Содержание

Введение

В школьном курсе математики важное место отводится решению показательных уравнений и неравенств и системам, содержащие показательные уравнения. Впервые ученики встречаются с показательными уравнениями и неравенствами в 10 классе, после того, как познакомятся с показательной функцией и ее свойствами, а системы, содержащие показательные уравнения и неравенства в 11 классе. Показательные уравнения, неравенства, системы, содержащие показательные уравнения, встречаются в заданиях ЕГЭ. Поэтому изучению методов их решения должно быть уделено значительное внимание, т.к. в заданиях ЕГЭ системы, содержащие показательные уравнения и неравенства могут быть и комбинированными. И для того, чтобы решить правильно систему уравнений или неравенств, нужно правильно решить показательное уравнение или неравенство.

При решении показательных уравнений и неравенств часто возникают трудности, связанные со следующими особенностями:

незнание

четкого

алгоритма

решения

показательных

уравнений,

неравенств

и их

систем;

при

решении

показательных

уравнений

и

неравенств,

ученики

производят

преобразования,

которые

не

равносильны

исходным

уравнениям

и

неравенствам;

при

решении

показательного

уравнения

и

неравенства

введением

новой

переменной

забывают

возвращаться

к

обратной замене.

Вышесказанное определяет актуальность выбранной темы и полезность ее изучения для будущей педагогической практики.

Цель данной работы: изучить теоретический материал по теме, проанализировать данную тему в учебниках по алгебре и началам анализа,

систематизировать задания ЕГЭ на решение показательных уравнений и

неравенств, систематизировать и обобщить методические рекомендации по решению показательных уравнений и неравенств. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

изучить

требования

государственных

стандартов

по

теме

«Показательные уравнения и неравенства»;

проанализировать

материал

по

теме

в

учебниках

алгебры

и

начал

анализа;

систематизировать

методы

решения

показательных

уравнений

и

неравенств;

систематизировать

и

обобщить

методические

особенности

изучения

данной темы.

Объектом исследования является процесс обучения математике в старшей школе.

Предметом исследования являются методические особенности изучения показательных уравнений, неравенств и их систем в старших классах средней школы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные методические рекомендации по изучению показательных уравнений и неравенств могут быть использованы учителями и практикантами в школе, а также в ходе занятий по элементарной математике на педагогическом отделении университета. Весь теоретический материал по теме «Показательные уравнения и неравенства и их систем» сгруппирован, приведены алгоритмы решения и разобраны примеры. Рассмотрены методы решения уравнений, предложены задания для самостоятельного изучения и закрепления новых знаний и умений. Данные материалы можно использовать, как в школе, так и для индивидуального обучения, при подготовке к сдаче ЕГЭ, а также для тех, кто хочет углубить свои знания по теме «Показательные уравнения и неравенства и их системы».

Структура работы: состоит из двух глав, введения, заключения и списка литературы, и содержит 49 страниц.

Тема Показательные

 

уравнения

Показательным уравнением называется уравнение, содержащее переменную в показателе степени.

Например: