Тема: «Автоматизация звука [с] в слогах».
Цель: создание условий для автоматизации звука [с] в слогах.
Задачи:
- воспитывать навыки самоконтроля над речью,
- закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звука [с],
- автоматизировать звук [с] изолированно и в слогах,
- совершенствовать умение определять позицию звука [с] в словах (в начале, в середине),
- расширять словарный запас: паруса, сокол, рельсы,
- развивать фонематический слух,
- развивать речевое дыхание,
- развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику,
- совершенствовать развитие пространственных представлений,
- совершенствовать умение уточнять контур слова (длинное, короткое),
- совершенствовать умение располагать предметы на плоскости с учетом заданных ориентиров,
- развивать слуховое внимание, произвольную память, мышление.
Оборудование: цветные треугольники от купола зонтика; зеркало; металлофон; 4 ленточки с символами гласных звуков (артикуляция губ); с обратной стороны желтого треугольника: ветерок; картинка : насос со ступеньками вверх, на верхней ступеньке мяч; 4 разноцветные ленточки с символами гласных звуков; картинки: сапоги, совы, сыры, сахар, сухари, соты, сучок, салют, сани, сосулька, самолет, сокол, совок, бусы, часы, колесо, паруса, мясо, рельсы; коробка с песком, мелкие игрушки: жук, машина, колесо, собака, кот, монета, шар; 3 картонных ручки для зонта;
Мотивационно-целевой этап.
Здравствуй …! Наступила осень. Ветер подул холодный и сильный. Он разыгрался, порвал красивый зонт и разбросал от него части. Ветер приглашает тебя поиграть с ним. Попробуем подуть как сильный ветер?
1. Основной этап.
1. Упражнение на дыхание «Ветерок»
- «Губы улыбаются, язык лежит спокойно, вдыхаем носом, выдыхаем через рот, плечи не поднимаем. Подуй мне на ладошку».
-«Вспомним, что делают губы, зубы, где находится язык, когда поется песенка ветра?»
2. Артикуляционная гимнастика.
Упражнения: «Улыбка», «Лопатка», «Блинчик», «Почистим нижние зубки», «Горочка», «Заборчик», «Ветерок».
-«Эта песенка звонкая? Ветер принес большую тучу. И, по-моему, собирается дождик. Дождик любит играть с детьми. Поиграешь с ним?
Упражнение «Дождик»
Сначала он капает медленно: - / - /- (логопед хлопает). Попробуй (ребенок отстукивает на металлофоне). Потом стучит так: - /- /- -. А ты? (ребенок отстукивает). И начинает веселится: - - /- - /- -. Сможешь? (ребенок отстукивает).
- «А ветерок не унимается, (логопед показывает на картинку, где внизу нарисован насос, от насоса идут ступеньки вверх, на верхней ступеньке мяч).
1.Упражнение на фонематический слух: «Надуем мяч».
- «Ветерок спрятался в насос. Мы можем надуть мяч, проговаривая звук [c]. Я буду называть звуки, если услышишь этот звук, шагай указательным и средним на следующую ступеньку».
- «С, З, Т, С, Ш, С, М, С, Ж,З,С».
-«Мяч ты надул(а), но играть в мяч лучше на улице. Как же мы пойдем на улицу? У нас нет зонта. Ветер играл с ним, порвал и разбросал кусочки. Соберем их?» (по комнате разбросаны разноцветные части зонта).
- «Ветерок решил помочь тебе. На каждый шаг проговариваешь слог. Ты проговариваешь звук [c], я показываю гласный звук (ручная поза, беззвучная артикуляция), называешь слоги плавно.
2. Упражнение «Поймай звук».
