Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка-детский сад №28» п. Восток

Красноармейского муниципального округа

Приморского края

Конспект открытого занятия

по развитию речи

в старшей группе №1 «Капитошки»

На тему: «Путешествие в страну красивой речи»

Составила:

Нескромных Елена Вячеславовна

пгт. Восток

2024г.

Программное содержание:

Образовательное:

- обогащать словарный запас через участие в словесно-речевых играх;

-формировать представление о фантазии;

-закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков.

Развивающие:

-развивать выразительность речи;

-продолжать развивать речь как средство общения.

Воспитательное:

-воспитывать звуковую культуру речи;

-воспитывать культуру общения;

-воспитывать доброжелательность, отзывчивость, доброту.

Словарная работа: фантазия, солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее.

Оборудование: солнце с лучиками, запись мелодии «волшебной музыки», камушки, картинки, лодка из картона, фонарик, волшебный сундук.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

(Дети стоят в кругу посреди зала)

Психогимнастика «Улыбка»

Воспитатель:

-Ребята, посмотрите сколько у нас гостей давайте поздороваемся и подарим друг другу улыбки. Улыбнись соседу справа(слева)! Улыбнемся и гостям!

-Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие в сказочную страну Красивой речи. Попадая в эту сказочную страну люди немного меняются. Хотите узнать, как? (ответы детей)

Тогда в путь. Так как страна необычная, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.

что такое фантазия? (Ответы детей).

Воспитатель: фантазия- это наши мечты, когда мы, о чем –то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле.

-Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:

Все вместе:

Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.

Воспитатель;

-Итак, отправляемся в страну Красивой речи. (Включается сказочная музыка)

Закройте пожалуйста глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы дома, поля, леса, которые его окружают, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

2.Основная часть.

Воспитатель;

-Вот мы и прибыли. Посмотрите, ребята, что это?

Дети;

- Сундук

Воспитатель;

Правильно, а на сундуке – замок. Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок» Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику.

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали (на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)

Покрутили, (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

Потянули (тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.)

И открыли! (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.)

-Замок, мы открыли, молодцы!

Воспитатель:

-Ой, ребята, а здесь письмо!

Дорогие любимые наши ребята группы «Капитошки», помогите нам! Злые волшебники заколдовали наш город:

Все, что есть у нас: и дома, и поля, и леса, и дорожки, и речки и солнышко.

Помогите нам расколдовать нам нашу страну!

-Нужно помочь жителям этого города. Поможем? Да.

-Тогда, отгадайте загадку:

Среди поля голубого яркий блеск огня большого

Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,

Светит весело в оконце.

Догадались это(Солнце).

Воспитатель:

-Ребята правильно, это солнышко! (висит на доске)

-Только почему-то оно грустное? (ответы детей)

-У него нет лучиков.

-Злые волшебники заколдовали солнце и лучики!

-Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания.

Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку.

В сундуке фонарик.

-Ребята, посмотрите в нашем сундуке есть фонарик, который нам сегодня поможет.

1 задание 

Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи (воспитатель светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением животных)

«Назови ласково» Воспитатель, кидая мяч ребенку называет слово, а он называет его ласково.

Примерные слова: Обезьяна, бегемот, лиса, заяц, кабан, медведь, белка.

-Молодцы ребята, первый лучик мы заработали для солнышко.

2 задание

Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи. (воспитатель светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением сада и огорода)

«Назови одним словом»

-груша, яблоко, персик, слива (фрукты)

-тюльпан, ирис, астра, роза (цветы)

-помидор, огурец, морковь, свекла (овощи)

-клубника, малина, вишня, крыжовник (ягоды)

-укроп, петрушка, салат, щавель (зелень)

«Слова – родственники»

Где растут фрукты? (В саду) Кто ухаживает за садом? (садовод)

Как называются растения, которые растут в саду? (садовые)

Назови, какие слова – родственники мы с тобой произнесли.

Заработали лучик (вешаю лучик).

3 задание.

Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи. (Воспитатель светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением гаража с транспортом)

«Что лишнее? »

- самолет, вертолет, истребитель, дерево

-апельсин, катер, теплоход, лодка

-машина, мотоцикл, кузнечик,

-велосипед, самокат, мопед, квадроцикл, стол.

