Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 14 «Красная шапочка» города Котовска Тамбовской области

Конспект занятия по гражданско-правовому воспитанию в подготовительной группе на тему:

« Наша большая Родина»

Выполнила : воспитатель

Шубина Екатерина Александровна

2024 г.

Цель: формировать познавательный интерес к своей стране, познакомить детей с государственными символами России.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить у детей представление о России, как о родной стране;

-формировать представление детей о государственных символах России - флаге, гербе, гимне, и их особенностях;

-формировать уважительное отношение к государственным символам;

Развивающие:

-развивать связную речь, внимание, память, воображение;

-продолжать работу по обогащению словаря;

Воспитательные:

-воспитывать гордость, патриотические чувства и любовь к Родине;

-воспитывать уважительное отношение к символике нашей страны;

Словарная работа: Символика, геральдика, россияне, символы, двуглавый орёл, отечество, отчизна.

Предварительная работа:

Создание уголка по гражданскому воспитанию, беседы о России, о родном городе, чтение художественной литературы о России, пословиц и заучивание стихов о Родине, рассматривание фотографий и иллюстраций с изображением природы и достопримечательностей нашей страны, просмотр презентаций «Города России», «Москва – столица нашей Родины», рисование рисунков «Моя Россия».

Оборудование:

Карта России, политическая карта мира, иллюстрации с изображением государственных символов России, материал для дидактических игр «Собери герб России», «Найди флаг России среди других флагов», диск с аудиозаписью гимна России, альбом «Широка страна моя родная», ноутбук, сердечки цвета триколор, письмо от В.В. Путина, посылка.

Организационный момент:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Рада видеть всех ребят нашей группы здоровыми, весёлыми! Мне очень хочется, чтобы такое радостное настроение вы сохранили до самого вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу!

А сейчас ,я вам хочу, кое - что предложить.

На прогулку я сегодня

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья

Вам, ребята , не найти.

Друг за другом становитесь,

Крепко за руки держитесь,

По дорожкам, по тропинкам,

По лесу гулять пойдём

Приключения найдём!

Вот мы с вами шли ,шли

И за столики пришли .

Вы ,ребята ,не стесняйтесь,

Побыстрей располагайтесь,

Приготовьте свои ушки

И меня чуть-чуть послушайте.

Дети берутся за руки и идут змейкой к своим стульчикам.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, пока мы с вами гуляли, нам что-то принесли? Что это? Посылка. Интересно, что внутри? Давайте внимательно её посмотрим ?

Посмотрите, здесь висит какой-то замок и написаны вопросы, а ключа то нет. Наверное, чтобы открыть этот замок, нам необходимо ответить правильно на вопросы. И так читаю вопросы:

-Как называется наша страна? (Ответы детей: Россия)

-Столица нашей Родины? (Москва)

-Кто управляет нашей страной? (Президент)

-Расскажите стихотворение о Родине. (Ребёнок читает стихотворение)

«Родина».

Это край чудесный

Там, где синь небес.

Золотое поле

И зеленый лес

Ручеёк звенящий

И весенний гром.

Это - запах хлеба.

Это – отчий дом.

Родина – родная

Наша сторона.

Ты на всей планете

Лучшая страна.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно ответили на все вопросы и вот замок открылся. Давайте посмотрим, что же там? Ребята, посмотрите, сколько здесь много интересных предметов и есть письмо, давайте его прочтём.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Надеюсь, вы получили мою посылку. Сегодня я отправил тысячи посылок во многие детские сады и школы нашей большой страны. Вам были посланы вещи, которые очень значимы для России и каждого её гражданина. Хочется верить, что светлые и славные традиции нашего народа, будут способствовать укреплению гражданско–патриотических качеств в ваших сердцах! Что бы высокие чувства нравственности и патриотизма пробудилось в них, как можно раньше. И я очень хочу, чтобы и вы прониклись чувствами любви и гордости за свою великую страну-Россию! В.В. Путин»

Ребята, а кто такой В.В. Путин? (Ответы детей: президент России).

