* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Strong {font-weight: bold;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

Актуальность здоровьесберегающей деятельности дошкольного образовательного учреждения

Тулупова Ирина Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №8 д. Жилина»

Одной из острых в современном образовании является проблема воспитания здорового подрастающего поколения. Современные темпы развития общества предъявляют все более высокие требования к человеку и объему его деятельности, актуализируют вопрос повышения физического, духовного, интеллектуального потенциала личности.

Проблема сохранения здоровья стала актуальной еще в древности. Началом возникновения идеи здоровьесбережения следует считать VII века до нашей эры. Эта идея в педагогике впервые была выдвинута Платоном. В «Государстве» он пишет о необходимости уделять главное внимание разностороннему физическому воспитанию учащихся [2]. Основоположником разработки здоровьесберегающих технологий следует считать древнегреческого врача Гиппократа, который считал немаловажным занятия спортом, закаливание водой и солнцем, прогулки, умеренность в питании. Аристотель рекомендовал уделять большое внимание закаливанию, гигиене тела и физическим упражнениям[2].

Ряд философов (Дж. Локк, А. Смит, К. Гельвеций, М.В. Ломоносов, К. Маркс и другие), психологов (Л.С. Выготский, В.М. Бехтерев и другие), ученых – медиков (Н.М. Амосов, В.П. Казначеев, Ю.П. Лисицын, М.М. Буянов, И.И. Брехман, Б.Н. Чумаков и другие), педагогов (Л.Г. Татарникова, В.В. Колбанов, В.К. Зайцев, С.В. Попов и другие) пробовали решить проблему здоровья, формирование здорового образа жизни у детей. Мыслители утверждали, что сам человек должен заботиться о своем здоровье, о благосостоянии и стремиться поддержать его. М.В.Ломоносов говорил о здоровьесбережении с позиции психологии, физиологии, педагогики в их совокупности. В.М.Бехтерев особое внимание уделял сохранению и укреплению детского здоровья. И.И. Брехман определяет здоровье как способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации [1].

Проблема укрепления здоровья дошкольников, необходимость поиска средств и методов укрепления здоровья детей и ориентации современного образования на воспитание здорового ребенка волновала умы многих российских педагогов. Основываясь на изучении теоретических и научно – методических положениях об укреплении здоровья дошкольников, выдающийся педагог – гуманист В.А. Сухомлинский разработал систему формирования, воспитания и развития личности ребенка, которая была основана на глубокой заботе о сохранении, укреплении здоровья каждого воспитанника, на идее гармонизации физического и духовного развития [3].

В системе общекультурных ценностей высокий уровень здоровья человека во многом определяет возможность овладения им всех остальных качеств, является основой, без которой процесс развития человека малоэффективен. Залогом радости, счастья человека, его неоценимым богатством является хорошее здоровье, которое медленно и с трудом накапливается и которое легко растерять. В связи с этим особое значение приобретает вырабатывание личностных установок, разумного отношения личности к своему организму, к здоровью как одной из ценностей, обеспечивающих становление человека на протяжении всех периодов взросления.

Здоровье как основа жизнедеятельности человека представляет собой сложный, многоуровневый объект, включающий в себя физиологический, психологический, социальный и педагогический аспекты. Последний из них, понимаемый как формирование у человека индивидуального способа вести здоровый образ жизни с самого раннего детства, имеет определяющее значение.

Проблема укрепления здоровья детей волновала умы многих философов, педагогов и психологов. В работах П.П. Блонского, Я.А. Коменского, Н.К. Крупской, П.Ф. Лесгафта, Дж. Локка, А.С. Макаренко, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого подчеркивается важность создания условий для укрепления здоровья ребенка, необходимость формирования у детей здорового образа жизни. Как показывают современные исследования и анализ педагогической практики, укрепление здоровья дошкольников в образовательном процессе является важнейшим условием формирования личности и ее становления в обществе (Н.М. Амосов, И.И. Брехман, Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, Л.Г. Татарникова и многие другие).

