Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Ивановский государственный университет»
Авторская методика по обучению хореографии детей - инвалидов,
через образность изобразительного искусства,
«Рисуя - танцуешь».
Разработала и составила:
Студентка 2 курса
Направление: Образование в области
хореографии
Пелевина М.Н.
Руководитель: Калмыкова Л.А.
Иваново, 2024 г.
Пояснительная записка
В современном мире все больше внимания уделяется вопросам инклюзивного образования и включения детей инвалидов в общество. Один из основных способов помочь детям инвалидам раскрыть свой потенциал - это обучение хореографии через изобразительное искусство, в частности, через создание и повторение образов в танце.
Методика "Рисуя - танцуешь" представляет собой уникальный подход, который объединяет элементы визуального искусства и движений тела. Она позволяет детям инвалидам выразить себя через красочные образы и ритмичные движения, создавая пространство для творчества и фантазии. Вместо традиционного обучения, акцент делается на чувства и эмоции, что значительно облегчает коммуникацию и взаимодействие между детьми и педагогами.
Интеграция изобразительного искусства в процесс обучения хореографии способствует координации движений и эмоциональной отзывчивости детей. Занятия в данном формате дают возможность детям инвалидам не только создавать свои произведения, но и обмениваться эмоциями, что укрепляет социальные связи и способствует развитию чувства принадлежности к коллективу.
Кроме того, создание искусства в сочетании с движением помогает детям инвалидам лучше адаптироваться к окружающему миру и развивать уверенность в себе. Это может стать важным шагом к их успешной интеграции в общество, позволяя преодолевать барьеры и стереотипы, связанные с инвалидностью. В конечном итоге, используемая методика формирует позитивный опыт, который вдохновляет детей идти вперед и раскрывать свой потенциал.
Актуальность программы определяется несколькими факторами. Во-первых, это соответствует современным тенденциям в области инклюзивного образования, где важным аспектом является индивидуальный подход к каждому ребенку. Во-вторых, программа направлена на развитие не только физических, но и эмоциональных и социальных навыков, что является ключевым моментом в воспитании гармоничной личности. В-третьих, метод «рисуя - танцуешь» может быть адаптирован под различные группы детей, что делает его универсальным инструментом для работы с разными категориями инвалидности.
Авторство программы: Программа основана на преимуществах дополнительного образования и предполагает дать детям с инвалидностью необходимый уровень знаний, умений, навыков в области хореографии, а также возможность реализовывать свои творческие способности. Поскольку в обучении хореографии детей с инвалидностью нет консервативных и жестких установок, то представленная программа направлена на свободный поиск педагога и детей новых оригинальных хореографических средств, способных выразить внутренний мир современного человека, что в совокупности дает возможность вовлекать обучающихся в постановочную работу и стимулировать раскрытие их творческих способностей.
Целевая аудитория:
Дети инвалиды с:
- Ментальными нарушениями,
-ДЦП,
-Синдромом Дауна,
- Общими заболеваниями.
1.Концептуальная основа технологии.
Методика "Рисуя - танцуешь" направлена на интеграцию искусства танца и визуального творчества для обучения детей с инвалидностью.
Ее цель заключается в том, чтобы развить у детей моторные навыки, координацию, эмоциональное выражение и творческое мышление.
Задачи методики
Развитие двигательной активности
: Способствовать улучшению координации, пластики и гибкости тела.
Эмоциональное выражение
: Помочь детям выразить свои эмоции и чувства через танец и изобразительное искусство.
Улучшение социальной адаптации
: Создать условия для взаимодействия и общения между детьми.
Формирование самооценки
: Повысить уверенность детей в своих силах через успешное выполнение заданий.
Процесс обучения начинается с применения образного рисования, где детям предлагается изображать в пространстве при помощи воображаемой кисти свои чувства, состояния и образы по заданию педагога. Это помогает создать эмоциональную базу и открыть скрытые возможности обучаемого. Затем на основе созданных рисунков разрабатываются танцевальные движения, которые отражают содержание и настроение хореографических картин.
Такой подход способствует интеграции различных сенсорных и моторных навыков, облегчая процесс обучения движению через визуальные образы. Он также увеличивает уверенность детей, позволяя им видеть результаты своего творчества в танцевальной интерпретации.
Кроме того, методика способствует социализации, так как дети инвалиды работают в группе, поддерживая друг друга и обучаясь взаимодействию. В конечном итоге, "Рисуя - танцуешь" становится не только средством развития физических навыков, но и инструментом для эмоционального самовыражения и общения.
Психологические аспекты обучения детей инвалидов.
