчества и сохранить благотворное воздействие вокального искусства на их духовный мир. Технология направлена в первую очередь на то, чтобы в итоге ребенок в процессе занятий или хоровой коллектив приходил к пению, как к естественному моменту в своем становлении, а не как к показателю выученного и отработанного.

Воспитание должно носить природосообразный характер, т.е. строиться в соответствии с детской природой, что отвечает целям и задачам общего музыкального образования.

Инновационные технологии в вокальном воспитании оказывают положительное влияние на формирование у детей вокально-творческих и хоровых навыков; на развитие у них музыкального слуха (ладового, интонационного, тембрового, ансамблевого, гармонического) и навыков многоголосного пения, позволяя комплексно решать задачи вокально-хорового и художественно-эстетического воспитания детей.

Список литературы:

Шлыкова

О.С., Говорова А.В. Инновационные технологии в музыкальном образовании: развитие вокально-интонационных навыков на уроках сольфеджио// Фундаментальные исследования. – 2005. – № 1 – С. 57-58.

Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики / Л. Б. Дмитриев. – М.: Музыка, 2007. – 368 с.

Варламов А. Е. Полная школа пения. Учебное пособие, 3-е изд. А. Е. Варламов

СПб.:

Лань, 2008. – 120 с.