Фролова Т.А. – воспитатель Тимохина Т.А. - воспитатель Нравственно - экологическое воспитание детей 5-6 лет через художественную литературу Важным направлением развития ребёнка в детском саду является его духовно -нравственное воспитание и развитие. Оно вплотную связано с экологическим воспитанием и, конечно целью нравственно - экологической культуры является умение видеть красоту животных и растений, создавать благоприятные условия для их жизни, сохранять и приумножать природные объекты, проявлять правильное отношение к окружающей природе. У полюбившего природу ребёнка , не возникнет желание бездумно рвать цветы, обижать животных, разрушать гнезда птиц. Именно природа способствует формированию не только нравственности, но и духовности ребёнка , способного к сопереживанию и пониманию добра и зла. Экологическое воспитание - это воспитание нравственности,духовности. ?Рыбе -вода,птице - воздух, зверю -лес,степи,горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину?- сказал М.Пришвин. Воспитание гуманного отношения к природе - это одно из направлений нравственного воспитания. Экологическая культура - это необходимое нравственное качество личности, включающее знания человека о природе, взаимосвязях общества и окружающей среды, способах сохранения и оказания ей помощи. Составной частью этого понятия являются нравственные и эстетические чувства, достойные поведения человека в окружающей среде, желание сделать мир лучше. В своей практической деятельности мы,решая задачи духовно - нравственного воспитания и формирования основ экологической культуры дошкольников , поставили следующие задачи : *формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения ; *формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни, нравственного отношения к живому; *развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению , оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности ; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды. Эти задачи мы решаем ,в том числе, и через ознакомление художественной литературы. Так как проблема по нравственно - экологическому воспитанию детей очень актуальна в настоящее время,то в решении задач мы затрагиваем все направления художественной литературы : *поговорки, пословицы, *рассказы о природе,животных, *терапевтические , поучительные сказки, *сказки, *стихотворения , *загадки о животных, о временах года, о птицах... ?....задача художественных произведений совсем не в том, чтобы дать читателю некий комплекс научных знаний о тех или иных животных, растениях и т.д. , а в том,чтобы дать образ животного, растения, даже неодушевлённого предмета....Тогда читателю откроется чистейшая правда, глубоко верное изображение действительности...? - писал В.Бианки. Экологическое воспитание посредством чтения художественной литературы является одним из направлений воспитательно - образовательной деятельности. Это важное средство всестороннего развития ребёнка - дошкольника, формирование системы знаний о природе, воспитание осознанного отношения к ней ; с другой стороны, обогащает их представления об окружающем мире , учит видеть закономерности природных явлений. В нашей работе мы используем не только художественные произведения, которые рекомендованы программой дошкольного образования в соответствии с возрастом детей, а также литературу о природе, позволяющую дошкольникам как можно ближе познакомиться с окружающим миром. Выбирая среди всего многообразия художественных произведений те, которые соответствуют пониманию детей , а также формируют больший интерес к окружающему миру, мы учитывали следующие принципы : *доступность произведений художественной литературы для восприятия дошкольников , поскольку произведения могут оказывать воспитательное влияние лишь в том случае, если понятно ребёнком ; *реалистичность , особенностью которой является то, что стихи, сказки, рассказы описывают реальную жизнь растений и животных в природе, их внешние признаки , особенности поведения, место обитания ; *привлекательность для воспитанников, что предусматривает выбор произведения с интересным сюжетом, насыщенным поэтическими образами. Нравственно - экологическое воспитание через художественную литературу имеет свои цели : Развивать у старших дошкольников способность воспринимать, чувствовать красоту природы, прививать им любовь и доброту к природе, желание наблюдать природные явления и объекты в разные времена года : И.Никитин ? Поутру вчера...? ; И.Суриков ?Зима? ;Ф.Тютчев ?Весенняя гроза? ;В.Жуковский ? Жаворонок?; А.Майков ? Осень? ; А. Толстой ? Колокольчики мои...? ; Н.Некрасов ? Перед дождём? ; С.Есенин ? Береза? , ? Черёмуха?, А.Прокофьев ? Снегири?, Е.Серова ? Подснежники?, А.