Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Воронинская средняя общеобразовательная школа»
Томская область, Томский район, д. Воронино, ул. Центральная 63а
Тел (382-2) 950-296, 950-281; E-mail: voronino. school @ mail.RU
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_____/____________/ Протокол №___от
«__»_________202__г.
«Согласовано»
Заместитель директора
по УВР
______/Полунина С.В./
«__»__________202__г.
«Утверждаю»
Директор школы
_____/Кузнецова М.Н./
Приказ №________
«__»________202_г.
Адаптированная рабочая программа
для детей с ОВЗ (ЗПР)
по предмету « История »,
ФГОС базовый уровень
для учащихся 5 класса
2024 - 2025 учебный год
Составитель:
Ф.И.О. Муцина Лариса Андреевна,
учитель истории
МБОУ «Воронинская СОШ»
Томского района
2024 - 2025 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по Истории Древнего мира для 5 класса разработана на основе требований к планируемым результатам освоения адаптированной основной образовательной программы для детей с ОВЗ (ЗПР) МБОУ «Воронинская СОШ» Томского района, программы формирования базовых учебных действий основного общего образования.
Особенностями обучающихся с задержкой психического развития являются:
- отставание психического развития от паспортного возраста, что проявляется преимущественно в эмоционально-волевой сфере при относительно сохранной познавательной деятельности;
- преобладание эмоциональной мотивации поведения, немотивированно повышенного фона настроения; повышенная внушаемость;
- склонен выполнять лишь то, что непосредственно связано с его интересами;
- из-за незрелости предпосылок интеллектуального развития у детей отмечается недостаточный для данного возраста уровень сформированности мыслительных операций, памяти, речи, малый запас сведений и представлений об окружающей действительности;
- задержка эмоционального развития в виде соматического инфантилизма с невротическими наслоениями; эмоциональной отгороженности в сочетании со вседозволенностью;
- недостаточно развиваются самостоятельность, воля, желание трудиться, преодолевать трудности;
- неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия;
- недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ;
- затруднения при выполнении заданий, связанных со зрительным восприятием материала;
- наблюдаются недостатки анализа при выполнении заданий в условиях повышенной скорости восприятия материала;
- недостатки тактильно-двигательного восприятия;
- слабо сформированы пространственные представления, ориентировка в направлениях пространства осуществляется обычно на уровне
- практических действий; часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации;
- особенности внимания детей с задержкой психического развития проявляются в его неустойчивости; повышенной отвлекаемости; трудностях переключения; слабой концентрации на объекте. Наличие посторонних раздражителей вызывает значительное замедление выполняемой детьми деятельности и увеличивает количество ошибок;
- недостаточность развития памяти проявляется в: снижении продуктивности запоминания и его неустойчивости; большей сохранности непроизвольной памяти по сравнению с произвольной; недостаточном объеме и точности, низкой скорости запоминания; преобладании механического запоминания над словесно-логическим; выраженном преобладании наглядной памяти над словесной; низком уровне самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, а также неумении самостоятельно организовывать свою работу по запоминанию;
- недостаточной познавательной активности и целенаправленности при запоминании и воспроизведении; слабом умении использовать рациональные приемы запоминания; низком уровне опосредствованного запоминания;
- мышление остается преимущественно конкретным, поверхностным, существенного развития словесно-логического мышления не отмечается;
- недостаточно сформирована аналитико-синтетическая деятельность во всех видах мышления;
- колебания уровня работоспособности и активности, смена настроений.
Целью изучения Истории Древнего мира в 5 классе является привить интерес к истории, сформировать у учащихся представление о процессе исторического развития как многофакторном явлении, ознакомиться с основными событиями и личностями истории Древнего мира, культурой народов Древнего мира.
