Актуальные формы и методы преподавания истории в современных условиях.
Аннотация. В статье дан анализ актуальных методов преподавания истории, позволяющих эффективно решать образовательные задачи в условиях информационной перегруженности, высоких учебных нагрузок, целью которых является мотивация учащиеся с интересом воспринимать исторические знания, впитывать национальную культуру, становится достойными гражданами своей страны. Учитывая переходный характер российского общества, особенности процесса его социальной модернизации, в содержании исторического образования современной России важна «не передача суммы знаний», а развитие личности каждого ученика, способного к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Ключевые слова: историческое образование, предметные результаты изучения истории, методы и типы уроков ,развивающееся обучение, технология критического мышления, проектная деятельность в обучении истории.
Во все времена знания высоко ценились и были важным условием успешного развития личности и общества в целом. В настоящее время их роль не только не уменьшается, но и значительно возрастает Одной из важнейших проблем преподавания истории в школе стала проблема мотивации ученика. Как правило, ее сводят к ЕГЭ. Но ЕГЭ лишь функция, сам по себе он очень мало что значит. Всего лишь еще одна форма контроля знаний. Но, к сожалению, ЕГЭ становится самоцелью. То есть подготовка к сдаче ЕГЭ зачастую представляется единственной целью изучения истории в школе. Напомню, что история по-прежнему выполняет в школьном курсе три основные задачи: мировоззренческую, образовательную и воспитательную. А если все свести к подготовке и сдаче ЕГЭ, то ни одна из этих трех задач решена не будет. Задачи данной статьи : во-первых, познакомиться с требованиями государственного образовательного стандарта в области образования история , во-вторых, познакомиться с современными методиками преподавания истории в школе, в-третьих, отобрать для практического применения те методические приёмы, которые позволяют обеспечить высокое качество знаний учеников и оптимально выстроить процесс воспитания подрастающего поколения[1]. Все решает, конечно, новая методика и методология изучения истории. И, разумеется, личность Учителя.
Предметные требования ФГОС включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.[2]
В учебниках нового поколения достаточно чётко прослеживается изменение понятийной системы, связанное с обновлением научного аппарата современного историка. Однако становление новых понятий сопровождается не разработанностью словарей терминов, способов преподнесения понятий вызывает у авторов учебников немалые методические проблемы. Однако, к сожалению, по-прежнему существует противоречие между новыми способами изложения материала в учебниках и приверженностью старым шаблонам при создании методического аппарата.
Например, в основе метода развития критического мышления лежит непосредственная работа ученика с текстом, сопровождаемая действиями ученика (ведение дневника, составление таблиц, маркировка), которые позволяют отслеживать собственное понимание. На этапе осмысления ученик формирует личностное отношение к проблеме и фиксирует его с помощью собственного текса, либо своей позиции в дискуссии. На этапе рефлексии - оценивается глубина, четкость, логичность высказывания. Высоко оценивается культура речи и историзм мышления.[3]
Проявляется в этой сфере и новое противоречие. Интересно ли ученику, играющему дома на собственном компьютере и просматривающему видеофильмы та наглядность, которую ему могут показать в кабинете истории?
В последнее десятилетие актуальной стала еще одна проблема: урок истории- это рассказ о прошлом, людях, событиях и т. д. или урок истории- изучение науки. Закономерен вопрос: должен ли увлекательный рассказ о прошлом стоять в центре школьного исторического образования? На мой взгляд, рассказ малопродуктивен. Для изучения же в школе основ науки истории необходимо, прежде всего, ясное и четкое представление о том, зачем ученику изучать прошлое (а не знать о прошлом). И ключевым здесь является не понятие прошлое, а понятие настоящее (и даже будущее). Почему вообще человечество так пристально вглядывается в свое прошлое, в свою историю? Ответ, в общем-то, очевиден: научное исследование прошлого позволяет лучше понять настоящее и хоть немного спрогнозировать будущее. Вот что, на мой взгляд, должно быть стержнем школьного исторического образования и мотивацией учебной деятельности. Например, изучая расцвет и падение Римской империи, других могущественных государств, мы лучше видим и траекторию собственного развития. Можно возразить, что исторические параллели опасны, но задача учителя как раз и заключается в том, чтобы научить избегать этих опасности, извлекать из прошлого ценное для сегодняшнего дня, мыслить исторически.
