«Все начинается с детства» - эта фраза как нельзя лучше ассоциируется с данной темой. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Малыш начинает познавать Родину через свою семью - ближайшее его окружение. Что следует иметь в виду, развивая у ребенка дошкольного возраста первые чувства гражданственности? Какие в этой связи стоят перед педагогами и родителями задачи?
Очень часто мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается, не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому — к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом — гражданином России и только потом — жителем планеты Земля. Идти надо от простого к сложному, от близкого к далекому.
В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям, растет число неполных, неблагополучных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.
Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, помогать словом и делом.
Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознание себя в окружающем мире. Данный отрывок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Поэтому все, что усвоено ребенком в этот период,- знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера - оказывается особенно прочным и служит основой дальнейшего развития личности. И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружение. Родина – это город, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички: все это Родина. С первых дней своего существования ребенок становится членом коллектива, семьи. Семья – это первая среда, формирующая личность ребенка. В процессе общения с родителями, первыми своими воспитателями и наставниками, он растет, развивается, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы и правила поведения. Что можно, а что нельзя, что хорошо, а что предусмотрительно, дети постигают на опыте семейной жизни. Трудно переоценить роль семьи в формировании личности ребенка. Рождение ребенка - это не только большая радость, но и большая ответственность. И родители не всегда в должной мере это осознают. Обеспечив ребенка материально, нельзя забывать и о духовной стороне его жизни. Например, патриотизм, чувство любви и уважения к малой и большой Родине, семье, воспитывается всем укладом жизни. Но здесь трудно обойтись без целенаправленного, специального воздействия.
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине начинается с умения видеть красоту родной природы. Пристальное внимание воспитателей и родителей должно быть направлено на содержание детской деятельности. Руководя любым ее видом, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать начальное чувство Родины - правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. В процессе работы по патриотическому воспитанию детей должны решаться также задачи их эстетического воспитания.
Требования детского сада и семьи должны быть едиными, т.к. воспитатели непосредственно продолжают дело, начатое семьей.
Сегодня изменилось отношение государства к семье, стало другой и сама семья. В Законе «Об образовании в РФ» (ст. 44) – сказано о том, что именно родители (законные представители) несовершеннолетних обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. ДОУ существует в помощь семье. Должно осуществляться взаимодействие ДОУ и семьи, а не одностороннее воздействие на родителей.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить любовь к семье, родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать хорошим человеком и гражданином, воспитывать любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес доступным ребенку явлениям общественной жизни. Работа по патриотическому воспитанию должна вестись совместно с семьей. Старая истина – нельзя вырастить патриота, если непатриотичны отец с матерью. Работа с семьей в области патриотического воспитания детей требуют серьезного осмысления нетрадиционных подходов и форм, иначе усилия педагогов окажутся просто напрасными.
Необходимо воспитывать детское самосознание через знакомство с русской культурой, приобщать к фольклору, знакомить с национальными игрушками, праздниками, творениями художников, архитекторов, композиторов, значимыми событиями в истории страны, в том числе с государственными символами, которые являются частью культуры и истории страны.
Проблема патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна.
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знание детьми родословной семьи, знакомство с ее обычаями, традициями и культурой, своим родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город, и с историей своей страны.
Родители имеют недостаточно знаний и о предках, и о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной. Дети ,соответственно, не владеют достаточной информацией обо всем этом. При достаточном количестве знаний очень трудно сформировать у ребят уважительное отношение к малой и большой Родине.
Актуальность данной Программы заключается в подготовке ребенка к самостоятельной жизни. Необходимо научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, со всеми людьми, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою семью, малую родину, и уважительно относиться и совершать поступки по отношению к Отчизне—Родине—России. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географически, природно - экологическим своеобразием родного края, потому что любовь к нашему Отечеству начинается с любви к своей семье, своим родным и близким, друзьям и товарищам, с любви к своему краю—малой родине, к городу, к своей большой Родине.
Цель программы: организовать работу по приобщению детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
Задачи:
·а) сформировать у дошкольников уважительное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, Родине, к природе родного края;· к культурному наследию своего народа;
·б)воспитывать любовь, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям, соседям и другим людям.
·в) воспитывать уважительное отношение к человеку-труженику, результатам своего труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.
2.Концептуальные основы организации работы поприобщению детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
Теоретические основы патриотического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.
В словаре слово «воспитание» определяется как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду». Долгие годы педагогический процесс больше был направлен на социум (интересы общества, государства), преобладание общественного интереса над личным.
Советская дошкольная педагогика рекомендовала формировать у детей основы коллективизма, патриотизма, интернационализма.