Основными задачами обучения предмету «История Древнего мира» в 5 классе являются:
дидактические:
- привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, нестандартные уроки контроля знаний;
- создавать условия для формирования у обучающихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей;
- обеспечить усвоение обучающимися знаний основ исторической науки: важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера в соответствии со стандартом исторического образования;
- воспитательные:
развивать у
обучающихся
общеучебные
умения и навыки: особое внимание уделить развитию умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки;
воспитание интереса к истории, осознания важности знания истории в условиях современного общества, уважительного отношения к прошлому других народов;
- коррекционные:
Развитие зрительного восприятия и узнавания, памяти и внимания;
Формирование обобщенного представления о свойствах предметов и явлений;
Развитие пространственного представления и ориентации;
Развитие навыков соотносительного анализа;
Развитие навыка группировки и классификации;
Умение работать со словесными и письменными алгоритмами и инструкцией;
Умение планировать свою деятельность;
Развитие комбинаторных способностей
формирование адекватных навыков общения;
нормализация эмоционально-волевой сферы;
формирование у обучающихся каче
ств тв
орчески думающей и легко адаптирующейся личности;
развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям;
воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа по истории составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования и задает перечень тем, которые подлежат обязательному изучению основного общего образования. В программе основного общего образования по истории сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования. Программа составлена на основе Федерального государственного стандарта образования, Примерной программы основного общего образования по истории Министерства образования и науки Российской Федерации 2004.
«История Древнего мира» − учебный предмет, фундаментом которого являются научные знания об историческом процессе, роли и влиянии человека в обществе и истории, логической связи событий, культурных, политических и геополитических процессах. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса вспомогательных исторических дисциплин (историческая хронология, археология, геральдика, картография, нумизматика и проч.). Такая комплексная научная база учебного предмета «История Древнего мира», широкий спектр научных методов изучения истории расширяют кругозор обучающихся, формируют умение смотреть на изучаемый предмет с нескольких точек зрения. «История Древнего мира» как учебный предмет формирует у обучающихся представление о разнообразии мировых культур; даёт понимание линейной концепции времени и связи прошлого и современности, месте России в историческом процессе.
Предмет «История Древнего мира» основан на фактологическом материале, аналитической работе и объективной оценке событий. Знание истории не только помогает обучающимся понимать истории человеческих цивилизаций и характерные особенности исторического пути других народов мира, но и определять своё место в мире, формировать познавательное отношение к основополагающим ценностям и историческому опыту мировой цивилизации, этнической, религиозной, культурной общности народов мира.
Значение предмета для обучения обучающихся с задержкой психического развития.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные
недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
В ходе изучения Истории Древнего мира у детей с задержкой психического развития происходит формирование либо коррекция уже имеющихся представлений о процессах, имеющих место в окружающем человека мире. В процессе формирования у обучающихся с ОВЗ на наглядной и наглядно-действенной основе представления типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности.
Средства изучения Истории Древнего мира позволяют эффективно вести целенаправленную работу по развитию внимания, памяти и мышления – основных составляющих познавательной деятельности, так как познавательная деятельность у обучающихся с ОВЗ имеет свои особенности и тоже нуждается в коррекции. Также при изучении Истории Древнего мира у обучающихся развивается пространственно-временное воображение и умение ориентироваться во временных промежутках; развивается зрительное восприятие и мелкая моторика, совершенствуются коммуникативные навыки.
Помимо основ науки, представленных указанными выше системами знаний, в содержание учебного предмета включён ряд сведений занимательного, исторического, прикладного характера, содействующих мотивации учения, развитию познавательных интересов и решению других задач воспитания личности.
В программу внесены изменения: Программа, сохраняя обязательный минимум содержания, отличается своеобразием, предусматривающим коррекционную направленность обучения. Большинство вопросов тем трактуются с точки зрения практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов и направлены главным образом на овладение обучающимися знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире.
Основные виды деятельности обучающихся:
участие во фронтальной беседе;
выполнение устных упражнений;
решение текстовых задач;
выполнение практической работы;
самостоятельная работа;
работа с текстом учебника или иного учебного пособия;
воспроизведение учебного материала по памяти
работа с таблицами;
работа со справочными материалами; работа с различными источниками информации;
конспектирование;
анализ фактов и проблемных ситуаций, ошибок;
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
составление плана и последовательности действий;
исследовательская и творческая работа (подготовка докладов, рефератов, презентаций);
контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
работа с раздаточным материалом;
работа в парах, группах.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т. д.
