Арт-терапия в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время значительно возросло количество детей с нарушениями в развитии, и поэтому, все больше внимания уделяется вопросам помощи и поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Одной из эффективных методик работы с детьми с ОВЗ является арт-терапия. Использование арт - терапии в коррекционной работе с этими детьми очень важна и актуальна, так как коррекционная работа с ними требует поиска и применения новых эффективных способов и приемов, которые используются в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Именно поэтому арт-терапия так необходима, и как показывает опыт, так эффективна в работе с этими детьми и является важным элементом его полноценного развития.
Арт-терапия представляет собой применение искусства в качестве инструмента для выражения и исследования эмоций, мыслей и переживаний.
Для детей с ОВЗ арт-терапия – это ценное средство коммуникации и самовыражения. В связи с возможными ограничениями в общении и понимании эмоций, эта методика помогает им научиться выражать свои мысли и чувства.
Кроме того, арт-терапия развивает у детей творческое и критическое мышление. Они учатся генерировать новые идеи, экспериментировать, открывать для себя различные способы выражения себя через искусство. Это способствует развитию самооценки и повышению уверенности в себе.
Арт-терапия также помогает развивать социальные навыки у детей с ОВЗ. Работа в группе и совместное творчество позволяют им учиться сотрудничать, мириться с различиями и вырабатывать эмпатию. Они учатся уважать мнения и идеи других людей, а также делиться своими мыслями и чувствами.
Целью арт-терапии является формирование и укрепление психологического здоровья ребенка и развитие его познавательных и творческих способностей.
Показания к проведению арт-терапии:
-трудности эмоционального развития
-чувства одиночества - наличие межличностных конфликтных отношений
-повышенная тревожность, страхи - негативная «Я» концепция, низкая, дисгармоничная самооценка-некоординированное подергивание мышц-ассиметричные. некоординированные, резкие движения-тремор (дрожание) пальцев рук;
Преимуществом арт-терапии является ее несловесный характер.
-в работе может участвовать каждый, так как она не требует художественных навыков;
-изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей;
-она является средством свободного самовыражения;
-вызывает положительные эмоции, формирует активную жизненную позицию.
Дети используют различные формы искусства, такие как живопись, лепка, музыка и другие, чтобы выразить себя и свои внутренние миры. Это особенно важно для детей с ОВЗ, у которых могут быть проблемы с речью и коммуникацией
Существует достаточно много отдельных видов и направлений в арт-терапии. Более того, все время появляется что-то новое. Инновационные методы арт-терапии позволяют развивать творческие способности, эмоциональную сферу и восстановить межличностные связи у детей с ограниченными возможностями здоровья.
К основным видам лечения творчеством можно отнести: изотерапию, музыкотерапию, сказкотерапию, песочную терапию, лепку из глины, пластилина, соленого теста, а также игротерапию.
Изотерапия — это терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Особенностью изотерапии в работе с детьми с задержкой психического развития является создание положительной мотивации, помогает преодолеть страхи детей перед трудностями, помогает создать ситуацию успеха, а также воспитывает чувство взаимопомощи, взаимовыручки, помогает детям развивать фантазию, используя различные цветовые гаммы, различные материалы для работы (акварельные краски, гуашь, восковые мелки, карандаши) и формы (на мокром листе, рисование ватными палочками, кляксография и т.д.). Все дети очень любят рисовать.
В своих маленьких шедеврах они передают свое отношение к окружающему миру и дают возможность выплеснуться своему "Я".
Изотерапия имеет огромное коррекционное значение при развитии мелкой моторики пальцев рук, участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений.
Пластилиновая терапия — это терапия с использованием пластилина, солёного теста, глины.
Применение данной терапии способствует улучшению у детей развитию мелкой моторики, глазомера, чувства пропорции, определению размера, формы, месторасположения предмета и тактильную чувствительность. положительно влияет на уровень развития моторных навыков, на умения детей в написании буквы и цифры по образцу, в начертании прямой линии, на умение аккуратно вырезать, клеить и рисовать, а также на развитие сенсорных способностей.