Обучение хореографии детей с инвалидностью представляет собой сложную и многогранную задачу, требующую особого подхода и учета различных факторов, включая физические, эмоциональные и психологические аспекты. Одним из важных направлений по обучению детей с инвалидностью хореографии является интеграция изобразительного искусства в процесс сам процесс обучения, что открывает новые горизонты для развития творческих способностей и самовыражения детей с особыми потребностями. Такой подход не только способствует физическому развитию, но и позволяет детям лучше понять и осознать свои чувства, эмоции и движения, что в свою очередь положительно сказывается на их психологическом состоянии и социальной адаптации.
Изобразительное искусство, как форма самовыражения, предоставляет детям возможность передать свои мысли и чувства через визуальные образы, что может быть особенно важно для тех, кто испытывает трудности в вербальном общении. Рисование и создание художественных произведений могут служить своеобразным мостом, соединяющим внутренний мир ребенка и внешний, где танец становится продолжением и визуализацией этих эмоций. В этом контексте танец и изобразительное искусство становятся не просто отдельными видами деятельности, а взаимодополняющими инструментами, позволяющими детям с инвалидностью развивать свои творческие способности и уверенность в себе.
Психологические аспекты обучения танцам через изобразительное искусство имеют огромное значение. Во-первых, важно отметить, что дети с инвалидностью часто сталкиваются с низкой самооценкой и чувством неполноценности из-за своих физических ограничений. Введение изобразительного искусства в процесс танцевального обучения может значительно улучшить их психологическое состояние. Создание художественных произведений позволяет детям выразить свои эмоции и переживания, что способствует снижению уровня тревожности и депрессии. Кроме того, это может помочь им развить чувство гордости за свои достижения, что в свою очередь положительно сказывается на их самооценке.
Во-вторых, обучение танцам через изобразительное искусство способствует развитию социальных навыков. В процессе совместной работы над художественными проектами дети учатся взаимодействовать друг с другом, обмениваться идеями и поддерживать друг друга. Это создает атмосферу доверия и сотрудничества, что особенно важно для детей с инвалидностью, которые могут испытывать трудности в общении. Танец, как форма коллективной активности, позволяет детям не только развивать свои физические навыки, но и укреплять социальные связи, что является важным аспектом их интеграции в общество.
Также стоит отметить, что использование образного рисования в обучении танцам может помочь детям с инвалидностью лучше понять и осознать свои тела и движения. Образное рисование позволяет им визуализировать свои движения, что может быть особенно полезно для детей, которые имеют трудности с координацией или восприятием своего тела в пространстве. Например, создание танцевальных движений на основе рисунков в воздухе воображаемой кистью, чтобы помочь детям лучше понять, как они должны двигаться и как их тело должно выглядеть в процессе танца. Это, в свою очередь, может повысить их уверенность в своих физических способностях и помочь им преодолеть страх перед выступлениями.
Кроме того, обучение танцам через образное рисование может быть адаптировано под индивидуальные потребности каждого ребенка. Это особенно важно для детей с различными видами инвалидности, так как их физические ограничения могут значительно варьироваться. Использование данной техники позволит педагогу разрабатывать индивидуальные подходы к каждому ребенку, учитывая его уникальные способности и интересы. Например, некоторые дети могут предпочитать рисовать свои движения, в то время как другие могут быть более склонны к созданию сюжетов или других художественных проектов, которые отражают их танцевальные впечатления. Это разнообразие подходов позволяет каждому ребенку найти свой собственный путь самовыражения и развить свои навыки в удобной для него форме.
Не менее важным аспектом является и эмоциональная поддержка, которую получают дети в процессе обучения. Создание безопасной и поддерживающей атмосферы, где каждый ребенок может свободно выражать себя, является ключевым моментом в успешном обучении. Интеграция данной техники в процесс обучения танцам позволяет создать такую атмосферу, где дети могут не только учиться, но и чувствовать себя принятыми и понятыми. Это особенно важно для детей с инвалидностью, которые могут сталкиваться с предвзятостью и непониманием со стороны окружающих.
Также стоит упомянуть и о важности взаимодействия с танцевальными волонтерами. Вовлечение волонтеров в процесс обучения может значительно повысить мотивацию детей. Совместные занятия рисованием и танцами могут стать отличной возможностью для укрепления семейных отношений и создания позитивной атмосферы в семье. Родители могут поддерживать своих детей, помогая им реализовывать свои творческие идеи и поощряя их к участию в танцевальных занятиях. Это, в свою очередь, может повысить уверенность детей в своих силах и желание заниматься творчеством.