Противоречивые проблемы современного состояния преподавания истории в школе связаны с проблемами стандартизации образования и объективной свободы учителя в отборе учебно-исторического материала, и в составлении программ и приверженности к определённым концепциям и учебникам. Они также вызваны становлением нового поколения учебников и учебных пособий и существованием в школьной практике привычных учебно-методического комплекса. Здесь противоречия и в жанрах, и в качестве. Наконец, они связаны с изменением системы наглядности в преподавании истории и обеднением школьных кабинетов в силу прекращения выпуска старых пособий.
В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных моделей обучения, идей, направлений и выбрать для себя наиболее приемлемые. Школы находятся в сильной зависимости от результатов, которые они покажут в ходе проверок и аттестации, поэтому многие педагоги сознательно уделяют больше внимания не содержательному преподаванию, а подготовке детей к успешному тестированию и аттестации. Эта проблема видна уже с последнего класса начальной школы, где функцию «контроля, проверки и оценки» выполняют ВПР, призванные лишь показывать проблемы в качестве образования.
В своей практике я использую принципы развивающего обучения. Под развивающим обучением понимается новый, активно- деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно- иллюстративному способу обучения .[4]Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума. Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию.
Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у школьника потребность в овладении специальными знаниями и навыками, в создании новой, не имеющей аналога в его опыте схемы решения, новых способов действия. На первый план выступает не только актуализация ранее усвоенных знаний и сформировавшихся способов действия, но и выдвижение гипотезы, формирование принципа и разработка оригинального плана решения задачи, отыскание способа проверки решения путем использования самостоятельно подмеченных новых связей и зависимостей между данным и искомым, известным и неизвестным. В процессе "добывания" знаний и создания новых способов выполнения действия ученик получает конкретный результат в виде новых фактов.[5] Тем самым уже в самом процессе обучения школьник поднимается на новые ступени интеллектуального и личностного развития.
Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи. Вовлекая ученика в учебную деятельность, ориентированную на его потенциальные возможности, учитель должен знать какими способами деятельности учащихся овладел в ходе предыдущего обучения, какова психология этого процесса овладения, степень осмысления учащимися собственной деятельности. На основе полученных данных учитель конструирует педагогические воздействия на учащихся, располагая их в зоне ближайшего развития ребенка.
Примеры -задания, стимулирующие творческую активность; задания, которые могут быть решены только творчески.
1.Назвать событие, к которому приложимы три определения одновременно: выдающееся, колдовское, литературное (Появление книгопечатания).
2.Что объединяет эти слова : копьё, полотно, рубить (Появление денег на Руси).
3.Оценить высказывание с моральной точки зрения: "Если не придёт кто завтра на реку – будь то богатый или нищий, -- да будет мне враг!" (Князь Владимир. Крещение Руси.)
4.Назвать имена исторических деятелей, о которых говорится в описаниях: "… исправно платил дань Золотой Орде, пользовался доверием хана, убедил его собирать дань с русских земель самим князем…" (Иван Калита).
5. . Например: придумать историю об одном из казаков из войска Степана Разина.
В соответствии с изложенными целями обучения основными положениями методики являются:
•Усиление роли эмпатического общения учащихся для познания исторических процессов;
•Привлечение дополнительного материала из энциклопедий, задачников по истории, первоисточников и т.д.;
•Знакомство учащихся с приёмами и методами ТРИЗ, которые дают возможность овладения оригинальным мышлением.
Например, работа с источниками строится таким образом, чтобы у учеников вырабатывались умения задавать вопросы, грамотно планировать свою работу, советоваться друг с другом, дискутировать, делать самостоятельные выводы.
На основе анализа источников и материалов, ученикам предлагается создание собственных версий истории, самостоятельная интерпретация исторических событий. Один из важных моментов методики- создание вопросной техники. На уроках истории ученики должны учиться задавать вопросы- самые разнообразные, но в то же время такие, которые могут определить поле будущего исследования, ответы на эти вопросы должны служить ступенями на пути к общему выводу. Ученикам предлагается попробовать себя в роли археологов, этнографов, нумизматов и поразмышлять о том, почему монеты Древней Руси имели неправильную форму.
На уроках- размышлениях работая в режиме приемов "Другими глазами", "Изменить точку зрения" учатся доказательно отстаивать свою точку зрения и уважительно относиться к мнению собеседника. Овладение приемом "Точка зрения" выражается в умении находить в источниках различные мнения относительно одних и тех же событий у различных авторов и на основе этого формировать свой взгляд на картину мира. Таким образом, работа ученика в разных позициях позволяет "войти" в состояние исторических героев, исторических событий, характеризовать исторический факт, его характер, следствие, прогнозирование событий и т. д. В такой работе у учащихся появляется потребность в творчестве, самореализации.
