АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В
МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
В современном мире информатика играет ключевую роль во многих областях человеческой деятельности, и медицина не является исключением. Наблюдается постоянный рост числа медицинских организаций, использующих различные программные системы. В качестве примера можно привести рост количества медицинских организаций, обеспечивающих электронное взаимодействие с учреждениями медико-санитарной экспертизы1
Диаграмма 1
Как видно из диаграммы потребность в медперсонале способном работать на компьютерной технике с 2019 по 2021 выросла более чем в 4,5 раза.
Внедрение информационных технологий в медицинскую практику должно приводить к повышению эффективности диагностики, лечения и управления здравоохранением. К сожалению, многие специалисты-медики не обладают достаточными навыками работы с компьютером и программным обеспечением. Это создает не только трудности при освоении информационных технологий, но и препятствует эффективной работе на рабочем месте. Вместе с тем, привлекательность медицинской отрасли для IT-специалистов достаточно низкая в силу ряда обстоятельств (зарплата, карьера, престиж). Именно поэтому важно обеспечить высокий уровень обучения информатике будущих медицинских работников в медицинских колледжах.
Однако, существуют ряд актуальных проблем, с которыми сталкиваются преподаватели и студенты в процессе изучения этого предмета.
Одной из основных проблем является устаревший учебный материал. В связи с быстрым развитием информационных технологий, учебные программы и учебники часто не успевают соответствовать актуальным требованиям. Это создает проблемы как у преподавателей, которым приходится постоянно обновлять свой материал и методику преподавания, так и у студентов, которые не получают достаточно современных знаний и навыков.
Необходимость постоянного обновления информационных технологий и программного обеспечения также создает проблемы в обучении информатике медицинских работников. Большинство специалистов часто сталкиваются с необходимостью переобучения и перехода на новые программы или системы. Однако, такие переходы могут быть сложными и требовать большого времени и усилий. В связи с этим одной из основных задач преподавания является обучение навыкам самостоятельного освоения новых знаний.
Вместе с тем имеются трудности, связанные с большим разнообразием программ и программных комплексов медицинского назначения. В настоящее время существуют различные фирмы, производящие программное обеспечение для медицины, включающие в себя не только АРМ врачей по профилю, но и системы административного и бухгалтерского учета. Среди них наибольшее распространение получили МЕДИАЛОГ, Эверест, Интерин, Барс, Гиппократ, Авицена, Амулет, Дока + и т.д. Изучение всех этих систем невозможно в отведенное в колледже для этого время, а изученные системы не всегда совпадают с теми, которые встречаются в практической работе выпускников.
Другой проблемой является недостаточная квалификация преподавателей. Большинство преподавателей информатики в медицинских колледжах, это бывшие или действующие преподаватели из средней школы. Особенности и требования информатики в медицине отличаются от тех, которые преподаются в обычных курсах информатики. Не все преподаватели обладают необходимыми знаниями и опытом для обучения медицинских специалистов, что затрудняет эффективное и полноценное освоение медицинской информатики и может привести к недопониманию материала.
Кроме того, одной из проблем обучения информатике медицинских работников является отсутствие релевантных практических задач и проектов. Медицинская практика требует специфических навыков работы с информационными системами, электронным медицинским документооборотом и другими аспектами информатики. Однако, в большинстве случаев, учебные задания ориентированы на освоение базовых понятий и недостаточно реалистичны для практического применения в медицинской практике. Использование же реальных программ и оборудования медицинского назначение в обучении ограничено их высокой стоимостью, а также многообразием возможных вариантов.
Также стоит отметить проблему доступа к современным образовательным технологиям. Не всякий медицинский колледж располагает необходимым техническим оборудованием и программным обеспечением, специфичным для медицинской информатики, чтобы обеспечить эффективное обучение в этой области. В результате студенты ограничены в своих возможностях и сталкиваются с трудностями в освоении необходимых навыков.
Не менее важной проблемой является недостаточный уровень знаний информатики студентов, поступивших в медицинские колледжи, что обусловлено как спецификой контингента, так и не высокой престижностью медицинских специальностей в молодежной среде. Входное тестирование студентов за несколько лет на занятиях по информатике показывает стабильное ухудшение среднего балла, получаемого студентами за этот тест. Многие студенты не обладают даже начальными навыками работы на компьютере. Это приводит к неоправданной потере времени при обучении.
Диаграмма 2
Для решения этих проблем необходимо предпринять ряд мер. Прежде всего, важно постоянно обновлять учебные программы и материалы с учетом современных тенденций развития информационных технологий. Также необходимо повышать квалификацию преподавателей, обеспечивая им доступ к актуальным образовательным ресурсам и программам повышения квалификации. Кроме того, необходимо обеспечить медицинские колледжи современным техническим оборудованием и программным обеспечением для эффективного обучения информатике с учетом медицинской специфики.
В заключение, актуальные проблемы обучения информатике в медицинском колледже требуют комплексного подхода к их решению. Повышение качества обучения медицинской информатике является важным шагом для обеспечения высокого уровня практики и развития здравоохранения в целом.
Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ современного состояния информатизации здравоохранения в условиях концепции создания единого цифрового контура в здравоохранении» за 2022 год