Активные приёмы обучения, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся на уроках русского языка и литературы

Использование активных приёмов обучения на уроках русского языка предполагает развитие у обучающихся самостоятельности, умения вести диалог, готовности к сотрудничеству, стимулирует познавательную деятельность. Образовательным пространством является не только учебный кабинет русского языка и литературы, но и школьный двор, учебные кабинеты и рекреации школы, школьная и сельская библиотеки.

Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации детей. В условиях малокомплектной школы для такой работы важны не только особые методики проведения урока, но и специальная подготовка материала, важность приобретает и психологическая сторона проблемы. Ведь учителю приходится выполнять разнообразные функции: отвечать на вопросы; контролировать работу; становиться членом одной из групп.

Чаще групповую работу провожу по разделу «Развитие речи». Это небольшие сочинения-миниатюры, сочинение по картинкам, сочинения-продолжения. Где каждая группа представляет свой вариант. Затем, выбрав наиболее удачные предложения, составляем коллективное сочинение – образец. Обязательное условие: образцы не используются в домашних заготовках к творческим работам, а создаются собственные.

Групповую работу использую и в таком виде работы, как «Объясняю теперь я!». Класс делится на группы (в 5 классе – на пары). Один объясняет тему (домашнее задание прошлого урока), другой слушает, при этом повторяет ещё раз те правила, определения, которые готовил дома. Детям нравится такой вид работы: все хотят объяснять, а значит серьёзнее готовятся к уроку.

При закреплении материала на уроках русского языка эффективно использование приёма парной работы «Ты мне – я тебе!». Один обучающийся называет слово, а другой должен объяснить орфограммы, встретившиеся в нём, или вначале один представляет подготовленный теоретический материал, затем другой.

Чтобы обучающийся овладел необходимыми коммуникативными навыками, что очень важно по программе ФГОС, ребёнок должен любить, уметь читать. «Уметь читать – значит извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное». Чтение – это процесс восприятия и смысловой переработки письменной речи. Чтение – это и процесс коммуникации с помощью речи. Цель читателя – преобразование содержания прочитанного в смысл «для себя», то есть понимание.

Осмысленное чтение позволяет развивать у ребят не только навыки выразительности устной речи, но познавательную деятельность. Применяются активные приёмы, связанные со смысловым анализом текста – пониманием фактов, обобщений, основных мыслей и чувств героев, проявлением к ним личностного отношения.

Приём «Читаем один за одним» развивает навык правильного чтения, нацеливает на осмысление текста во время чтения. Текст читаем по абзацам. Есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу. Задача читающих – читать внимательно, слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

«Чтение в кружок» - приём, который управляет процессом развития навыков чтения и осмысления текста во время чтения.

Уроки, проводимые с использованием активных приёмов обучения, строятся в соответствии с технологической цепочкой:  вызов - осмысление - рефлексия. Применяя  активные приёмы обучения,   стремлюсь к тому, чтобы на всех этапах урока учащиеся выполняли различные виды деятельности по формированию мышления. Цель активных приёмов - «продвижение книги и чтения», повышение качества обученности, движение от творчества к успехам – стимулирование познавательной деятельности.