* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} h1 {font-family: 'Calibri Light'; font-size: 16pt; font-weight: bold;} .Body Text {margin-bottom: 6pt;} .Основной текст Знак {font-family: 'Calibri';} .Заголовок 1 Знак {font-family: 'Calibri Light'; font-size: 16pt; font-weight: bold;} .Основной текст_ {font-family: 'Times New Roman';} .Заголовок №1_ {font-family: 'Times New Roman'; font-weight: bold;} .Другое_ {font-family: 'Times New Roman';} .Подпись к таблице_ {font-family: 'Times New Roman'; font-weight: bold;} .Основной текст1 {font-family: 'Times New Roman';} .Заголовок №1 {font-family: 'Times New Roman'; font-weight: bold;} .Другое {font-family: 'Times New Roman';} .Подпись к таблице {font-family: 'Times New Roman'; font-weight: bold;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Витовская основная общеобразовательная школа

имени А. Е. Зубцова»

Адаптированная рабочая программа

образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

1 вариант

Изобразительное искусство 4 класс

Разработала

учитель начальных классов

высшей категории

Коломейцева Г.Л.

2023г.

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 4 класса составлена соответствии ФАОО и на основе следующих нормативных документов:

-Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

-Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)

-Федерального перечня учебников, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020г. № 254 (в ред. приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020г. № 766).

Авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных

учреждении

0-4 классов» под редакцией И.М.

Бгажноковой-М

.: «Просвещение», 2013.

Учебный план

Витовской

ООШ им.

А.Е.Зубцова

на 2023-2024 учебный год (утв. приказом от 01.09.2022г. №4)

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

М.Ю.Рау, М.А.Зыкова. Изобразительное искусство. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях, М.:«Просвещение», 2019,2020г.

Целью данной программы является всестороннее развитие личности

обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучение умению видеть прекрасное в жизни и искусстве.

Основными задачами обучения школьников с нарушением интеллекта изобразительному искусству являются:

обучение пониманию того, что рисунок — это отображение свойств реального предмета;

обучение способам построения рисунка;

обучение ориентировке в пространстве листа бумаги (середина, верх, низ, углы, правая и левая стороны);

выработка оценочных суждений;

развитие эстетических чувств и понимания красоты окружающего мира;

развитие познавательной активности, формирование у школьников приемов познания предметов и явлений действительности с целью их изображения;

воспитание положительных качеств личности (настойчивости, стремления к познанию, доброжелательности и др.);

воспитание интереса к занятиям изобразительной деятельностью;

воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии с правилами (по инструкции) и самостоятельно;

формирование практических умений и умений планировать деятельность в разных видах художественно-изобразительной деятельности (в рисовании, аппликации, лепке);

формирование умения

работать

коллективно выполняя определенный этап работы в цепи заданий для получения результата общей деятельности.

Задачи коррекционной работы:

коррекция недостатков мелкой моторики рук, используя разнообразные гимнастические упражнения, упражнения с предметами и игровые графические упражнения;

развитие аналитико-синтетической деятельности и деятельности сравнения, обогащение и совершенствование представлений.

Основные направления коррекционной работы:

коррекция познавательных процессов;

коррекция и развитие мышц мелкой моторики;

коррекция мыслительных операций;

коррекция речи;

Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально‌

дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно‌

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.

Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.

Сроки реализации программы: 2023-2024уч. год

Настоящая программа составлена на 34 часа (1час в неделю) и в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.

Базовый учебник:

М.Ю.Рау, М.А.Зыкова. Изобразительное искусство. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях, М.:«Просвещение», 2019,2020г.

Общая характеристика учебного предмета

Программа состоит из следующих разделов: «Обучение композиционной деятельности», «Развитие у учащихся умении воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию», «Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства». Выделение этих направлений работы позволяет распределять содержание программы по годам обучения при соблюдении последовательности усложнения учебных задач.

Программой предусмотрены следующие виды работы:

рисование с натуры и по образцу (готовому изображению), по памяти, по представлению и по воображению; рисование на заданные темы, декоративное рисование;

лепка объёмного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, по воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;

выполнение аппликаций без фиксации изображений на изобразительной плоскости («подвижная» аппликация); с фиксацией изображения на изобразительной плоскости с помощью клея с натуры и по образцу, по представлению, по воображению; выполнение сюжетного и декоративного изображения в технике аппликации;

проведение беседы с учащимися 3 класса о содержании рассматриваемой репродукции с картины художника, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного творчества.

