Фролова Т.А. – воспитатель
Тимохина Т.А. - воспитатель

Нравственно - экологическое воспитание детей 5-6 лет через художественную литературу

Важным направлением развития ребёнка в детском саду является его духовно -нравственное воспитание и развитие. Оно вплотную связано с экологическим воспитанием и, конечно целью нравственно - экологической культуры является умение видеть красоту животных и растений, создавать благоприятные условия для их жизни, сохранять и приумножать природные объекты, проявлять правильное отношение к окружающей природе. У полюбившего природу ребёнка , не возникнет желание бездумно рвать цветы, обижать животных, разрушать гнезда птиц. 
Именно природа способствует формированию не только нравственности, но и духовности ребёнка , способного к сопереживанию и пониманию добра и зла.
Экологическое воспитание - это воспитание нравственности,духовности.
?Рыбе -вода,птице - воздух, зверю -лес,степи,горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину?- сказал М.Пришвин. Воспитание гуманного отношения к природе - это одно из направлений нравственного воспитания. Экологическая культура - это необходимое нравственное качество личности, включающее знания человека  о природе, взаимосвязях общества и окружающей среды, способах сохранения и оказания ей помощи. Составной частью этого понятия являются нравственные и эстетические чувства, достойные поведения человека в окружающей среде, желание сделать мир лучше.
 В своей практической деятельности мы,решая задачи духовно - нравственного воспитания и формирования  основ экологической культуры дошкольников , поставили следующие задачи :
*формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения ;
*формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни, нравственного отношения к живому;
*развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению , оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности  ; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.
Эти задачи мы решаем ,в том числе, и через ознакомление художественной литературы. Так как проблема по нравственно - экологическому воспитанию детей очень актуальна в настоящее время,то в решении задач мы затрагиваем все направления художественной литературы :
*поговорки, пословицы,
*рассказы о природе,животных, 
*терапевтические , поучительные сказки,
*сказки,
*стихотворения ,
*загадки о животных, о временах года, о птицах...
?....задача художественных произведений совсем не в том, чтобы дать читателю некий комплекс научных знаний о тех или иных животных, растениях и т.д. , а в том,чтобы дать образ животного, растения, даже неодушевлённого предмета....Тогда читателю откроется чистейшая правда, глубоко верное изображение действительности...? - писал В.Бианки. Экологическое воспитание посредством чтения художественной литературы является одним из направлений  воспитательно - образовательной деятельности. Это важное средство всестороннего развития ребёнка - дошкольника, формирование системы  знаний   о природе, воспитание осознанного отношения к ней ; с другой стороны, обогащает их представления об окружающем мире , учит видеть закономерности природных явлений.
В нашей работе мы используем  не только  художественные произведения, которые рекомендованы программой дошкольного образования в соответствии с возрастом детей, а также  литературу о природе, позволяющую дошкольникам как можно ближе  познакомиться с окружающим миром. Выбирая среди всего многообразия художественных произведений  те, которые соответствуют пониманию детей , а также формируют больший интерес к окружающему миру, мы учитывали  следующие принципы :
*доступность произведений художественной литературы для восприятия  дошкольников , поскольку произведения могут оказывать воспитательное влияние лишь в том случае,  если понятно ребёнком ;
*реалистичность , особенностью которой является то, что стихи, сказки, рассказы описывают реальную жизнь растений и животных  в природе, их внешние признаки , особенности поведения, место обитания ;
*привлекательность для воспитанников, что предусматривает выбор произведения с интересным сюжетом, насыщенным поэтическими  образами.
 Нравственно - экологическое воспитание через художественную литературу имеет свои цели :
Развивать у старших дошкольников способность воспринимать, чувствовать красоту природы,  прививать им любовь и доброту к природе, желание наблюдать природные явления и объекты в разные времена года : И.Никитин ? Поутру вчера...? ; И.Суриков ?Зима? ;Ф.Тютчев ?Весенняя гроза? ;В.Жуковский ? Жаворонок?; А.Майков ? Осень? ; А. Толстой ? Колокольчики мои...? ; Н.Некрасов ? Перед дождём? ;  С.Есенин ? Береза? , ? Черёмуха?, А.Прокофьев ? Снегири?, Е.Серова ? Подснежники?, А.Барто ? Апрель? и т. д.
