Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 17 «Веселые гномики» с. Небуг

муниципального образования

Туапсинский район

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР»

Уровень программы: ознакомительныйСрок реализации программы: 1 годВозрастная категория: от 5 до 6 летФорма обучения: очнаяВид программы: модифицированнаяПрограмма реализуется: на внебюджетной основе

Составитель программы:

Макарова Анна Алексеевна

воспитатель МБДОУ ДС №17 с. Небуг

с. Небуг, 2023 год

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I.

Целевой раздел. Пояснительная записка……………………

3

1.1.

Актуальность дополнительной образовательной программы…

3

1.2.

Цель и задачи дополнительной образовательной программы…

5

1.3.

Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы…………………………………………………………..

6

1.4.

Возраст детей, на которых рассчитана программа….....................

6

1.5.

Планируемые результаты освоения детьми дополнительной образовательной программы………………………………………

7

1.6.

Формы подведения итогов…………………………………………

7

II.

Содержательный раздел…………………………………………

8

2.1.

Учебный план………………….…………………………

8

2.2.

Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности по программе ………………………………………

9

III.

Организационный раздел……………………………………

30

3.1.

Формы организации занятий. Методы и приёмы обучения…….

30

3.2.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы…………………………………………………………

30

3.3.

Организация развивающей предметно-пространственной среды………………………………………………………………

31

3.4.

Материально-техническое обеспечение дополнительной образовательной программы……………………………………

31

IV.

Литература…………………………………………………..

32

I.

Целевой раздел.

Пояснительная записка

1.1.

Актуальность дополнительной образовательной программы.

В современных условиях изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционной техники рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Современному обществу требуются творчески активные личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношении: речь идет о формировании индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Углубленное знакомство с региональными особенностями и умением отображать их в своих работах. Приобщение к культуре своего народа, воспитание уважения к наследию родного края.

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способах решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит художественному творчеству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития дошкольников.
     Ребенок дошкольного возраста имеет очень маленький опыт в освоении образного языка искусства. Его нужно очень многому научить: умению наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение и т.п.

    Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. 

На занятиях по рисованию закрепляются основные сенсорные представления (цвет краски; кисть мягкая или жесткая, тонкая или толстая); развиваются воображение и умение ставить перед собой задачу «Какой кистью мы будем рисовать фон? Толстой или тонкой?». Ребенок, который уже много рисовал, знает, что фон лучше закрашивать толстой кистью – это быстрее. А тонкой - удобней рисовать мелкие детали – глаза, нос, рот и т.д. Чем не дидактическая игра?

Отличительные особенности программы.

Программа разработана с учетом технологии «Цветные ладошки» И.А. Лыковой.

В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Реализация программы основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей этого возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках, предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Особое внимание уделяется развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно, как для сюжетного, так и для декоративного рисования.

Педагогическая целесообразность программы.

Из опыта работы с детьми по развитию творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше.

В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий. Все занятия носят творческий характер.

1.2.

Цель и задачи дополнительной образовательной программы.

Целью программы является формирование у ребенка художественной позиции в процессе изучения и отображения окружающей действительности, через нетрадиционные техники изобразительной деятельности.

Задачи программы.

1. Образовательные:

 

сформировать умения и навыки

цветоразличия

в нетрадиционных техниках рисования для осуществления изобразительной деятельности;

сформировать представления о цвете и цветовой гармонии в построении композиции;

сформировать навыки работы в разнообразных техниках нетрадиционного рисования.

2. Развивающие:

развивать эстетическое восприятие предметов окружающей действительности;

развивать устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству, мелкой пластики;

развивать способность выражать свои представления, переживания, чувства, мысли доступными изобразительно-выразительными средствами.

3. Воспитательные:

формирование ценностного отношения к окружающей действительности;

формировать стремление использовать разные способы обследования предметов;

формировать способность самостоятельно создавать выразительные образы в различных видах деятельности.

1.3.

Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы.

- Единство развития, обучения и воспитания;

- Учет возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей;

- Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

- Комплексный подход при разработке занятий,

- Вариативность содержания и форм проведения занятий;

- Систематичность и последовательность занятий;

- Наглядность.

- Общее развитие с учётом индивидуальных возможностей и способностей;

- Развитие творческой деятельности;

- Развитие личностных компетенций;

- Поддержка и сохранение здоровья;

- Формирование духовно-нравственных установок и ориентаций;

- Развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;

- Сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.

1.4. Возраст детей, на которых рассчитана программа.

Возраст детей 5-6 лет (Старший дошкольный возраст)

Возрастные особенности детей 5-6 лет.

- овладение сенсорными эталонами, которые помогут детям освоить цвета, формы, размеры (однако это не только узнавание, но и развитие чувства цвета, формы, поскольку созданы условия выбора, сравнения, предпочтения);

- обогащение содержания творческой деятельности; овладение «языком» творчества.

В этот период совершается качественное изменение в творческой деятельности ребенка. Он самоопределяется, проявляет собственное «Я» при создании продуктов творчества. Он рисует, лепит для себя, вкладывая в это собственный опыт и свое видение предмета, явления. Обычно считается, что это период изображения детьми отдельных предметов, форм. В это время для детей главное – выразить свое мироощущение, через цвет, форму, композицию. У детей проявляется предпочтение к тому или иному цвету, интерес к детализации, выделению характерных признаков предмета, появляется любимая тематика у мальчиков и девочек.

1.5. Планируемые результаты.

Овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей.

Дети к концу года имеют представления о видах изобразительного искусства, умеют создавать композицию рисунка, рисовать по памяти и с натуры, умеют вписывать изображение в лист, смешивать краски и получать новые цвета и оттенки, передавать форму и пропорции предмета, знают способы наложения цветовых пятен (тушевкой, штриховкой, мазками), умеют подбирать и использовать в рисунке гармоничное сочетание цвета и их оттенков, имеют представления о различных народных промыслах, умеют составлять узоры по мотивам народной росписи на основе любой формы и размера, умеют выполнять элементы росписи, подбирать цветовую гамму, характерную для определённого промысла.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

1.6. формы подведения итогов.

Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

Тематические выставки в ДОУ.

Участие в городских выставках и конкурсах в течение года.

Творческий отчет руководителя кружка.

