* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .Основной текст (4)_ {font-family: 'Arial'; font-size: 5pt; font-weight: bold; font-style: italic;} .Основной текст (4) {font-family: 'Arial'; font-size: 5pt; font-weight: bold; font-style: italic;} .Основной текст_ {font-family: 'Arial'; font-size: 6.5pt;} .Основной текст1 {font-family: 'Arial'; font-size: 6.5pt;} .Основной текст (5)_ {font-family: 'Arial'; font-size: 6.5pt; font-style: italic;} .Основной текст (5) {font-family: 'Arial'; font-size: 6.5pt; font-style: italic;} .Основной текст + Полужирный {font-family: 'Arial'; font-size: 6.5pt; color: #000000; font-weight: bold; font-style: italic;} .Основной текст + Курсив {font-family: 'Arial'; font-size: 6.5pt; color: #000000; font-style: italic;} .Основной текст (5) + Не курсив {font-family: 'Arial'; font-size: 6.5pt; color: #000000; font-style: italic;} .Основной текст (6)_ {font-family: 'Arial'; font-size: 6.5pt; font-weight: bold;} .Основной текст (6) {font-family: 'Arial'; font-size: 6.5pt; font-weight: bold;} .Основной текст (9) {font-family: 'Century Schoolbook'; font-size: 4pt; color: #000000;} .Hyperlink {color: #0066CC; text-decoration: underline ;} .Основной текст + Интервал 0 pt {font-family: 'Arial'; font-size: 6.5pt; color: #000000;}

Обзор русской литературы на рубеже ХХ-ХХ1 веков

Современная русская литература интересна всегда, так как по предмету Литература количество часов не увеличивается, можно организовать кружок по данному предмету и пригласить туда студентов, увлеченных чтением. Предлагаю программу кружка по предмету Литература для обучающихся в СПО.

Цель кружка:

помочь

студентам достаточно полно представить

литературную

ситуацию;

совершенствовать и развивать умения творческого чтения, интерпретации художественного

произведения

;

воспитывать любовь к чтению;

прививать навыки работы с периодической, литературной критикой;

формировать и развивать умения грамотного и свободного владения устной и

письменной

речью.

Задачи кружка:

показать национальное своеобразие и связь с мировым литературным процессом;

совершенствовать навыки анализа произведении современной литературы;

развивать устную и письменную речь обучающихся, помочь им овладеть литературно-критическими жанрами.

Некоторые темы дополняют изучаемый материал по основной программе. это позволит обучающиеся глубже освоить современный литературный процесс. Литература рубежа ХХ-ХХ1 веков является важным этапом в развитии русской словесности. Она характеризуется сосуществованием и взаимодействием различных эстетических систем (реализма, модернизма, постмодернизма), интенсивностью поисков писателей. является одним из средств познания меняющийся действительности. временные рамки современной русской литературы: 90-е годы ХХ века по настоящее вовремя. Дистанция между временем опубликования произведений, их критической оценкой и читательским признанием сокращена, поэтому студент в определенной степени должен самостоятельно определить новаторство и традиции в конкретном произведении. отследить влияние на других писателей. сделать выводы о качественности текста.

Прогнозируемые результаты: понимание обучающимися специфики развития современной литературы, умение оценивать современное литературное произведение, высказывать собственное мнение, владеть литературно-историческими жанрами.

Учебный материал сгруппирован в следующих разделах:

1. Литературная ситуация второй половины 90-х годов.

2. Рождение русского постмодернизма.

3. Литература 1990-х - начала ХХ1 века:

а) современная поэзия;

б) реализация вечных тем в постмодернистской прозе.

4. Реалистические традиции: кризис реализма и формирование постреализма.

5. Современная драматургия.

6. Современная массовая литература.

Формы читательской деятельности:

«медленное чтение»;

самостоятельная работа (исследование предложенных проблем, составление планов тезисов статей на литературные и публицистические темы, написание комплексных анализов текстов и рецензий на самостоятельно прочитанное произведение);

работа в малых группах на уроках литературы;

инсценированные фрагментов произведений;

читательские форумы, круглые столы и конференции;

анкетирование и социологический опрос.

Программа кружка опирается на программу Т.Г.