Работа с натурой является ведущей и в лепке, и в рисовании, и при составлении аппликации. Школьники учатся приёмам исследования предмета для более точного его изображения.

При обучении рисованию с натуры целесообразно использовать метод сравнения. Сопоставление предметов позволяет детям увидеть их форму, цвет, величину, понять конструкцию сравниваемых объектов.

Чтобы научить школьников рассматривать предмет, выделять в нём конструктивно важные части, полезно использовать разборные игрушки. Разборка и сборка такой игруш‌ки помогает ребятам понять еёс троение в целом, определить место каждой её составной части.

Для развития у детей умения анализировать, вычленять из совокупности признаков предмета самые важные для передачи сходства с натурой при её изображении реко‌мендуется использовать приём совместного поэтапного изображения. Учитель рисует на доске предмет, затем учащиеся рисуют этот предмет на листах бумаги (или в альбомах) - так называемый «графический диктант». Этот приём можно использовать как после поэтапного рассматривания натуры, так и до него. В последнем случае этот приём принимает вид игры «Угадай, что мы рисуем». Например, рисуя на доске игрушку

«Мишка», учитель проговаривает: «Сначала нарисуем большой круг вот здесь (выше середины листа), потом нарисуем овал вот так ... » и т. д.

Для формирования графического образа таких сложных объектов, как человек, животное, дерево, дом, в программе рекомендуется сочетать работы в определённой последовательности, например: игра с разборной игрушкой - лепка - аппликация по представлению и по воображению.

Работа над аппликацией предлагается в разных вариантах:

а) составление «подвижной» аппликации, где части целого объекта или композиции не приклеиваются на изобразительную плоскость (лист бумаги). Предоставляется возможность передвигать их, чтобы наглядно показать по‌следовательность операций при составлении композиции, правильное и ошибочное расположение силуэта объекта (или объектов) относительно изобразительной плоскости: в центре листа, сбоку, слишком высоко или низко;

б) составление и фиксирование частей аппликации с помощью клея при создании целого изображения или композиции (элементы аппликации готовятся или учителем, или учащимися).

В композиционной деятельности нужно учить детей устанавливать пространственные и смысловые связи. С этой целью учителю предлагается широко использовать методики работы с «подвижной» аппликацией, с правильными и ошибочными изображениями, а также шаблоны, зрительные опоры в виде точек, которые учитель заранее проставляет в тетради.

Работа над декоративной композицией при составлении полоски орнаментального узора развивает у детей чувство ритма, цвета, формы, величины элементов:

Работа над тематической композицией начинается с формирования умений графически изображать такие объекты, как, например, дерево, дом, человек. В программном содержании от 1 к 4 классу характер задании постепенно усложняется и сочетания видов работ для совершенствования графических образов объектов становятся более разнообразными.

Развитие у обучающихся умений воспринимать и изображать предметы, передавая в рисунке сходство с натурой, осуществляется с учетом особенностей развития познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта.

Ведущими видами работы в этом направлении являются лепка - аппликация - рисунок в названной последовательности. В лепке ребёнок воссоздает объемные части и соединяет их в целое объёмное изображение. Аппликация является переходным этапом от объёмного к плоскостному изображению - рисунку. С помощью лепки и аппликации ребёнок не только осознаёт наличие частей в предмете, но и определяет их место в его конструкции, их соединения в целом, т. е. осознаёт структуру объекта.

После лепки и работы над аппликацией ребёнку легче понять приемы изображения предмета.

Одна из задач учителя при подборе натуры или образцов для воспроизведения - выдержать последовательность усложнения объектов изображения. Сначала предлагаются объекты с простой формой, затем они постепенно усложняются: сначала шарик, флажок, матрёшка, лист сирени, затем изображение более сложных листьев и веточек, таких, как акация, крапива, и таких объектов со сложной формой, как дерево, человек, дом, животные. Работа над объектами, которые являются основными в сюжетном изображении (человек, дерево, дом), ведётся с усложнением задач на протяжении всего обучения.

Учитывая трудности, которые испытывают дети с нарушением интеллекта при обучении изобразительному искусству, следует всегда положительно оценивать их работы. Несмотря на зависимость детей от помощи учителя, необходимо побуждать их к самостоятельной деятельности к проявлению творчества. С этой целью нужно показывать им разнообразные формы предметного мира, композиций, что будет препятствовать образованию стереотипов изображения, характерных для этой категории' детей.

В разделе работы над развитием цветовосприятия обучающихся и формированием у них умений работать красками важно в первую очередь уделить внимание обучению детей правильно организовывать своё рабочее место, пользоваться красками и кистью.