II. Содержательный раздел.

2.1. Учебный план.

2.1. Учебно-тематический план

№ п/п

содержание

всего

теория

практика

1

Нетрадиционные методы рисования красками

72

24

48

Итого

72

24

48

 

2.2. Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Тема

Задачи

Содержание

Материал

Итог

СЕНТЯБРЬ

1

«Золотая осень».

(работа тычком»)

Помочь детям освоить новый способ изображения – рисование тычком. Учить смешивать цвета, получая нужные оттенки. Учить эстетическому восприятию природы. Развивать мелкую моторику.

Вступительное слово. .

Художественное слово. .

Практическая работа.

Выставка работ.

Жёсткие кисти, гуашь, палитра, салфетки бумажные.

Освоение нового способа изображения – рисование тычком, смешивают цвета, получая нужные оттенки. Развиваем мелкую моторику.

2

«Красивый букет»

(кляксография)

Продолжать знакомить детей со способом изображения "кляксография", показать ее выразительные возможности, продолжать учить дорисовывать детали объектов, развивать воображение и фантазию.

Рассматривание готовых примеров, беседа.

Самостоятельная деятельность детей. .

Выставка работ.

Кисти мягкие большие, гуашь, салфетки.

Дети знакомятся со способом изображения "кляксография", умеют дорисовывать детали объектов, развивается воображение и фантазия

3

«Разноцветные бабочки».

(работа тычком)

Помочь детям освоить новый способ изображения – рисование тычком. Учить смешивать цвета, получая нужные оттенки. Учить эстетическому восприятию природы. Развивать мелкую моторику.

Художественное слово.

Практическая работа

Выставка работ.

Жёсткие кисти, гуашь, палитра, салфетки бумажные

Освоен новый способ изображения – рисование тычком. Умеют смешивать цвета, получая нужные оттенки.

4

«Осенние листочки».

(работа тычком)

Помочь детям освоить новый способ изображения – рисование тычком. Учить смешивать цвета, получая нужные оттенки. Учить эстетическому восприятию природы. Развивать мелкую моторику.

Художественное слово.

Практическая работа.

Выставка работ.

Жёсткие кисти, гуашь, палитра, салфетки бумажные.

Освоение нового способа изображения – рисование тычком, смешивают цвета, получая нужные оттенки. Развиваем мелкую моторику

5

«Путешествие Кисточки».

Познакомить со свойствами различных худ материалов; вызвать у детей интерес к изобразит искусству; научить отдельным приемам работы кистью и карандашом.

Художественное слово.

Практическая работа

Выставка работ.

Простые и цветные карандаши, акварельные краски, кисти.

Знакомы со свойствами различных худ материалов; вызван у детей интерес к изобразит искусству; владеют отдельным приемам работы кистью и карандашом.

6

«Плюшевый медвежонок» (рисование поролоном)

Помочь детям освоить новый способ изображения – рисование поролоновой губкой. Побуждать передавать образ знакомой игрушки, закреплять умение изображать форму частей, их величину, расположение, цвет. Учить рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Развивать творческое воображение, создавать условия для развития творческих способностей.

Загадки об игрушках.

Чтение стихотворения Л.Герасимова «Сбежали игрушки».

Рассматривание.

Самостоятельная деятельность детей.

Выставка работ.

Поролоновые тычки, гуашь, палитра, бумажные салфетки.

Освоен новый способ изображения – рисование поролоновой губкой. Умеют передавать образ знакомой игрушки, закреплять умение изображать форму частей, их величину, расположение, цвет. Умеют рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа.

7

«Разноцветный зонтик» (смешивание цветов)

Закреплять представления о цветовом многообразии.

Расширять знания цветовой гаммы. Осваивать способ получения новых оттенков. Учить составлять гармоничную цветовую композицию.

Чтение стихотворения Е.Благинина «Радуга»

Самостоятельная деятельность детей.

Выставка работ.

Палитра, кисти, гуашь.

Закреплены представления о цветовом многообразии.

Расширены знания цветовой гаммы. Освоен способ получения новых оттенков. Умеют составлять гармоничную цветовую композицию.

8

«Живописный луг» (оттиск скомканной бумагой)

Закреплять знания детей о пейзаже как о виде живописи, знакомить с техникой рисования скомканной бумагой.

Рассматривание картин с изображением луга

Самостоятельная деятельность детей.

Выставка работ.

Листы бумаги (для смятия) палитра. кисти, пипетки.

Закреплены знания детей о пейзаже как о виде живописи, познакомились с техникой рисования скомканной бумагой.

ОКТЯБРЬ

9

«В садах поспели яблочки»

Учить рисовать яблоки на ветке, закреплять умение детей наносить один слой краски на другой, методом «тычка», расширять понятия о фруктах, пробуждать интерес к природе.

Художественное слово.

Практическая работа

Выставка работ.

Две кисти, мягкая и жесткая.

Умеют рисовать яблоки на ветке, закреплять умение детей наносить один слой краски на другой, методом «тычка», расширять понятия о фруктах, пробуждать интерес к природе.

10

«Мой маленький друг»

Учить рисовать собак, расширять знания о домашних животных.

Художественное слово.

Практическая работа

Выставка работ.

Плоские кисти. Акварельные краски.

Жесткие кисти

Умеют рисовать собак, расширены знания о домашних животных.

11

«Шишки на ветке»

Учить рисовать ветку хвойного дерева. Рисовать шишки методом «полукруга»

Художественное слово.

Практическая работа

Выставка работ.

Плоские кисти. Акварельные краски

Умеют рисовать ветку хвойного дерева. Рисуют шишки методом «полукруга»

12

«Осенний лес»

Учить делать отпечаток листа дерева, подбирать оттенки и цвета осени, правильно располагать рисунок на листе бумаги.

Рассматривание картин с изображением леса.

Самостоятельная деятельность детей.

Выставка работ.

Кисти широкие мягкие.

Гуашь.

Умеют делать отпечаток листа дерева, подбирают оттенки и цвета осени, правильно располагают рисунок на листе бумаги.

13

«Черепахи»

Учить рисовать черепаху, расширять знания о животных.

Художественное слово.

Практическая работа

Выставка работ.

Плоские кисти. Акварельные краски.

Жесткие кисти

Умеют рисовать черепах, расширены знания о животных.

