Министерство образования науки Республики Саха (Якутия)
ГБПОУ РС (Я) «Якутский коммунально-строительный техникум»
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
«Активизация мыслительной деятельности на уроках физики
через проблемно-развивающий метод обучения»
Преподаватель физики ГБПОУ РС (Я) «Якутский коммунально-строительный техникум» Казакова Т.Д.
г. Якутск 2024
Поиски новых образовательных технологий стали своего рода педагогическим знаменем нашего времени. Как правило, от преподавателя сейчас требуют наличия собственной оригинальной технологии. Но все это с точки зрения специалиста выглядит довольно дилетантски, так как главной причиной подобных поисков является для преподавателя – метод обучения и организационные формы обучения.
Что такое метод обучения? По Ю.К. Бабанскому:
Метод обучения - способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования.
Различают классификации методов обучения:
Источники познания (вербальные, наглядные, практические)
Методы логики (аналитико-
синтетический, индуктивный, дедуктивный);
Тип обучения (объяснительно-иллюстрированные, проблемно-развивающие)
Уровень познавательной самостоятельности обучающихся (репродуктивные, продуктивные, эвристические);
Дидактическая
цель и
функции (методы стимулирования, организации и контроля);
Вид деятельности преподавателя (методы изложения и методы организации самостоятельной учебной деятельности).
Каждый преподаватель для своей работы выбирает приемлемые классификации в методе обучения.
Например, на уроках физики можно использовать:
Объяснительно-иллюстрированный;
Программированный (обучающая программа);
Эвристический (серия вопросов и ответов);
Проблемный (поиск решения проблемы);
Модельный (процесс моделирования и
исследования
обучающегося).
Преподавание физики открывает огромные возможности для активизации мышления обучающихся в процессе обучения особенностям физической науки и ее глубокие связи с современным научно-техническим процессом, в особенности по цифровым технологиям.
Наиболее эффективным действенным способом активизации мышления обучающихся является проблемный метод обучения. Создание проблемных ситуаций, их анализ, активное участие обучающихся в поиске путей решения поставленной учебной программы возбуждает мыслительную активность обучаемых и поддерживает глубокий познавательный интерес.
Проблемное обучение выявляет в процессе постановки учебной проблемы определенные этапы. Первый этап- создание проблемной ситуации. Проблемная ситуация- это техническое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека тогда, когда он в ситуации решаемой проблемы (задачи) не может объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний. Следующий этап- анализ этой ситуации. Обучающийся должен актуализировать имеющиеся знания.
Главная цель проблемного обучения - при минимальных затратах времени получить максимальный эффект в развитии мышления и творческих способностей учащихся.
Система главной проблемы, определяющих характер проблемного обучения, должны, естественно, соответствовать структуре и его содержанию. Эти проблемы должны способствовать логически последовательному раскрытию стержневой методической идеи курса и обеспечивать активную мыслительную работу обучающихся.
Например, в разделе «Кинематика» основные проблемы могут быть сформулированы следующим образом:
Как определить положение тела в произвольный момент времени?
Почему одно и тоже движение не считается движущимся?
В разделе «Динамика»: Почему при столкновении 2 тел, на тела действуют одинаковые силы и как это доказать?
В разделе: «Силы в природе». Почему при движении тела по разным поверхностям ведут себя по-разному?
При отборе проблемных заданий необходимо учитывать 2 обстоятельства:
Самостоятельное выполнение проблемных заданий ведет к глубокому усвоению соответствующих вопросов курса, способствуя их интенсивному умственному развитию;
На выполнение таких заданий затрачивается в среднем больше времени, чем на выполнение обычных
Интерес обучающихся к проблеме и их познавательная активность будут зависеть от того, как ставится проблема, каким путем обучающиеся вводятся в проблемную ситуацию.
Ситуации могут быть: неожиданности, конфликта, предложения, опровержения, несоответствия, неопределенности.