Кучиной

, И. Щербаковой, А.Л.

Хадынской

и др., учебное пособие С.П.

Белокуровой

, С.В. Друговейко, а также включает в себя новые темы и произведения.

Литературный процесс 1990-х годов

Литература в контексте исторической и социокультурной ситуации. Литература и массовая культура. Литература и видеокультура, литература и музыкальная культура (рок-поэзия). Современные информационные технологии и художественная литература. Сосуществование разных направлений, школ, групп.

Феномен гипертекста и гиперкультуры. Система понятий и категорий, в которых осмысляется современная литература: постмодернизм, постреализм, реализм, неонатурализм, неосентиментализм.

Особенности русского постмодернизма

Возникновение постмодернизма в русской литературе, его периодизация. Философия и эстетика постмодернизма. Преломление постмодернистских принципов в творческой практике современных писателей.

Венедикт Ерофеев. «Москва-Петушки». Краткий обзор биографии и творчества Вен. Ерофеева. История создания и публикации поэмы. Москва и Кремль как символы тотального подавления личности, Петушки — символ земного рая. Экзистенциальная тема трагизма человеческого существования. Автор и герой: Веничка как повествовательная маска и как alter ego автора. Речевой портрет героя: пародийно-ироническая цитатность лирического монолога, деканонизация стереотипов официальной культуры и “классического наследия”. Понятие интертекстуальности, основные источники реминисценций и аллюзий в поэме (публицистика конца 1960-х годов, партийные и государственные документы, школьные учебники по истории и литературе, библейские тексты, классическая — произведения Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого — и современная литература). Амбивалентность трактовки евангельских мотивов (от пародийности к лирической пронзительности). Проблема жанра: поэма в прозе, травестийное житие, пародийная исповедь, “страсти Христовы”, путевые заметки. Ассоциативно-лирический способ связи фрагментов сюжета, значимость лейтмотивов для организации повествования. Многообразие интерпретаций поэмы.

Андрей Битов. «Пушкинский дом». Творческий путь А.Г. Битова. Эволюция прозы: от реалистической (ранние рассказы) до модернистской («Пушкинский дом»). История создания и публикации романа «Пушкинский дом». Полярность оценок романа. Роман-музей (роман-попурри). Вариативность повествования: введение “версий и вариантов”, комментариев и литературоведческих статей. Неопределенность границ романа и отказ от итоговой, завершающей авторской позиции. Обнажение цитатной природы культуры: биография героя как вариация на тему классических сюжетов («Медный Всадник», «Отцы и дети», «Герой нашего времени»). Герои-интеллигенты и герои-интеллектуалы в романе. Проблема внутренней свободы для героев романа. “Подлинность” и “симулятивность” реальности в «Пушкинском доме».

Литература 1990-хначала XXI века Современная поэзия

Первая атака постмодернизма на рубежи официальной культуры. Дискуссия о “сложной” поэзии и о праве поэта быть “непонятным” читателю. «Тамиздат» и «Самиздат». Литературные премии в поэзии.

Поэтический андеграунд: вызов советской системе, советским ценностям, советскому способу мышления — Н. Коржавин, И. Бродский, Б. Чичибабин и другие,

Иосиф Бродский. Творческий путь. Творчество — “впадение в зависимость от языка”. Пространство и время в художественном мире Бродского. Агрессивная аморфность пространства, искажение классической картины мира; время как порождение смерти («Будущее - жизнь без нас»). Бытие человека как путь утрат, “реальность отсутствия" и одиночество как значимые экзистенциальные мотивы лирики. Концепция поэта как “инструмента языка”: жизнь человека и жизнь слова в поэзии И. Бродского («Посвящение», цикл стихов «Часть речи»). Специфика ритмико-интонационного строя стихотворений И.А. Бродского. Усложнённость синтаксиса.

Поэзия постмодернизма: стремление отказаться от “учительской” роли литературы. Концептуализм Д. Пригова, Л. Рубинштейна и Т. Кибирова.

Д.А. Пригов. Авторская маска “Дмитрий Александрович Пригов" как способ демонстрации (с целью разоблачения и “снятия”) нормативных представлений о мире и литературе. “Маленький человек” и “великий русский поэт” как две ипостаси субъекта лирического высказывания. Травестийная версия гражданской лирики эпохи социалистического реализма (цикл стихов «Апофеоз милицанера»), “Приговская строка” как композиционная и стилевая составляющая текста.