Воспитывать у старших  дошкольников гуманное отношение к растениям, не наносить им вреда, заботиться и защищать их : И.Мазнин ? Цветок?, М. Познанская ? Ромашка?, П. Воронько ? Липка?, А. Николаенко ? Глаза распахните!?, В.Ланцетти ? Лейка- молодец?, Н.Грибачев ? Дубок?,  И.Токмакова ? Осинка? и т.д...
Воспитывать в старших дошкольниках добрые чувства к животным, желание помогать, оберегать, проявлять к ним заботу : С.Есенин ? Воробышки?,  ? Лебедушка? ; К.Тангрыкулиев  ? Жеребёнок? ; И.Токмакова ? Стой, зайчонок?, ? Голуби?, ? Ничья кошка? ; З.Александрова ? Волчонок?
Воспитывать в старших дошкольниках   понимание ценности природы  для каждого человека и общества в целом, понимание того, что природа приносит пользу  для всего человечества, поэтому ко всему в природе следует относиться бережно и разумно : М. Познанская ? Ромашка?; П.Воронько ? Липка?; К.Тангрыкулиев ? Миндаль? ; Я.Циркулиев ? Добрый дождь? ; М.Джалиль ? Родник? ; Э.Мошковская ? Дедушка Дерево? и т.д....
Отдельно хотелось бы рассказать об огромной роли произведений В.В.Бианки в нравственно - экологическом воспитании старших дошкольников.  Он написал более 300 произведений для детей, из них  более тридцати произведений - это  сказки. Его произведения  просты и понятны детям, помогают понять законы природы. Главные герои - не волшебники и феи, а рыбы,птицы, животные и насекомые. Рассказы В.Бианки индивидуальны , неповторимы , насыщены научными фактами,так как автор был биологом по образованию.  Его рассказы и сказки  расширяют кругозор каждого ребёнка ,  знакомят его с законами живой природы , подводят детей к осмыслению , сопоставлению и обобщению  различных фактов  и явлений. Недаром , многие его произведения  имеют названия в форме вопроса  : ? Где зимуют раки??, ? Кто чем пьёт??. Воспитательное  значение сказок В.Бианки  огромно для детей дошкольного возраста. Они не только учат наблюдать природу, радоваться её красоте и многообразию, но и имеют нравственный аспект : любить и оберегать все живое на земле.  Сказка В. Бианки ? Сова? способствует пониманию того, что нельзя нарушать связи , существующие в природе. Исчезновение одного из видов лесной цепочки обуславливает гибель  большинства животных, растений  , то есть - природы,частью которого является человек. Именно поэтому важно следить за своим поведением по отношению к природе, поскольку нарушение законов природы может нанести непоправимый вред. Прочитав  детям  сказку  ? Олени и хищники?, я смогла убедить детей,что это действительно так.
Рассказы В.Сухомлинского ?Стыдно перед соловушкой? , ? Почему плачет синичка?? оказывают положительное влияние на формирование экологической культуры детей, развивают навыки анализа правильной оценки своих поступков и поступков окружающих  по отношению к природе.
Ознакомление дошкольников с рассказами  В.Танайсичука ? Что такое кислый дождь??, ? Нефть в море?, ? От чего погибли киты? позволяет сформировать у старших дошкольников представление о том, что человечество в целом и каждый человек в отдельности, отвечает за свою планету. Для того,чтобы сохранить природу , не допустить её гибели,каждый должен знать и выполнять экологические правила.
Чтение стихотворения ? Покормите птиц зимой!? способствовало воспитанию гуманного отношения дошкольников к природе. Вместе с родителями дети сделали кормушки  для птиц и развесили их на деревьях.
Таким образом, реализация работы по воспитанию гуманного отношения детей к природе через чтение художественной литературы дала положительные результаты :
*дети стали бережнее относиться к окружающей природе,
*повысился интерес к чтению художественной литературе о живой природе...
Формируя у детей дошкольного возраста основы экологического воспитания с помощью чтения художественной литературы ,мы закладываем фундамент системы духовно - нравственных ценностей, которая будет определять  отношение человека к миру и его проявлением  во всем многообразии.


Используемая литература:
1. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно -ориентированного воспитания/ Е.В.Бондаревская  // Педагогика .-1995.- №4. с.29-36
2. Веретенникова С.А.  Ознакомление дошкольников с природой.- м. ,1980.
3. Вирницкая М.М. Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. ( Текст) / М.М. Вирницкая - Москва. : 2015.
4.  Дерябко С.Д. , Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология . Ростов - на- Дону, 2008.
 5. Лагутина А.О.  Экологическая культура как фактор устойчивого развития общества. Автор. канд. дис .,  Краснодар,2001.
 6. Нечаева В.Г. Нравственное воспитание в детском саду . / Под редакцией  В.Г. Нечаевой и др. - Москва : Просвещение, 1984.