Педагогическая активность проблемного подхода зависит не только от удачного подбора проблемы и способа создания проблемной ситуации, но и от того, как организуются преподавателем процесс решения проблемы.
При изложении материала этим методом обучения являются не пассивными слушателями. Ожидание событий возбуждает познавательность, активизируя их на мышление. Повышает интерес к предмету, воспитывает целеустремлённость, требовательность к себе.
Эвристический метод предполагает учащимся отдельных шагов решения поставленной проблемы. Отдельных этапов исследования с целью стимуляции мышления путем самостоятельного активного поиска.
При активизации мыслительной деятельности не последнюю роль играет исследовательский метод, который является способом организации поисковой, творческой деятельности обучающихся по решению новых для них проблем. Достоинства этого метода: максимальная активизация мыслительной познавательной деятельности способствует формированию прочных, осознанных знаний, повышению интереса к предмету. Применение этого метода в обучении помогает обучающимся овладеть методами научного познания. Пробуждает у них потребность в творческой деятельности, формирует черты творческой личности.
Я рассмотрела 3 основных метода обучения, применяемых мною на уроках, направленные на формирование творчески способных учащихся, включение их в процесс поиска новых для них проблем. Анализ методов убеждает, что отдельные приемы активизации мышления, стимулирующие обучающихся на самостоятельный частичный поиск. Необходимым условием осуществления мыслительной деятельности является умение анализировать.
Активизировать познавательный интерес также можно через цифровую технологию в процессе обучения.
Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой наиболее благоприятную сферу для применения современных информационных технологий. Проводимая работа в этом направлении содержит как чисто демонстрационную составляющую, дающую обучающимся расширенные представления о возможностях использования информационных технологий, так и составляющую, требующую активного применения учениками знаний, полученных на уроках информатики. В процессе преподавания физики, информационные технологии могут использоваться в различных формах.
Используемые направления можно представить в виде следующих: мультимедийные сценарии уроков, проверка знаний на уроке, физический эксперимент, внеурочная деятельность, дистанционное обучение, применение компьютерной лаборатории фирмы Philip Harris. Источниками демонстрационных материалов служат имеющиеся в продаже мультимедийные диски, материалы в сети Интернет, собственные разработки, а также презентации и проекты обучающихся.
При работе с интернет - ресурсами используются коллекции ЦОР, Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru) и Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection. edu.ru). Это позволяет с одной стороны, наглядно демонстрировать обучаемому процесс формирования ключевых понятий, с другой стороны, самому активно участвовать в этом процессе.
Использование физического эксперимента - важнейшее условие эффективности учебного процесса. Компьютерная демонстрация физических явлений – очень эффективный способ наглядности на уроке. Эксперимент является основой принципа наглядности, базой для формирования практических умений. Лабораторный эксперимент является методом исследования, обеспечивающим научность курса, и средством наглядности.
Использование компьютерной лаборатории позволяет непосредственно на глазах у ребят и при их участии проводить измерения, обрабатывать полученные результаты и демонстрировать графики изучаемых физических величин на демонстрационном экране. Мультимедийная презентация - один из эффективных методов организации обучения на уроках, мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно - урочной системы.
Появившееся в руках преподавателя мультимедийное оборудование делает уроки физики, дистанционное обучение, внеурочные занятия более интересными и понятными, а потому более привлекательными для обучающихся.
Опыт использования компьютера на уроках позволяет предложить следующие принципы компьютерной поддержки уроков физики:
компьютер не может заменить преподавателя. Только учитель имеет возможность заинтересовать учеников, пробудить в них любознательность;
реальный эксперимент необходимо проводить всегда, когда это возможно, а компьютерн
ую модель следует использовать по возможности;
невозможно использовать компьютер на каждом уроке
Накопленный опыт, частично отраженный в настоящей работе, показывает, что применение информационных технологий на уроках физики и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как преподавателя, так и обучающихся, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение ими довольно серьезных тем по предмету, что, в итоге, ведет к интенсификации процесса обучения.