Лев Рубинштейн. Это — я: стихи на карточках — “материализация процесса чтения как игры, зрелища и труда”. Каталог как метонимическое зеркало реальности. Ритмико-синтаксическая организация “поэтического каталога”, мотивно-тематиче- ские параллели. Деконструкция/реконструкция лирического “Я” как неповторимой комбинации “чужих” черт.

Поэзия необарокко (“метареализма” — М.Н. Эпштейн). Пафос восстановления или собирания реальности в поэзии Ивана Жданова, Елены Шварц/Алексея Ерёменко, Алексея Парщикова.

“Авторская песня” (Булат Окуджава, Вероника Долина, Юлий Ким, Александр Розенбаум и др.).

Рок-поэзия (Борис Гребенщиков, Игорь Холин, Егор Летов).

Современная проза

Реализация вечных тем русской литературы в постмодернистской прозе

Русский язык и русский человек

Татьяна Толстая. Своеобразие творчества. Эссе «Русский мир» как воплощение патриотизма от противного. Горькая ирония автора по поводу "тяжёлого русского человека”. Реализация понятия “русский менталитет”. Аллюзии с Лермонтовым. «Надежда и опора: Сердца горестные заметы-1». Своеобразие интерпретации тургеневской темы («Русский язык») Т.Толстой. Роль эпиграфа. Проблема сохранения родного языка в эмиграции. «На липовой ноге: Сердца горестные заметы-2». Проблема сохранения русского языка в России. Выражение глубины содержания через ироническую форму. Оскудение русского языка и русского человека как страшный, почти необратимый процесс.

Вячеслав Пьецух как представитель иронического авангарда “другой прозы”. Характерные черты прозы (демифологизация действительности, неприятие литературных стереотипов, отказ от проповедничества, морализаторства, погружение в грубый и зримый быт, замаскированность авторской позиции и т.д.). Традиции Гоголя, Чехова, Булгакова и Зощенко в прозе Пьецуха. Пародия как ведущий литературный приём автора. Анекдот как традиционный жанр («Драгоценные черты», «Русские анекдоты»). Поэтика рассказа «Успехи языкознания».

Тема детской свободы

Т. Толстая. Художественный мир рассказов Т. Толстой: амбивалентность хронотопа, цикличность времени, метафорическая насыщенность предметного мира. “Взрослый” мир и мир детства в рассказах Т. Толстой. «Женский день». Осмысление автором проблемы свободы через один эпизод собственного детства. «Открытка с казёнными словами» как символ несвободы и порабощения детского сознания.

Михаил Веллер. «Правила всемогущества». Невозможность подлинной свободы в рамках школьно-оценочной системы. "Зашоренность” человеческого (детского) сознания. Проблема права человека самостоятельно строить свою судьбу в рассказе «Тест».

Жизнь и мечта

Юрий Буйда. Фамилия автора как ключ к постижению творчества (по версии Ю.Буйды). Поэтика заглавия книги «Прусская невеста». “Колония текстов” (О.Славникова) как своеобразный жанр книги. Творение мифа в прозе Ю.Буйды (аллюзии и реминисценции, циклическое время, игра между иллюзией и реальностью, уподобление языка мифологическому предъязыку и т.д.). «Фарфоровые ноги» как современная интерпретация известного сюжета о Золушке (Шарль Перро). Постоянное переплетение в сюжете примет реальности и фантасмагорических деталей. Оппозиция “сказка — реальность" (туфельки — ноги) и её роль в рассказе.

Т.Толстая: Рассказ «Факир»: художественное пространство произведения. Контраст как основной композиционный приём рассказа: антитеза мира внутри Садового кольца и мира за окружной дорогой, контраст культурных миров Гали и Филина, контраст предметного фона, стилистическая контрастность описаний. Попытка героев “сменить” пространство как главная сюжетная и смысловая ось рассказа. Функции вставных эпизодов. “Разоблачение" Филина и крушение мечты. Интертекстуальность в рассказе. «Река Оккервиль» — рассказ о несовпадении эмпирического мира и мира фантазии. Трансформация оппозиции Симеонов — Вера Васильевна. Роль рядов однородных определений в создании художественного мира рассказа. Аллюзивная связь рассказа «Милая Шура» с повестью А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Идеальная любовь как категория, недоступная миру реальности.

