Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Ивановский государственный университет»

 

Авторская методика по обучению хореографии детей - инвалидов,

через образность изобразительного искусства,

«Рисуя - танцуешь».

Разработала и составила:
Студентка 2 курса
Направление: Образование в области
хореографии
Пелевина М.Н.
Руководитель: Калмыкова Л.А.

Иваново, 2024 г.

Пояснительная записка

В современном мире все больше внимания уделяется вопросам инклюзивного образования и включения детей инвалидов в общество. Один из основных способов помочь детям инвалидам раскрыть свой потенциал - это обучение хореографии через изобразительное искусство, в частности, через создание и повторение образов в танце.

Методика "Рисуя - танцуешь" представляет собой уникальный подход, который объединяет элементы визуального искусства и движений тела. Она позволяет детям инвалидам выразить себя через красочные образы и ритмичные движения, создавая пространство для творчества и фантазии. Вместо традиционного обучения, акцент делается на чувства и эмоции, что значительно облегчает коммуникацию и взаимодействие между детьми и педагогами.

Интеграция изобразительного искусства в процесс обучения хореографии способствует координации движений и эмоциональной отзывчивости детей. Занятия в данном формате дают возможность детям инвалидам не только создавать свои произведения, но и обмениваться эмоциями, что укрепляет социальные связи и способствует развитию чувства принадлежности к коллективу.

Кроме того, создание искусства в сочетании с движением помогает детям инвалидам лучше адаптироваться к окружающему миру и развивать уверенность в себе. Это может стать важным шагом к их успешной интеграции в общество, позволяя преодолевать барьеры и стереотипы, связанные с инвалидностью. В конечном итоге, используемая методика формирует позитивный опыт, который вдохновляет детей идти вперед и раскрывать свой потенциал.

Актуальность программы определяется несколькими факторами. Во-первых, это соответствует современным тенденциям в области инклюзивного образования, где важным аспектом является индивидуальный подход к каждому ребенку. Во-вторых, программа направлена на развитие не только физических, но и эмоциональных и социальных навыков, что является ключевым моментом в воспитании гармоничной личности. В-третьих, метод «рисуя - танцуешь» может быть адаптирован под различные группы детей, что делает его универсальным инструментом для работы с разными категориями инвалидности.

Авторство программы: Программа основана на преимуществах дополнительного образования и предполагает дать детям с инвалидностью необходимый уровень знаний, умений, навыков в области хореографии, а также возможность реализовывать свои творческие способности. Поскольку в обучении хореографии детей с инвалидностью нет консервативных и жестких установок, то представленная программа направлена на свободный поиск педагога и детей новых оригинальных хореографических средств, способных выразить внутренний мир современного человека, что в совокупности дает возможность вовлекать обучающихся в постановочную работу и стимулировать раскрытие их творческих способностей.

Целевая аудитория:

Дети инвалиды с:

- Ментальными нарушениями,

-ДЦП,

-Синдромом Дауна,

- Общими заболеваниями.

1.Концептуальная основа технологии.

Методика "Рисуя - танцуешь" направлена на интеграцию искусства танца и визуального творчества для обучения детей с инвалидностью.

Ее цель заключается в том, чтобы развить у детей моторные навыки, координацию, эмоциональное выражение и творческое мышление.

Задачи методики

Развитие двигательной активности

: Способствовать улучшению координации, пластики и гибкости тела.

Эмоциональное выражение

: Помочь детям выразить свои эмоции и чувства через танец и изобразительное искусство.

Улучшение социальной адаптации

: Создать условия для взаимодействия и общения между детьми.

Формирование самооценки

: Повысить уверенность детей в своих силах через успешное выполнение заданий.

Процесс обучения начинается с применения образного рисования, где детям предлагается изображать в пространстве при помощи воображаемой кисти свои чувства, состояния и образы по заданию педагога. Это помогает создать эмоциональную базу и открыть скрытые возможности обучаемого. Затем на основе созданных рисунков разрабатываются танцевальные движения, которые отражают содержание и настроение хореографических картин.

Такой подход способствует интеграции различных сенсорных и моторных навыков, облегчая процесс обучения движению через визуальные образы. Он также увеличивает уверенность детей, позволяя им видеть результаты своего творчества в танцевальной интерпретации.

Кроме того, методика способствует социализации, так как дети инвалиды работают в группе, поддерживая друг друга и обучаясь взаимодействию. В конечном итоге, "Рисуя - танцуешь" становится не только средством развития физических навыков, но и инструментом для эмоционального самовыражения и общения.

Психологические аспекты обучения детей инвалидов.

