Активные и интерактивные методы обучения на уроках обществознания.

Пименова Е.В., преподаватель социальных дисциплин

Активные методы обучения

Активные методы обучения работают по схеме взаимодействия "учитель = ученик". Такие методы предполагают равное участие учителя и учащихся в образовательном процессе. Таким образом, учащиеся выступают как равные участники и авторы урока.

Активные методы обучения в педагогике известны давно. Основоположниками метода являются такие прославленные педагоги, как Я. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, Г. Гегель, Ж. Руссо, Д. Дьюи.

Признаки активных методов обучения

А

ктивизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным;

Д

лительное время активности — учащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса;

С

амостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;

Мотивированность

к обучению.

Классификация активных методов обучения

Самая общая классификация делит активные методы на две большие группы: индивидуальные и групповые. Более подробная включает такие группы:

Дискуссионные.

Игровые.

Тренинговые

.

Рейтинговые.

Методы и приемы активного обучения

В процессе обучения педагог может выбирать как один активный метод, так и использовать комбинацию нескольких. Но успех зависит от системности и соотношения выбранных методов и поставленных задач.

Рассмотрим самые распространенные методы активного обучения:

Презентации

 — наиболее простой и доступный метод для использования на уроках. Это демонстрирование слайдов, подготовленных самими учащимися по теме.

Кейс-технологии

 — используются в педагогике с прошлого века. Строится на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске решения. Причем различают два подхода к созданию кейсов. Американская школа предлагает поиск одного-единственного правильного решения поставленной задачи. Европейская школа, наоборот, приветствует многогранность решений и их обоснование.

Проблемная лекция

 — в отличие от традиционной, передача знаний во время проблемной лекции происходит не в пассивной форме. То есть учитель не преподносит готовые утверждения, а лишь ставит вопросы и обозначает проблему. Правила выводят сами учащиеся. Этот метод достаточно сложен и требует наличия у учеников определенного опыта логических рассуждений.

Дидактические игры

 — в отличие от деловых игр, дидактические игры регламентируются жестко и не предполагают выработку логической цепочки для решения проблемы. Игровые методы можно отнести и к интерактивным методам обучения. Все зависит от выбора игры. Так, популярные игры-путешествия, спектакли, викторины, КВН — это приемы из арсенала интерактивных методов, так как предполагают взаимодействие учащихся друг с другом.

Баскет

-метод

 — основан на имитации ситуации. Например, ученик должен выступить в роли гида и провести экскурсию по историческому музею. При этом его задача — собрать и донести информацию о каждом экспонате.

Интерактивные методы обучения

Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия "учитель = ученик" и "ученик = ученик". То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.

Задачи интерактивных методов обучения

Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.

Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.

Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

Методы и приемы интерактивного обучения

Мозговой штурм

 — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма. Читайте подробнее

о 

мозговом штурме на уроках

.

Кластеры

, сравнительные диаграммы,

пазлы

 — поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме.

Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ

. Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.

Круглый стол (дискуссия, дебаты)

 — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.

Деловые игры

 (в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.

Аквариум

 — одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.

Метод проектов

 — самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.

BarCamp

, или

антиконференция

. Метод предложил веб-мастер Тим

О´Рейли

. Суть его в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.

Урок с применением баскет-метода по теме "История развития вычислительной техники".

Цели урока: развитие учебной мотивации, навыков работы в команде, самостоятельной работы с литературой, обобщение и проверка усвоения ранее изученного материала.

Для проведения этого занятия необходимо подготовить несколько "экспонатов" для "виртуального" музея компьютерной техники. Причем "экспонаты" подбираются так, чтобы экскурсия по музею была содержательной. Школьники – организаторы музея подобрали фотографии ученых и инженеров, внесших вклад в развитие вычислительной техники, фотографии отдельных устройств компьютера, схемы, отражающие структуры компьютеров разных поколений. Был выбран «экскурсовод» по музею, который в течение нескольких минут вел экскурсию об экспонатах. Школьники задают по ходу экскурсии вопросы экскурсоводу, на которые он должен дать грамотный ответ. Таким образом, несомненным плюсом является то, что данный метод позволяет оценить способности школьников в их работе с имеющейся информацией, в умении принимать решения.