Русская классика на страницах современной литературы

Полемическая интерпретация классики — доминанта художественного восприятия современной эпохи. Актуализация определённых граней смысла текста-предшественника, модификация и смысловое обогащение вновь создаваемого текста.

Пушкинские мотивы и образ поэта

Т.Толстая. «Ночь». Образ Пушкина и его стихи как непреходящие ценности современного “ночного”, хаотично-безумного мира.

«Сюжет». Ироническое переосмысление истории и исторических личностей А.С. Пушкина и В.И. Ленина. Попытка смоделировать жизненный и творческий путь поэта при ином исходе дуэли. Роль творчества Пушкина в развитии русского менталитета и мышления.

«Лимпопо». Осмысление образа Пушкина как единственного творца в русской литературе. Рождение второго Пушкина как способ изменения мира.

Ю.Буйда. «Синдбад-мореход». Поэзия Пушкина как сокровенная часть души современного человека.

Чеховские темы и образы

В.Пьецух как представитель иронического направления в “другой прозе". Сознательная проекция его сюжетов на различные литературные модели: «Крыжовник», «Наш человек в футляре». Деконструкция “чеховского мифа” в рассказе «Уважаемый Антон Павлович!».

Щедринские мотивы и образы

В.Пьецух. Город Глупов в последние десять лет. Обращение к щедринскому сюжету как способ отражения косности и неизменяемости современной действительности. Синтез “мира глуповцев XIX века” и “глуповцев в последние десять лет”. Горькая ирония и пессимизм автора по поводу современной действительности.

Аллюзии и реминисценции русской классики

Владимир Макании. Краткий обзор творчества. Пафос частного существования в противовес традиционной приоритетности “роевой жизни”. “Самотечность жизни” как метафора отчуждённости человеческого существования в хаосе повседневности.

Рассказ «Кавказский пленный»: русская классика на страницах рассказа (Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский), полемика с традиционными вариантами решения “кавказской” темы; семантический ореол “красоты", значимость “отрицательных” коннотаций понятия в контексте рассказа. Красота/смерть как ключевая смысловая оппозиция произведения.

Реалистическая традиция: кризис реализма и формирование постреализма

Трансформация реалистической поэтики в конце XX века. Соотношение “человека” и “социальных обстоятельств” на рубеже XX-XXI веков: обусловленность социальных обстоятельств личностными интересами, волевыми импульсами, “снятие" иерархической зависимости индивидуальности от способа существования общества. Вытеснение буквально понятого принципа “обусловленности характера обстоятельствами” в сферу массовой культуры. Хронотопы армии, войны и зоны.

Синтез реализма и постмодернизма. Понятие постреализма и его эстетика. Первые шаги в направлении постреализма в поздней прозе Ю.Трифонова. Пафос частной жизни в литературе “сорокалетних" (В.Маканин, А.Ким и др.). Переосмысление масштабных религиозно-мифологических систем (Ф.Горенштейн, А.Слаповский, Л.Петрушевская и др.).

“Новый автобиографизм" С.Довлатова. Биография как литературный факт. Версии и вариации на автобиографические темы (обыгрывание одного и того же сюжета в разных контекстах). Взаимообратимость литературы и реальности в творчестве

С.Довлатова.

Активное использование эстетического арсенала постмодернизма (интертекстуальность, многостильность, игровые отношения между автором и героем, “открытость" текста для интерпретаций и вариантов).

Человек за колючей проволокой

Георгий Владимов. «Верный Руслан». Взаимосвязь названия, подзаголовка и эпиграфа. Модель лагерного мира глазами собаки. “Трагедия преданного сознания” (Н.Иванова). “Выдрессированность” человека сталинской эпохи. Образы Ингуса и инструктора, сошедшего с ума, и их значение. «Верный Руслан» как повесть-предостережение.