Песочная терапия- терапия как средство для снятия стресса и раскрытия внутреннего мира ребёнка. Развивающие занятия на песке эффективнее, чем стандартные приёмы обучения для детей с ЗПР. Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память.
Сказкотерапия – это терапия, в который используется потенциал сказок, открывающий воображение. Сказки подбираются разные: народные, авторские, собственного сочинения, а также специально-разработанные, коррекционные и т. д. Через сказку можно узнать о переживаниях детей. Знакомство дошкольника со сказкой и проигрывание сюжета сказки способствует развитию психических функций и творческих способностей ребенка, а также помогает избавиться от агрессии, тревожности и страхов. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева считает, что сказкотерапия основывается на пяти видах сказок:
- художественные сказки: (сказки, мифы, притчи, имеющие психокоррекционный и психотерапевтический аспекты);
- медитативные сказки (снятие психоэмоционального напряжения, отсутствие в них конфликтных ситуаций и отрицательных героев);
- дидактические сказки (создаются педагогами и раскрывают смысл определенных знаний);
-психокоррекционные сказки (оказывают влияние на поведение ребенка. разграничены по проблемам и возрасту детей);
- психотерапевтические сказки (стимулируют процесс личностного роста).
Музыкотерапия – эта терапия, которая реализует преодоление у детей с задержкой психического развития внутренних конфликтов и достижение внутренней гармонии с помощью музыки (прослушивание записи, выполнение движения под музыку, использование в релаксации, психогимнастики). Выделяют следующие варианты музыкотерапии:
-рецептивная музыкотерапия (восприятие музыки с коррекционной целью);
-активная (коррекционно – направленную, активную музыкальную деятельность). При работе с детьми правильно использовать оба варианта музыкальной психокоррекции. В групповых занятиях используется активная музыкотерапия с той целью, чтобы сплотить детей в группе и эффективности группового взаимодействия.
Игротерапия — это метод самовыражения в игре, преодолевая психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие в процессе игры. При работе с детьми с задержкой психического развития нужно учитывать его возрастные, психологические и физические особенности. Игры должны быть разнообразными, специально подобранными, ориентированными на представление имеющихся у ребёнка ограничений. Существует множество классификаций игр.
Упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук: пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры, массаж пальцев рук, игры с бросовым материалом (шнуровок, прищепок, бусинок разного размера, пуговиц), развивающие игры (мозаика, конструктор, пазлы), игры с различными материалами и предметами (игры с крупами, фасолевые ванны).
Игры, направленные на коррекцию агрессии: «Сражение», «Злые добрые кошки» и другие.
Игры, направленные на расслабление, снятие напряжения: «Снеговик»; «Шарик имён»; «Круг жестов» и другие.
При проведении коррекционно-развивающей работы важно подчеркивать успешность каждого ребёнка, делать выставки работ, обсуждать с каждым ребёнком его индивидуальное видение мира. В процессе арт-терапии удовлетворяется актуальная потребность ребёнка в признании, позитивном внимании, ощущением собственной успешности и значимости. Ребёнок начинает себя чувствовать спокойным и расслабляется. Психологическая защита в виде негативизма, агрессии уступает место инициативности и творчеству.
В заключение, арт-терапия представляет собой эффективный метод работы с детьми с ограниченным возможностями здоровья. Она помогает им выражать свои эмоции и мысли, развивать творческое мышление и социальные навыки. Использование арт-терапии способствует нравственному и эмоциональному развитию детей, а также раскрывает их потенциал и возможности.
Список использованной литературы:
Капшук
, О. Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя. [Текст] / О. Н.
Капшук
. – Ростов-на-Дону, 2009. – 221 с
Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе с
детьми с особыми образовательными потребностями. Учебное пособие по коррекционной педагогике / ред. Т. Г. Неретина. – М.: Флинта, 2011. – 186 с.
Рыбакова С. Г. Арт-терапия для детей с задержкой психического
развития: Учебное пособие / С. Г. Рыбакова. – СПб.: Речь, 2007. – 144 с