В последнее время уровень здоровья подрастающего поколения снижается. Причинами такого положения зачастую являются факторы социальной среды: ограниченность двигательной активности детей, несовершенство учебных программ и методик; увеличение объема учебных нагрузок, недостаточный уровень компетентности педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений по организации здоровьесберегающего образования; низкий уровень управленческой культуры в вопросах формирования, укрепления и сохранения здоровья всех субъектов системы образования.

Введение в теорию и методику физического воспитания понятия «здоровье ребенка» становится общепризнанной ценностью и обеспечивает направление педагогических исследований на поиск оптимальных условий воспитания у ребенка ценностного отношения к физической культуре, здоровью и проектированию условий его сохранения.

Одной из неотъемлемой части работы воспитателей является создание безопасной и здоровьесберегающей среды жизни, обучения, воспитания и развития ребенка. Быть здоровым становится престижным, первостепенным фактором в обществе, поскольку это позволяет человеку в полной степени реализовать свои возможности (физические, интеллектуальные, нравственные, духовные).

На данном этапе развития общества актуализируется проблема дошкольного образования и его возможности в социальном, культурном, физическом, нравственном оздоровлении детей. Одним из дальнейших направлений совершенствования организации здоровьесберегающего образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования является переход к созданию здоровьесберегающей среды, которая сочетает в себе преимущества нормативного и диагностического подходов.

На основе вышесказанного можно сделать вывод о наличии в современной образовательной системе противоречий между:

Возросшей значимостью сохранения и укрепления здоровья детей и низким уровнем решения задач здоровьесберегающего и

здоровьеформирующего

направления в системе образования;

Необходимостью научно обоснованного эффективного создания

здоровьесберегающей

среды учреждения дошкольного образования и недостаточностью научно – методического обеспечения этого процесса;

Требованиями к профессиональной компетентности руководителей и педагогов по оздоровлению детей дошкольного возраста и их способностью проектировать и реализовывать здоровьесберегающие технологии в учреждении дошкольного образования.

При выборе форм и методов оздоровительной работы учреждения дошкольного образования, как правило, руководствуются общими тенденциями и направлениями. И только лишь незначительное число учреждений дошкольного образования осуществляет оздоровительную деятельность комплексно и системно.

В программах по дошкольному образованию здоровье трактуется как «полное физическое, психическое и социальное благополучие ребенка» (определение ВОЗ), которое зависит от компетентности воспитателя в организации процесса оздоровления детей в условиях здоровьесберегающей среды учреждения дошкольного образования, адекватной детскому возрасту и состоянию здоровья и физического развития ребенка. Здоровье как одна из задач воспитательного процесса и его результат, с одной стороны, напрямую зависит от «благополучных» условий жизни, а с другой – создает «благоприятную» (благополучную) почву для физического и интеллектуального развития ребенка. Для воспитателя учреждения дошкольного образования и руководителя физического воспитания значимым должно быть умение определять состояние физического развития ребенка и организовывать его оздоровление с учетом индивидуальных особенностей.

Исходя из того, что физическое, психическое и нравственное становление ребёнка в определяющей степени происходит в образовательной среде, то становится понятной значимость этой среды в здоровьесбережении, здоровьеформировании и здоровьесозидании личности. Личности, которая ещё только формируется и интенсивно развивается. На основании этого предлагаются различные пути сбережения здоровья детей в образовательном учреждении:

Физическое воспитание;

Валеологизация

образовательной среды и учебного процесса;

Двигательная активность;

Система мониторинга состояния здоровья;

Индивидуальный подход к ребенку;

Гуманизация

образовательного процесса;

Проектирование

здоровьесберегающей

среды.

В то же время анализ научной литературы свидетельствует о том, что, несмотря на устойчивый интерес к проблеме формирования, укрепления и сохранения здоровья участников воспитательно – образовательного процесса, есть необходимость в проведении специальных исследований в теории и практике физического воспитания с целью изучения процесса оздоровления детей в условиях здоровьесберегающей среды учреждений дошкольного образования.

Список литературы:

Брехман

И. И.

Валеология

– наука о здоровье.

ФиС

, 1990.

История педагогики / Под

.

р

ед. М.Ф.

Шабаевой

. М., 1981.

Сухомлинский В.А. О воспитании

- Москва: Политическая литература, 1982 - с.270