Родина Олеся Валерьевна,
учитель географии
МБОУ «Школа № 42 г. Донецка»
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Аннотация. Статья посвящена процессам формирования познавательного интереса и активизации личности. Приводятся задания творческого характера и разной степени сложности; их можно использовать на разных этапах урока: в начале урока, при изложении нового материала, для закрепления.
Ключевые слова: познавательный интерес, уроки-лекции, уроки-путешествия, уроки-исследования, уроки-конкурсы, игровые приемы.
География как учебная дисциплина имеет уникальные возможности для развития таких качеств личности, как искусство познания и мышления, искусство общения и речи, стремление к самопознанию. Но как сделать так, чтобы все учащиеся были вовлечены в процесс обучения, чтобы каждый из них имел возможность понимать, рассуждать, делиться имеющимися знаниями и опытом? Решение этой проблемы вызвало необходимость применения новых подходов и технологий в общеобразовательной школе.
Цель: найти методы, приемы, формы обучения, повышающие эффективность усвоения географических знаний, помогающие распознать в каждом учащемся его индивидуальные особенности и на основе этого привить ему стремление к познанию и творчеству, создав условия для совершенствования познавательной деятельности учащихся за счет широкого внедрения в учебный процесс активных форм обучения.
Использование нетрадиционных методов обучения, на мой взгляд, приводит к активизации познавательной деятельности на уроке, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует их сознательному применению. Учащийся становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения [1]. У него наблюдается отход от стандартного мышления и шаблонности действий, что позволяет развивать стремление к знаниям, создавать мотивацию к обучению. Такая работа в классе и вне класса имеет большое образовательное, воспитательное и развивающее значение. Используя нетрадиционные методы и способы обучения, у детей развивается образное, системное и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в обучении географии является важным средством формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития [5]. Задания разного содержания способствуют развитию познавательных процессов. Данные наблюдений могут быть представлены в табличной форме (см. табл. 1).
Таблица 1
Влияние различных типов заданий
на развитие познавательных процессов учащихся
Уровни
Типы заданий
Развитие психических процессов
Репродуктивный
Рисунок
Воображение
Сообщение
Устная речь, память
Чайнворды, кроссворды, ребусы
Мышление, память, внимание
Игра “термин – понятие”
Память, внимание
Частично-поисковый
Рассказ с ошибками
Внимание, память
Составление логических цепочек
Внимание, логическое мышление
Узнай объект (по контуру, фрагменту карты, по описанию)
Внимание
Исследовательский
Путешествие
Внимание, память, мышление, воображение
Решение географических задач
Внимание, логическое мышление, устная и письменная речь
Составление образа территории
Внимание, память, логическое мышление, воображение, устная речь
В зависимости от дидактических целей урока я использую разные нетрадиционные формы урока.
Например, провожу занятия по формированию новых знаний в виде лекций, экспедиций, исследовательских уроков. На уроках обучения навыкам и умениям я использую такие нетрадиционные формы, как уроки с ролевой игрой, а на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления навыков - игры: уроки-соревнования, уроки-конкурсы. На занятиях по проверке знаний и умений провожу викторины, конкурсы, географические диктанты, проверку и защиту творческих работ. При изучении нового материала предпочитаю использовать проблемное обучение, развивающее обучение, технологию развития критического мышления через чтение и письмо, информационно-коммуникационные технологии.
На занятиях рекомендуется использовать различные методы и приемы, позволяющие вести ребенка от любознательности к познавательному интересу. Особое внимание уделяется тем методам, средствам и формам обучения, которые побуждают к активной познавательной деятельности, развивают интерес к предмету и способствуют повышению качества образования. Остановлюсь на некоторых из них:
«Географическая цепочка»
Игра способствует усвоению названий географических объектов. Можно проводить до конца занятий, когда есть свободное время. Учащиеся по очереди называют географические названия, начинающиеся на последнюю букву предыдущего. Например, Африка - Америка - Австралия - Ямайка - Аргентина - Алжир - Рим - Милан - Норвегия - Ямал - и т.д.
«Вспомни силуэт»
Этот прием хорошо зарекомендовал себя при изучении географической карты. Он заключается в том, что учащийся должен узнать географический объект по его силуэту.
Полуостров?
Остров?
"Что это?"
Суть приёма состоит в том, чтобы назвать признаки территории или явления, а учащийся должен определить, о чём (или о ком) идёт речь.