Правильно, давайте посмотрим, что же он нами прислал, сейчас я буду доставать предметы по порядку и будем их рассматривать. (Воспитатель достаёт политическую карту мира)

Воспитатель: Посмотрите, что это? (Ответы детей: карта мира)

Правильно, это политическая карта мира.

А почему эта карта вся разноцветная? (предположения детей)

На этой карте мира показаны разные страны, а чтоб их можно было отличить друг от друга и увидеть границы, их изобразили разными цветами. Видите, как много разных стран находится на нашей земле. Черные точки – это города. В каждой стране много городов, но есть главный город - это столица.

Как называется наша столица? (Москва)

Какие страны вы знаете, кроме России?

(Ответы детей.)

Сейчас мы с вами поиграем в игру.

Дидактическая игра «Кто, в какой стране живёт?»

Воспитатель: Давайте вспомним жителей разных стран. (Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают.)

Кто живёт в Америке? (американцы)

В Испании? (испанцы)

Во Франции? (французы)

В Африке? (африканцы)

В России? (россияне)

Воспитатель: Молодцы! Всё правильно ответили.

Давайте посмотрим на нашу карту, скажите, какая страна самая большая на этой карте? (Ответы детей: Россия)

Воспитатель достаёт из посылки карту России.

Воспитатель: Россия - самая большая страна в мире! В ней много морей, озёр, рек, она очень богата растительным и животным миром, славится большими городами.

-А какие города вы знаете? (Москва, Санкт-Петербург, Тамбов, Котовск)

Всё это наша с вами большая Родина, наша Россия. А мы с вами живём в этой стране и являемся её гражданами.

Сейчас ребята нам прочтут стихотворение:

«Необычный пешеход»

Кто по улице идет?

Необычный пешеход.

У него пятьсот имен:

На заводе слесарь он,

В яслях - он родитель,

А пришёл на стадион-

И уже болельщик он.

Он кому-то сын и внук,

Для кого-то близкий друг.

Он - мечтатель в дни весны,

Он – защитник в дни войны.

И всегда, везде и всюду –

Гражданин своей страны!

Воспитатель: А как называют граждан нашей страны? (Ответы детей: россияне)

В разные времена нашу Родину называли по-разному: Русь, Россия, Российская Федерация, Советский Союз, но для других стран и народов наша страна всегда была Россией.

Иногда Родину называют – матушка Россия, Отчизна или наше Отечество. Родиной мы зовём её потому, что в ней родились, в ней говорим на родном для нас языке, всё здесь для нас привычное, родное.

Отечеством или отчизной мы зовём Россию потому, что в ней родились и испокон веков жили наши отцы и деды, это наш отеческий дом.

А матушкой называют потому, что она нас вскормила хлебом, напоила своими водами, выучила родному языку, защищает нас, как мать от разных врагов.

А сейчас поиграем в игру на внимание:

Дидактическая игра. «Лишнее словечко».

Родина, родители, росинка, родственники;

Отец, Отечество, отчий дом, отпуск;

Мама, матушка Русь, мастер, мама;

Воспитатель: Молодцы вы все очень внимательные.

- Ребята, а как вы думаете, вот на нашей планете очень много разных стран, а как их можно отличить друг от друга. ( Ответы детей: символы страны)

-Есть ли у нашей страны свои отличительные знаки - символы.

( Ответы детей: герб, флаг, гимн).

-Давайте заглянем в нашу посылку (Воспитатель достаёт изображения символов страны).

Воспитатель показывает изображение герба России детям.

Послушайте стихотворение о гербе России.

«Герб России»

У России величавой,
На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он-России дух свободный.

Воспитатель: Герб России представляет собой темно-красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орёл. Наша с вами страна протянулась с Востока на Запад, поэтому у орла две головы, которые смотрят в этих направлениях. Этому российскому гербу много-много лет, он появился ещё во времена правления царей.

А теперь давайте поиграем.

Дидактическая игра: «Собери герб России»

Дети делятся на две команды, каждая команда получает разрезанные фотографии, с изображением герба России.

Воспитатель: Молодцы, все отлично справились с заданием.