Таким образом, особенности обучения танцам детей с инвалидностью по представленной методике охватывают широкий спектр психологических и эмоциональных аспектов. Этот подход позволяет не только развивать физические навыки, но и улучшать самооценку, социальные навыки и эмоциональное состояние детей с инвалидностью. Интеграция образного рисования в процесс обучения танцам создает условия для самовыражения и творчества, что является особенно важным для детей с особыми потребностями. Этот подход открывает новые горизонты для развития и интеграции детей с инвалидностью в общество, способствуя их социальной адаптации и личностному росту.
2.Процессуальная характеристика (алгоритм деятельности), отличительные особенности разработанной технологии.
Развитие моторики и координации у детей-инвалидов через танцы – это важное направление в развитии их физического и эмоционального благополучия. Танец, как форма выражения, способствует улучшению двигательных навыков и координации.
Адаптация танцевальных движений для детей с инвалидностью при помощи образного рисования — это сложный и многогранный процесс, который требует индивидуальной работы с каждым обучающимся. Здесь важно понимать, что танцевальная активность должна быть не только физически доступной, но и эмоционально привлекательной для данной категории детей с учетом его индивидуальных потребностей и предпочтений.
Особенности танцевальных движений для детей с инвалидностью.
Работая над обучением детей с инвалидностью элементам хореографии, постановкой танцевальных движений, соединений их в одну целую танцевальную композицию, важно следить за естественным стремлением у них к движению и самовыражению. Основные особенности танцевальных движений детей заключаются в их спонтанности, разнообразии и адаптивности, что делает их уникальными и интересными для изучения.
Важно отметить, что адаптация танцевальных движений под конкретные потребности должна учитывать, как физические изменения, так и индивидуальные особенности каждого ребенка.
Танцевальные движения детей представляют собой сложный и многообразный процесс, который зависит от множества факторов, включая физическое развитие, эмоциональное состояние, культурные особенности и влияние сверстников. Важно помнить, что танец — это не только форма физической активности, но и средство самовыражения, которое может способствовать развитию личности ребенка, его эмоционального интеллекта и социальных навыков. Создание поддерживающей и инклюзивной среды для танцевальной активности детей поможет им не только развивать свои физические способности, но и обогащать внутренний мир, что в конечном итоге будет способствовать их гармоничному развитию.
Существует множество подходов к адаптации, которые могут включать изменение темпа музыки, упрощение движений, использование различных опор и вспомогательных средств. Также важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: его физические возможности, уровень развития и интересы. Адаптация может включать как физические изменения в движениях, так и их эмоциональную интерпретацию, что делает процесс обучения более увлекательным и доступным для детей.
Основные векторы методики.
Методика обучения танцам детей с инвалидностью через образное рисование основана на интерактивном соединении творчества и движения.
Основой данной методики является использование визуальных образов, созданных детьми, в качестве стимула для танцевальной активности, что способствует эмоциональной разрядке. Созданные произведения искусства становятся источником вдохновения для танцевальных импровизаций.
Занятия проводятся в игровой форме, что создает комфортную атмосферу и снимает психологические барьеры. В процессе обучения учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, что позволяет адаптировать подход под потребности участников.
Методика обучения проводится по следующим направлениям:
Введение в творчество/ исследование стилей: На данном этапе идет объяснение основ и работа с танцевальными волонтерами. Начинается изучение различных танцевальных стилей и их визуальных характеристик через картины, фотографии и видеоматериалы. Особое внимание уделяется позам, движению и эмоциям. Начинается ввод в обучение детей с инвалидностью, идет подбор методов объяснения для индивидуальной работы. На данном этапе создается атмосфера комфорта, чтобы каждый мог выразить себя.
Связь образа и движения/эстетическое восприятие: На данном этапе идет разучивание танцевальных элементов посредством образного рисования, идет замена официальных терминов на сравнительные образы.
ПРИМЕР: Рукой в воздухе рисуем крыло бабочки. Представьте, как она делает взмах крылом. Давайте в воздухе нарисуем этот взмах. Смотрите как плавно и мягко скользит в воздухе наша кисть с краской.
А теперь представим, как энергично ударяют капли дождя по асфальту. Давайте попробуем взять нашу кисть и нарисуем капли дождя. Дети изображают удары капель дождя, энергично работая руками.
Создание хореографии/создание визуальных модуляций: На основе изученного материала и образных изображений для каждого номера разрабатывается хореографический рисунок для танца, создается композиция.
Благодаря последовательности идет осознание форм и линий в танце.