Например, когда я проверяю домашнюю работу по изучению Северной Америки, я использую следующие вопросы:
1. Эту территорию ошибочно называют «Зеленой землей», что не соответствует действительности. Большая часть территории находится подо льдом. Климатические условия довольно суровые (Гренландия)
2. Название этого полуострова происходит от слов индейцев, которые переводятся как: «Мы вас не понимаем». Эту фразу испанские конкистадоры услышали в ответ на свой вопрос: «Где мы?» (полуостров Юкатан)
3. Название этого полуострова означает «Земля цветов», оно было дано полуострову испанским исследователем Хуаном Понсе де Леоном, когда он впервые посетил эти места в 1513 году. Кажется, он выбрал это название потому, что его поразило великолепное изобилие разнообразных цветов и оттенков растений, украшающих землю (полуостров Флорида).
4. Название этого острова у северо-восточного побережья Северной Америки переводится как «Новая найденная земля» (остров Ньюфаундленд).
«Поиск аналогов»
Учитель называет географический объект, а учащиеся должны найти как можно больше его географических аналогов по тому или иному признаку. Например, возьмем город Рио-де-Жанейро. Здесь можно создать большое количество аналоговых пар:
1. Рио-де-Жанейро - Рига (оба начинаются на Р)
2. Рио-де-Жанейро – Стамбул (обе бывшие столицы)
3. Рио-де-Жанейро - Копенгаген (оба расположены на берегу моря)
4. Рио-де-Жанейро – Гавана (оба лежат в тропической зоне)
5. Рио-де-Жанейро – Лиссабон (оба города говорят на португальском языке)
6. Рио-де-Жанейро – Венеция (оба города славятся карнавалами)
7. Рио-де-Жанейро - Санкт-Петербург (оба города в своей стране на 2-м месте по численности населения)
«Творческое задание»
Сила влияния творческих работ учащихся на познавательный интерес заключается в их ценности для развития личности в целом, ведь сама идея творческой работы, процесс ее реализации и ее результат требуют максимального приложения сил. от физического лица. Из творческих заданий, таких как составление ребусов, кроссвордов, изготовление модели вулкана из пластилина, возможны сообщения, отчеты, презентации и т.д.
"Крокодил"
Суть игры в следующем: вам нужно объяснить термин без слов, движениями, а остальные должны отгадать этот термин. Как правило, использование данной методики вызывает у учащихся положительные эмоции, а эмоционально окрашенные моменты всегда лучше запоминаются. Этот прием можно использовать при организации занятий по физической культуре.
Игра «Туристическое агентство»
Учащиеся должны представить свою рекламу «туристического бизнеса» таким образом, чтобы она могла быть интересна различным группам населения. При этом помимо чисто географической информации, которую должна содержать реклама, необходимо учитывать социокультурные ассоциации, которые возникают у людей при создании тех или иных визуальных образов. В игре учащиеся осознают свою социальную ответственность. Стратегию собственного поведения они выбирают, правда, пока на эмоциональном уровне. Поэтому при создании сценария развивающей игры желательно включать такие проблемы, которые могут вызвать эмоциональный отклик в душах обучающихся и иметь нравственный аспект. Например, целью игры может быть спасение терпящих бедствие людей в открытом море или оптимальное размещение большого количества беженцев.
Выполнение таких заданий становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся. Обучение, которое осуществляется активными методами, способствует формированию познавательного интереса к получению знаний и учебной деятельности [2].
Методы совершенствования познавательной деятельности вооружают учащихся знаниями, умениями и навыками; способствуют воспитанию у учащихся мировоззренческих, нравственно-эстетических качеств; развивают познавательные способности, личностные качества: активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляют и реализуют потенциал учащихся; вдохновляют на исследовательскую и творческую деятельность[3].
Поэтому можно сделать вывод, что для успешного обучения школьников необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями.
Список литературы:
Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта //Вопросы психологии. – 2007. – Т. 5. – С. 57-65.
Валькова
Г.,
Зайнуллина
Ф., Штейнберг В. Логико-смысловые модели - дидактическая многомерная технология / В. // ДИРЕКТОР ШКОЛЫ:
науч
.-
метод
. журн. для рук. учеб. заведений и органов образования. - 2009. - № 1.
Канаева
М.В. Развитие универсальных учебных действий. -2011.
Верани
А. Роль внутренней речи в высших психических процессах //Культурно-историческая психология. – 2010. – Т. 2010. – №. 1. – С. 7-17.
Ви
люнас
В. Психология эмоций //СПБ
.:
Питер. – 2004. – Т. 496.
5. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. - Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 212 с.