У нашей страны есть не только герб, но и флаг (Воспитатель показывает изображение российского флага)

Давайте послушаем стихотворение о флаге.

Дети читают стихотворение:

«Флаг России –триколор». (И. Агеева)

Флаг России –триколор

Три полоски ловит взор,

И у каждой новый цвет,

А у цвета свой секрет.

Снизу красный самый яркий,

Цвет побед в сраженьях жарких,

Русской кровью ,что добыты

И народом не забыты.

В середине флага - синий,

Словно Волга по равнине…

Синеву родимых рек

Любит русский человек.

Сверху, словно облака,

Цвет снегов и молока.

Чистый белый - мира цвет,

Говорит он - войнам нет!

Воспитатель: Наш государственный флаг представляет собой прямоугольное полотнище, прикреплённое к древку, с тремя равными по ширине горизонтальными полосами: белой, синей, красной.

Как вы думаете, что же обозначают эти цвета?

(Предположения детей.)

Воспитатель: Цветам флага люди придавали особое значение, поэтому цвета выбраны не случайно.

Белый цвет-это цвет мира, наша страна ни на кого не нападает, мы миролюбивая страна.

Синий цвет-это верность, честность. Наш народ любит свою страну, защищает её, и остается ей предан, даже если, приходится жить в чужой стране.

Красный цвет - это смелость, мужество, отвага, сила. Это цвет крови пролитой за Родину.

Вот как много могут рассказать цвета на флаге.

А когда и где мы можем увидеть с вами государственный флаг?

Ответы детей: Во время празднования Дня победы, на параде, на других праздниках, во время награждения наших спортсменов, под флагом сражаются за свою страну.

Воспитатель: Правильно, ребята, а сейчас мы опять с вами немного поиграем.

Дидактическая игра «Найди флаг России среди других флагов»

Дети опять делятся на две команды, каждая команда подходит к своему столу, на котором лежат плакаты, с изображением флагов разных стран, среди них несколько раз повторяется Российский флаг. Необходимо найти все Российские флаги.

Воспитатель: Молодцы, ребята, обе команды справились с заданием, и победила дружба.

Давайте опять заглянем в нашу посылку, что ещё там есть. Это диск, что ж давайте посмотрим, что на нем. (Воспитатель достаёт диск и вставляет в ноутбук. Звучит отрывок гимна России.)

Воспитатель: Что это звучит ребята? ( Гимн)

А что такое гимн? (Это главная песня страны)

Это песня о нашей стране, о том, как мы любим и гордимся нашей страной.

Сейчас Костя прочтет нам стихотворение:

«Гимн России».

Мотив и гордый, и знакомый

Звучит по радио с утра.
Так просыпается страна

Под звуки Гимна - знак особый

И нам не стоит забывать-

При звуке Гимна

Надо встать

Воспитатель: У каждой страны есть свой государственный гимн. Обычно музыка гимна звучит очень торжественно, а слова пронизаны гордостью и любовью к Родине. Автор нашего государственного гимна России знаменитый писатель Сергей Михалков, который так же сочинил много сказок и стихов для детей. А автор музыки композитор Александр Александров.

А вы знаете, когда исполняют государственный гимн?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно, как и поднятие флага, гимн звучит в самых торжественных случаях: во время парадов и других важных событий. Когда спортсменам вручают награды за победу в соревнованиях, то поднимают флаг их Родины и звучит гимн их страны. При исполнении гимна все обязательно должны встать, а мужчины снимают головные уборы.

Воспитатель предлагает детям встать и прослушать государственный гимн.

Воспитатель: Вот мы и достали все подарки от президента, хотя нет, в углу ещё что-то лежит. (Воспитатель достаёт сердечки в цвете триколор.)

Посмотрите, это для каждого из вас частичка нашей Родины!

Итог занятия:

*Какие государственные символы есть у нашей страны?

*Какого цвета полосы на флаге и что они обозначают?

*Что изображено на гербе России?

*Что такое гимн?

*Как его надо слушать?

(Ответы детей)

Все молодцы, спасибо за внимание!