АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ обучения.
Заварукина С.Э.
СПб ГАПОУ «Колледж туризма и гостиничного сервиса»
г. Санкт-Петербург
В последние годы система образования все чаще претерпевает изменения, в связи с этим активно развиваются педагогические технологии и методы обучения, все большую популярность приобретают активные методы обучения.
Активные методы обучения - это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты.
Интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.
Организационные цели и задачи активных методов обучения:
1) подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя;
2) обеспечить активное участие в учебной работе всех студентов, не зависимо от их способностей;
3) установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного
материала.
Отличительные особенности активного обучения:
принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;
достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной мере устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);
самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.
Активные методы обучения основаны на:
практической направленности;
игровом действе и творческом характере обучения;
интерактивности;
разнообразных коммуникациях;
диалоге и полилоге (разговор многих участников);
использовании знаний и опыта обучающихся;
групповой форме организации работы;
деятельностном подходе к обучению;
движении и рефлексии.
Классификация активных методов обучения:
имитационные
н
еимитационные
С помощью имитационных методов обучения происходит воспроизведение контекста профессиональной деятельности, что способствует более успешному решению педагогических проблем или проблемных ситуаций. Имитационные занятия обязательно предусматривают имитацию индивидуальной и коллективной деятельности в выбранной сфере, наличие имитационной модели объекта, процесса, деятельности. Имитационные делятся на неигровые и игровые.
Методы активного обучения: иммитационные (неигровые). Обучение строится на практических примерах и ситуациях. Вот некоторые из них:
Анализ конкретных ситуаций
Кейс-технология
Алгоритм
«Лабиринт»
Кейс-технология – инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Данная технология способствует развитию у обучающихся самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою. С помощью этого метода обучающиеся имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.
Алгоритм «Лабиринт» - метод, использующий письменное описание некой ситуации и несколько вариантов возможных действий для решения проблемы.
Неимитационные занятия не требуют такой модели, и активизация здесь обеспечивается системой действующих прямых и обратных связей между обучаемыми и преподавателями.
Неимитационные методы делятся на:
лекции (проблемная лекция, лекция-провокация, лекция-визуализация, лекция-диалог, интерактивная лекция, лекция-консультация)
семинары
дискуссии
метод «мозговой штурм»
метод эстафеты
круглые столы
форумы
коллоквиумы
конференции
методы проектов
консультации (групповая, индивидуальная).
Рассмотрим некоторые из представленных неимитационных методов.
При планировании лекции в нее лучше включить не только концепции, но и какие-нибудь интересные факты, которые служат основанием для той или иной концепции или теории. Лекцию можно построить как диалог с аудиторией. Это значит, что любой слушатель из аудитории может задать вопрос педагогу, на который он может ответить, как кратко, так и развернуто. Это сделает лекцию более эффективной и позволит лучше закрепить материал в сознании обучающихся.
Проблемная лекция в учебном процессе помогает решать разные виды проблем. Этот вид лекции выделяется тем, что помогает студенту в творческом мышлении и развивает.
Лекция-провокация — это лекция с запланированными преподавателем ошибками, которые студенты должны распознать в процессе проведения занятия.
Интерактивная лекция – выступление ведущего обучающего перед большой аудиторией с применением следующих активных форм обучения: дискуссия, беседа, демонстрация слайдов или учебных фильмов.
Лекция-визуализация — это лекция, представляющая собой подачу лекционного материала с помощью технических средств обучения (аудио- и/или видеотехники).
Основная цель лекции-визуализации — формирование у студентов профессионального мышления через восприятие устной и письменной информации, преобразованной в визуальную форму. Особенностью лекции-визуализации является одновременная активизация у студентов трёх видов памяти: слуховой, зрительной и двигательной, позволяющей им наиболее эффективно усваивать материал.
Лекция-диалог. Содержание подается через серию вопросов, на которые студенты должны отвечать непосредственно в ходе лекции.
Лекция-консультация. Занятия в форме лекции-консультации целесообразно проводить, когда тема носит сугубо практический характер. После краткого изложения основных положений темы, слушатели задают преподавателю вопросы. Ответам на них может отводиться до 50% учебного времени. В конце занятия проводится небольшая дискуссия – свободный обмен мнениями, который подытоживает преподаватель. готовятся заранее в письменном виде и передаются приглашенным специалистам.
Семинар – это одна из форм обучения, в которой теория обязательно опирается на практику. Суть методики проведения семинара заключается в следующем: выступающий предлагает присутствующим прослушать лекционный материал, который может включать также показ фильмов, иллюстраций, слайдов. Далее все услышанное и увиденное обсуждается. Присутствующие на проведении семинаров могут задать свои вопросы, поделиться мнением или же попытать применить услышанные сведения на практике. Организовать интересную дискуссию, как правило, бывает сложнее, чем провести лекцию. Перечень обсуждаемых вопросов заранее готовится. Преподавателю необходимо планировать семинар.
Основными задачами семинара являются:
1. Создание более доверительной атмосферы в группе, развитие внутригрупповых отношений и раскрепощение студентов.
2. Предоставление возможности участникам высказать свое мнение, поделиться своими знаниями или опытом, сделать свои выводы и проверить их, высказать новые идеи, принять какое-то решение.
3. Перерыв между более формальными этапами или учебного мероприятия.
Дискуссия — обсуждение спорного вопроса, проблемы; разновидность спора, направленного на достижение истины и использующего только корректные приёмы ведения спора. В ходе дискуссии между преподавателем и студентами, а также студентами между собой, происходит целенаправленный обмен суждениями, мнениями в поиске истины.
Мозговой штурм проводится в два этапа. На первом этапе группа, разбившись на микрогруппы, выдвигает идеи для решения поставленной проблемы. Этап продолжается от 15 минут до 1 часа. Действует строгое правило: «Идеи высказываются, фиксируются, но не обсуждаются». На втором этапе происходит обсуждение выдвинутых идей. При этом группа, высказывавшая идеи, сама их не обсуждает. Для этого либо каждая группа посылает представителя со списком идей в соседнюю группу, либо заранее формируется группа экспертов, которая не работает на первом этапе.
Метод эстафеты — это один из интерактивных методов работы, позволяющий высказаться каждому студенту. Преподаватель даёт студентам задание на изучаемую тему. Каждому студенту нужно высказать собственное мнение по данному поводу.
Коллоквиум — это форма проведения учебного занятия, направленная на промежуточную проверку и оценивание знаний учащихся. Обычно коллоквиумы проводят в колледжах 1–2 раза в семестр, чтобы подытожить знания в конце учебной программы. Возможные формы проведения коллоквиума: подготовка проектов на определённую тему; защита реферата, курсовой или другой письменной работы; научная дискуссия; промежуточный мини-экзамен с вопросами по последним пройденным темам; групповая беседа преподавателя и студентов в формате «вопрос-ответ».
Целесообразное применение активных методов обучения в образовательном процессе значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у студентов и преподавателя массу положительных эмоций и переживаний.