Федосеева Туйаара Степановна
Воспитатель д/с «Чуораанчык»
Адаптация «особенных» детей к детскому саду
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что с появлением в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья меняют психологический климат в семье, отношения внутри семьи. Родители часто ограничивают себя и своих детей в общении, избегают новых знакомств. Социальная среда детей с ОВЗ ограниченна семейным кругом, поэтому детям очень часто трудно социально адаптироваться в обществе.
Такие родители излишне опекают ребенка с ОВЗ, вследствие чего ребенок начинает пользоваться своей ущербностью, становиться ревнивым, требуют повышенного внимания, также все это может привести к формированию психологических защит (отрицание, проекция, регрессия, замещение, подавление). Дети с ограниченными возможностями здоровья чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, также препятствуют в активном участии и развитии социума. Благодаря инклюзивному образованию сейчас дается возможность посещать многим детям с ОВЗ дошкольные образовательные учреждения любого типа, что позволяет им получать полноценное образование и общаться со своими сверстниками.
Основная проблема развития детей с ОВЗ – это трудности в освоении ими окружающего мира. Это все приводит к возникновению эмоциональных проблем у таких детей: страх, плаксивость, тревожность, замкнутость, неуверенность. Но ребенок с патологией в здоровье, как и здоровый ребенок, имеет свои потенциальные возможности развития.
Важно помочь каждому, кто имеет особенности в развитии, научиться жить в современном обществе и найти свое место. Дети с ОВЗ часто испытывают более значительные трудности адаптации к детскому учреждению, чем обычные дети.
Только созданием благоприятной обстановки в дошкольном учреждении полностью решить проблему успешной адаптации очень сложно, а в некоторых случаях практически невозможно. Вследствие дезадаптации ребенок просто перестаёт посещать ДОУ, что, в целом, неблагоприятно сказывается на всем его дальнейшем развитии.
Начало посещения детского сада требует от малыша приспособления к новой социальной среде, налаживания контактов со взрослыми и сверстниками, развития гибкости поведения и адаптивных механизмов. Режим дня, требования и обязанности становятся для ребенка неожиданностью, вгоняя его тем самым в стрессовое состояние. Отсутствие предварительной подготовки, направленной на социальную адаптацию детей дошкольного возраста, может привести к таким невротическим реакциям, как:
Нарушение эмоционального состояния;
Ухудшение сна и аппетита;
Развитие страха перед дошкольным учреждением;
Повышение заболеваемости.
Социально-психологическая адаптация детей происходит по-разному и напрямую зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, типа высшей нервной деятельности, стиля воспитания в семье и взаимоотношений между ее членами, уровня развития игровых навыков, контактности, доброжелательности и эмоциональной зависимости ребенка от матери.
Затрудняет социальную адаптацию детей к детскому наличие таких факторов, как:
Эмоциональная неадекватность;
Социальная некомпетентность;
Несоциализированная
агрессия;
Слабо развитые навыки поведения в незнакомых ситуациях;
Сопротивление ребенка учебному и воспитательному процессам;
Отсутствие опыта общения со сверстниками и взрослыми.
Для облегчения социальной адаптации детей родители должны с ранних лет учить малышей умению общения со сверстниками и взрослыми, придерживаться правильного режима дня. С самого младшего возраста у ребенка необходимо поощрять его самостоятельность, тогда он будет расти здоровой и полноценной личностью.
Коррекционно-развивающие занятия планируются так, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья имели возможность взаимодействовать со взрослыми, с другими детьми с проблемами в развитии, а также, благодаря инклюзии, - с более сохранными сверстниками, что необходимо для формирования умения работать в коллективе под контролем и с помощью педагога или родителя.
Полезные советы родителям в период адаптации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья к детскому саду.
1. В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.
2. Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу накануне его поступления в детский сад.
3. В выходные дни резко не меняйте режим дня ребёнка.
4. Постоянно обращайте внимание на отклонения в поведении и здоровье малыша.
5. Не отучайте ребёнка от вредных привычек в адаптационный период.
6. Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье.
7. На время прекратите посещение ребёнком многолюдных мест, сократите просмотр телевизионных передач, старайтесь щадить его ослабленную нервную систему.
8. Одевайте ребёнка в детский сад в соответствии с температурой воздуха в группе. Обращайте внимание на аккуратность и опрятность его внешнего вида.
9. Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами.
10. Будьте терпимее к его капризам.
11. Прислушивайтесь к советам и рекомендациям воспитателей группы.
12. Не наказывайте, «не пугайте» детским садом, забирайте домой вовремя.
13. Когда ребёнок привыкнет к новым условиям, не принимайте его слёз при расставании всерьёз – это может быть вызвано плохим настроением.
14. Разработайте несложную систему прощальных знаков (например, воздушный поцелуй, прощание двух мизинчиков, рукопожатие) и ежедневно повторяйте её. Уходите не задерживаясь, не оборачиваясь, - так малышу будет легче отпускать вас. Если Вы не будете бояться разлуки с ребёнком, то и он легче будет её переносить. Во время прощания демонстрируйте хорошее настроение, чувствуйте себя уверенно, общайтесь с ребёнком только доброжелательным тоном и обязательно уточните, когда заберёте его домой. При этом не задерживайтесь и приходите вовремя.
15. После детского сада погуляйте с ребёнком на детской площадке, в парке, похвалите его за проведённый день: «Молодец! Ты хорошо ведёшь себя, я горжусь тобой!», продемонстрируйте свою любовь и заботу.
К проблемам влияющим на процесс привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения, можно выделить ряд направлений деятельности педагогов для обеспечения комфортного и быстрого процесса адаптации: при организации успешной взаимодополняющей деятельности педагогов и родителей в период привыкания ребенка к новым для него условиям, необходимо в полной мере использовать потенциал детского сада и семьи для решения общей задачи - помощи ребенку с ОВЗ в социальной адаптации, гармонизации отношений с окружающим миром.