Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 14 «Красная шапочка» города Котовска Тамбовской области
Конспект занятия по гражданско-правовому воспитанию в подготовительной группе на тему:
« Наша большая Родина»
Выполнила : воспитатель
Шубина Екатерина Александровна
2024 г.
Цель: формировать познавательный интерес к своей стране, познакомить детей с государственными символами России.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить у детей представление о России, как о родной стране;
-формировать представление детей о государственных символах России - флаге, гербе, гимне, и их особенностях;
-формировать уважительное отношение к государственным символам;
Развивающие:
-развивать связную речь, внимание, память, воображение;
-продолжать работу по обогащению словаря;
Воспитательные:
-воспитывать гордость, патриотические чувства и любовь к Родине;
-воспитывать уважительное отношение к символике нашей страны;
Словарная работа: Символика, геральдика, россияне, символы, двуглавый орёл, отечество, отчизна.
Предварительная работа:
Создание уголка по гражданскому воспитанию, беседы о России, о родном городе, чтение художественной литературы о России, пословиц и заучивание стихов о Родине, рассматривание фотографий и иллюстраций с изображением природы и достопримечательностей нашей страны, просмотр презентаций «Города России», «Москва – столица нашей Родины», рисование рисунков «Моя Россия».
Оборудование:
Карта России, политическая карта мира, иллюстрации с изображением государственных символов России, материал для дидактических игр «Собери герб России», «Найди флаг России среди других флагов», диск с аудиозаписью гимна России, альбом «Широка страна моя родная», ноутбук, сердечки цвета триколор, письмо от В.В. Путина, посылка.
Организационный момент:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Рада видеть всех ребят нашей группы здоровыми, весёлыми! Мне очень хочется, чтобы такое радостное настроение вы сохранили до самого вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу!
А сейчас ,я вам хочу, кое - что предложить.
На прогулку я сегодня
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Вам, ребята , не найти.
Друг за другом становитесь,
Крепко за руки держитесь,
По дорожкам, по тропинкам,
По лесу гулять пойдём
Приключения найдём!
Вот мы с вами шли ,шли
И за столики пришли .
Вы ,ребята ,не стесняйтесь,
Побыстрей располагайтесь,
Приготовьте свои ушки
И меня чуть-чуть послушайте.
Дети берутся за руки и идут змейкой к своим стульчикам.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, пока мы с вами гуляли, нам что-то принесли? Что это? Посылка. Интересно, что внутри? Давайте внимательно её посмотрим ?
Посмотрите, здесь висит какой-то замок и написаны вопросы, а ключа то нет. Наверное, чтобы открыть этот замок, нам необходимо ответить правильно на вопросы. И так читаю вопросы:
-Как называется наша страна? (Ответы детей: Россия)
-Столица нашей Родины? (Москва)
-Кто управляет нашей страной? (Президент)
-Расскажите стихотворение о Родине. (Ребёнок читает стихотворение)
«Родина».
Это край чудесный
Там, где синь небес.
Золотое поле
И зеленый лес
Ручеёк звенящий
И весенний гром.
Это - запах хлеба.
Это – отчий дом.
Родина – родная
Наша сторона.
Ты на всей планете
Лучшая страна.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно ответили на все вопросы и вот замок открылся. Давайте посмотрим, что же там? Ребята, посмотрите, сколько здесь много интересных предметов и есть письмо, давайте его прочтём.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Надеюсь, вы получили мою посылку. Сегодня я отправил тысячи посылок во многие детские сады и школы нашей большой страны. Вам были посланы вещи, которые очень значимы для России и каждого её гражданина. Хочется верить, что светлые и славные традиции нашего народа, будут способствовать укреплению гражданско–патриотических качеств в ваших сердцах! Что бы высокие чувства нравственности и патриотизма пробудилось в них, как можно раньше. И я очень хочу, чтобы и вы прониклись чувствами любви и гордости за свою великую страну-Россию! В.В. Путин»
Ребята, а кто такой В.В. Путин? (Ответы детей: президент России).
