* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;}

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»

Левокумского муниципального района Ставропольского края

Творческая работа

«Новые возможности для творчества

в образовательном процессе»

Разработала:

Абдурашидова Саният Магомедовна,

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория

с. Приозерское, 2024г

Без стремления к новому нет жизни,

нет развития, нет прогресса.

В.Г. Белинский

Общество желает получить социально приспособленного человека, государство – законопослушного гражданина, родители мечтают, чтобы ребёнок их был успешным в жизни. Образовательный стандарт в новом понимании – это «общественный договор», соглашение общества, семьи и государства. Новый образовательный стандарт даёт широкие возможности для творчества в учебно-воспитательном процессе.

Учительский труд, на мой взгляд, – это самая творческая профессия. Быть педагогом - сложнейшая задача, потому что он объединяет в себе психолога, научного работника, оратора, актера, организатора. Ответственность огромная: ошибка учителя может привести к непредвиденным последствиям.

Как и все выпускники школ, я тоже задумывалась над тем, кем же мне быть, какой творческий путь мне избрать? И мой выбор пал на профессию педагога. В моей семье никогда не было учителей, но эта интересная и творческая профессия привлекла меня. Уже в начальных классах я замечала, что мне нравится учить, объяснять одноклассникам, как решить тот или иной пример, помочь товарищам найти и исправить ошибку. Но, конечно, и любовь к детям, желание быть полезной обществу, и пример моих учителей, которыми я всегда восхищалась, способствовали моему выбору профессии учителя. Она всегда востребована, благородна, творческая. Я считаю, что это профессия-праздник, как ни одна другая! Почему? Только у учителя есть возможность праздновать каждый год «Первое сентября», «День Учителя», «Новогоднюю Ёлку», как в детстве, «Последний звонок», «Выпускной вечер», «Встречу с выпускниками»! Прочувствовать и любовь, и радость, и грусть встреч и расставаний. К тому же большую часть своей жизни провести с детьми, которым ты будешь «второй мамой», это разве не замечательно? А мне всегда нравилось проявлять себя, придумывать новое, неповторимое, то есть творить. И даже в детстве, сколько себя помню, я любила играть с друзьями в «школу», и на себя, разумеется, я всегда брала роль учителя.

Часто задумываюсь, каким должен быть современный учитель? Вне всяких сомнений, настоящий учитель должен стремиться к модели «совершенного педагога». Несомненно, безупречное знание своего предмета, методики преподавания, самообразование. И, конечно, настоящий учитель должен быть примером для своих воспитанников. Предъявление к нему повышенных требований в обществе – вполне объяснимый момент, так как от его деятельности зависит дальнейшее развитие детей, подростков, их настоящее и будущее. А в селе?

В селе ты не только порядочный житель,

У всех на виду твоё имя, учитель!

И спрос с тебя строгий, и честь высока,

И ноша твоя на миру нелегка.

Являясь молодым специалистом, я, как никто другой, осознаю – чтобы стать в будущем высококвалифицированным педагогом необходимо пройти длинный путь . А пока я стою только в самом начале своего профессионального роста. Мои наставники Ковалева В.А., Мамонтова Г.Н. всегда нацеливали меня на то, что качество образования зависит от компетентности учителя, а профессионализм приходит с опытом.

Я, как начинающий педагог, с первого дня работы выполняю те же обязанности и несу ту же ответственность, что и опытные коллеги, а ученики и родители не делают скидки на мою неопытность. И, поэтому я считаю, что в педагогических учебных заведениях больше нужно уделять методической и практической части при подготовке студентов для работы с детьми.

В жизни все стремительно меняется. Учитель должен быть профессионалом, идти в ногу со временем, быть в курсе всех новшеств, перемен в обществе. И процесс обучения тоже не стоит на месте.  Время быстро течет и беспрестанно вносит в жизнь новые черты, новые требования. Современное образование требует от человека постоянного самосовершенствования, а это значит, что, получая ответ на один вопрос, нельзя останавливаться, следует дальше вести поиск к новым вершинам, к новым знаниям. Вот и я тоже стараюсь придерживаться современных требований. Многие педагоги моей школы уже работают по новым стандартам. Я постоянно учусь у них, у своих опытных учителей на уроках, МО, мастер-классах, получаю консультации от своих наставников, а также в районной школе молодого педагога. Об этом очень точно сказал А.С. Макаренко «Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не окончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых учителей…». Мы в тесном сотрудничестве с МО соседней Турксадской школы. Часто встречаемся, созваниваемся, советуемся, делимся находками. Сотрудничество с коллегами детского сада помогло мне познать программу дошкольного образования, методы, приемы, формы их работы, а также я получила помощь в проведении занятий предшкольной подготовки. Это тоже возможности для совместного творчества. Мне нравится познавать все новое, задаваться вопросами и искать на них ответы, чтобы потом поделиться с учениками. Я руководствуюсь высказыванием общественного деятеля Али Апшерона, что «педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами». Главное - всегда соответствовать требованиям времени, так как от этого во многом зависит авторитет и успешность учителя. И результат – в наших учениках.

Каждый день, приходя на работу, я вижу глаза своих учеников, которые всегда ждут чего-то нового и интересного. Я понимаю, что могу и хочу дать им все то, что знаю сама и даже больше, чтобы с моих уроков дети уходили удовлетворенными, довольными и счастливыми. Став учителем, я открыла для себя много неожиданного, незнакомого и интересного, а самое главное - в этой профессии есть огромный простор для творчества. И теперь передо мной стоит задача - как построить учебный процесс, чтобы побуждать детей мыслить творчески, как этого требуют современные стандарты. Развитие у детей способностей творчески вести диалог, спор, исследование, приход к истине, способность к самостоятельному суждению, поскольку в соответствии с ФГОС выпускник школы должен быть творческой, разносторонней личностью во всех сферах жизни общества.

Групповые формы работы, проектная деятельность, подведение через проблему к постановке учебной задачи, исследование, применение ИКТ – это новые возможности для творчества, которые дали нам стандарты второго поколения. Мой педагогический стаж, как учителя, совсем небольшой и составляет всего 2 года. У меня есть желание творить и работать, вместе с желанием растет и мой опыт, мой профессионализм, и я убеждаюсь, что все, что я делаю, я делаю ненапрасно. За этот небольшой промежуток времени, что работаю в школе, уже смогла достичь некоторых успехов, которые вдохновляют меня двигаться дальше. В этом учебном году в нашей школе был проведен семинар учителей начальных классов по теме «Роль методического объединения в повышении компетентности молодых педагогов, как фактора в повышении качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения». Мною был разработан и проведен интегрированный урок математики и ОМ «Математика в Стране Дорожных Знаков» (Закрепление сложения и вычитания чисел в пределах 100). Но мои успехи были бы невозможны без моих учеников. Мое участие в семинаре – это результат моего творческого подхода к обучению и труда моих учащихся. Я всегда очень рада, когда ребенок проявляет интерес к моему предмету, когда ему хочется узнать еще больше. Стараюсь, чтобы такое желание возникало у всех учеников. Дети часто задают мне вопросы, и я никогда не оставляю их без ответа.

Талантливый ученик всегда радует своего педагога, а кто как не учитель делает его талантливым. И я верю в то, что каждый ребенок талантлив, только талантлив по-своему. Своей задачей считаю помочь ему раскрыться, проявить себя, свои индивидуальные качества, дать ему импульс к самосовершенствованию, к саморазвитию через творчество. Именно творчество я считаю ключевым аспектом в развитии способностей обучаемых. Учителю нельзя превращаться в актёра, который, до автоматизма доведя движения и речь, несколько лет играет одну и ту же роль. Учиться и меняться, быть каждый день непредсказуемым и неузнаваемым – вот задача!  Трудная, конечно, но ведь никто и не говорит, что быть учителем просто. На творческий поиск, на импровизацию меня побуждают сами ребята.

Важно создать благоприятные условия для творчества. Большинство учёных признают, что развитие творческих способностей школьников невозможно без проблемного обучения, так как оно является одним из видов развивающего обучения. Его содержание представлено системой проблемных задач и заданий различного уровня сложности. В процессе их решения учащиеся овладевают новыми знаниями и, что крайне важно с позиции ФГОС, у них формируется продуктивное мышление, воображение и творческие способности. Исходя из этого, я считаю, что проблемное обучение дает новые возможности для творчества в образовательном процессе. Когда перед человеком стоит проблема, он всегда ищет пути выхода из нее. Создавая проблемную ситуацию на уроке, я даю каждому ученику возможность проявить себя, найти выход. И каждый урок, построенный с применением методики проблемного обучения, несомненно, останется в памяти у учащихся. Творческое решение построения урока и отбора содержания материала, создание нетрадиционного по форме занятия обеспечивает эффективность урока и усвоения детьми необходимых знаний, умений и формирование навыков, а также стимулирует активность учащихся, вызывает у них познавательный интерес. Именно методика с применением проблемного обучения помогает мне реализовывать все это на практике. Поэтому я планирую продолжить работу над этой темой.

Учитель должен быть грамотным человеком. По национальности я - даргинка. И для меня, как педагога, было очень важно постичь русскую грамоту, отточить красоту русской речи, и передать ее своим учащимся, в основном нерусской национальности. Это очень важно на современном уровне для мира в стране, процветания толерантности.

Мой кабинет соответствует современным требованиям и работает на ученика. Сочетание компьютера, интерактивной доски помогает разнообразить урок, привлечь внимание современного школьника к непростому теоретическому материалу. Использование информационных технологий является одним из способов повышения мотивации, индивидуального подхода в обучении, развития творческих способностей учащихся и создания комфортных условий для школьника. А это так важно. Благодаря компьютерным технологиям, реализуются такие принципы активизации познавательной деятельности, как принцип равенства позиций, доверительности, обратной связи, исследовательской позиции. Формирование информационного пространства помогает по-новому организовать учебный процесс: оживить и разнообразить его, сделать более интересным, помогает усилить образовательные эффекты, повысить качество усвоения материала, осуществить дифференцированный подход к детям с разным уровнем готовности к обучению, организовать детей, обладающих различными способностями и возможностями. Компьютерная презентация – это уникальное средство наглядности, которое способно развивать познавательный интерес. Она незаменима для меня, как для учителя, так и для ученика. Я вижу, как загораются глаза школьников, когда рассказ сопровождается демонстрацией рисунков, картин, фотографий, видеороликов. Хорошую результативность дает применение тестовых и конкурсных заданий. Многие ребята в классе владеют компьютером. И уже второй год я и мои ученики участвуют во Всероссийских онлайн-олимпиадах «Дино», «Русский с Пушкиным», «Плюс». Это тоже большие возможности для творчества и дают хорошие результаты.

Важную роль в учебно-воспитательном процессе играет искусство общения учителя со школьниками. Ведь в профессии педагога очень важно, чтобы ребенок понимал учителя, доверял ему, а это невозможно без общения. Общаясь с ребенком, я стараюсь видеть мир его глазами, разделять его мнение, но тем самым формировать у него правильное понимание мира.

Конечно, работа педагога отнимает много времени, но я считаю, что это время, потрачено не зря, когда в детях просыпается уверенность, что они многого смогут добиться. Я верю в каждого своего ученика, и эта вера придает мне еще больше сил для дальнейшей работы.

Итак, в образовательной среде должно быть место творчеству, поиску, реализации способностей и интересов, как учителя, так и ученика. Все это будет способствовать развитию творческих способностей учащихся и самореализации педагога. К социально ценным мотивам своей педагогической деятельности я могу отнести чувство профессионального и гражданского долга, ответственность за воспитание детей, честное и добросовестное выполнение профессиональных функций, увлеченность предметом и удовлетворение от общения с детьми, осознание высокой миссии учителя.

И, конечно, роль психологического треугольника «Учитель - ученик – родители» является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Деловая игра «Счастлив тот, кто счастлив дома», занятия-консультации для родителей «Трудные разделы программы» - это тоже новые возможности для творчества учителя. Сотрудничество педагога с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка. Воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.

Моя работа - это любимый способ самовыражения, самоотдачи и творчества. Благодаря школе, я всегда нахожусь среди людей, которые нужны мне и которым нужна я. Мне нравится суета школьной жизни, постоянное движение и позитив. Я, как молодой педагог, являюсь активным общественником в школе: волонтер на выборах, член профсоюза, веду здоровый образ жизни. Мои ученики - это мои товарищи, доверившие мне частичку своей судьбы. Закончить свое выступление я хочу словами педагога Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».