Актуальные аспекты совершенствования цифровой грамотности педагогических работников.

С.Е. Александрова

преподаватель Царскосельского

аграрно-технологического колледжа

Санкт-Петербургского государственного

аграрного университета.

Ни для кого не секрет, что технический прогресс определяет темпы развития общества. Особенно очевидным данный факт становится в современном социуме, в котором все более приоритетное значение отдается цифровым технологиям, незаменимым сегодня во многих сферах человеческого бытия. Это можно сказать о производстве, науке, медицине, сфере услуг. В современном мире процесс цифровизации постепенно охватывает все области жизнедеятельности человека. Важно отметить, что цифровизация и информатизация не обходят стороной и образовательный процесс, способствуя формированию так называемой «цифровой образовательной среды», в рамках которой активно внедряются различные современные информационно-компьютерные технологии и ресурсы.

В свою очередь цифровая образовательная среда требует специальной профессиональной подготовки педагогов, развития у них цифровой грамотности с целью их оптимальной интеграции в современную образовательную систему, чему может препятствовать ряд профессиональных педагогических дефицитов, среди которых очевидным является недостаточное овладение цифровыми навыками.

Поэтому особо актуальной становится проблема повышения цифровой грамотности педагогов для обеспечения качественного и результативного образовательного процесса. Встает вопрос о важности подготовки специалистов педагогического профиля, развитии у них профессиональных компетенций в сфере цифровых технологий.

Признаки коммуникативно-грамотного человека:

- понимает отличия цифровых коммуникаций от живого общения

- умеет использовать современные средства коммуникации

- осознает наличие особой этики и норм общения в цифровой среде

Современный педагог готов работать с новыми современными технологиями – приложениями, гаджетами и понимает пользу технологических инноваций. При этом наблюдается проблема разрушения навыков живого общения, неумения ребят строить предложения и грамотно выразить свои мысли и доводы.

Компоненты цифровой грамотности педагога:

- мотивационно-личностный

- научно-теоретический

- деятельно-практический.

При освоении данных компонентов необходимо уделять внимание адекватному восприятию и оценке информации ребятами, ее критическому осмыслению на основе нравственных и культурных ценностей, т.к. у обучающихся отсутствует информационный иммунитет – возникает нарушение информационной безопасности и происходит негативное информационное воздействие или присутствует дефицит или искажение необходимой информации. Также часто при взаимодействии с цифровыми платформами происходит «торможение» развития Я-концепции, социальной, гражданской, этнической, гендерной и личностной идентичности подростков.

Таким образом, возрастает значимость специализированных образовательных ресурсов, используемых при подготовке педагогов к работе с современными информационно-цифровыми технологиями с целью обеспечения успешной педагогической деятельности в условиях цифровизации образовательного процесса.

 Для педагога, как и любого другого специалиста, ведущего профессиональную деятельность в современном мире, важным является развитая цифровая грамотность, то есть совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для жизни в цифровом обществе. Во многих развитых странах трудоустройство современного специалиста, в том числе и педагога, не обладающего должным уровнем цифровой грамотности, не представляется возможным. Именно поэтому можно говорить о том, что цифровая грамотность становится фундаментом для развития профессиональных компетенций в области информационно-коммуникационных технологий.

Понятие «цифровая грамотность» впервые было введено в 1997 году американским писателем и журналистом Полом Гилстером. По его мнению, постоянное нахождение в сети Интернет, в рамках так называемого гипертекста, быстрой навигации с одного ресурса на другой, формирует определенную модель поведения человека в отношении коммуникации и поиска информации. В свою очередь это обуславливает развитие сетевого мышления, которое находит выражение через информационно-коммуникационную активность.

В качестве критериев цифровой грамотности П.Гилстером были выделены следующие навыки:

1. Информационная компетентность – выражается в навыках поиска необходимой информации, а также освоения и применения инструментов, необходимых для работы с ней;

2. Коммуникативная компетентность – выражается в навыках общения с другими пользователями в рамках цифровых ресурсов;

3. Креативная компетентность – представлена навыками производства разнообразных форм и форматов информации.

Цифровая грамотность определяет эффективность поиска, оценки, использования и создания информации во всех сферах жизни с целью достижения личностных, социальных, профессиональных и образовательных целей.

Таким образом, цифровая грамотность человека определяется его умением работать с информацией, а именно находить ее, анализировать, интегрировать, управлять и обмениваться ею, поддерживать через нее компьютерные технологии, а также цифровую среду в сфере обучения, работы и досуга.

Данное умение относится к группе базовых компетенций человека, следовательно, цифровая грамотность является такой же необходимой, как и другие навыки, такие как чтение и письмо, математические навыки, управление поведением в социуме.

На сегодняшний день цифровое пространство располагает различными цифровыми образовательными ресурсами, представленными как в свободном доступе так и на рынке медиаконтента. Данные ресурсы могут носить демонстрационныйнформационно-справочный,обучающий, моделирующий, имитационный и другой характер.

Под цифровыми образовательными ресурсами рассматриваются определенного рода информация, представленная в цифровом формате (в виде фотографий, видеофрагментов, статических и динамических моделей, объектов виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографических материалов, звукозаписей, символьных объектов и деловой графики, текстовых документов и иных цифровых учебных материалов), которые могут быть использованы для организации образовательного процесса.