Групповое взаимодействие/практика с музыкой: Данный этап включает в себя объединение образных рисунков в «коллаж движения», где каждый показывает свои движения, соединяясь с движениями других. Осуществляется поиск связи между музыкой и визуальными образами, что упрощает освоение ритма. Создается хореография, основанная на своих визуальных работах, обрастая покрытием через практику и экспериментирование. Это развивает командный дух и уверенность.
Выступление: Завершается процесс, тем, что дети с инвалидностью совместно с волонтерами демонстрируют свою работу, создавая живую картину из танца и искусства. Этот подход помогает развивать творческие способности, уверенность и социальные навыки.
Техника обучения:
Основы рисования:
Начинаем с простых упражнений по образному рисованию. Цель - научить детей контролировать движения рук и пальцев, что является важным шагом перед переходом к танцам.
Интеграция рисования и движения:
После того как дети освоятся с базовыми упражнениями по рисованию, начните соединять эти два процесса. Например, можно попросить детей рисовать линии или формы на полу, а затем двигаться по этим линиям или имитировать формы.
Развитие координации и баланса:
Включаем упражнения, которые требуют более сложной координации движений и баланса. Это могут быть упражнения на основе рисунков, например, создание "живописи" движением тела или использования различных предметов в качестве инструментов для рисования.
Создание собственных произведений:
Позволяем детям создавать свои собственные произведения искусства через движение, импровизируем.
Танцевальные упражнения:
Следующим шагом идет интеграция танцевальных элементов. Используем музыку для стимулирования движений и создания танца, который будет включать в себя элементы рисования и движения, изученные на предыдущих этапах.
Работа над улучшением навыков:
Регулярно повторяем упражнения, постепенно усложняя их и добавляя новые элементы. Здесь следует уделить внимание на прогресс каждого ребенка и адаптировать упражнения под его индивидуальные возможности и интересы.
Основные обозначения, которые могут быть использованы в рамках этого метода:
Линия
-
Используется для представлен
ия основного пути движения тела.
Линия может быть прямой, изогнутой, волнистой и т.д., в зависимости от характеристик движения.
Круг -
Представляет собой движение вокруг определенной точки или линии. Круги могут быть разными размеров и форм, включая эллипсы и овалы.
Сфера -
Используется для описания трехмерных движений, когда тело двигается в пространстве вокруг своей оси. Сферические движения часто используются для создания ощущения легкости и плавности.
Площадь -
Описывает плоское движение, которое происходит на определенном уровне. Площадь может быть горизонтальной, вертикальной или наклонной.
Точка -
Используется для указания конкретного места в пространстве, куда должно быть направлено движение или где должна находиться конечная точка движения.
Время -
Относится к ритму и темпу движения. Время может быть разделено на части, чтобы контролировать скорость и последовательность движений.
Примеры применения
Рисование линий
:
Обучающиеся
могут начать с простых линейных движений, таких как шаг вперед, назад или в сторону. Затем они могут усложнить эти движения, добавив изменения в высоту, ширину и глубину.
Использование кругов:
Движения в форме кругов могут помочь
обучающимся
развить баланс и гибкость. Например, круговые движения рук или ног могут служить основой для более сложных комбинаций.
Сферические движения:
Для развития чувства тяжести и
равновесия
обучающиеся
могут выполнять сферические движения, такие как повороты вокруг собственной оси.
Площад
ь
движения:
Работа на разных уровнях пространства помогает улучшить координацию и контроль над своим телом. Например, движения вверх, вниз, влево или вправо.
Управление временем
: Координация движений с музыкой или ритмом помогает
обучающимся
развивать чувство ритма и синхронизации.
Определение основных элементов на примере сопоставления резкие удары рукой в танце – изображение красками капель дождя на земле.
Шаг 1.
Капли дождя: Это будут основные символы нашего танца. Мы можем использовать различные виды движений рук
, которые держат кисть
, чтобы имитировать падение капель — быстрые, резкие движения вниз, как будто кисть бросается вниз с большой силой.
Резкий удар: Это будет ключевым моментом в каждом движении, символизирующим падение капли. Удары должны быть сильными и четкими, чтобы передать энергию и динамику падения.
Шаг 2.
Подготовка:
Начинаем
с медленного, почти статичного состояния, чтобы создать контраст с последующими действиями. Это может быть положение тела, готовящееся к движению.
Первый удар: Выполняйте быстрое, резкое движение руки вниз, как будто бросая каплю. Это должно быть энергичное и мощное движение, передающее силу падения.
Повторение: Повторите этот удар несколько раз, каждый раз увеличивая интенсивность и скорость. Это поможет усилить эффект падения капель.