Правильно, давайте посмотрим, что же он нами прислал, сейчас я буду доставать предметы по порядку и будем их рассматривать. (Воспитатель достаёт политическую карту мира)
Воспитатель: Посмотрите, что это? (Ответы детей: карта мира)
Правильно, это политическая карта мира.
А почему эта карта вся разноцветная? (предположения детей)
На этой карте мира показаны разные страны, а чтоб их можно было отличить друг от друга и увидеть границы, их изобразили разными цветами. Видите, как много разных стран находится на нашей земле. Черные точки – это города. В каждой стране много городов, но есть главный город - это столица.
Как называется наша столица? (Москва)
Какие страны вы знаете, кроме России?
(Ответы детей.)
Сейчас мы с вами поиграем в игру.
Дидактическая игра «Кто, в какой стране живёт?»
Воспитатель: Давайте вспомним жителей разных стран. (Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают.)
Кто живёт в Америке? (американцы)
В Испании? (испанцы)
Во Франции? (французы)
В Африке? (африканцы)
В России? (россияне)
Воспитатель: Молодцы! Всё правильно ответили.
Давайте посмотрим на нашу карту, скажите, какая страна самая большая на этой карте? (Ответы детей: Россия)
Воспитатель достаёт из посылки карту России.
Воспитатель: Россия - самая большая страна в мире! В ней много морей, озёр, рек, она очень богата растительным и животным миром, славится большими городами.
-А какие города вы знаете? (Москва, Санкт-Петербург, Тамбов, Котовск)
Всё это наша с вами большая Родина, наша Россия. А мы с вами живём в этой стране и являемся её гражданами.
Сейчас ребята нам прочтут стихотворение:
«Необычный пешеход»
Кто по улице идет?
Необычный пешеход.
У него пятьсот имен:
На заводе слесарь он,
В яслях - он родитель,
А пришёл на стадион-
И уже болельщик он.
Он кому-то сын и внук,
Для кого-то близкий друг.
Он - мечтатель в дни весны,
Он – защитник в дни войны.
И всегда, везде и всюду –
Гражданин своей страны!
Воспитатель: А как называют граждан нашей страны? (Ответы детей: россияне)
В разные времена нашу Родину называли по-разному: Русь, Россия, Российская Федерация, Советский Союз, но для других стран и народов наша страна всегда была Россией.
Иногда Родину называют – матушка Россия, Отчизна или наше Отечество. Родиной мы зовём её потому, что в ней родились, в ней говорим на родном для нас языке, всё здесь для нас привычное, родное.
Отечеством или отчизной мы зовём Россию потому, что в ней родились и испокон веков жили наши отцы и деды, это наш отеческий дом.
А матушкой называют потому, что она нас вскормила хлебом, напоила своими водами, выучила родному языку, защищает нас, как мать от разных врагов.
А сейчас поиграем в игру на внимание:
Дидактическая игра. «Лишнее словечко».
Родина, родители, росинка, родственники;
Отец, Отечество, отчий дом, отпуск;
Мама, матушка Русь, мастер, мама;
Воспитатель: Молодцы вы все очень внимательные.
- Ребята, а как вы думаете, вот на нашей планете очень много разных стран, а как их можно отличить друг от друга. ( Ответы детей: символы страны)
-Есть ли у нашей страны свои отличительные знаки - символы.
( Ответы детей: герб, флаг, гимн).
-Давайте заглянем в нашу посылку (Воспитатель достаёт изображения символов страны).
Воспитатель показывает изображение герба России детям.
Послушайте стихотворение о гербе России.
«Герб России»
У России величавой,
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он-России дух свободный.
Воспитатель: Герб России представляет собой темно-красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орёл. Наша с вами страна протянулась с Востока на Запад, поэтому у орла две головы, которые смотрят в этих направлениях. Этому российскому гербу много-много лет, он появился ещё во времена правления царей.
А теперь давайте поиграем.
Дидактическая игра: «Собери герб России»
Дети делятся на две команды, каждая команда получает разрезанные фотографии, с изображением герба России.
Воспитатель: Молодцы, все отлично справились с заданием.