Среди наиболее популярных информативных и удобных ресурсов, используемых в процессе самообразования современных педагогов можно выделить следующие:

1. Цифровая Грамотностьф – библиотека знаний по безопасному и эффективному использованию цифровых технологий и сервисов. Данный ресурс был создан в 2019 году при участии крупнейших российских компаний в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Сайт оснащен обучающими видеороликами и статьями, помогающими в настройке и использовании цифровых гаджетов, предупреждающими о мошенниках в сети Интернет, обучающими работе с приложениями банковских и других сервисов, обучающими работе с антивирусами и цифровой гигиене. Платформа предназначена не только для начинающих, но и для продвинутых пользователей, вне зависимости от уровня владения цифровыми технологиями и требованиями профессиональной деятельности.

2. Цифровой диктант – сайт поддержки Всероссийской образовательной акции по определению уровня цифровой грамотности. Данный ресурс интегрирует различные информационные образовательные платформы, посвященные вопросам развития цифровой грамотности, навыков работы с компьютером и другими цифровыми устройствами. Также данная платформа предназначена для повышения знаний о правилах безопасности в Интернете и культуры общения. Указанный ресурс оснащен различными образовательно-просветительскими онлайн-материалами(в виде видео, инфографики, онлайн-уроков, пособий и рекомендаций)для повышения цифровой грамотности разных категорий пользователей.

3. Учиу – специализированный тематический раздел, предназначенный для дистанционной формы обучения. Данная платформа в период дистанционного обучения, введенного по причине пандемии коронавирусной инфекции, получила наибольшее распространение. Так, практически каждым вторым учителем в России была использована данная платформа для реализации педагогического процесса. Представленные на данном ресурсе материалы и рекомендации, могут не только помочь педагогам в обеспечении успешности и эффективности проведения занятий в режиме онлайн, но и позволят им повысить цифровую грамотность в отношении применения в своей практике новейших цифровых сервисов и технологий.

4. «Вклад в будущее» – информационный ресурс Благотворительного фонда Сбербанка. Данный ресурс снабжен тематическими подборками различных материалов по актуальным направлениям:

• Советы и рекомендации педагогов в организации дистанционной формы обучения.

• Игры, лекции, учебные пособия и тренажеры для саморазвития и образования детей.

 • Советы по организации образовательного процесса в период карантина. Данное направление содержит информацию о том, каким представляется урок в современных образовательных реалиях, в чем заключаются особенности организации внеурочной работы, как поддерживать связь с детьми во время карантина и пр.

5. Фонд развития Интернет – данный ресурс, созданный в 2000 году, направлен на поддержание проектов по развитию Интернета как безопасного пространства для учащихся, формирование способностей представителей разных поколений в полной мере использовать все возможности современных цифровых технологий. Основные результаты деятельности Фонда представлены в видеоинформационных и научно-методических материалах, в том числе виде пособий и монографий, способствующих повышению знаний и соответствующих компетентностей использования цифровых технологий.

6. Национальная электронная платформа педагогического образования – создана с целью аккумуляции на единой платформе учебной и методической литературы и предоставления качественного образовательного контента от ведущих специалистов в сфере образования педагогам из разных уголков страны. Данный ресурс знакомит пользователей с различными материалами в сфере современного образовательного процесса и его цифровизации.

Рассмотренные образовательные ресурсы могут быть успешно использованы с целью повышения цифровой грамотности современных педагогов. Благодаря представленным на них материалам, педагоги могут усовершенствовать свою работу, делая образовательный процесс более эффективным и качественным.

Таким образом, современная система образования, находясь под непосредственным влиянием мирового процесса цифровизации, требует срочного и качественного формирования новой цифровой компетенции педагогических работников.

Современным педагогам важно обучаться современным педагогическим методам и технологиям, что предполагает освоение новых видов взаимодействия, которые затем должны использоваться в педагогической практике. Основная цель всех современных педагогов заключается в постоянном развитии и совершенствовании профессиональной компетенции, в том числе и в сфере работы с цифровыми технологиями. Разработанные информационные ресурсы по развитию указанных педагогических компетенций позволяют в значительной мере усовершенствовать педагогический процесс в современных образовательных реалиях.

Современный этап развития научно-технического прогресса связан, прежде всего, с глобальными изменениями в процессах информатизации всех сфер жизни общества. В современном образовании осуществляются программы широкомасштабной информатизации, главной целью которой является воспитание критически мыслящей личности, способной к непрерывному повышению своего культурного и профессионального уровня, умеющей эффективно адаптироваться к изменяющимся условиям жизни общества.

Список использованных источников

Аймалетдинов

, Т.А. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе / Т.А.

Аймалетдинов

, Л.Р.

Баймуратова

, О.А. Зайцева и др. - М.: Издательство НАФИ, 2019. - 84

с

.

Дурноглазов

, Е.Е. Цифровая образовательная среда электронного обучения: методическое пособие / Е.Е.

Дурноглазов

, Е.А. Кузнецова, И.В.

Шевердин

и др. - Курск, 2019. - 64

с

.

Жумашева

, С.С. Цифровая грамотность как одна из ключевых компетенций современного педагога / С.С.

Жумашева

// Вестник науки и образования. – 2021. - №9. - Часть 3. - С. 25-29.

Колыхматов

, В.И. Профессиональное развитие педагога в условиях

цифровизации

образования: учеб-метод. пособие / В.И.

Колыхматов

. - СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2020. - 135

с

.

Колыхматов

, В.И. Цифровая грамотность и навыки современного педагога 

В.И.

Колыхматов

// - 2020. - №8. - С. 156-160.

Малышев, А.С. 

Цифровая грамотность обучающихся и педагогов: проблемы и перспективы / А.С. Малышев // Информатика: проблемы, методы, технологии: сборник материалов XXI Международной научно-методической конференции. - 2021. - С. 2179-2182.