14

«Осенние вкусные дары»

Дать представление о натюрморте; учить рисовать овощи, фрукты разными изобразит материалами.

Знакомство с понятием натюрморт.

Рассматривание картин с изображением натюрморта

Составление своего натюрморта. Самостоятельная деятельность детей.

Выставка работ.

Кисти средней величины, палитра, акварельные краски.

Дано представление о натюрморте; рисуют овощи, фрукты разными изобразит материалами, методом «раскручивания кисти»

15

«Сюрприз» (рисование на камнях)

Создание художественных образов на основе природных форм (камешков). Освоение разных приёмов рисования на камешках различной формы.

Показ техники рисования гуашью на камнях.

Самостоятельная деятельность детей.

Выставка работ.

Гуашь, морская галька средних размеров.

Созданы художественные образы на основе природных форм (камешков). Освоены разные приёмы рисования на камешках различной формы

16

«Узоры на блюдце»

(Точки ватными

палочками)

Познакомиться с элементами росписи «Гжель». Составлять узор в круге. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умения в техниках.

Рассматривание предметов народных промыслов.

Показ способов рисования.

Самостоятельная деятельность детей.

Выставка работ.

Ватные палочки. Гуашь. Плоские кисти.

Познакомились с элементами росписи «Гжель». Составили узор в круге. Развивалось чувство композиции. Совершенствовали умения в техниках.

НОЯБРЬ

17

«Скатерть – самобранка»

Дать представление о натюрморте; учить рисовать овощи, фрукты разными изобразит материалами.

Знакомство с понятием натюрморт.

Рассматривание картин с изображением натюрморта

Составление своего натюрморта. Самостоятельная деятельность детей.

Выставка работ.

Кисти средней величины, палитра, акварельные краски.

Дано представление о натюрморте; рисуют овощи, фрукты разными изобразит материалами, методом «раскручивания кисти»

18

«Колючая сказка»

(рисование штрихом)

Развивать умение наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях, учить накладывать штрихи в одном направлении, без просветов. Обучать ритмичному нанесению штриховки, отработка легкости движения и свободного перемещения руки по всему листу. Показать выразительные возможности простого карандаша. Учить изображать качественные признаки рисуемых объектов – «колючесть», передавать штрихами фактуру веток ели.

Чтение сказки В.Росин «Зачем ёжику колючки?»

Беседа.

Показ рисования.

Самостоятельная деятельность детей. .

Простые и цветные карандаши.

Умеют наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях, накладывают штрихи в одном направлении, без просветов. Обучались ритмичному нанесению штриховки, отработка легкости движения и свободного перемещения руки по всему листу.

19

«Верблюд в пустыне»

(расчесывание краски)

Воспитание интереса к природе разных климатических зон. Расширять представления о пустыне, развивать умение передавать свои впечатления в рисунке. Знакомить с новым приёмом рисования – «расчесывание» краски. Освоение нового графического знака – волнистая линия, отработка плавного, непрерывного движения руки. Развивать умение подбирать нужные цвета.

Чтение стихотворения «Колючка на ужин» М.Пляцковского. Беседа. Рассматривание иллюстраций. Уточнение способов изображения. Самостоятельная деятельность детей.

Кисти средней величины, палитра, акварельные краски.

Вызван интерес к природе разных климатических зон. Расширено представления о пустыне, развивать умение передавать свои впечатления в рисунке. Познакомились с новым приёмом рисования – «расчесывание» краски. Освоен новый графический навык – волнистая линия, отработка плавного, непрерывного движения руки. Развивается умение подбирать нужные цвета.

20

«По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли»

Закреплять представления о пейзаже, показать изобразительные особенности техники изображения – монотипии. Закрепить понятия о симметрии. Подвести к тому, что пейзаж можно придумывать по замыслу. Развивать умение создавать композицию.

Рассматривание иллюстраций

Самостоятельная работа детей.

Выставка работ.

Акварельные краски, кисти средней величины.

Закреплены представления о пейзаже, показаны изобразительные особенности техники изображения – монотипии. Закреплены понятия о симметрии. Дано понятие, что пейзаж можно придумывать по замыслу. Развивается умение создавать композицию.

21

«Синие узоры на белоснежном поле»

Учить создавать декоративную роспись, составлять растительный узор с простым чередованием элементов в круге.

Художественное слово. Самостоятельная работа детей

Выставка работ.

Белая и синяя гуашь, круги из бумаги, элементы росписи.

Умеют создавать декоративную роспись, составлять растительный узор с простым чередованием элементов в круге.

22

«Пейзаж у озера» (монотипия)

Закреплять представления о пейзаже, показать изобразительные особенности техники изображения – монотипии. Закрепить понятия о симметрии. Подвести к тому, что пейзаж можно придумывать по замыслу. Развивать умение создавать композицию.

Чтение стихотворения «Улыбка».

Показ приемов рисования.

Самостоятельная работа детей.

Выставка работ.

Кисти средней величины, палитра, акварельные краски.

Закреплено представления о пейзаже, показать изобразительные особенности техники изображения – монотипии. Закреплено понятие о симметрии. Дано понятие, что пейзаж можно придумывать по замыслу. Развивалось умение создавать композицию.

23

«Радуга-дуга, не давай дождя!»

Самостоятельное и творческое отражение представлений о красивых природных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами. Создание интереса к изображению радуги. Формирование элементарных представлений по цветоведению (последовательность цветовых дуг в радуге, гармоничные цветосочетания на цветовой модели). Развитие чувства цвета.

Чтение стихотворения.

Показ картинки, рассматривание.

Самостоятельная деятельность детей.

Выставка работ.

Гуашь основных цветов, широкая кисть.

Вызван интерес к изображению радуги. Сформированы элементарные представления по цветоведению (последовательность цветовых дуг в радуге, гармоничные цветосочетания на цветовой модели). Развивалось чувства цвета.

24

«Превращения камешков» (рисование на камнях)

Создание художественных образов на основе природных форм (камешков). Освоение разных приёмов рисования на камешках различной формы.

Показ техники рисования гуашью на камнях.

Самостоятельная деятельность детей.

Выставка работ.

Гуашь, морская галька средних размеров.

