«Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
Что такое адаптация?
Адаптация это сложный процесс приспособления организма к новым условиям, который происходит на разных уровнях – физиологическом, социальном и конечно на психологическом.
Адаптация как процесс с позиции ребенка.
Приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Факторы, оказывающих влияние на ребенка в период адаптации.
1.Возраст.
2. Состояние здоровья.
3. Уровень развития.
4. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени приспособления ребёнка к детскому саду: легкую, среднюю, тяжёлую.
Оптимизация процесса адаптации.
-
взаимные
установки
семьи
и
детского
сада.
Наиболее
оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.
-
возможность родителей посетить детский сад вместе с ребенком, чтобы посмотреть в каких условиях он будет находиться, знакомство малыша с детьми, возможность познакомиться с помещением группы, с местом прогулок и т.д.
-
знание особенностей развития и поведения детей, и при необходимости, внесение соответствующих корректив в форме совета и убеждения родителей.
-
пребывание детей на свежем воздухе в любое время года.
-
единство требований, приемов и методов воздействия.
Объективные показатели окончания периода адаптации у детей.
глубокий сон;
хороший аппетит;
бодрое эмоциональное состояние;
полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;
соответствующая возрасту прибавка в весе.
Советы родителям.
Разговаривайте с ребенком про детский сад: поговорите с ним, как со взрослым. Чаще гуляйте около Вашего будущего детского сада. Ребенок должен сам убедиться, что здесь спокойно и безопасно;
Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет там делать. Поговорите о трудностях, которые могут возникнуть у него в детском саду;
В период адаптации не отучайте малыша от вредных привычек – так вы осложните привыкание;
Выработайте единые требования к поведению ребенка с воспитателями – это облегчит ему привыкание к новым условиям;
Обязательно поиграйте с ребенком в детский сад. Замечательно, если с вами будут «играть» любимые игрушки;
Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по его первому требованию и так, как он хочет;
Научите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, в свою очередь, предлагать игрушки другим детям.
На первых порах постарайтесь уделять вашему малышу тройное внимание дома и на прогулках, напоминайте вечером ему о садике, о ребятах, о воспитательнице. Самое главное - не бойтесь слез ребенка, ведь он пока не может реагировать иначе!
Постарайтесь быть терпимыми в период адаптации ребенка к ДОУ, не жалейте времени на эмоционально-личностное общение с ребенком, поощряйте посещение детского сада ребенком.
Будьте спокойны и вежливы с ребенком и сотрудниками детского сада – ваше настроение передается малышу!
Рекомендации родителям:
Предоставлять ребенку больше самостоятельности вне стен детского сада, избегать гиперопеки со своей стороны.
Первые несколько дней проводить ребенка не на весь день, а лишь на несколько часов, сначала в присутствии матери (так, чтобы она была рядом, но не занималась ребенком, а выполняла бы какую-то работу в группе или занималась в сторонке своим делом).
Не изменять резко привычный уклад жизни ребенка, оставляя его в детском саду сразу на 10 часов.
Дублировать дома новые занятия, которые проводятся в детском саду и нравятся ребенку.
Не стесняйтесь рассказать воспитателю об индивидуальных особенностях своего ребенка, чтобы воспитателю было легче найти подход к вашему малышу.
Помните, что с началом посещения детского сада ребенок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребенку дома.
Педагог
-психолог МБДОУ «Юринский детский сад»Теремок» РямзасеваА.Н.