Ленинградское областное государственное бюджетное учреждение «Сланцевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Мечта»

Конкурс профессионального мастерства

«Лучший специалист 2023 года»

в ЛОГБУ «Сланцевский СРЦН «Мечта»

«Не смотри на мир через окно!»

- практика позитивной интеграции детей-инвалидов в социум.

Подготовил: инструктор по труду отделения социального обслуживания детей-инвалидов в полустационарной форме Г. Н. Яненко.

г. Сланцы. 2024 г.

«Не смотри на мир через окно!» - практика позитивной интеграции детей-инвалидов в социум.

В основе практики реализуется система мероприятий по включению детей-инвалидов в реальную жизнь общества , проводится специальное психолого-педагогическое сопровождение, направленное на становление личности ребенка с нарушениями развития через расширение социальных контактов и приобретение полезного социального опыта.

Целевая группа – 30 детей с ОВЗ и инвалидов школьного возраста с различной степенью выраженности задержки психического развития, посещающих отделение социального обслуживания детей-инвалидов в ЛОГБУ «Сланцевский СРЦН «Мечта».

Этапы реализации практики : 1. Подготовительный: формирование целевой группы, организация работы с семьями, поиск партнеров и наставников, планирование совместных мероприятий, заключение договоров о сотрудничестве. 2. Основной: проведение регулярных мероприятий. 3. Заключительный: подведение итогов, тиражирование и распространение опыта.

Цель: Создание условий для многогранного взаимодействия ребенка-инвалида с социальной средой, естественного усвоения мира социальных отношений и самореализации.

Задачи:

Включение детей-инвалидов в различные структурные элементы городской инфраструктуры для ознакомления, изучения и взаимодействия с объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания и др.

Создания ситуаций общения с горожанам

и-

людьми труда и творчества, побуждающих детей-инвалидов к активности и мотивации к деятельности.

Приобщение детей - инвалидов к культурной жизни общества посредством посещения театров, кинозалов, музеев.

Развитие у детей-инвалидов общественных побуждений, усвоение ими ценностей и норм, принятых в обществе посредством участия в социально-значимых акциях и деятельности на благо другим.

Формы работы

Экскурсии на предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания, промышленного и сельскохозяйственного производства, культпоходы, мастер-классы, практикумы, встречи с интересными людьми, социально значимые акции, трудовые десанты.

Методы работы

мотивационно – ценностные (

ориентация на личностную индивидуальность, эмоциональное освоение им общественных ценностей, поддержка инициативы и

самопроявления

ребенка)

деятельно-поисковые (наблюдение, исследование, самореализация в практических видах деятельности)

В социально-средовой ориентации детей-инвалидов преобладают когнитивные методы и недостаточное внимание уделяется практическому подходу. Для воспитанников, посещающих отделение социального обслуживания детей-инвалидов в полустационарной форме, организуются регулярные, не менее 1 раза в неделю, выходы в окружающую среду для ознакомления, изучения и взаимодействия с городской инфраструктурой и общения с горожанами. В частности, проводятся экскурсии на городские предприятия, посещение объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, мест отдыха. На постоянной основе предусмотрены походы в учреждения культуры (библиотека, парк культуры и отдыха, культурно-досуговый центр, театр кукол, музеи).

Осуществляется ознакомление детей с новыми объектами, а также повторные выходы в те места, которые вызвали у детей наибольший интерес. Каждое мероприятие подразумевает получение детьми практического опыта. Создаются ситуации общения, побуждающие ребенка с ОВЗ к активности и мотивации к деятельности. Каждому участнику предоставляется возможность не только непосредственно наблюдать социальные отношения, но и принять участие в мастер-классе, пообщаться с интересным человеком, выполнить доступные поисковые действия. Взрослые создают условия для проявления ребенком инициативы,  поддерживают его самостоятельность, помогают реализовать себя в различных видах трудовой деятельности. Детям-инвалидам предоставляется возможность принять участие в социальных, патриотических, экологических акциях и в деятельности на благо другим, организуются сезонные трудовые десанты. Таким образом, они вовлекаются в общественную жизнь общества. Использование мер психолого-педагогической поддержки и защиты, те позитивные эмоции и чувства, которые испытывают дети, помогают им легче приспосабливаться к условиям социальной среды и, как следствие, эффективнее осваивать социально-средовые навыки.

В реализации практики задействовано более 20 социальных партнеров.

Заключены договоры с государственными организациями: МКУ « ФОК СМР» г. Сланцы ,МУДО Сланцевский ДТ, Сланцевская межпоселенческая библиотека, Культурно досуговый центр, ЛОГБУ "Сланцевский ДИВВИТ", Сланцевское отделение Центр ГИМС Главного управления МЧС России по Ленинградской области, ОГИБДД ОМВД по Сланцевому району, Государственная пожарная служба «ОГПС Сланцевского района», ОУУП и ПДН ОМВД России по Сланцевскому району. Задействованы городские творческие любительские объединения « Лико», «Клубок»; волонтеры молодежных клубов «Орленок» , «Костер» . Ленинградской региональной общественной организацией в поддержку детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов и инвалидов с детства «Лепестки добра» организованы благотворительные поездки в г. Санкт-Петербург в ТЮЗ, театр « Олимпик», «Музей чудес», «Дом наоборот» Осуществляется взаимодействие с местным сообществом: индивидуальными предпринимателями, владеющими предприятиями торговли, общественного питания, индустрии красоты, мастерскими по ремонту одежды и обуви, фото–салоном, зоолавкой, фермой домашних животных в д. Большие Поля, а так же, предприятиями промышленного и сельскохозяйственного производства (Керамическая мастерская, Швейная фабрика, Кондитерский цех). Сотрудничество осуществляется на основе договорных обязательств и в рамках разовой благотворительности. Взаимодействие с социальными партнерами и убедительный пример взрослых наставников позволяет детям-инвалидам полнее и гармоничнее осваивать мир социальных отношений. Немаловажно, что выходы детей-инвалидов в окружающую среду способствуют принятию обществом "особенных" детей.

Результаты внедрения практики:

Накопление социального опыта.

Формирование умения внимательно смотреть вокруг.

Обогащение эмоционального мира детей

Приобретение навыков социального поведения, коммуникативных навыков.

Адаптация в городском пространстве.

Приобретение уверенности в себе. Уменьшение отчужденности,

обособленности.

Повышение активности, адекватное проявление эмоций и желаний.

Тенденция к самостоятельности

.