Созданы художественные образы на основе природных форм (камешков). Освоены разные приёмы рисования на камешках различной формы

ДЕКАБРЬ

25

Волшебница-зима

(пейзаж)

Учить эстетическому восприятию природы, средствам передачи выразительности пейзажа проявлять творчество, фантазию.

Чтение отрывков из стихов.

Показ рисунка, приемов рисования. Самостоятельная деятельность детей.

Выставка работ.

Белая и черная гуашь, ватные палочки.

Учились эстетическому восприятию природы, средствам передачи выразительности пейзажа проявлять творчество, фантазию.

26

«Снежная семья».

Учить эстетическому восприятию природы, проявлять творчество, фантазию.

Развивать чувство цвета и композиции

Художественное слово.

Самостоятельная работа детей.

Выставка работ.

Акварельные краски,

Ватные диски.

Ватные палочки.

Учились эстетическому восприятию природы, проявлять творчество, фантазию.

Развивали чувство цвета и композиции

27

Воздушные шары для феи.

Развивать эстетические познания о цветах, познакомить с графическими умениями и навыками в передаче круглой формы предметов.

Чтение стихотворения. Показ приемов рисования.

Самостоятельная деятельность детей.

Выставка работ.

Плоские кисти, гуашь, нитки.

Развито эстетическое познание о цветах, познакомились с графическими умениями и навыками в передаче круглой формы предметов.

28

«Паук в паутине»

(обрывание бумаги)

Учить технике обрывания бумаги; закрепить представление о свойствах бумаги; познакомить с техникой рисования фломастером.

Чтение стихотворения. Показ приемов рисования. Самостоятельная деятельность детей

Выставка работ.

Цветная бумага, фломастеры.

Учить технике обрывания бумаги; закрепить представление о свойствах бумаги; познакомить с техникой рисования фломастером.

29

«Морозные узоры» (рисование свечой)

Вызывать интерес у детей к зимним явлениям природы, развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное, помочь освоить новый способ рисования - свечой.

Художественное слово.

детей.

Выставка работ.

Свеча, восковые мелки, белая и синяя гуашь, трафарет окна.

Вызван интерес у детей к зимним явлениям природы, развивали зрительную наблюдательность, способность замечать необычное, освоили новый способ рисования - свечой.

30

«Первый снег» (граттаж)

Уточнять и расширять представления детей о зиме, учить отображать состояние погоды, используя технику граттаж.

Чтение стихотворения.

Самостоятельная деятельность детей.

Выставка работ.

Широкие, плоские кисти, гуашь.

Уточнили и расширили представления детей о зиме, умеют отображать состояние погоды, используя технику граттаж.

31

«Снегири»

Учить детей рисовать птиц, мазками изображать перья; воспитывать любовь и заботу о зимующих птицах; радовать полученному результату.

Рассматривание птицы

Показ приемов рисования.

деятельность детей

Выставка работ.

Шаблоны птиц, картинки снегирей, акварельные краски, клей ПВА

Научились рисовать птиц, мазками изображать перья; воспитывали любовь и заботу о зимующих птицах; радуются полученному результату.

32

«Елочка –

Нарядная».

(Оттиск

поролоном,

рисование

пальчиками)

Формировать умение

рисовать ель, закрепить умение изображать елочные игрушки с помощью печаток. Воспитывать эстетическое восприятие природы.

Чтение

стихотворения.

Показ приемов рисования. Самостоятельная

деятельность детей.

Кусочки поролона, пальчиковые краски

Сформировано умение

рисовать ель, закреплено умение изображать елочные игрушки с помощью печаток. Развивалось эстетическое восприятие природы.

ЯНВАРЬ

33

«Узоры на окнах».

Развивать творчество, эстетическое восприятие явлений природы, учить видеть красоту природных явлений. Учить рисовать в холодных тонах, создавая оттенки

Чтение стихотворения.

Показ приемов рисования.

Самостоятельная деятельность детей.

Выставка работ.

Свеча, восковые мелки, белая и синяя гуашь, трафарет окна.

Развивали творчество, эстетическое восприятие явлений природы, умеют видеть красоту природных явлений. Умеют рисовать в холодных тонах, создавая оттенки

34

«Первый снег».

Рисование

апельсиновыми палочками.

Формировать умение

рисовать дерево без

листьев, снег изображать пальчиками, развивать инициативу, учить составлять композицию.

Вступительная беседа. Худ. слово

Самостоятельная деятельность детей.

Выставка работ.

Апельсиновые палочки, гушь, поролоновые тычки.

Сформировано умение

рисовать дерево без

листьев, снег изображать пальчиками, развивали инициативу, умеют составлять композицию.

35

«Снежный лес» (по мятой

бумаге)

Учить эстетическому

восприятию природы,

средствам передачи выразительности пейзажа проявлять творчество, фантазию.

Беседа .

Ознакомление с готовой работой.

Подготовка рабочего

Лист.

Самостоятельная

деятельность детей.

Листы бумаги

для принтера

акварельные краски.

Мягкие кисти.

Умеют эстетически

воспринимать природу,

средствам передачи выразительности пейзажа проявляют творчество, фантазию.

36

«Зимняя Сказка» (рисование пальцами, печать по трафарету)

Учить эстетическому

восприятию природы,

средствам передачи выразительности пейзажа проявлять творчество, фантазию.

Загадывание

загадки.

Показ приемов

Рисования.

Самостоятельная деятельность

детей. Выставка работ.

Трафареты «Зимние сюжеты»,

поролоновые тычки.

Умеют эстетически

воспринимать природу,

средствам передачи выразительности пейзажа проявляют творчество, фантазию.

37

«Зимние напевы (набрызги)»

Вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы посредством музыки, живописи, поэзии. Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа.

Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой, эстетическими терминами.

Чтение стихотворения А.Пушкина «Волшебница-зима». Беседа.

Самостоятельная деятельность детей.

Зубная щетка, расческа с зубчиками, гуашь.

Умеют самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа.

Знакомы с новым способом изображения снега – «набрызги». Речь детей обогащена эмоционально окрашенной лексикой, эстетическими терминами.

38

«Волшебница-зима» (пейзаж)

Учить эстетическому

восприятию природы,

средствам передачи

выразительности пейзажа проявлять творчество, фантазию.

Чтение отрывков из стихов.

Описание детьми

леса.

Показ рисунка.

Уточнение приемов и способов рисования.