Обучение хореографии детей с инвалидностью представляет собой сложную и многогранную задачу, требующую особого подхода и учета различных факторов, включая физические, эмоциональные и психологические аспекты. Одним из важных направлений по обучению детей с инвалидностью хореографии является интеграция изобразительного искусства в процесс сам процесс обучения, что открывает новые горизонты для развития творческих способностей и самовыражения детей с особыми потребностями. Такой подход не только способствует физическому развитию, но и позволяет детям лучше понять и осознать свои чувства, эмоции и движения, что в свою очередь положительно сказывается на их психологическом состоянии и социальной адаптации.

Изобразительное искусство, как форма самовыражения, предоставляет детям возможность передать свои мысли и чувства через визуальные образы, что может быть особенно важно для тех, кто испытывает трудности в вербальном общении. Рисование и создание художественных произведений могут служить своеобразным мостом, соединяющим внутренний мир ребенка и внешний, где танец становится продолжением и визуализацией этих эмоций. В этом контексте танец и изобразительное искусство становятся не просто отдельными видами деятельности, а взаимодополняющими инструментами, позволяющими детям с инвалидностью развивать свои творческие способности и уверенность в себе.

Психологические аспекты обучения танцам через изобразительное искусство имеют огромное значение. Во-первых, важно отметить, что дети с инвалидностью часто сталкиваются с низкой самооценкой и чувством неполноценности из-за своих физических ограничений. Введение изобразительного искусства в процесс танцевального обучения может значительно улучшить их психологическое состояние. Создание художественных произведений позволяет детям выразить свои эмоции и переживания, что способствует снижению уровня тревожности и депрессии. Кроме того, это может помочь им развить чувство гордости за свои достижения, что в свою очередь положительно сказывается на их самооценке.

Во-вторых, обучение танцам через изобразительное искусство способствует развитию социальных навыков. В процессе совместной работы над художественными проектами дети учатся взаимодействовать друг с другом, обмениваться идеями и поддерживать друг друга. Это создает атмосферу доверия и сотрудничества, что особенно важно для детей с инвалидностью, которые могут испытывать трудности в общении. Танец, как форма коллективной активности, позволяет детям не только развивать свои физические навыки, но и укреплять социальные связи, что является важным аспектом их интеграции в общество.

Также стоит отметить, что использование образного рисования в обучении танцам может помочь детям с инвалидностью лучше понять и осознать свои тела и движения. Образное рисование позволяет им визуализировать свои движения, что может быть особенно полезно для детей, которые имеют трудности с координацией или восприятием своего тела в пространстве. Например, создание танцевальных движений на основе рисунков в воздухе воображаемой кистью, чтобы помочь детям лучше понять, как они должны двигаться и как их тело должно выглядеть в процессе танца. Это, в свою очередь, может повысить их уверенность в своих физических способностях и помочь им преодолеть страх перед выступлениями.

Кроме того, обучение танцам через образное рисование может быть адаптировано под индивидуальные потребности каждого ребенка. Это особенно важно для детей с различными видами инвалидности, так как их физические ограничения могут значительно варьироваться. Использование данной техники позволит педагогу разрабатывать индивидуальные подходы к каждому ребенку, учитывая его уникальные способности и интересы. Например, некоторые дети могут предпочитать рисовать свои движения, в то время как другие могут быть более склонны к созданию сюжетов или других художественных проектов, которые отражают их танцевальные впечатления. Это разнообразие подходов позволяет каждому ребенку найти свой собственный путь самовыражения и развить свои навыки в удобной для него форме.

Не менее важным аспектом является и эмоциональная поддержка, которую получают дети в процессе обучения. Создание безопасной и поддерживающей атмосферы, где каждый ребенок может свободно выражать себя, является ключевым моментом в успешном обучении. Интеграция данной техники в процесс обучения танцам позволяет создать такую атмосферу, где дети могут не только учиться, но и чувствовать себя принятыми и понятыми. Это особенно важно для детей с инвалидностью, которые могут сталкиваться с предвзятостью и непониманием со стороны окружающих.

Также стоит упомянуть и о важности взаимодействия с танцевальными волонтерами. Вовлечение волонтеров в процесс обучения может значительно повысить мотивацию детей. Совместные занятия рисованием и танцами могут стать отличной возможностью для укрепления семейных отношений и создания позитивной атмосферы в семье. Родители могут поддерживать своих детей, помогая им реализовывать свои творческие идеи и поощряя их к участию в танцевальных занятиях. Это, в свою очередь, может повысить уверенность детей в своих силах и желание заниматься творчеством.