Особенности реализации рабочей программы при обучении детей с ОВЗ:
Имея одинаковое содержание и задачи обучения, рабочая программа по истории для детей с ОВЗ, тем не менее, отличается от программы массовой школы. Эти отличия заключаются в:
методических
приёмах
, используемых на уроках:
при использовании классной доски все записи учителем и учениками сопровождаются словесными комментариями;
при рассматривании рисунков и графиков учителем используется специальный алгоритм
подетального
рассматривания, который постепенно усваивается обучающимися и для самостоятельной работы с графическими объектами;
оказывается индивидуальная помощь обучающимся;
при решении текстовых задач подбираются разнообразные сюжеты, которые используются для формирования и уточнения представлений об окружающей действительности, расширения кругозора обучающихся.
коррекционной направленности каждого урока;
отборе
материала для урока и домашних заданий: уменьшение объёма аналогичных заданий и подбор разноплановых заданий;
в использовании большого количества индивидуальных раздаточных материалов.
Таким образом, полностью сохраняя структуру документа, поставленные цели и задачи, а также содержание, программа составлена в расчете на обучение детей с ОВЗ в 5 классе.
Место предмета в учебном плане
По учебному плану ОУ в 5 классе учебный предмет История Древнего мира реализуется за счет обязательной части учебного плана. Программа изучения курса рассчитана на 68 часов, при учебной нагрузке 2 часа в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
К важнейшим личностным результатам изучения Истории Древнего мира в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека:
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному
поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
интерес к истории как к источнику миропонимания современного общества и его процессов.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
способность сознательно организовывать, регулировать и оценивать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией:
работать с тестами;
анализировать исторический текст с помощью наводящих вопросов учителя, выделять главную мысль из текста учебника, а также из документов, предложенных учителем;
ориентироваться во временном пространстве;
анализировать и обобщать факты;
составлять и читать блок-схемы, работать с картой, атласом, раздаточным материалом;
вести конспект, словарь терминов, календарь дат;
формулировать и обосновывать выводы;
использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентации, выступление и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения.
Предметные результаты изучения Истории Древнего мира классов включают:
овладение целостными представлениями о хронологических рамках, географии, культуре Древнего мира;
знание дат, персоналий, событий и терминов в рамках предмета;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную
принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории Древнего мира и
человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Контроль предметных результатов
Формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тесты, самостоятельные работы, проверочные работы,
индивидуальная работа, групповая работа, устный опрос.
Формы проведения уроков:вводный урок, урок-лекция, комбинированный урок, урок-игра, урок – решение задач, урок – самостоятельная
работа, урок – контрольная работа, урок – практикум, повторительно-обобщающий урок, урок-зачёт.
Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:
- соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;
- участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
- прилежание и ответственность за результаты обучения;
- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;
- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета.
Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:
- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения учеником метапредметных результатов может осуществляться по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала. Видами контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, тест,
самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, терминологический диктант, хронологический диктант, словарная работа, контрольная работа, работа по карточкам, решение исторических задач, кроссвордов и т.д.
Содержание учебного курса История Древнего мира
Введение
Что изучает история. Источники исторических знаний. Специальные (вспомогательные) исторические дисциплины. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта.
ПЕРВОБЫТНОСТЬ
Происхождение, расселение и эволюция древнейшего человека. Условия жизни и занятия первобытных людей. Овладение огнем. Появление человека разумного. Охота и собирательство. Присваивающее хозяйство. Род и родовые отношения.
Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Появление ремесел. Производящее хозяйство. Развитие обмена и торговли. Переход от родовой к соседской общине.
Появление знати. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Искусство первобытных людей.
Разложение первобытнообщинных отношений. На пороге цивилизации.