Логопед поднимает левую ладонь вверх и показывает беззвучную артикуляцию звука [а]. Левая рука поднята, пальцы сближены в «щепотку», но не сомкнуты и вытянуты к ребенку, беззвучная артикуляция звука [у]. Пальцы округляет, губы в позе «колесо». Ладонь округленная, как будто сжимает мяч, губы смеются как при звуке [э]. Ладонь сжата в кулак пальцами к ребенку, большой палец прижат, беззвучная артикуляция звука [ы].
- «Взять ты можешь только одну часть зонта. На втором лежат ленточки. На них символы гласных звуков, из них получится дорожка».
3.Упражнение «Убегающий слог».
-«Поменяй последний слог в моем слове на слог со звуком [с]. У меня - ли-па, у тебя ли – (са – ребенок проговаривает слог), положи ленточку с гласным звуком [а]».
-«Я, коле-но, ты коле-(со). Найди нужную ленточку и продолжи дорожку».
-«У меня не-ту, а ты не-(су). Следующая ленточка какая?»
- «У меня – у-мы, у тебя у-(сы). Продолжи дорожку.
- «Проговори слоги каждого цвета дорожки».
- «А ветерок не унимается, принес тебе лист. Я проговорю слоги, а ты положи лист на ту дорожку, слог которой, я выделю голосом».
4. Упражнение «Ветерок и лист».
- «са – со – су –сы, а сейчас: - «са – со – су –сы, са – со – су – сы».
- «Переиграем ветерок? Я положу лист на дорожку, ты назови слоги, а там где лист, назови слог два раза». (са-со-со-су-сы; са-со-су-су-сы; са-со-су-сы-сы).
-«Можно взять еще одну часть зонта. А эта часть спрятана под картинками (часть зонта, а сверху картинки). Картинки нужно правильно разложить на дорожку. Возьми картинку».
5. Упражнение «Найди предмет».
- «Назови первый слог (са), салют. Положи картинку на ленточку, где гласный звук [а]».
Картинки: сапоги, совы, сыры, сахар, сухари, соты, сучок.
-«А на этой части – ветерок. Поиграем с ним?»
6. Физкультурная минутка «Ветерок».
Мы подуем высоко: с-с-с-с произносим звук, встаем на носочки,
Поднимаем руки вверх.
Мы подуем низко: с-с-с-с приседаем низко.
Мы подуем далеко: с-с-с-с выпрямляемся, наклоняемся вперед,
Руки вытягиваем вперед.
Мы подуем близко: с-с-с-с Стоя прямо, руки подносим ко рту.
-« А что тут за коробка? Посмотрим? За коробкой еще одна часть зонта». (В коробке песок, мелкие игрушки: жук, машина, колесо, собака, кот, монета, шар).
7. Упражнение «Длинное - короткое».
-«Я скажу слово, а ты, проведи слева направо пальцем дорожку на песке, какое оно - длинное или короткое. Кит. Ниже, другое слово – кубики». (Ребенок чертит символы слов).
-«Разложи игрушки на символы». (Ребенок раскладывает игрушки на полоски).
-«Проверим: жук, кот – короткие слова; машина, колесо, собака, монета. (Если ребенок неправильно положил игрушку, логопед называет слово и вместе с ребенком руками показывает длину.)
8. Упражнение «Прятки».
-«В самом верху спрячь жука. Под ним спрятался кот. В середине закопай монету. Над монетой - собака. В самом низу спрячь машину, рядом колесо».
-«Еще одна часть от зонта».
Треугольник (часть от зонта) вперемешку с картинками.
-«Подберешь к слову пару?»
9. Упражнение «Подбери пару».
-«Я называю слово, ты подбираешь к нему картинку, показываешь и называешь только первый слог: снег – са(ни), (логопед договаривает: ни)
лед – со(сулька),
небо – са(молет)
птица – со(кол)
песок – со(вок).
-«Я слово, ты показываешь картинку, я скажу начало, ты конец:
шея – (бу)сы (ребенок показывает картинку, логопед: «бу». Ребенок: «сы»).
время – (ча)сы; лодка – (пару)са; машина – (коле)со; суп – (мя)со, поезд –(рель)сы.