Таким образом, особенности обучения танцам детей с инвалидностью по представленной методике охватывают широкий спектр психологических и эмоциональных аспектов. Этот подход позволяет не только развивать физические навыки, но и улучшать самооценку, социальные навыки и эмоциональное состояние детей с инвалидностью. Интеграция образного рисования в процесс обучения танцам создает условия для самовыражения и творчества, что является особенно важным для детей с особыми потребностями. Этот подход открывает новые горизонты для развития и интеграции детей с инвалидностью в общество, способствуя их социальной адаптации и личностному росту.

2.Процессуальная характеристика (алгоритм деятельности), отличительные особенности разработанной технологии.

Развитие моторики и координации у детей-инвалидов через танцы – это важное направление в развитии их физического и эмоционального благополучия. Танец, как форма выражения, способствует улучшению двигательных навыков и координации.

Адаптация танцевальных движений для детей с инвалидностью при помощи образного рисования — это сложный и многогранный процесс, который требует индивидуальной работы с каждым обучающимся. Здесь важно понимать, что танцевальная активность должна быть не только физически доступной, но и эмоционально привлекательной для данной категории детей с учетом его индивидуальных потребностей и предпочтений.

Особенности танцевальных движений для детей с инвалидностью.

Работая над обучением детей с инвалидностью элементам хореографии, постановкой танцевальных движений, соединений их в одну целую танцевальную композицию, важно следить за естественным стремлением у них к движению и самовыражению. Основные особенности танцевальных движений детей заключаются в их спонтанности, разнообразии и адаптивности, что делает их уникальными и интересными для изучения.

Важно отметить, что адаптация танцевальных движений под конкретные потребности должна учитывать, как физические изменения, так и индивидуальные особенности каждого ребенка.

Танцевальные движения детей представляют собой сложный и многообразный процесс, который зависит от множества факторов, включая физическое развитие, эмоциональное состояние, культурные особенности и влияние сверстников. Важно помнить, что танец — это не только форма физической активности, но и средство самовыражения, которое может способствовать развитию личности ребенка, его эмоционального интеллекта и социальных навыков. Создание поддерживающей и инклюзивной среды для танцевальной активности детей поможет им не только развивать свои физические способности, но и обогащать внутренний мир, что в конечном итоге будет способствовать их гармоничному развитию.

Существует множество подходов к адаптации, которые могут включать изменение темпа музыки, упрощение движений, использование различных опор и вспомогательных средств. Также важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: его физические возможности, уровень развития и интересы. Адаптация может включать как физические изменения в движениях, так и их эмоциональную интерпретацию, что делает процесс обучения более увлекательным и доступным для детей.

 

Основные векторы методики.

Методика обучения танцам детей с инвалидностью через образное рисование основана на интерактивном соединении творчества и движения. 

Основой данной методики является использование визуальных образов, созданных детьми, в качестве стимула для танцевальной активности, что способствует эмоциональной разрядке. Созданные произведения искусства становятся источником вдохновения для танцевальных импровизаций.

Занятия проводятся в игровой форме, что создает комфортную атмосферу и снимает психологические барьеры. В процессе обучения учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, что позволяет адаптировать подход под потребности участников.

Методика обучения проводится по следующим направлениям:

Введение в творчество/ исследование стилей: На данном этапе идет объяснение основ и работа с танцевальными волонтерами. Начинается изучение различных танцевальных стилей и их визуальных характеристик через картины, фотографии и видеоматериалы. Особое внимание уделяется позам, движению и эмоциям. Начинается ввод в обучение детей с инвалидностью, идет подбор методов объяснения для индивидуальной работы. На данном этапе создается атмосфера комфорта, чтобы каждый мог выразить себя.

Связь образа и движения/эстетическое восприятие: На данном этапе идет разучивание танцевальных элементов посредством образного рисования, идет замена официальных терминов на сравнительные образы.

ПРИМЕР: Рукой в воздухе рисуем крыло бабочки. Представьте, как она делает взмах крылом. Давайте в воздухе нарисуем этот взмах. Смотрите как плавно и мягко скользит в воздухе наша кисть с краской.

А теперь представим, как энергично ударяют капли дождя по асфальту. Давайте попробуем взять нашу кисть и нарисуем капли дождя. Дети изображают удары капель дождя, энергично работая руками.

Создание хореографии/создание визуальных модуляций: На основе изученного материала и образных изображений для каждого номера разрабатывается хореографический рисунок для танца, создается композиция.

Благодаря последовательности идет осознание форм и линий в танце.

