МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД
№ 46 Г.ТОМСКА
МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ:
« Логопедическое обследование неговорящего ребенка"
Учитель-логопед: Любимова Ирина Вячеславовна
Томск -2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЦЕЛЬ: Обследование неговорящего ребенка.
ЗАДАЧИ:
-изучение уровня речевого развития;
-выявление характера и степени нарушения слуха;
- определение особенностей внимания;
- определение целенаправленности произвольной деятельности;
- определение состояния поведенческих и двигательных реакций.
ОБОРУДОВАНИЕ: диагностический комплект.
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ НЕГОВОРЯЩЕГО РЕБЕНКА
Статистика последних лет свидетельствует о неуклонном росте количества детей, имеющих те или иные проблемы в развитии. Врачи-педиатры, неврологи отмечают, что из каждых троих родившихся детей только один может считаться здоровым.
Вероятно, поэтому появляется все меньше детей, речь которых развивалась бы без серьезных отклонений от нормы.
Отсутствие речи или грубое ее недоразвитие обычно становится заметным уже у трех летнего ребенка. И видят это не только специалисты.
Неговорящие трехлетние дети представляют собой разнородную в педагогическом и медицинском отношении группу. В логопедической практике неговорящий ребенок, как правило, это либо ребенок с алалией, либо с тяжелой степенью дизартрии, тугоухостью, олигофренией или ранним детским аутизмом. Логопеду не всегда удается сразу выявить причину, из-за которой задерживается появление речи. В пользу речевого дефекта, имеющего органический характер, могут свидетельствовать данные о наличии в анамнезе перинатальной патологии различного происхождения, нейроинфекций и травм головного мозга, перенесенных в раннем возрасте жизни.
Задачами логопедического обследования неговорящего ребенка трех лет является изучение его уровня речевого развития ( учитывается уровень развития понимания речи и собственные речевые возможности ребенка), выявление характера и степени нарушения слуха, определение особенностей внимания, целенаправленности произвольной деятельности, состояния поведенческих и двигательных реакций.
Начинать обследование лучше с организации невербальных форм деятельности. Можно предложить ребенку игры « Собери пирамидку» или « Формочки-вкладыши», « Разрезные картинки». Характер выполнения ребенком заданий, особенности его поведения, возникающие при этом спонтанные высказывания, позволяют получить первоначальные представления о состоянии как неречевых, так и речевых функций. Помимо этого выполнение с ребенком совместной деятельности способствует установлению тесного контакта с ним.
Поскольку активный словарь трехлетнего ребенка с грубым недоразвитием речи резко ограничен, основными средствами общения у него становятся жестовые знаки, мимика, интонация и лепетные формы слов. Акцент на обследование речи делается на изучение импрессивной стороны речи. Ребенка просят найти и показать предметы, которыми он пользуется в быту, игрушки, животных, показать на себе и кукле части тела и лица, выполнить ряд действий ( посадить мишку на стул, уложить куклу спать, принести и поставить на стол пирамидку и т.д. ).
Для выявления понимания существительных, обобщающих понятий, действий используются также предметные и сюжетные картинки с достаточно крупным и ярким изображением, без лишних, отвлекающих ребенка деталей. При помощи вопросов к сюжетным картинкам: что? кого? где? куда? кому? и т.д. выясняется сложилось ли у ребенка понимание направленности действия, объекта и места действия, для ког то или иное действие совершается и т.п. Например, к картинке Мальчик рисует красками мяч» можно поставить следующие вопросы :Покажи, что рисует мальчик? А теперь покажи, чем он рисует? На чем сидит мальчик?
Для понимания различных грамматических форм словоизменения ребенку предлагается показать по картинкам : один и много предметов ( мяч-мячи, дом-дома, кукла-куклы, собака-собаки) ; большой и маленький предметы ( стул-стульчик, дом-домик, кукла-куколка, ложка-ложечка). Для обследования понимания предлогов логопед просит выполнить ряд действий с небольшой игрушкой ( положить ее на коробку, спрятать в коробку, под коробку, достать из коробки). Завершает обследование состояния импрессивной речи проверка понимания ребенком содержания текста иллюстрированной знакомой сказки.
