Активные методы и формы обучения
Хажилина Ася Владиславовна
преподаватель по направлению «Архитектура»,
КГПОАУ «Камчатский политехнический техникум»,
РФ, г. Петропавловск-Камчатский
АННОТАЦИЯ
Одними из важнейших показателей, которые характеризуют выпускников любых образовательных учреждений, являются их компетентность и конкурентоспособность. Из этого следует, что при изучении учебного материала самые главные акценты переносятся на процесс познания, качество эффективности которого зависит непосредственно от познавательной активности и вовлеченности в учебный процесс самого обучающегося.
Ключевые слова: методы обучения, педагогика, проблемное обучение, деловая игра
Для повышения заинтересованности обучающихся преподавателями часто используются новые формы и методы, которые носят название «Активные методы обучения». Эти методы имеют свою классификацию и особенности.
Активные методы обучения подразумевают под собой равнозначное участие преподавателя и обучающегося в учебном процессе, то есть студенты выступают, как равные участники и создатели процесса обучения. По сути, строится следующая схема взаимодействия «преподаватель = обучающийся». При использовании данных методов обучения деятельность обучающегося носит не репродуктивный, а наоборот продуктивный, творческий характер обучения, так как студент сам занимается поиском и постановкой задачи, анализирует ее и самостоятельно находит пути ее решения, становится активным участником образовательного процесса. Такие методы реализуются как через самостоятельное изучение и решение проблемы, так и посредствам групповых занятий, например, когда в учебном процессе преподаватель использует метод урока-дискуссии или эвристической беседы.
Эта новая для обучающегося роль ипозволяет формировать более активную личность, которая будет обладать необходимыми компетенциями в профессиональной сфере, а также они позволяют развить в студенте важные личностные качества, что позволит ему развиваться и психологически.
Активное обучение подразумевает под собой такую организацию учебного процесса, которая будет направлена на активизацию учебно-познавательной деятельности обучающегося, посредством комплексного применения педагогических и организационно-управленческих средств.
Образовательный процесс, в котором используются активные методы обучения, имеет ряд принципов:
Принцип индивидуализации
Принцип индивидуализации подразумевает под собой создание многоуровневой системы подготовки обучающихся, которая учитывает индивидуальные особенности студентов, а также предоставляет каждому ученику возможность максимально раскрыться в процессе образовательной деятельности.
Принцип гибкости
Принцип гибкости подразумевает сочетание подготовки, которая основана на основе учета пожеланий обучающихся, а также на возможности оперативно изменить ее направленность в процессе обучения.
Варианты подготовки могут и должны изменяться в соответствии с изменениями в обществе и социуме, что позволяет системе образования соответствовать современным тенденциям, а также запросам и пожеланиям обучающихся.
Принцип сотрудничест
ва
Принцип сотрудничества предполагает под собой развитие таких взаимоотношений между преподавателем и обучающимся, как доверие, взаимная помощь и взаимная ответственность, развитие уважения и доверия, как к личности обучающегося, так и к личности педагога. А также предоставление ученику возможностей для проявления инициативы, самостоятельности и проявления ответственности за результат.
Также стоит отметить, что все методы активного обучения имеют и свои отличительные признаки, особенности:
Признак
проблемности
В процессе обучения реализуется одна из задач, которая способствует активному формированию новых знаний у обучающегося – ввести ученика в некоторую проблемную ситуацию, для нахождения решения которой ему не хватает имеющегося опыта и знаний. При помощи преподавателя или участия одногруппников ученик, на основе совокупности своего и чужого опыта находит решение ситуации. Тем самым активность и непосредственная вовлеченность в образовательный процесс обучающегося возрастает, что дает более высокий уровень восприятия учебного материала и знаний ученика.
Признак взаимного
обучения
Основой многих форм проведения активных методов обучения является дискуссионная форма проведения занятий и коллективная деятельность группы. Различные исследования образовательной деятельности обучающихся показали, что коллективная деятельность в процессе обучения оказывает большее влияние на развитие учеников, за счет взаимодействия между студентами. Мы можем наблюдать не только повышение уровня знаний за счет опыта других учеников, состоящих в группе дискуссионной беседы, но также и то, что обучаемые перенимают опыт поведения в группе – начинают обращаться друг к другу с большим уважением, принимают тот факт, что существуют разные точки зрения на проблему, больше слушают и прислушиваются друг к другу, что позволяет более продуктивно решать поставленную задачу коллективно.
Признак непосре
дственности и самостоятельности
При традиционных формах обучения ученик пропускает через себя информацию, которую ему дает преподаватель. При использовании активных методов обучения преподаватель отходит на уровень обучаемых и становится участником процесса взаимодействия с учебным процессом и материалами. По сути, преподаватель становится руководителем самостоятельной работы обучающихся, одновременно реализуя принцип педагогики сотрудничества.
Признак мотивации
Как коллективная, так и самостоятельная работа студентов должна поддерживаться мотивацией со стороны преподавателя. К используемым преподавателем мотивам относятся принцип состязательности обучающихся, творческий и поисковый характер обучения, эмоциональная вовлеченности и психологическая реализация обучающихся, а также игровая форма проведения занятий.
По последнему признаку, который в классификации используется чаще всего, методы активного обучения подразделяют на имитационные и не имитационные методы. Имитационные, в свою очередь, делятся на игровые и неигровые методы (к ним относят анализ конкретной проблемы или ситуации, действия по определенной инструкции).
Существует большое количество методов и форм проведения занятий, в которых реализуется активизация обучающихся. Некоторые из них приведены ниже. Забегая вперед, можно отметить некоторую особенность рассматриваемых методов: каждый метод является самостоятельным и может применяться по отдельности, в зависимости от того, какую цель преследует преподаватель, но, в то же время, все эти методы могут использоваться в комплексе друг с другом, например, для большего достижения результата. А также, приведенные ниже методы проведения занятий иногда могут плавно перетекать из одной формы в другую, что также позволяет расширить границы для студентов при изучении нового материала.
Таким образом, рассмотрев некоторые виды методов активного обучения, можно отметить, что при помощи них можно развить самые различные способности обучающихся, например, такие как работа в команде, осуществление проектной и исследовательской деятельности, самостоятельный поиск решения поставленных задач и умение аргументированно отстоять и защитить его, а также толерантно и с уважением относиться к чужому мнению.