Адаптация первоклассника в ДШИ.
При поступлении в ДШИ ребёнок помимо радости от нового начинания, испытывает стресс, меняется режим дня (особенно у детей после детского сада), на детей возлагается ответственность за учебную деятельность.
Многим детям приходится нелегко, может резко меняться настроение, появляться жалобы на плохое самочувствие, усталость.
Адаптация может длиться от 3х недель до полугода.
Успешность адаптации зависит от особенностей воспитания в семье, его уровня подготовленности и, конечно, от преподавателя, который должен увлечь ученика.
Учебная деятельность эффективнее осуществляется в условиях игры, наличия элементов соревновательности. Первоклассник хорошо запоминает, когда видит наглядное отображение информации (картинки с нотами, стихи, упражнения-песенки)
Необходимо также разнообразие на уроках: слушание, теория, ритм, посадка, отвлечение на иные темы, использование музыкальных игр, чередование работы за инструментом и без него.
Например, в классе баяна, аккордеона или домры мы не можем продолжительное время заниматься на инструменте. Игра на баяне, аккордеоне требует больших физических усилий, также вес инструмента для ребёнка серьёзный. На струнных же инструментах пальцы, не привыкшие прижимать струны, начинают болеть, образуются мозоли. Мы начинаем урок с зарядки (упражнение «Кукла», «Паучок»), затем минут 10-15 мы играем на инструменте, следим за посадкой, постановкой рук, играем не просто упражнения, а называем их песенками («Зайчик», «Паровозик», «Котик», «Паровоз гудит» и т.д.). Затем без инструмента работаем с разноцветными карточками, стучим ритм, в конце урока подводим итог по практической и теоретической части, можем записать видео для родителей, сыграть ансамблем.
Очень важно вовлечение родителей в эту деятельность, чтобы дома родители мотивировали ребёнка к занятиям, устраивая «семейные концерты», и конечно, не скупились на похвалу.
Преподаватель помогает адаптироваться к новой деятельности не только ребёнку, но и родителю.
Успешной адаптации помогает важный организационный момент, как создание удобного расписания, когда у ребёнка есть время отдохнуть, пообедать после уроков в общеобразовательной школе, и у родителей есть возможность привести ребёнка в школу. Учитывая дорожную обстановку, интенсивность движения родители в большинстве случаев сопровождают детей в школу.
Это очень важный аспект в современных условиях, когда родители стремятся всесторонне развить своего ребёнка и записывают его помимо ДШИ во всевозможные кружки, не осознавая огромность той нагрузки, которая ложится на ребёнка, и очень часто от детей мы слышим, что у них нет свободного времени.
Слаженность педагогического состава в работе над расписанием, вовлечение родителей в учебную деятельность, разнообразие на уроках, постепенное движение от простого к сложному – это большой вклад в успешную адаптацию первоклассников и их родителей.