Самостоятельная деятельность детей.

Акварельные краски, кисти мягкие и жесткие, ватные диски.

Учились эстетическому

восприятию природы,

средствам передачи

выразительности пейзажа проявлять творчество, фантазию.

39

«Бабочка-красавица» (монотипия)

Расширять представления об особенностях внешнего вида бабочек. Упражнять в умении получать оттиск в зеркальном отображении. Учить рисовать бабочку, используя приём монотипии. Развивать эстетическое восприятие, умение видеть красоту природы, желание отразить её в своём творчестве.

Чтение рассказа Н.Сладкова «Бабочка и солнце»,

Объяснение.

Самостоятельная деятельность детей.

Пипетки для рисования, гуашь.

Расширены представления об особенностях внешнего вида бабочек. Умеют получать оттиск в зеркальном отображении. Умеют рисовать бабочку, используя приём монотипии. Развивали эстетическое восприятие, умение видеть красоту природы, желание отразить её в своём творчестве.

40

Картина настроения (рисование мыльными пузырями)

Развивать способность различать и сравнивать эмоциональные ощущения, учить реализовывать свои переживания, чувства в художественной форме. Упражнять в рисовании мыльными пузырями.

Чтение стихотворения А.Барто «Гнев».

Беседа.

Самостоятельная деятельность детей.

Коктейльные трубочки, мыльная вода.

Развивали способность различать и сравнивать эмоциональные ощущения, учить реализовывать свои переживания, чувства в художественной форме. Упражнялись в рисовании мыльными пузырями.

ФЕВРАЛЬ

41

«Узоры на тарелочке»

(Точки ватными

палочками)

Познакомиться с элементами росписи «Гжель». Составлять узор в круге. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умения в техниках.

Рассматривание предметов народных промыслов.

Показ способов рисования.

Самостоятельная деятельность детей.

Выставка работ.

Ватные палочки. Гуашь. Плоские кисти.

Познакомились с элементами росписи «Гжель». Составили узор в круге. Развивалось чувство композиции. Совершенствовали умения в техниках.

42

«Ночное небо» (набрызг)

Закреплять представления детей о времени суток, учить рисовать звездное небо, используя приемы набрызга, совершенствовать умение обследовать предметы, воспитывать бережное отношение к природе.

Чтение сказки С. Козлова "Как ежик с медвежонком протирали звезды"

Показ приема набрызг.

Самостоятельная работа детей.

Выставка работ.

Зубная щетка, расческа с зубчиками, гуашь.

Закреплены представления детей о времени суток, умеют рисовать звездное небо, используя приемы набрызга, умеют обследовать предметы.

43

«На что похоже?»

Учить детей фантазировать, придумывать фантастические образы, самостоятельно выбирать материал для рисования, уметь рассказывать о своей работе

Чтение

Стихотворения.

Показ приемов рисования.

Самостоятельная

деятельность детей.

Выставка работ.

Самостоятельный выбор материала для рисования.

Развивали умение детей фантазировать, придумывать фантастические образы, самостоятельно выбирать материал для рисования, рассказывать о своей работе

44

«Несуществующее животное» (раздувание краски)

Знакомить детей с новым способом рисования - раздуванием краски, продолжать учить дорисовывать детали объектов, развивать творческое мышление, воображение.

Рассматривание иллюстраций

Чтение сказки В.Сутеева "Это что за птица?".

Самостоятельная деятельность детей

Выставка работ.

Пипетки для рисования, трубочки для раздувания краски.

Познакомились с новым способом рисования - раздуванием краски, умеют дорисовывать детали объектов, развивали творческое мышление, воображение.

45

«Профессии, которые мне нравятся» (Цветной граттаж)

Формировать нравственно-эстетическое отношение и интерес к образу человека, учить отражать в рисунке выразительность внешнего вида людей различных профессий, отбирать разные техники, соответствующие изображаемому образу.

Рассматривание иллюстраций

Чтение «Кем быть?» В.В. Маяковского

Самостоятельная деятельность детей.

Выставка работ.

Апельсиновые палочки. Гуашь.

Сформировано нравственно-эстетическое отношение и интерес к образу человека, умеют отражать в рисунке выразительность внешнего вида людей различных профессий, отбирают разные техники, соответствующие изображаемому образу.

46

«Моя любимая чашка на столе» (печать по трафарету, оттиск печатками)

Развивать эстетическое восприятие обычных предметов, умение рисовать их, комбинировать различные техники; формировать чувство композиции и ритма.

Игровая ситуация

Объяснение и показ способа изображения. Самостоятельная деятельность детей.

Выставка работ.

Трафареты цветов и листьев. Поролоновые тычки.

Развивали эстетическое восприятие обычных предметов, умеют рисовать их, комбинировать различные техники; сформировано чувство композиции и ритма.

47

«Зоопарк» (шаблонография)

Расширять представления детей о мире животных, учить изображать животных способом обведения готовых шаблонов различных геом. фигур, развивать координацию движений.

Повторение основных геом. фигур.

Показ рисования с помощью шаблонов.

Самостоятельное рисование детей.

Выставка работ.

Геометрические фигуры, простые и цветные карандаши.

Расширены представления детей о мире животных, умеют изображать животных способом обведения готовых шаблонов различных геом. фигур, развивали координацию движений.

48

Ежик

(пластиковая вилка)

Познакомить с новым методом – рисование вилкой. Развивать внимание, воображение.

Чтение рассказа Е. Чарушина «Еж».

Самостоятельная

деятельность детей

Выставка работ.

Пластиковые вилки. Чёрная и белая гуашь

Познакомились с новым методом – рисование вилкой. Развивали внимание, воображение.

МАРТ

49

«Букет для мамы».

Формировать эстетический вкус к составлению букетов и их изображениям. Учить использовать шаблоны для создания одинаковых изображений, развивать пространственные представления, чувства ритма, композиции и колорита.

Рассматривание картин.

Показ приемов работы. Самостоятельная деятельность детей.

Выставка работ.

Шаблоны вазы, кисти плоские и широкие, ватные палочки.

Сформированы эстетический вкус к составлению букетов и их изображениям. Умеют использовать шаблоны для создания одинаковых изображений, развивались пространственные представления, чувства ритма, композиции и колорита.

50

«Ранняя

весна».