Групповое взаимодействие/практика с музыкой: Данный этап включает в себя объединение образных рисунков в «коллаж движения», где каждый показывает свои движения, соединяясь с движениями других. Осуществляется поиск связи между музыкой и визуальными образами, что упрощает освоение ритма. Создается хореография, основанная на своих визуальных работах, обрастая покрытием через практику и экспериментирование. Это развивает командный дух и уверенность.

Выступление: Завершается процесс, тем, что дети с инвалидностью совместно с волонтерами демонстрируют свою работу, создавая живую картину из танца и искусства. Этот подход помогает развивать творческие способности, уверенность и социальные навыки.

Техника обучения:

Основы рисования:

Начинаем с простых упражнений по образному рисованию. Цель - научить детей контролировать движения рук и пальцев, что является важным шагом перед переходом к танцам.

Интеграция рисования и движения:

После того как дети освоятся с базовыми упражнениями по рисованию, начните соединять эти два процесса. Например, можно попросить детей рисовать линии или формы на полу, а затем двигаться по этим линиям или имитировать формы.

Развитие координации и баланса:

Включаем упражнения, которые требуют более сложной координации движений и баланса. Это могут быть упражнения на основе рисунков, например, создание "живописи" движением тела или использования различных предметов в качестве инструментов для рисования.

Создание собственных произведений:

Позволяем детям создавать свои собственные произведения искусства через движение, импровизируем.

Танцевальные упражнения:

Следующим шагом идет интеграция танцевальных элементов. Используем музыку для стимулирования движений и создания танца, который будет включать в себя элементы рисования и движения, изученные на предыдущих этапах.

Работа над улучшением навыков:

Регулярно повторяем упражнения, постепенно усложняя их и добавляя новые элементы. Здесь следует уделить внимание на прогресс каждого ребенка и адаптировать упражнения под его индивидуальные возможности и интересы.

Основные обозначения, которые могут быть использованы в рамках этого метода:

Линия

-

Используется для представлен

ия основного пути движения тела.

Линия может быть прямой, изогнутой, волнистой и т.д., в зависимости от характеристик движения.

Круг -

Представляет собой движение вокруг определенной точки или линии. Круги могут быть разными размеров и форм, включая эллипсы и овалы.

Сфера -

Используется для описания трехмерных движений, когда тело двигается в пространстве вокруг своей оси. Сферические движения часто используются для создания ощущения легкости и плавности.

Площадь -

Описывает плоское движение, которое происходит на определенном уровне. Площадь может быть горизонтальной, вертикальной или наклонной.

Точка -

Используется для указания конкретного места в пространстве, куда должно быть направлено движение или где должна находиться конечная точка движения.

Время -

Относится к ритму и темпу движения. Время может быть разделено на части, чтобы контролировать скорость и последовательность движений.

Примеры применения

Рисование линий

:

Обучающиеся

могут начать с простых линейных движений, таких как шаг вперед, назад или в сторону. Затем они могут усложнить эти движения, добавив изменения в высоту, ширину и глубину.

Использование кругов:

Движения в форме кругов могут помочь

обучающимся

развить баланс и гибкость. Например, круговые движения рук или ног могут служить основой для более сложных комбинаций.

Сферические движения:

Для развития чувства тяжести и

равновесия

обучающиеся

могут выполнять сферические движения, такие как повороты вокруг собственной оси.

Площад

ь

движения:

Работа на разных уровнях пространства помогает улучшить координацию и контроль над своим телом. Например, движения вверх, вниз, влево или вправо.

Управление временем

: Координация движений с музыкой или ритмом помогает

обучающимся

развивать чувство ритма и синхронизации.

Определение основных элементов на примере сопоставления резкие удары рукой в танце – изображение красками капель дождя на земле.

Шаг 1.

Капли дождя: Это будут основные символы нашего танца. Мы можем использовать различные виды движений рук

, которые держат кисть

, чтобы имитировать падение капель — быстрые, резкие движения вниз, как будто кисть бросается вниз с большой силой.

Резкий удар: Это будет ключевым моментом в каждом движении, символизирующим падение капли. Удары должны быть сильными и четкими, чтобы передать энергию и динамику падения.

Шаг 2.

Подготовка:

Начинаем

с медленного, почти статичного состояния, чтобы создать контраст с последующими действиями. Это может быть положение тела, готовящееся к движению.

Первый удар: Выполняйте быстрое, резкое движение руки вниз, как будто бросая каплю. Это должно быть энергичное и мощное движение, передающее силу падения.

Повторение: Повторите этот удар несколько раз, каждый раз увеличивая интенсивность и скорость. Это поможет усилить эффект падения капель.