Знакомство детей со свойствами цвета (цветовым тоном, светлотой, насыщенностью) происходит в практической деятельности: Здесь первостепенную роль играет демонстрация приемов, раскрывающих свойства цвета.

Среди приёмов обучения цветовосприятию наиболее важными следует считать метод сравнения, метод демонстрации отдельных этапов изображения или действий с красками и кистью, метод совместных действий учителя и учеников.

Обучение восприятию произведений искусства начинается с формирования умения рассматривать картину, иллюстрацию, предмет народного творчества.

Сначала дети учатся называть изображённые на картине предметы, их признаки, действия, затем - устанавливать различные связи, отражённые в изображении (временные, причинно-следственные и др.). Важно добиться, чтобы дети не просто смотрели на демонстрируемые объекты, нужно научить их рассматривать картину, понимать ее со‌держание, сходство с реальностью, высказывать свое отношение к изображённому.

На уроках изобразительного искусства обязательно проводится работа над развитием речи обучающихся. Предложенный в программе речевой материал в виде отдельных слов, словосочетаний и фраз закрепляется в практической деятельности и в беседах по изобразительному искусству. Раз в месяц, в конце четверти и в конце учебного года можно отводить на уроке по 10-15 мин для проверки накопленного лексического материала

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно‌нравственное развитие ребенка.

Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо

освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Планируемые результаты:

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.

. Личностные результаты освоения программы отражают:

основы гражданской идентичности на базе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

ценности семьи и общества и их уважение;

чувства прекрасного и эстетических чувств;

способности к организации своей учебной деятельности;

самоуважение и эмоционально-положительное отношение к себе;

целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

готовность к сотрудничеству и помощи тем, кто в ней нуждается.

Предметные результаты освоения АООП общего образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность к их применению, рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. АООП ОО выделяет два уровня овладения предметными результатами:

минимальный

- является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью;

достаточный

- не является обязательным для всех обучающихся.

Предметные результаты по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец
обучения в 4 классе:

Минимальный уровень

Достаточный уровень

-знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе ними;

знание элементарных правил композиции,

цветоведения

, передачи формы предмета и др.;

знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;

пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;

знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;

знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих

-знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);

знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);

знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;

знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;

знание правил

цветоведения

, светотени, перспективы; построения орнамента,

стилизаци

формы предмета и др.;

знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);

игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;

организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

следование при выполнении работы инструкция учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание,

отщипывание

) и аппликации (вырезание и наклеивание);

рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;

применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;

узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий

знание способов лепки (

конструктивный

, пластический, комбинированный);

нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;

следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;

оценка результатов собственной изобразительной деятельности и

однокласснико

(красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

использование разнообразных технологически: способов выполнения аппликации;

применение разных способов лепки;

рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; -

- рисование по воображению;

различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения природе, человеку, семье и обществу;

различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и

декоративно

прикладного

искусства;

различение жанров

изобразительного

искусств пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.

Содержание программы

4 класс

Раздел: «Обучение композиционной деятельности»

Совершенствование умений передавать глубину пространства: уменьшение величины удаленных предметов по сравнению с расположенными вблизи от наблюдателя; загораживание одних предметов другими. Планы в пространстве - передний, задний, средний (использование макета и панно "В деревне" с изображенным пейзажем на трех планах, вариантами изображения домов деревенского типа и деревьев, разных по величине: больших маленьких, средних).

Обучение приему построения сюжетной и декоративной композиции с использованием симметричного расположения ее частей (эле ментов), позволяющему достигать равновесия на изобразительной плоскости.

Обучение приему построения композиции в прямоугольнике с учетом центральной симметрии.

Знакомство с выразительными средствами сказочного изображения (избушка-на курьих-ножках; деревья в дремучем лесу, сказочном лесу с глазами из двух дупел, сучьями и ветками, похожими на руки и .т.п.).

Примерная тематика заданий:

«Рисование с натуры: "Ваза с цветами" (натюрморт); "Веточка мимозы";

Рисование на тему: "Грузовик и автобус едут по городу" (на фоне домов городского типа);

"Деревья осенью. Дует ветер"; "Ребята катаются с гор".

Декоративное рисование: "Полотенце" (узор в полосе, элементы узора - листья, цветы, уточки).

Составление аппликации: "Фантастическая (сказочная) птица".

Декоративная лепка: "Кувшин в виде поющего петуха".