Формировать умение

рисовать состояние погоды, совершенствовать цветовосприятие отбором оттенков. Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере.

Рассматривание

картин.

Самостоятельная

деятельность детей.

Выставка работ

Листы мокрой бумаги акварельные краски. Тонкие мягкие кисти.

Сформировано умение

рисовать состояние погоды, развито цветовосприятие отбором оттенков. Умеют складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере.

51

«Ветка с

первыми

листьями»

(Жесткая

Кисть)

Формировать умение

рисовать с натуры, передавать форму вазы и ветки, учить рисовать листья.

Показ модели ветки.

Чтение стихотворения.

Показ методов и приемов рисования.

Самостоятельная

деятельность детей.

Выставка работ.

Жесткие клеевые кисти. Гуашь.

Умеют рисовать с натуры, передавать форму вазы и ветки, учить рисовать листья.

52

«Веточка мимозы» (тычок ватной палочкой)

Учить рисовать кисточкой веточку мимозы. Учить рисовать цветы ватной палочкой. Воспитывать любовь к близким людям.

Чтение стихотворения Е.Авдиенко «Мимоза». Рассматривание веточки мимозы.

Уточнение способа изображения

Самостоятельная деятельность детей

Выставка работ.

Ватные палочки, акварельные краски.

Умеют рисовать кисточкой веточку мимозы. Умеют рисовать цветы ватной палочкой. Воспитывалась любовь к близким людям

53

«Цыплёнок» (тычок жесткой кистью)

Учить рисовать методом «тычка» жесткой кистью, во время рисования держать кисть вертикально, не поднимать её высоко, действуя мягкими движениями. В первую очередь обрисовывать контур, а затем середину цыплёнка, дорисовывать мелкие части мягкой кистью. Развивать чувство цвета, воображение.

Рассказ про курочку.

Показ способа рисования.

Самостоятельная деятельность детей.

Выставка работ.

Жесткие клеевые кисти. Гуашь.

Умеют рисовать методом «тычка» жесткой кистью, во время рисования держать кисть вертикально, не поднимать её высоко, действуя мягкими движениями. В первую очередь обрисовывать контур, а затем середину цыплёнка, дорисовывать мелкие части мягкой кистью.

54

«Моё море» (рисование на мокром листе)

Расширять представления о возможностях водного пространства. Знакомить с техникой рисования по мокрой бумаге. Учить передавать в рисунке поэтический образ природы, подбирать цветовую гамму, развивать фантазию, воображение.

Чтение стихотворения В.Орлова «Для чего морю наряды?»

Рассматривание репродукций И. Айвазовского

Самостоятельная деятельность детей. Выставка работ.

Листы плотной бумаги, вода, мягкие кисти.

Расширены представления о возможностях водного пространства. Познакомились с техникой рисования по мокрой бумаге. Умеют передавать в рисунке поэтический образ природы, подбирать цветовую гамму, развивать фантазию, воображение.

55

«Мои любимые рыбки» (оттиск печатками)

Знакомить с художественными техниками, развивать чувство композиции и цвета.

Рассматривание рыбок.

Чтение стихотворения И.Токмаковой «Где спит рыбка».

Объяснение и показ приемов рисования.

Самостоятельная деятельность детей.

Выставка работ.

Поролоновые тычки, кисти мягкие.

Познакомились с художественными техниками, развивать чувство композиции и цвета.

56

«Звездное небо».

Знакомить с художественными техниками, развивать чувство композиции и цвета.

Рассматривание иллюстраций.

Объяснение и показ приемов рисования

Самостоятельная деятельность детей.

Выставка работ.

Зубная щетка, расческа, гуашь черного и белого цвета.

Познакомились с художественными техниками, развивать чувство композиции и цвета.

АПРЕЛЬ

57

Весеннее

Солнце.

(коллектив

ная работа)

Рисунки

ладошками

Вызвать положительные эмоции у детей от

собственного вклада и от общей коллективной работы.

Рассматривание иллюстраций.

Объяснение и показ приемов рисования

Самостоятельная деятельность детей.

Выставка работ.

Пальчиковые краски.

Дети испытывают положительные эмоции от

собственного вклада и от общей коллективной работы.

58

«Расцвели одуванчики».

Учить передавать образ цветка, его строение и форму используя метод тычка жесткой кистью. Расширять знания о первых весенних цветах. Совершенствовать умение правильно держать кисточку при рисовании. Изображать головку цветка жесткой кистью, не оставляя промежутка между тычками. Развивать воображение, познавательные способности. Развивать координации глаза и руки.

Чтение стихотворения О.Высотской «Одуванчик».

Показ приемов рисования.

Самостоятельная деятельность детей.

Выставка работ.

Жесткая кисть, гуашь, ватные палочки.

Умеют передавать образ цветка, его строение и форму используя метод тычка жесткой кистью. Расширены знания о первых весенних цветах. Умеют правильно держать кисточку при рисовании. Изображают головку цветка жесткой кистью, не оставляя промежутка между тычками.

59

«Желтый одуванчик» (тычок жесткой кистью).

Учить передавать образ цветка, его строение и форму используя метод тычка жесткой кистью. Расширять знания о первых весенних цветах. Совершенствовать умение правильно держать кисточку при рисовании. Изображать головку цветка жесткой кистью, не оставляя промежутка между тычками. Развивать воображение, познавательные способности. Развивать координации глаза и руки.

Чтение стихотворения О.Высотской «Одуванчик».

Показ приемов рисования.

Самостоятельная деятельность детей.

Выставка работ.

Жесткая кисть, гуашь, ватные палочки.

Умеют передавать образ цветка, его строение и форму используя метод тычка жесткой кистью. Расширены знания о первых весенних цветах. Умеют правильно держать кисточку при рисовании. Изображают головку цветка жесткой кистью, не оставляя промежутка между тычками.

60

«Петушок – золотой гребешок».

Познакомить с народными традициями изображения птиц, формировать умения и навыки в рисовании сложной формы

Чтение стихов.

Показ приемов рисования.

Самостоятельная деятельность детей.

Выставка работ.

Кисти мягкие, плоские, гуашь, демонстрационные картинки.