-Молодцы ребята, а сейчас я предлагаю вам немного поиграть.

Физминутка

«На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы

Небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты.

Ветер дунет иногда,

Только это не беда.

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки.

А потом опять встают

И по- прежнему цветут.

4 задание.

Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи. (воспитатель светит маленьким фонариком, свет падает на речку)

Ребята, скажите, что делает река?

Дети -река течёт, бежит, журчит, шумит, плещется, бурлит, волнуется, шипит и т.д.

-Какие дети у меня молодцы. Много слов назвали. А теперь поиграйте с камешками, покатайте их в ладонях. ерез минуту собирает камешки.) Вернем камешки реке и скажем ей за игру «спасибо» (Звучит аудиозапись «Звуки реки»),

-Как промолвит речка волшебное словечко – засыпают раки, позабыв о драке.

Как вы думаете, ребята, кто еще может жить в реке?

Дети- в реке могут жить рыбы.

4 задание

Ах, дети, дети, у жителей города случилась беда –рыбок в речке заколдовали. Без вашей помощи им не обойтись. Чтобы рыбы попали в реку, их нужно назвать.

Воспитатель открывает картинки, прикрепленные к мольберту. Дети называют их хором или индивидуально. Правильно названные картинки дети относят к реке.

-А какие рыбы у нас остались?

ети- дельфин, скат, рыба – молот.

очему они не могут жить в реке?

Педагог подводит детей к тому, что морские рыбы живут в море или в океане.

Молодцы, ребята! Вы очень помогли. Рыбы не умеют разговаривать, но любят улыбаться, и улыбки у них есть разные. (Построчно читает начало стихотворения, дети договаривают последние слова).

Если это рыбка – у неё улыбка,

Если это рыбочка – у неё…. (улыбочка),

Если это рыба – у неё … (улыба),

Если это рыбина – у неё… (улыбина),

Если это рыбище – у неё… (улыбище)

Вот какие улыбчивые веселые рыбки обитают в нашей волшебной речке.

5 задание.

Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи. (воспитатель светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением завода)

«Назови признаки»

стране Красивой речи живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов:

-Матрешка из дерева…(деревянная)

-Сумка из кожи…(кожаная)

-Если ручка сделана из пластмассы, то…(пластмассовая)

-Дом из кирпича…(кирпичный)

-Блюдце из фарфора…(фарфоровая)

6 задание

Волшебный огонек, помоги

Нам дорогу укажи. (воспитатель светит на плакат с изображением дерево)

Воспитатель: - На что упал этот лучик?

Дети: - На дерево

Воспитатель: -а на дереве, посмотрите, что есть? Листочки есть?

Дети: - Нет, листьев нет.

Воспитатель: - Ребята, подарим нашему дереву зелёные листья? Для этого мы с вами поиграем в игру «Скажи наоборот»

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

День – ночь  

Сахар – соль

Чистота – грязь

Зима – лето

Потолок – пол

Узкая – широкая /юбка/

Длинное – короткое /платье/

Сильный – слабый /спортсмен/

Веселая – грустная /девочка/

Высокий – низкий /человек/

Смеется – плачет /ребенок/

Лежит – сидит /человек/

Закрыть – открыть /книгу/

Взлетает – садится /самолет/

Надевает – снимает /свитер/

(На каждом листочке написано слово - дети называют ему противоположность и воспитатель наклеивает листок на дерево)

-А сейчас приготовьте ваши ушки, внимательно слушайте слова, определите, какой звук повторяется во всех словах?

Рак, гора, жара, радуга, жираф, раковина, парад, радость.

Липа, лёд, лист, олень, леска, телега, поляна.

Ваза, мимоза, берёза, гроза, зубной, музыка.

Закрепление

-Ребята, вот и засияло солнышко в этом замечательном городе.Какое оно?

-Закройте глаза и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми. Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали все

3.Итог.

Воспитатель;

-Молодцы ребята, жители этой необыкновенной страны я думаю говорят вам: «Огромное спасибо! »

-Отправляемся домой, закрываем глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. Звучит музыка.

-Вот и прибыли мы в детский сад и наше занятие закончилось. (ответы детей)

-Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

-Что было особенно трудно?