Раздел: «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»

Закрепление умений обследовать предметы с целью их изображения. Совершенствовать умения изображать с натуры, соблюдая последовательность изображения от общей формы к деталям. (Использование объяснения фронтального поэтапного показа способа изоб‌ражения, "графического диктанта"; самостоятельной работы учащихся по памяти).

Закрепление умения изображать деревья в состоянии покоя и в движении (в ветренную погоду). Учить видеть и передавать в лепке и рисунке изгибы и "узор" ветвей. Формирование образа человека. Портрет человека (части головы и части лица человека), формирование образов животных.

Обучение приемам исполнения косовской росписи посуды (работа корпусом и кончиком кисти, "примакивание").

Закрепление представления о явлении центральной симметрии в природе; составление узора в круге и овале с учетом центральной симметрии (элементы узора - геометрические формы и стилизованные формы растительного мира).

Примерная тематика заданий

Лепка: барельеф на картоне "Дерево на ветру"; игрушка "Лошадка" - по мотивам каргопольской игрушки; "Зайка", "Котик" "Петушок" - стилизованные образы, по выбору учащихся;

Аппликация: составление узора в круге и овале из вырезанных цветных маленьких и больших кругов, силуэтов цветов, листьев; "Чебурашка", "Мишка" (из вырезанных кругов и овалов), с дорисовыванием.

Рисование с натуры и по памяти предметов несложной слабо расчлененной формы (листьев дуба, крапивы, каштана; растение в цветочном горшке); предметов с характерной формой, несложной по сюжету дерево на ветру);

- передавать глубину пространства, используя загораживание одних

предметов другими, уменьшая размеры далеко расположенных предметов от наблюдателя;

-работать акварелью "по-мокрому".

Раздел «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок»

Понятия: «цвет», «спектр», «краски», «акварель», «гуашь», «живопись» и т.д.

Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения.

Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков цветов.

Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение светлотности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый и т.д.).

Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы.

Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо — примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка) и т.д.

Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.

Раздел «Обучение восприятию произведений искусства»

Примерные темы бесед:

«Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров».

«Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративноприкладное искусства, архитектура, дизайн.

«Как и о чем создаются картины» Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, карандаши и др.). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А.Саврасов, И. Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И. Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин и т.д.

«Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и т.д.). Объем - основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения скульптуры: В. Ватагин,

А. Опекушина, В. Мухина и т.д.

«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы). Какие материалы используют художники-декораторы. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России с учетом местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись и т.д.).

Учебно-тематический план

п\п

Название раздела

Кол-во часов

I.

Обучение композиционной деятельности

4

II.

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию

12

III.

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи

13

IV.

Обучение восприятию произведений искусства

6

Всего

34

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Кол- во часов

1.

Наблюдение сезонных явлений в природе с целью последующего изображения. Обрывная аппликация «Дети собирают грибы в лесу».

1

2.

Рисование с натуры ветки с осенними листьями.

1

3.

Нарисуй предмет похоже, как его видишь (с натуры). Рисование с натуры, по памяти. Неваляшка

1

4.

Рисование с натуры «Листья осенью».

1

5.

Веточка с листьями, освещенная солнцем.

Рисование.

1

6.

Листья березы на солнышке и в тени. Аппликация с дорисовыванием.

1

7.

Рассматривание картин художников.

1

8.

«Веточка с листьями, освещённая солнечными лучами» - акварель.

1

9.

Нарисуй деревья, которые расположены от тебя близко, подальше и совсем далеко.

1

10.

Нарисуй домики, которые расположены от тебя близко, подальше и совсем далеко.

1

11.

Нарисуй картину-пейзаж. Деревья и дома в пейзаже расположены близко, далеко. Дом стоит перед елью и загораживает ее.

1

12.

Нарисуй то, что стоит на столе (по выбору).

Нарисуй похоже. Это натюрморт.

1

13.

Беседа о творчестве художников. Портрет человека.

1

14.

Изображать человека, чтобы получилось похоже. Рассмотри натуру. Дорисуй картинки.

1

15.

Портрет моей подруги. Лепка и рисование.

1

16.

«Новогодняя ёлка, Дед Мороз и Снегурочка»

1

17.

Нарисуй свой автопортрет.

1

18.

Художники о тех, кто защищает Родину!

1

19.

Нарисуй шлем, щит, копье. Или самого богатыря.

1

20.

Доброе, злое в сказках. Как художники изображают добрых и злых героев сказки.

1

21.