Познакомились с народными традициями изображения птиц, сформировали умения и навыки в рисовании сложной формы

61

«Космический пейзаж» рисование по краске заостренной палочкой

Воспитывать стремление к познанию окружающего мира. Продолжать учить способу получения изображения - граттажу. Побуждать передавать в рисунке картину космического пейзажа, используя впечатления, полученные при рассматривании репродукций, чтения литературы о космосе. Развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, как того требует предлагаемая техника.

Чтение стихов.

Показ приемов рисования.

Самостоятельная деятельность детей.

Выставка работ.

Картон, клей ПВА, кисти клеевые, апельсиновые палочки.

Продолжали учить способу получения изображения - граттажу. Побуждали передавать в рисунке картину космического пейзажа, используя впечатления, полученные при рассматривании репродукций, чтения литературы о космосе. Развивали мелкую моторику рук, формировали умение получать четкий контур рисуемых объектов, как того требует предлагаемая техника.

62

«Как я люблю одуванчики» (обрывание, тычкование)

Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения – обрывания и тычкования; развивать чувство композиции и колорита в процессе использования различных материалов для создания выразительного образа одуванчика в пейзаже.

Чтение стихов.

Показ приемов рисования.

Самостоятельная деятельность детей.

Выставка работ.

Нарезанные нитки, клей ПВА, гуашь, акварельные краски.

Совершенствовали эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения – обрывания и тычкования; развивали чувство композиции и колорита в процессе использования различных материалов для создания выразительного образа одуванчика в пейзаже.

63

Подводный

мир – осминожки

(коллективная работа)

Формировать умение

обводить ладони и пальцы простым карандашом, дорисовывать детали.

Загадывание загадок.

Самостоятельная

деятельность детей.

Выставка работ.

Простые и цветные карандаши, ватман.

Формировали умение

обводить ладони и пальцы простым карандашом, дорисовывать детали.

64

«Капитошка»

Учить рисовать, используя нетрадиционные приемы изображения: мыльными пузырями и спиралью, дорисовывать детали объекта, для придания ему законченности и сходства с реальным образом; тренировать дыхание: способствовать развитию более глубокого вдоха и более длительного выдоха; развивать детское творчество, фантазию.

Рассматривание картин.

Беседа.

Самостоятельная

Игра с мыльными пузырями

Выставка работ.

Мыльные пузыри, трубочки, акварельные краски.

Умеют рисовать, используя нетрадиционные приемы изображения: мыльными пузырями и спиралью, дорисовывая детали объекта, для придания ему законченности и сходства с реальным образом; тренировали дыхание: способствовать развитию более глубокого и более длительного выдоха; развивали детское творчество, фантазию.

МАЙ

65

«Праздничный салют над городом» (тычки жесткой полусухой кистью)

Продолжать учить детей приему рисования "тычок жесткой полусухой кистью", закреплять умение рисовать концом кисти тонкие линии, развивать чувство композиции.

Беседа.

Чтение рассказа В.Осеевой "Синие листья"

Показ приемов рисования.

Самостоятельная деятельность детей.

Выставка работ.

Жесткие кисти. Гуашь, палитра.

Умеют рисовать "тычок жесткой полусухой кистью", умеют рисовать концом кисти тонкие линии, развивать чувство композиции

66

«Мишка косолапый» (Тычок жесткой кистью)

Учить рисовать медведя по контуру тычками; прививать интерес.

Показ картинки.

Рассматривание.

Описание игрушки.

Самостоятельная деятельность детей

Выставка работ.

Жесткие кисти. Гуашь, палитра.

Умеют рисовать "тычок жесткой полусухой кистью", умеют рисовать концом кисти тонкие линии, развивать чувство композиции

67

«"Чудо-дерево" (рисование ладошками)

Учить рисовать ладонями, развивать умение рисовать крупно и аккуратно. Упражнять в составлении композиции гармоничном сочетании цветов.

Чтение отрывка стихотворения М.Шварца «Семья»

Беседа и рассказы детей.

Самостоятельная деятельность детей.

Выставка работ.

Пальчиковые краски, мягкие кисти, влажные салфетки

Умеют рисовать ладонями, развивать умение рисовать крупно и аккуратно. Умеют в составлении композиции гармоничном сочетании цветов.

68

«Веселые кляксы» (кляксография)

Знакомить детей со способом изображения "кляксография", показать ее выразительные возможности, продолжать учить дорисовывать детали объектов, развивать воображение и фантазию.

Беседа. 5 мин.

Слушание музыки. 10 мин.

Рассматривание готовых примеров. 10 мин.

Артикуляционная гимнастика. 5 мин.

Самостоятельная деятельность детей. 20 мин.

Выставка работ. Итог. 10 мин.

Пипетки для рисования. Гуашь.

Познакомились со способом изображения "кляксография", показали ее выразительные возможности, умеют дорисовывать детали объектов, развивали воображение и фантазию.

69

«Русские матрешки»

Познакомить с особенностями русской игрушки, расписывания их; развивать творчество, фантазию.

Беседа.

Рассматривание матрешек.

Самостоятельная деятельность детей.

Выставка работ.

Демонстрационные картинки. Шаблоны матрешки.

Познакомились с особенностями русской игрушки, расписывания их; развивали творчество, фантазию.

70

«Цветочная поляна».  

(кляксография)

Продолжать знакомить детей со способом изображения "кляксография", показать ее выразительные возможности, продолжать учить дорисовывать детали объектов, развивать воображение и фантазию.

Беседа.

Рассматривание готовых примеров.

Самостоятельная деятельность детей.

Выставка работ.

Пипетки для рисования. Гуашь.

Познакомились со способом изображения "кляксография", показали ее выразительные возможности, умеют дорисовывать детали

71

«Ежата на поляне»

Учить рисовать ежей в движении, Формировать умение создавать выразительный образ. Расширять знания о животных.

Чтение рассказа «Ежик»

Самостоятельная деятельность детей.

Выставка работ.

Тонкие кисти. Акварельные краски.

Умеют рисовать ежей в движении, сформировано умение создавать выразительный образ. Расширены знания о животных.

72

«Вот что я нарисовал»

Учить детей рисовать по замыслу, проявляя фантазию и творческие способности.

Самостоятельный выбор способа и объекта рисования

Самостоятельный выбор материала.

Учить детей рисовать по замыслу, проявляя фантазию и творческие способности.

Итого:

9 месяцев

72 занятия

 

III. Организационный раздел.

3.1. Формы организации занятий. Методы и приёмы обучения.