У нашей страны есть не только герб, но и флаг (Воспитатель показывает изображение российского флага)
Давайте послушаем стихотворение о флаге.
Дети читают стихотворение:
«Флаг России –триколор». (И. Агеева)
Флаг России –триколор
Три полоски ловит взор,
И у каждой новый цвет,
А у цвета свой секрет.
Снизу красный самый яркий,
Цвет побед в сраженьях жарких,
Русской кровью ,что добыты
И народом не забыты.
В середине флага - синий,
Словно Волга по равнине…
Синеву родимых рек
Любит русский человек.
Сверху, словно облака,
Цвет снегов и молока.
Чистый белый - мира цвет,
Говорит он - войнам нет!
Воспитатель: Наш государственный флаг представляет собой прямоугольное полотнище, прикреплённое к древку, с тремя равными по ширине горизонтальными полосами: белой, синей, красной.
Как вы думаете, что же обозначают эти цвета?
(Предположения детей.)
Воспитатель: Цветам флага люди придавали особое значение, поэтому цвета выбраны не случайно.
Белый цвет-это цвет мира, наша страна ни на кого не нападает, мы миролюбивая страна.
Синий цвет-это верность, честность. Наш народ любит свою страну, защищает её, и остается ей предан, даже если, приходится жить в чужой стране.
Красный цвет - это смелость, мужество, отвага, сила. Это цвет крови пролитой за Родину.
Вот как много могут рассказать цвета на флаге.
А когда и где мы можем увидеть с вами государственный флаг?
Ответы детей: Во время празднования Дня победы, на параде, на других праздниках, во время награждения наших спортсменов, под флагом сражаются за свою страну.
Воспитатель: Правильно, ребята, а сейчас мы опять с вами немного поиграем.
Дидактическая игра «Найди флаг России среди других флагов»
Дети опять делятся на две команды, каждая команда подходит к своему столу, на котором лежат плакаты, с изображением флагов разных стран, среди них несколько раз повторяется Российский флаг. Необходимо найти все Российские флаги.
Воспитатель: Молодцы, ребята, обе команды справились с заданием, и победила дружба.
Давайте опять заглянем в нашу посылку, что ещё там есть. Это диск, что ж давайте посмотрим, что на нем. (Воспитатель достаёт диск и вставляет в ноутбук. Звучит отрывок гимна России.)
Воспитатель: Что это звучит ребята? ( Гимн)
А что такое гимн? (Это главная песня страны)
Это песня о нашей стране, о том, как мы любим и гордимся нашей страной.
Сейчас Костя прочтет нам стихотворение:
«Гимн России».
Мотив и гордый, и знакомый
Звучит по радио с утра.
Так просыпается страна
Под звуки Гимна - знак особый
И нам не стоит забывать-
При звуке Гимна
Надо встать
Воспитатель: У каждой страны есть свой государственный гимн. Обычно музыка гимна звучит очень торжественно, а слова пронизаны гордостью и любовью к Родине. Автор нашего государственного гимна России – знаменитый писатель Сергей Михалков, который так же сочинил много сказок и стихов для детей. А автор музыки композитор Александр Александров.
А вы знаете, когда исполняют государственный гимн?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, как и поднятие флага, гимн звучит в самых торжественных случаях: во время парадов и других важных событий. Когда спортсменам вручают награды за победу в соревнованиях, то поднимают флаг их Родины и звучит гимн их страны. При исполнении гимна все обязательно должны встать, а мужчины снимают головные уборы.
Воспитатель предлагает детям встать и прослушать государственный гимн.
Воспитатель: Вот мы и достали все подарки от президента, хотя нет, в углу ещё что-то лежит. (Воспитатель достаёт сердечки в цвете триколор.)
Посмотрите, это для каждого из вас частичка нашей Родины!
Итог занятия:
*Какие государственные символы есть у нашей страны?
*Какого цвета полосы на флаге и что они обозначают?
*Что изображено на гербе России?
*Что такое гимн?
*Как его надо слушать?
(Ответы детей)
Все молодцы, спасибо за внимание!