ФГОС ДО предусмотрено объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, а так же формирования общей культуры личности детей, в том числе развития их социальных, нравственных качеств, самостоятельности и ответственности с учетом построения образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми. Проблемы нравственного воспитания решаются при реализации образовательных областей «Социально- коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие». А именно основные задачи, в соответствии с ФГОС, обозначены следующим образом: социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста должно быть направлено на уважительное отношение, чувство принадлежности своей семье, своим сверстникам и взрослым. Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине, Отчизне, представление о социально-культурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, о городе, в котором живешь, о корнях - своей семье.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному городу имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному городу, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности. В детском саду должны быть созданы такие ситуации, при которых необходимо будет участие в образовательной деятельности, как взрослых (родителей), так и детей.
Воспитание чувств любви к родному городу начинается от простого к сложному. Любовь к окружающей природе, родному городу - составная часть воспитания глубоких патриотических чувств. Поставив перед собой эту задачу, были выбраны для ее решения более действенные формы: беседы, экскурсии, игры, показ презентации, проектная деятельность.
Такие формы работы, которые бы позволили активизировать заинтересовать всех участников образовательного процесса.
Основоположники дошкольной педагогики о патриотическом
воспитании
Я А.Коменский писал, что надо «поставить дело так, чтобы при одной работе выполнялось двойное или тройное дело, чтобы всякая работа приносила более чем один результат. Здесь общее правило состоит в том, чтобы всегда и везде брать вместе то, что связано одно с другим». Патриотическое воспитание дошкольников и, прежде всего, пробуждение у них любви к родному краю, наиболее успешно осуществляется при комплексном подходе к решению этой проблемы.
А.С.Макаренко. «Работа по патриотическому воспитанию дошкольников связано с их физическим воспитанием. Будущие граждане страны должны расти сильными, ловкими и здоровыми. Итак, комплексный подход к воспитанию у дошкольников любви к своей родине, к своему краю заключается прежде всего в необходимой логической взаимосвязи разных сторон этого процесса».
В работе по патриотическому воспитанию дошкольников важнейшим средством воздействия является организованное воспитателем наблюдение окружающей действительности. Дети видят, как трудятся люди, какие складываются у них трудовые отношения, как оценивается этот труд другими, как они выражают свое уважение к тем, кто хорошо трудится.
Н.К.Крупская. «Такую задачу (патриотическое воспитание) можно решить, только умело сочетая наблюдение непосредственного окружения с чтением художественных произведений, слушанием музыки, рассматриванием картин и иллюстраций к книгам. Искусство шире откроет ребенку окно в мир, поможет сделать необходимые обобщения, будет способствовать пробуждению чувств».
Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом - это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на благо ее (пед.соч. т.6, с.271).
Одним из главных факторов патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, знаниях, но и в желании, в потребности трудиться на благо Отечества, бережно относиться к его богатствам. Самостоятельная трудовая деятельность чрезвычайно важна для воспитания будущего гражданина. Труд ребенка дошкольника не велик и не сложен. Однако он необходим для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для детского сада, для своего города.
Современные педагоги о патриотическом воспитании дошкольников
Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в России».
Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, СИ. Ожегов определял патриотизм как «... преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г.Бакланов писал, что это «...не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Врач и педагог М.Монтессори в своей книге «Дом ребенка» в 1915г. писала: «Главное в работе с детьми 3-7 лет - воспитание чувств, т.е. динамика от чувств к идеям».
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своем, пусть маленьком, деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.
Методические рекомендации.
В проекте «Национальные доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что « система образования призвана обеспечить (...) воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Исходя из этого, работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей включает целый комплекс задач:
~ воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
~ формирование бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание уважения к труду;
развитие интереса к русским традициям и промыслам; ~ формирование элементарных знаний о правах человека;
расширение представлений о городах России;
знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
~ развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
~ формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе....
И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. « Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д.Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно К.Д.Ушинский подчеркивал, что «...воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
Таким образом, произведения устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной и символами.
Система и последовательность работы по нравственному воспитанию детей может быть представлена следующим образом:
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.
Родной город.... Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?
Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.
Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется - это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы.
Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела.
В патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
3. Основные принципы программы
I. Принципы духовно-нравственного воспитания.
Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо»),
Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).
Природосообразностъ (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).
Культуросообразностъ (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов).
Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ).
II. Принципы отбора содержания образования.
Научность и каноничность (сочетание современных достижений педагогики и психологии с каноничностью).
Учет требований типовых программ.
Многоуровневостъ (показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).
III. Принципы организации непосредственно – образовательной деятельности
Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.
В нашем детском саду на моих занятиях по физической культуре я использую народные игры. Игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Литература:
Л.М.Шипицына «Азбука общения».
В.И. Петрова, Т.Д. Стульник «Этические беседы с детьми 4 – 7 лет».
Демонстрационный материал: а) «Уроки добра», б) «Чувства, эмоции», в) «Уроки вежливости».
Н.Е.Богуславская, Н.А.Купина «Веселый этикет».