Барто ? Апрель? и т. д. Воспитывать у старших дошкольников гуманное отношение к растениям, не наносить им вреда, заботиться и защищать их : И.Мазнин ? Цветок?, М. Познанская ? Ромашка?, П. Воронько ? Липка?, А. Николаенко ? Глаза распахните!?, В.Ланцетти ? Лейка- молодец?, Н.Грибачев ? Дубок?, И.Токмакова ? Осинка? и т.д... Воспитывать в старших дошкольниках добрые чувства к животным, желание помогать, оберегать, проявлять к ним заботу : С.Есенин ? Воробышки?, ? Лебедушка? ; К.Тангрыкулиев ? Жеребёнок? ; И.Токмакова ? Стой, зайчонок?, ? Голуби?, ? Ничья кошка? ; З.Александрова ? Волчонок? Воспитывать в старших дошкольниках понимание ценности природы для каждого человека и общества в целом, понимание того, что природа приносит пользу для всего человечества, поэтому ко всему в природе следует относиться бережно и разумно : М. Познанская ? Ромашка?; П.Воронько ? Липка?; К.Тангрыкулиев ? Миндаль? ; Я.Циркулиев ? Добрый дождь? ; М.Джалиль ? Родник? ; Э.Мошковская ? Дедушка Дерево? и т.д.... Отдельно хотелось бы рассказать об огромной роли произведений В.В.Бианки в нравственно - экологическом воспитании старших дошкольников. Он написал более 300 произведений для детей, из них более тридцати произведений - это сказки. Его произведения просты и понятны детям, помогают понять законы природы. Главные герои - не волшебники и феи, а рыбы,птицы, животные и насекомые. Рассказы В.Бианки индивидуальны , неповторимы , насыщены научными фактами,так как автор был биологом по образованию. Его рассказы и сказки расширяют кругозор каждого ребёнка , знакомят его с законами живой природы , подводят детей к осмыслению , сопоставлению и обобщению различных фактов и явлений. Недаром , многие его произведения имеют названия в форме вопроса : ? Где зимуют раки??, ? Кто чем пьёт??. Воспитательное значение сказок В.Бианки огромно для детей дошкольного возраста. Они не только учат наблюдать природу, радоваться её красоте и многообразию, но и имеют нравственный аспект : любить и оберегать все живое на земле. Сказка В. Бианки ? Сова? способствует пониманию того, что нельзя нарушать связи , существующие в природе. Исчезновение одного из видов лесной цепочки обуславливает гибель большинства животных, растений , то есть - природы,частью которого является человек. Именно поэтому важно следить за своим поведением по отношению к природе, поскольку нарушение законов природы может нанести непоправимый вред. Прочитав детям сказку ? Олени и хищники?, я смогла убедить детей,что это действительно так. Рассказы В.Сухомлинского ?Стыдно перед соловушкой? , ? Почему плачет синичка?? оказывают положительное влияние на формирование экологической культуры детей, развивают навыки анализа правильной оценки своих поступков и поступков окружающих по отношению к природе. Ознакомление дошкольников с рассказами В.Танайсичука ? Что такое кислый дождь??, ? Нефть в море?, ? От чего погибли киты? позволяет сформировать у старших дошкольников представление о том, что человечество в целом и каждый человек в отдельности, отвечает за свою планету. Для того,чтобы сохранить природу , не допустить её гибели,каждый должен знать и выполнять экологические правила. Чтение стихотворения ? Покормите птиц зимой!? способствовало воспитанию гуманного отношения дошкольников к природе. Вместе с родителями дети сделали кормушки для птиц и развесили их на деревьях. Таким образом, реализация работы по воспитанию гуманного отношения детей к природе через чтение художественной литературы дала положительные результаты : *дети стали бережнее относиться к окружающей природе, *повысился интерес к чтению художественной литературе о живой природе... Формируя у детей дошкольного возраста основы экологического воспитания с помощью чтения художественной литературы ,мы закладываем фундамент системы духовно - нравственных ценностей, которая будет определять отношение человека к миру и его проявлением во всем многообразии. Используемая литература: 1. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно -ориентированного воспитания/ Е.В.Бондаревская // Педагогика .-1995.- №4. с.29-36 2. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой.- м. ,1980. 3. Вирницкая М.М. Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. ( Текст) / М.М. Вирницкая - Москва. : 2015. 4. Дерябко С.Д. , Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология . Ростов - на- Дону, 2008. 5. Лагутина А.О. Экологическая культура как фактор устойчивого развития общества. Автор. канд. дис ., Краснодар,2001. 6. Нечаева В.Г. Нравственное воспитание в детском саду . / Под редакцией В.Г. Нечаевой и др. - Москва : Просвещение, 1984.
Нравственно-экологическое воспитание детей 5-6 лет через художественную литературу