Доброе, злое в сказках.

Покажи это в рисунках.

1

22.

Добрый и злой мир. Покажи это в рисунках.

1

23.

Необычные деревья в сказках. Срисовывание.

1

24.

Придумай сказочные деревья. Рисование.

1

25.

«Мой любимый сказочный герой».

1

26.

Фигура человека в движении.

1

27.

Школьные соревнования в беге. Рисование.

1

28.

Беседа о художниках и их картинах. Художники, которые рисуют море. Нарисуй море.

1

29.

Беседа. Художники и скульпторы

1

30

Животные жарких стран. Жираф. Слепи. Нарисуй.

1

31

Лепка и рисование насекомых похоже с

1

натуры.

33

Промежуточная аттестация.

Улица города. Люди на улице города. Рисунок по описанию.

Выставка рисунков.

1

32

Беседа. Народное искусство. Гжель. Роспись вазы (чашки, блюда).

1

34

«Краски лета. Венок из цветов и колосьев».

1

Система оценки достижения обучающимися освоения АООП планируемых результатов

Оценку предметных результатов целесообразно начинать со второго полугодия II- го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность для них будет привычной, и они смогут ее организовывать под руководством учителя.

В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

«хорошо» — от 51% до 65% заданий.

«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

Критерии оценки обучающихся по предмету «Изобразительное искусство»:

Оценка «5» ставится, если обучающийся самостоятельно располагает лист бумаги в зависимости от пространственного расположения изображаемого; от руки изображает предметы разной формы, использует при этом незначительную помощь; различает цвета и их оттенки; умеет пользоваться инструментами для рисования; анализирует свой рисунок, сравнивая его с изображённым предметом, исправляет неточности; способен видеть, чувствовать и изображать красоту окружающего мира.

Оценка «4» ставится, если обучающийся располагает лист бумаги в зависимости от пространственного расположения изображаемого с опорой на наглядность; различает основные цвета от руки изображает простые предметы разной геометрической формы и фигуры, пользуется простейшими вспомогательными линиями для изображения рисунка и его проверки; умеет пользоваться основными инструментами для рисования; сравнивает свой рисунок с изображённым предметом, исправляет неточности с помощью учителя; способен видеть, чувствовать красоту природы, человека;

Оценка «3» ставится, если обучающийся способен ориентироваться на листе бумаги по образцу; рисовать, обводить изображения по опорным точкам, по трафарету; по шаблону; умеет пользоваться основными инструментами для рисования избирательно; различать основные цвета и соотносить их с образцом.

Оценка «2» и «1» не ставится.

Материально - техническое обеспечение

Учебно-методический комплект

№ п\п

Тип пособия

Автор

Наименование

Издательство, год

1.

Учебник

М.Ю.Рау М.А.Зыкова

Изобразительное искусство.4 класс.

М.,Просвещение», 2019.

2.

Методическое пособие

М.Ю.Рау М.А.Зыкова

Методические рекомендации.

Размещены на сайте WWW.prosv.ru

3.

Пособие для учителя

Т.Н.Проснякова

Методические рекомендации по интеграции изобразительной деятельности и технологии

М.,Просвещение», 2013.

Печатные пособия:

портреты русских и зарубежных художников;

таблицы по

цветоведению

, построению орнамента;

схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;

таблицы по народным промыслам;

учебно-практическое оборудование: конструкторы; краски акварельные, гуашевые; бумага А3, А4; бумага цветная; фломастеры; восковые мелки; кисти беличьи № 5, 10, 20; кисти из щетины № 3, 10, 20; ножницы; шаблоны геометрических фигур и реальных предметов;

муляжи фруктов и овощей (комплект);

предметы быта (кофейники, кувшины, чайный сервиз).

технические средства обучения - ноутбук, интерактивная доска, телевизор;

экранно

звуковые

пособия.

Электронные ресурсы

п\п

название

адрес

1.

Проект «Инфоурок»

http://infourok.ru

2.

Интернет-проект «Мультиурок»

p://multiurok.ruhtt

3.

Российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru/

4.

Интернет-проект «Фестиваль педагогических идей»

http://festival.1september.ru/

5.

Электронная версия журнала

http://nsc.1september.ru/

«Начальная школа»

Приложение к тематическому планированию

Название раздела

Модуль «Школьный урок» из рабочей программы воспитания

1 .Обучение композиционной деятельности

2 .Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию

3. Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и форми‌рование умений передавать его в живописи

4.Обучение восприятию произведений искусства

- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения.

- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;