-«Еще одна часть зонта у тебя».
- « Смотри, корзинки: с одной ручкой и с двумя. Эти картинки разложи по корзинкам (картинки из упражнения 9). С одной ручкой - предметы, со звуком [с] в начале; с двумя ручками – звук [с] в середине.
10. Упражнение «Корзинки».
-«Заполни корзинку с одной ручкой. Бери картинку, ты начало, я конец: са(ни), со(сулька), са(молет), со(кол), со(вок)».
-«Заполни корзинку с двумя ручками. Берешь картинку, я начало, ты продолжаешь: (бу)сы, (ча)сы, (коле)со, (мя)со, (пару)са, (рель)сы.
-«Составь купол зонта». (ребенок составляет из кусочков купол зонта)
-« У меня есть ручки, выбери, какую хочешь». Ребенок выбирает ручку и прикладывает к собранному зонту.
Рефлексия.
С каким звуком ты сегодня упражнялся? Какие задания ты повторил бы? Тебе нравится зонтик? Ты можешь взять его в группу и поиграть с ребятами.
Самоанализ.
Тема: «Автоматизация звука с в слогах».
Цель: создание условий для автоматизации звука с в слогах.
Ребенок …. 6 лет. Поступил на логопункт ДОУ 01 сентября 2021 года. Заключение: ФФНР, псевдобульбарная дизартрия. Нарушение слоговой структуры 4 класса. Нарушение звукопроизношения: замена твердых свистящих на мягкие аналоги; замена шипящих на мягкие свистящие; отсутствуют сонорные звуки.
При подготовке к занятию изготовила следующие пособия: цветные картонные треугольники для купола зонта, картонные ручки для зонта, цветные ленточки с символами артикуляционных звуков.
В начале образовательной деятельности создала эмоциональный настрой, используя разноцветные части зонта.
Мотивируя ребенка на освоение задач, предложила поиграть с ветром. Закрепляя правильный артикуляционный уклад, сделали артикуляционную гимнастику.
Т.к. у ребенка фонетико-фонематическое недоразвитие, предложила:
- упражнение на воспроизведение определенного ритма по образцу - «Дождик»,
- «Убегающий слог» - на замену слога,
- задание с использованием ударения для выделения слогов «Ветер и лист» по технологии З. Е. Агранович,
- упражнение «Надуй мяч» (методика В. Н. Дуровой), в этих упражнениях решались две задачи: развитие фонематического слуха и коррекция слоговой структуры слова.
В упражнении «Поймай звук» использовала ручную позу и беззвучную артикуляцию, потому что, точное воспроизведение и четкая артикуляция обеспечивают правильную передачу слога. (технология С.Е.Большакова).
Так же использовала символы артикуляции гласных звуков по технологии Т.А.Ткаченко.
Для более эффективного решения задачи по автоматизации звука, предложила упражнения: «Найди предмет», «Подбери пару».
По технологии Г.В. Бабиной и Н. Ю. Сафонкиной ребенок выполнил упражнение «Длинное – короткое» на определение длины слова; упражнение «Прятки» - на освоение пространственных отношений между предметами.
Для решения задачи по совершенствованию умения определять позицию звука в словах предложила упражнение «Корзинки».
На протяжении всего занятия уделяла внимание двигательной активности ребенка, во время занятия двигался по комнате.
Наряду с речевыми задачами, решались неречевые: слуховое внимание – «Я начало – ты конец»; произвольное внимание – речевые инструкции давала дозированно.
В заключительной части провела рефлексию.
Все задачи соответствовали возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, учитывался принцип партнерской позиции, использовались современные технологии. В ходе образовательной деятельности все задачи были решены.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №33»
Индивидуальное логопедическое занятие
Тема: «Автоматизация звука с в слогах».
Исполнила: учитель-логопед Черепанова О.Н.
г. Находка
2021 г.