ДРЕВНИЙ МИР
Понятие и хронологические рамки истории Древнего мира. Карта Древнего мира.
Древний Восток
Понятие «Древний Восток». Карта Древневосточного мира.
Древний Египет
Природа Египта. Условия жизни и занятия древних египтян. Возникновение государственной власти. Объединение Египта. Управление государством (фараон, вельможи, чиновники). Положение и повинности населения. Развитие земледелия, скотоводства, ремесел. Рабы.
Отношения Египта с соседними народами. Египетское войско. Завоевательные походы фараонов; Тутмос III. Могущество Египта при Рамсесе II.
Религиозные верования египтян. Боги Древнего Египта. Храмы и жрецы. Пирамиды и гробницы. Фараон-реформатор Эхнатон. Познания древних египтян (астрономия, математика, медицина).
Письменность (иероглифы, папирус). Открытие Ж. Ф. Шампольона. Искусство Древнего Египта (архитектура, рельефы, фрески).
Древние цивилизации Месопотамии
Природные условия Месопотамии (Междуречья). Занятия населения. Древнейшие города- государства. Создание единого государства. Письменность. Мифы и сказания.
Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы.
Ассирия. Завоевания ассирийцев. Создание сильной державы. Культурные сокровища Ниневии. Гибель империи.
Усиление Нововавилонского царства. Легендарные памятники города Вавилона.
Восточное Средиземноморье в древности
Природные условия, их влияние на занятия жителей. Финикия: развитие ремесел, караванной и морской торговли. Города-государства. Финикийская колонизация. Финикийский алфавит. Палестина и ее население. Возникновение Израильского государства. Царь Соломон. Религиозные верования.
Ветхозаветные предания.
Персидская держава
Завоевания персов. Государство Ахеменидов. Великие цари: Кир II Великий, Дарий I. Расширение территории державы. Государственное устройство. Центр и сатрапии, управление империей. Религия персов.
Древняя Индия
Природные условия Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие города-государства. Приход ариев в Северную Индию. Держава Маурьев. Государство Гуптов. Общественное устройство, варны. Религиозные верования древних индийцев. Легенды и сказания. Возникновение и распространение буддизма. Культурное наследие Древней Индии (эпос и литература, художественная культура, научное познание).
Древний Китай
Природные условия Древнего Китая. Хозяйственная деятельность и условия жизни населения. Древнейшие царства. Создание объединенной империи. Цинь Шихуанди. Возведение Великой Китайской стены. Правление династии Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно- философские учения. Конфуций. Научные знания и изобретения древних китайцев. Храмы.
Древняя Греция. Эллинизм Древнейшая Греция
Природные условия Древней Греции. Занятия населения. Древнейшие государства на Крите. Расцвет и гибель Минойской цивилизации. Государства Ахейской Греции (Микены, Тиринф). Троянская война. Вторжение дорийских племен. Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея».
Греческие полисы
Подъем хозяйственной жизни после «темных веков». Развитие земледелия и ремесла. Становление полисов, их политическое устройство. Аристократия и демос. Великая греческая колонизация.
Метрополии и колонии.
Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена, их значение. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Организация военного дела. Спартанское воспитание.
Греко-персидские войны. Причины войн. Походы персов на Грецию. Битва при Марафоне, ее значение. Усиление афинского могущества; Фемистокл. Битва при Фермопилах. Захват персами Аттики. Победы греков в Саламинском сражении, при Платеях и Микале. Итоги греко-персидских войн.
Возвышение Афинского государства. Афины при Перикле. Хозяйственная жизнь. Развитие рабовладения. Пелопоннесская война: причины, участники, итоги. Упадок Эллады.
Культура Древней Греции
Религия древних греков; пантеон богов. Храмы и жрецы. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Греческое искусство: архитектура, скульптура. Повседневная жизнь и быт древних греков. Досуг (театр, спортивные состязания). Общегреческие игры в Олимпии.