Обдумав поставленную проблему, ученики сами намечают план поиска, строят предположение (гипотезу), определяют способ ее проверки, проводят наблюдение, фиксируют факты, сравнивают их, классифицируют, обобщают, доказывают, делают выводы и пишут рефераты .Т.е занимаются исследовательской работой, для которой особо благодатны темы краеведческого характера. Исследовательская работа в области краеведения опирается на личные наблюдения школьниками жизни, труда и быта населения. Она выводит учащихся за рамки урока, в мир окружающей действительности, расширяет их кругозор, область интересов, развивает наблюдательность и учит вдумчиво относиться к явлениям жизни. Краеведческая проблематика ученических исследований имеет свою специфику. Краеведческие объекты или темы мало изучены, особенно история населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, культурно-просветительных учреждений, что создает большие возможности для успешной поисково-исследовательской работы учителя и учащихся.
Юный историк-краевед не имеет готового текста, раскрывающего прошлое и настоящее родного села, города, предприятия, школы. Он должен сам принять участие в его составлении. Для этого ему надо посетить архив, музей предприятия, встретиться с ветеранами труда и войны, поработать над книгой, газетой, документом, т.е. включиться в настоящую научную работу.
Краеведение всегда вызывает у школьников повышенный интерес. Краеведческая работа позволяет организовать экскурсии, походы, экспедиции, встречи с замечательными людьми родного края, а также создавать школьные музеи.
В своей практической деятельности я использую проблемный метод обучения, который является совокупностью действий, приемов, направленных на усвоение знаний через активную мыслительную деятельность, содержащую постановку и решение продуктивно-познавательных вопросов и задач, содержащих противоречия (учебные или реальные), способствующих успешной реализации целей учебно-воспитательного процесса.[5]
Учителям, взявшим данный метод на вооружение, необходимо освоить технологию разработки проблемных вопросов и задач и самостоятельно разрабатывать их. Методика процесса такова:
1.Берется важное историческое положение (факт, событие, идея), соответствующее программе курса и выносимое на обсуждение учащихся.
2.Осуществляется поиск альтернативного ему положения (факта, события идеи), содержащего противоречие (учебное, кажущееся, реальное) в сопоставлении с первым.
3.На основе обоих положений формулируется проблемная задача или вопрос.[6]
Использование проблемного метода должно носить систематический характер, отличаться настойчивостью. Учащиеся довольно быстро втягиваются в такого рода общение, уроки для них проходят интереснее, у них вырабатывается потребность анализировать, спорить, доказывать. Вершиной использования метода является самостоятельная разработка наиболее сильными учащимися проблемных вопросов и задач и стопроцентное участие учащихся в их обсуждении.
И напоследок: в чем сейчас главная задача учителя?
— Как и всегда: воспитать хорошего человека. Сеять разумное, доброе, вечное. Хотя это скорее цель. А задач может быть много. Мы ведь прежде всего должны подготовить детей к жизни, а не только к поступлению в вуз. Мир сегодня быстро развивающийся, динамичный, сложный, конкурентный. Поэтому мы должны не только дать знания, но и еще сформировать умение критически мыслить. Мы должны помочь детям стать людьми с, как модно сейчас говорить, soft skills, креативностью.
Конечно, школа должна прививать стрессоустойчивость. Часто критикуют ЕГЭ. Это действительно большая нагрузка для детей, но в то же время если мы посмотрим резюме на сайте поиска работы, то в каждом из них будет марочка — «стрессоустойчивость». Это тоже отчасти воспитывается в школе.
Список литературы ;
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основно-го общего образования [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты. Национальная ассоциация развития образования и науки. URL: https://fgos.ru2.
2.Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории: http://school.historians.ru .
3. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ от 17.12.2010. № 1897. С. 31–32.
4. Березин С.В., Лисецкий К.С. Технология формирования социальных навыков: методическое пособие для психологов и социальных педагогов ИТУ. Самара, 1999.
5.Гудкова Т. В. Педагогические основы организации проектной деятельности школьников на уроках истории // Наука и школа. 2014. № 1. С. 116–119.
6. Чернова Н. В. Макарова Н. Н. Наглядные методы обучения и про-ектные методики на уроке истории // Перспективы науки и образования. 2018. № 6(36). С. 105–113.