Интервалы: Между ударами можно добавить небольшие паузы или более медленные движения, чтобы создать контрастирующий эффект с резкостью ударов.
Завершение: Завершите танцевальное действие возвращением к исходному положению, возможно, с еще одним резким движением вниз, чтобы подчеркнуть завершение цикла.
Шаг 3.
Разнообразие движений: Чтобы сделать танец более интересным и динамичным, можно добавить разнообразие движений рук и тела. Например, после каждого удара можно выполнить небольшой оборот корпуса или изменить направление движения.
Создание истории: Постепенно добавьте больше деталей в историю вашего танца, например, изменение силы и высоты ударов, чтобы передать изменение размера капель или изменение погодных условий.
Синхронизация с музыкой: Если возможно, выберите музыку, которая подчеркивает динамику и эмоциональную окраску вашего танца. Резкие удары могут хорошо сочетаться с акцентами в музыке.
Основные Элементы
1. Базовые последовательности
Стоп-Старт: Это базовый элемент, где ребенок начинает и заканчивает движение в одном и том же месте. Это помогает развить внимание к своему телу и способность к самоконтролю.
Прямые и Кривые Линии: Использование прямых и кривых линий в движении помогает развить понимание пространственных отношений и координации.
2. Движения рук
Удары и Тонкие Движения: Различие в силах ударов и тонких движений рук помогает развить моторику и чувствительность к различным типам контакта с окружающим миром.
Цифровые и Знаковые
ж
есты: Использование знаковых жестов для выражения идей или эмоций может помочь в общении и самовыражении.
3. Движения тела
Стабильность и Баланс: Работа над поддержанием стабильности и баланса в различных позах и позициях помогает улучшить физическую уверенность и координацию.
Гибкость и Расширение: Медитативные упражнения и растяжка помогают улучшить гибкость и расширение, что важно для развития полноты движений.
4. Ритм и темп
Синхронизация с Музыкой: Использование музыки для создания ритмов и паттернов движений помогает развить чувство ритма и временных отношений.
Изменение Темпов: Изменение скорости движений в соответствии с музыкальными акцентами помогает развить способность к адаптации и реактивности.
5. Социальные и эмоциональные ассоциации
Сотрудничество и
и
мпровизация: Работа в группе и импровизация движений вместе помогают развить социальные навыки и способность к сотрудничеству.
Поиск
: Использование танца для выразительного изложения эмоций и идей помогает развить эмоциональную грамотность и способность к самовыражению.
6.Адаптация и индивидуализация
Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и подход должен быть адаптирован к его индивидуальным потребностям и возможностям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной методике идет ознакомление с особенностями обучения хореографии детей инвалидов через образное рисование, что позволяет детям с ограниченными возможностями получать новые знания и навыки через творческий процесс.
Методика "рисуя - танцуешь" представляет собой инновационный подход к обучению детей инвалидов, который объединяет в себе элементы образного рисования и танцевального искусства.
Практические рекомендации по применению методики "рисуя - танцуешь" в работе с детьми инвалидами включают в себя проведение специальных занятий, на которых дети могут свободно выражать себя через образное рисование и движение, где важно создать дружественную и поддерживающую атмосферу, чтобы дети чувствовали себя комфортно и уверенно.
Таким образом, методика обучения хореографии детей инвалидов через изобразительное искусство "рисуя - танцуешь" является эффективным инструментом для развития детей с ограниченными возможностями. Метод «рисуя – танцуешь» открывает новые горизонты для самовыражения и творчества, что является ключевым аспектом в жизни каждого ребенка.
Приложение 1.
Карта успеха
ФИО
Наличие инвалидности/диагноз
Начальный уровень (при поступлении)
Уровень подготовки
Обратная связь – ребенок-волонтер-педагог
Умения и навыки
Контрольный срез после 1 месяца работы
Уровень подготовки
Обратная связь – ребенок-волонтер-педагог
Умения и навыки
Контрольный срез после 3 месяцев работы
Уровень подготовки
Обратная связь – ребенок-волонтер-педагог
Умения и навыки
Контрольный срез после 6 месяцев работы
Уровень подготовки
Обратная связь – ребенок-волонтер-педагог
Умения и навыки
Контрольный срез после 9 месяцев работы
Уровень подготовки
Обратная связь – ребенок-волонтер-педагог
Умения и навыки
Итоговый срез (12 месяцев)
Уровень подготовки
Обратная связь – ребенок-волонтер-педагог
Умения и навыки
Участие в конкурсах и фестивалях