По результатам обследования у детей с сохранным слухом могут быть выявлены разные уровни понимания речи, что необходимо в дальнейшем учитывать при построении коррекционной работы.
Состояние активного словаря оценивается путем создания речевых ситуаций.
Логопед просит ребенка по подражанию воспроизвести отдельные гласные.
Он протяжно, громко, отчетливо, произносит звук [а], демонстрируя, как поет кукла Маша. Затем аналогичным способом вызываются к подражанию звуки [у]( гудит самолет), [и]кричит лошадка, а так же их сочетания [иа] кричит ослик, [ау] девочка заблудилась в лесу, [уа] плачет малыш.
Помимо выше перечисленного в методику логопедического обследования включаются задания на выявление особенностей слухового внимания к звучащим игрушкам, зрительного восприятия, состояния общей, ручной, артикуляционной моторики.
Исследование слухового внимания проводится в процессе узнавания и различения контрастного звучания двух игрушек ( например погремушки и дудочки, металлического колокольчика и резиновой игрушки-пищалки). Логопед называет игрушки и показывает, как можно издавать звуки с их помощью, зачем прячет их за ширму, воспроизводит за ней звуки, ребенок показывает ,какая игрушка звучала.
Особенности зрительного восприятия оцениваются в процессе узнавания изображений больших и маленьких предметов ( большие и маленькие мячи, куклы, мишки, кубики) ; восприятия и различения основных цветов ( красного, желтого, зеленого, синего) и геометрических фигур ( круга, квадрата, треугольника).
Состояние общей моторики можно оценить, если предложить ребенку выполнить по подражанию следующие упражнения: пройти, а затем пробежать между двумя линиями нарисованными на полу на ширина 25 см; поймать мяч на расстоянии 1 метра. Оценивается в полном или не полном объеме выполняются эти движения, в каком темпе ( нормальном, быстром, медленном), отмечаются проявления моторной неловкости.
Исследование состояния ручной моторики проводится в процессе выполнения заданий на определение кинестетической и кинетической основы движений. В норме трем годам в значительной степени уже формируется праксис позы пальцев и наряду с этим трехлетним детям доступно выполнение простой пробы на динамический праксис «кулак-ребро», « ладонь-кулак» при условии сопряженного предварительного выполнения каждой серии отдельно левой и правой рукой.
Состояние ручной моторики оценивается при выполнении заданий рисовать горизонтальные и вертикальные линии, кружки; манипуляции с предметами ( складывание игрушек в ведерко и поочередное их вынимание) ; навыков работы с пластилином ( умение лепить шарики, колбаски, лепешки).
Подвижность артикуляционных органов можно оценить, организуя с ребенком игровую ситуацию, рассказав веселую историю о язычке, проилюстрировав упражнения красочными рисунками или специальным игрушками для проведения артикуляционной гимнастики.
Подражая логопеду, ребенок выполняет следующие упражнения : « лягушка» широко улыбнуться, « слоник» вытянуть губы вперед, « лопата» положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу, « змейка» показать узкий язык, «качели» положить язык сначала на верхнюю, а потом на нижнюю губу, « лошадка» пощелкать языком.
Логопедическое заключение может быть поставлено только на основании анализа совокупности всех результатов обследования, что предполагает соотнесение уровня понимания речи ребенком с уровнем развития его экспрессивной речи и выполнением его невербальных заданий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспитание речи у детей с моторной алалие
й, М.: Просвещение, 1978.
Пятница Т.В.,
Башинская
Т.В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии (часть 1, 2)
2011.
Пятница Т.В.,
Башинская
Т.В. Как превратить неговорящего ребёнка в Болтуна
, 2014.