Форма занятий – проводятся два раза в неделю по 30 минут.

В содержание занятий включаются следующие формы работы: индивидуальная, работа в парах, работа в группах, самостоятельная работа, и такие виды деятельности как, познавательная, исполнительская, творческая, интеллектуальная.

Организация учебно-воспитательного процесса:

Основная форма организации работы -игровая, так как именно в игре развиваются творческие способности личности.

При реализации данной образовательной программы применяются словесные, наглядные, игровые и практические приемы и методы взаимодействия взрослого и ребенка (введение игрового персонажа, подвижные игры, экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения, игры на развитие внимания, памяти); используется разнообразный дидактический материал, фланелеграф; сюжетные картинки для составления рассказов; тетради в клетку; мн рабочие листы- прописи букв, цифр).

 Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий.

3.2. Срок реализации дополнительной образовательной программы

Продолжительность реализации программы – один год (период с сентября по май месяц включительно, 72 часа в год). Занятия проводятся 8 раз в месяц, 2 занятия в неделю. Продолжительность занятия: 30 минут.

3.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Отдельное помещение: Большой стол и стулья, раковина, экран и мультимедийный проектор, ПК

3.4. Материально-техническое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Оборудование:

Мебель для занятий

изодеятельностью

: столы, стулья для детей.

Доска (мольберт) для показа приемов и способов рисования.

Музыкальный центр

Репродукции произведений художников

Обучающие

таблицы: "

Основные и дополнительные цвета", "Оттенки", "Холодная и теплая гаммы цветов" и т.п.

Наглядно-дидактические пособия: Серия "Мир в картинках

"( Хохлома

, Гжель и пр.)

Плакаты: Орнаменты, Дымковская игрушка, Городец - изделия и т.п.

Методическая литература

Материалы:

Акварельные краски, гуашь;

Восковые и масляные мелки, свеча;

Ватные палочки;

Уголь, сангина, пастель;

Коктейльные трубочки;

Палочки или старые стержни для процарапывания;

Матерчатые салфетки;

Простые и цветные карандаши, фломастеры

Бумага А3, А4.

Стаканы для воды;

Подставки под кисти; кисти.

Список литературы.

Адорно

Т. Эстетическая теория. - М.: Республика,

2001.

Арапова

-Пискарёва Н.А. О российских программах дошкольного образования//Дошкольное воспитание. - 2005. - №9.

Арнхейм

Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Искусство, 1974.

Бетенски

Мала. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. - М.:

Эксмо

-Пресс, 2002.

Буров А.И. Эстетическая сущность искусства// Проблемы и споры. - М., 1987.

Венгер

А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М.:

Владос

-Пресс, 2006.

Венгер

Л.А., Пилюгина Э.Г.,

Венгер

Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. - М.: Просвещение, 1988.

Выготский Л.С. Воображение и творче

ство в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1967.

Галанов А.С.,

Коршелова

С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. - М.: ТЦ Сфера, 2002.

Гибсон

Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. - М.: Прогресс, 1988.

Гильдебраннд

А. Проблема форм в изобразительном искусстве. - М.: Изд-во МПИ,1991.

Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: ИЦ Академия, 1997.

Григорьева Г.Г. Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М., 1995.

Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Ака

демия, 2000.

Давидчук

А.Н. Конструктивное творчество дошкольников. - М.: Просвеще

ние, 1973.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986.

Доронова

Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. -М.: Просвещение, 1999.

Казакова Р.Г. и др. Рисование с детьми школьного возраста. Нетрадиционные пики, сценарии занятий, планирование. - М.: ТЦ Сфера, 2005. Казакова Т.Г. Детское изобразительное

рчество

. - М.:

Киселева М.В. Арт-терапия в работе с "детьми: руководство для детских психологов, педагогов,

Кожохина

С.К. Путешествие в мир искусства (программа развития детей до

школьного и младшего школьного возраста). - М.: ТЦ Сфера, 2005.

Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Комарова Т.С, Савенков А.И. Коллек

тивное творчество дошкольников. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

Копцева

Т. Природа и художник. - М.: Сфера, 2000.

Копцев

В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: основы объемного конструирования. - Ярославль: Академия развития, 2001.

Котляр В.Ф. Изобразительная деятельность дошкольников. Киев:

радянська

школа, 1986.

Курочкина Н.А. Знакомим с книжной графикой. - СПб.: Детство-Пресс, 2001.

Куцакова

Л.В. Конструирование и худо

жественный труд в детском саду (программа и конспекты занятий). - М.: ТЦ Сфера, 2005.

Лабунская

Г.В. Изобразительное творчество детей. - М.: Просвещение, 1965.

Лялина Л.А. Дизайн и дети (из опыта методической работы). - М.: ТЦ Сфера, 2006.

Мелик-Пашаев А.А. Художественные способности как проявление и форма самореализации личности. Автореферат диссертации доктора педагогических наук. - М., 1995.

Мухина B.C. Изобразительная деятель

ность ребёнка как форма освоения социального опыта. Диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук. - М., 1981.

Неменский

Б.М. Мудрость красоты: 0 проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987.

Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. - М.: Карапуз, 1999.

Пауэл

У.Ф. Цвет и как его использовать: узнайте, что такое цвет... - М.: Апрель: ACT, 2005.

Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство и среда: Интегративная программа

полихудожественного

развития на основе взаимодействия искусств: Изобразительное искусство и среда (природа-архитектура-среда). 1-11 классы. М.: Магистр, 1995.

Соломенникова

О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учебное пособие для студентов педагогических институтов/В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. - М.: Просвещение, 1985.

Торшилова

Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика). - М.: НИИ ХВ РАО, 1994.

Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. - М.: Высшая школа, 1992.

Учебные планы дошкольных образовательных учреждений. Учебное

посо-бие

/Сост. И.А.

Патронова

, О.А. Куликова, Л.Л. Тимофеева. - М.: Педагогическое общество России, 2006.

Ушакова О.С., Струнина Е.М. Диагностика речевого развития дошкольников (3-7 лет). - М.: РИНО, 1999.

Флёрина

Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. - М., 1956.

Цукарь

А.Я. Уроки развития воображения. - Новосибирск:

РИФплюс

, 1997.

Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду. - М.: Просвещение, 2003.