Сергей Довлатов. «Зона». Фиксация нравственного опыта. Своеобразие жанра повести. Абсурдность мира. Отсутствие авторского суда над происходящим. Идея сходства лагеря и воли, мира заключённого и надзирателя. Их взаимозаменяемость. Искусство рассказчика: оксюморонное сочетание эпической дистанцированности и причастности к происходящему, абсурдности окружающего мира и нормальности героя; повторяемость исключительного. Экзистенциальные аспекты проблематики рассказов. Комическое и серьёзное в поэтике С.Довлатова.

Тема войны в современной литературе

Виктор Астафьев. Личность и творческий путь. История создания дилогии «Прокляты и убиты» («Яма», «Плацдарм»), Предельная экспрессивность стиля. Принцип композиционного и речевого контраста, максимализм и натурализм как основа повествования. Система персонажей. Беспросветная трагичность картин войны и мира в романе.

Г.Владимов. «Генерал и его армия»: традиция классического эпического повествования (Л.Толстой. «Война и мир»), мотивы войны и русского национального характера, особенности решения патриотической темы в произведении. Психологизм романного повествования (развёрнутые внутренние монологи, значимые жесты, авторские характеристики). Интертекстуальные аспекты романного повествования. Функции ретроспекций в композиции романа.

Новая военная (“афганская”) проза. Современный мир сквозь призму страшного опыта афганской войны. Проблема деформации человеческой психики.

Светлана Алексиевич — журналист и писатель. «Цинковые мальчики» как документально-художественный “жанр голосов”. Авторская стратегия: “путь — от человека к человеку, от документа к образу”. Своеобразие трёхчастной композиции и роль библейских эпиграфов к главам. “Абсолютный пацифизм” автора, взгляд на афганскую войну как проблему деформации идей, ломки веры.

Олег Ермаков — писатель-афганец, поднимающий проблему деформации человеческой психики на войне. Эволюция творчества от «Афганских рассказов» к роману «Знак зверя». Смысл названия и эпиграфа. «Знак зверя» как лирический роман о “воспитании чувств” с метафизическим сюжетом. Расщепление авторского сознания как специфический приём психологического анализа. Актуализация библейской образности и символики в романе. Утрата героем имени (Глеб Свиридов — Черепаха — Череп) как проявление" синдрома обезличенности. Отчуждение героя от человеческой сути как символ абсурдности и хаоса бытия. Сближение новой военной прозы с литературой “потерянного поколения” (Олдингтон, Ремарк, Хемингуэй).

Современная массовая литература

Жанровая система массовой литературы (детектив, “женский роман", фэнтези). Поэтика стереотипа: репродуцирование заданных сюжетных схем, типов героев, чёткая этическая поляризация персонажей, жёсткая распределённость функций (амплуа) между героями, событийная динамика взамен рефлексии.

Современный детектив

Б. Акунин(Г.Ш, Чхартишвили). Б. Акунин— писатель-маска. Художественное творчество как игра. Цель обращения к детективному жанру. Циклизация детективных произведений Б. Акунина, многообразие жанров. «Азазель» как конспирологический детектив из цикла «Приключения Эраста Фандорина». Многослойность романа: детективный, культурно-исторический, литературный и мифологический пласты. Литературные аллюзии. Стилизация и литературность прозы Акунина. Игра с историей: Россия «Азазеля» и реальная Россия XIX века.

М. Веллер. Краткий обзор жизни и творчества. «Приключения майора Звягина» как своеобразная сказка для взрослых. Майор Звягин — "мессия со «скорой помощи»” (Б. Тух). Решение в романе вечных вопросов человечества. Амбивалентность авторской и читательской оценки поступков майора.

Звёзды детектива: Полина Дашкова и Александра Маринина Истоки творчества.

Идеальное общество в детективах Дашковой: порядочные люди против преступников. Образы положительных и отрицательных героев. Антитеза жутких авантюрных сюжетов и тихих семейных радостей.

Традиции советского детектива в милицейских романах А. Марининой. Цикл о Насте Каменской. Каменская как идеализированный портрет автора. Своеобразие сюжетов. Проблема достоверности в прозе Марининой.

Современная фантастика

Михаил Успенский. Обзор биографии и творчества. «Там, где нас нет» как филологическая фантастика. Проблема жанра (роман-путешествие, роман-утопия). Образ героя-богатыря Жихаря. Многослойность хронотопа романа. Языковая игра и манипуляции с известными сюжетами как основа поэтики романа. Способы создания комического. Диалектика борьбы добра и зла в романе.

Т.Толстая. Роман «Кысь» как постмодернистская антиутопия.

Виктор Пелевин. Личность и творческий путь. «Жёлтая стрела» как фантастическая философская повесть. Реализация центральной темы Пелевина “что есть реальность?” в этой повести. Синтез современной жизни и библейского текста в повести. Аллюзивность имён героев: Андрей, Хан, Авель, Пётр. Смысл интертекстуальной аллюзии с притчей Ф. Кафки «Железнодорожные пассажиры». Своеобразие стиля Пелевина (плотная образность, фантастика и гротеск, смешение сатиры и мистики, абсурда и возвышенной патетики). Философский смысл повести.

Современная драматургия

Современная драматургия. Реалистическая драма (Г.Горин, А.Галин, Л.Разумовская, М.Ар- батова, Н.Птушкина). Драматургия Н.Коляды. “Маленький человек” в пьесах Коляды («Мур- лин Мурло», «Манекен»). Модернистская драматургия (А.Слаповский, Ю.Мамлеев). Постмодернистская драматургия (Л.Петрушевская, А.Образцов, М.Угаров, Н.Садур и др.).

Б.Акунин. «Чайка» как постмодернистская пьеса-детектив. Соотношение героев Чехова и Акунина. Роль открытого финала.

Юрий Кувалдин. «Ворона» как “выворотка” (Ю.Кувалдин) «Чайки» Чехова. Смысл названия. Синкретизм жанра произведения (одновременно повесть и пьеса). Роль реминисценций и аллюзий чеховских пьес в «Вороне» Кувапдина. Невозможность выживания чеховских героев в современном мире.

М.Веллер. «Ничего не происходит» как пьеса-шутка. Демонстративная иллюзорность создаваемого автором мира. Роль неодушевлённых предметов (часы с кукушкой, телевизор) в создании общей сумятицы. Способы создания комического эффекта в пьесе (быстрая смена событий, мгновенность превращений, языковые игры и шутки и т.п.). Обнажённая театральность действий героев как буквальная реализация шекспировского принципа.

Список использованных источников:

Вуколов Л.И. Современная проза в выпускном классе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2002.

Ермолин Е.А. Антон Чехов и русская проза начала XXI века // www.auditorium.ru

Катаев В.Б. Игра в осколки: Судьбы русской классики в эпоху постмодернизма. М.: Изд-во МГУ, 2002.

Курицын В. Русский литературный постмодернизм // www.quelman. ,ru/slava/index. html

Маркова Т.Н. Проза конца XX века: Динамика стилей и жанров. Материалы к курсу истории русской литературы XX века. Челябинск, 2003.

Минералов Ю. НОВЕЙШАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (1990-е годы — начало XXI века) /Введение, гл. 1-3/

Немзер А. Замечательное десятилетие (О русской прозе 90-х годов) // Новый мир. 2000. № 1. С. 199-219.

Русская литература на рубеже ХХ–ХХI веков. Хрестоматия / Сост. Е.В. Михина

Тимина С.И. Современная русская литература конца XX — начала XXI века. Учеб.-метод. пособие, М.: «Академия», 2011.

Тух Б. Первая десятка современной русской литературы: Сб. очерков. М.: ООО «Издательский дом “Оникс XXI век”», 2002.

Фатеева Н.А. Типология интертекстуапьных элементов и связей в художественной речи // Изв. РАН. Сер. лит. и языка. 1998. Т. 57. № 5. С. 25-38.

Черногрудова Е.П. (Борисоглебск). Связь лингвистического и культурологического аспектов: понятие интертекстуальности // www.pn.pqlu.ru

Штейн B.C. Русская проза на рубеже веков. М.: Илекса, 2004.

Щербакова И., Хадынская А., Майракова Н.. Ткаченко О. Современная русская литература. Литературный процесс 1960-1990-х годов: Программа спецкурса. Планирование. Материалы к урокам II Литература. 2003. № 33.

http://www.ruthenia.ru/folklore

http://www.dissercat.com