Интервалы: Между ударами можно добавить небольшие паузы или более медленные движения, чтобы создать контрастирующий эффект с резкостью ударов.

Завершение: Завершите танцевальное действие возвращением к исходному положению, возможно, с еще одним резким движением вниз, чтобы подчеркнуть завершение цикла.

Шаг 3.

Разнообразие движений: Чтобы сделать танец более интересным и динамичным, можно добавить разнообразие движений рук и тела. Например, после каждого удара можно выполнить небольшой оборот корпуса или изменить направление движения.

Создание истории: Постепенно добавьте больше деталей в историю вашего танца, например, изменение силы и высоты ударов, чтобы передать изменение размера капель или изменение погодных условий.

Синхронизация с музыкой: Если возможно, выберите музыку, которая подчеркивает динамику и эмоциональную окраску вашего танца. Резкие удары могут хорошо сочетаться с акцентами в музыке.

Основные Элементы

1. Базовые последовательности

Стоп-Старт: Это базовый элемент, где ребенок начинает и заканчивает движение в одном и том же месте. Это помогает развить внимание к своему телу и способность к самоконтролю.

Прямые и Кривые Линии: Использование прямых и кривых линий в движении помогает развить понимание пространственных отношений и координации.

2. Движения рук

Удары и Тонкие Движения: Различие в силах ударов и тонких движений рук помогает развить моторику и чувствительность к различным типам контакта с окружающим миром.

Цифровые и Знаковые

ж

есты: Использование знаковых жестов для выражения идей или эмоций может помочь в общении и самовыражении.

3. Движения тела

Стабильность и Баланс: Работа над поддержанием стабильности и баланса в различных позах и позициях помогает улучшить физическую уверенность и координацию.

Гибкость и Расширение: Медитативные упражнения и растяжка помогают улучшить гибкость и расширение, что важно для развития полноты движений.

4. Ритм и темп

Синхронизация с Музыкой: Использование музыки для создания ритмов и паттернов движений помогает развить чувство ритма и временных отношений.

Изменение Темпов: Изменение скорости движений в соответствии с музыкальными акцентами помогает развить способность к адаптации и реактивности.

5. Социальные и эмоциональные ассоциации

Сотрудничество и

и

мпровизация: Работа в группе и импровизация движений вместе помогают развить социальные навыки и способность к сотрудничеству.

Поиск

: Использование танца для выразительного изложения эмоций и идей помогает развить эмоциональную грамотность и способность к самовыражению.

6.Адаптация и индивидуализация

Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и подход должен быть адаптирован к его индивидуальным потребностям и возможностям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной методике идет ознакомление с особенностями обучения хореографии детей инвалидов через образное рисование, что позволяет детям с ограниченными возможностями получать новые знания и навыки через творческий процесс.

Методика "рисуя - танцуешь" представляет собой инновационный подход к обучению детей инвалидов, который объединяет в себе элементы образного рисования и танцевального искусства.

Практические рекомендации по применению методики "рисуя - танцуешь" в работе с детьми инвалидами включают в себя проведение специальных занятий, на которых дети могут свободно выражать себя через образное рисование и движение, где важно создать дружественную и поддерживающую атмосферу, чтобы дети чувствовали себя комфортно и уверенно.

Таким образом, методика обучения хореографии детей инвалидов через изобразительное искусство "рисуя - танцуешь" является эффективным инструментом для развития детей с ограниченными возможностями. Метод «рисуя – танцуешь» открывает новые горизонты для самовыражения и творчества, что является ключевым аспектом в жизни каждого ребенка.

Приложение 1.

Карта успеха

ФИО

Наличие инвалидности/диагноз

Начальный уровень (при поступлении)

Уровень подготовки

Обратная связь – ребенок-волонтер-педагог

Умения и навыки

Контрольный срез после 1 месяца работы

Уровень подготовки

Обратная связь – ребенок-волонтер-педагог

Умения и навыки

Контрольный срез после 3 месяцев работы

Уровень подготовки

Обратная связь – ребенок-волонтер-педагог

Умения и навыки

Контрольный срез после 6 месяцев работы

Уровень подготовки

Обратная связь – ребенок-волонтер-педагог

Умения и навыки

Контрольный срез после 9 месяцев работы

Уровень подготовки

Обратная связь – ребенок-волонтер-педагог

Умения и навыки

Итоговый срез (12 месяцев)

Уровень подготовки

Обратная связь – ребенок-волонтер-педагог

Умения и навыки

Участие в конкурсах и фестивалях