Македонские завоевания. Эллинизм
Возвышение Македонии. Политика Филиппа II. Главенство Македонии над греческими полисами. Коринфский союз. Александр Македонский и его завоевания на Востоке. Распад державы Александра Македонского. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
Александрия Египетская.
Древний Рим
Возникновение Римского государства
Природа и население Апеннинского полуострова в древности. Этрусские города-государства.
Наследие этрусков. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Республика римских граждан. Патриции и плебеи. Управление и законы. Римское войско. Верования древних римлян. Боги. Жрецы. Завоевание Римом Италии.
Римские завоевания в Средиземноморье
Войны Рима с Карфагеном. Ганнибал; битва при Каннах. Поражение Карфагена. Установление господства Рима в Средиземноморье. Римские провинции.
Поздняя Римская республика. Гражданские войны
Подъем сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную реформу. Деятельность братьев Гракхов: проекты реформ, мероприятия, итоги. Гражданская война и установление диктатуры Суллы. Восстание Спартака. Участие армии в гражданских войнах. Первый триумвират. Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура. Борьба между наследниками Цезаря. Победа Октавиана.
Расцвет и падение Римской империи
Установление императорской власти. Октавиан Август. Императоры Рима: завоеватели и правители. Римская империя: территория, управление. Римское гражданство. Повседневная жизнь в столице и провинциях. Возникновение и распространение христианства. Император Константин I, перенос столицы в Константинополь. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части.
Начало Великого переселения народов. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима
Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Римские историки. Искусство Древнего Рима: архитектура, скульптура. Пантеон.
Обобщение
Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Дата
изучения
Виды деятальности, формы контроля
всего
контрольные работы
практические работы
1.
Введение. Откуда мы знаем, как жили наши предки.
1
Рассказывать, как историки узнают о далеком прошлом;
Устный опрос;
2.
Счет лет в истории.
1
Характеризовать отрезки времени, используемые при описании прошлого (год, век, тысячелетие, эра);
Письменный контроль;
3.
Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей.
1
Рассказывать, где были найдены рисунки первобытных людей, о чем ученые узнали из этих рисунков;
Устный опрос;
4.
Возникновение искусства и религиозных верований.
1
Тестирование;
5.
Возникнове н ие земледелия и скотоводства.
1
Распознавать изображения орудий труда и охоты первобытных людей;
Устный опрос;
6.
Появление неравенства и знати. Тестирование по теме «Жизнь первобытных людей».
1
Тестирование;
7.
Государство на берегах Нила.
1
Устный опрос;
8.
Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.
1
Называть признаки, по которым историки судят о появлении цивилизации
Работа в парах;
9.
Жизнь египетского вельможи.
1
Раскрывать значение понятий и терминов
Устный опрос;
10.
Военные походы фараонов.
1
Письменный контроль;
11.
Религия древних египтян.
1
Устный опрос;
Рассказать о значении письменности
12.
Искусство Древнего Египта.
1
13.
Письменность и знания древних египтян.
1
14.
Древнее Двуречье.
1
Устный опрос;
15.
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
1
Письменный контроль;
16.
Ассирийская держава.
1
Индивидуальные задания;
17.
Нововавилонское царство.
1
Дать характеристику
Устный опрос;
18.
Финикийские мореплаватели.
1
Работа с понятиями и ассоциацией Устный опрос;
19.
Древнееврейское царство.
1
20.
Библейские сказания.
1
21.
Персидская держава «царя царей».
1
Письменный контроль;
22.
Природа и люди Древней Индии.
1
Устный опрос;
23.
Индийские касты.
1
Устный опрос; Сообщения;
24.
Чему учил китайский мудрец Конфуций.
1
25.
Первый властелин единого Китая.
1
Устный опрос; Презентации;
26.
Повторительно - обобщающий урок по теме
«Древний Восток». Контрольная работа № 1
1
1
Контрольная работа;
27.
Греки и критяне.
1
Работа с понятиями и ассоциацией
Устное сообщение;
28.
Микены и Троя.
1
29.
Поэма Гомера «Илиада».
1
30.
Поэмы Гомера «Одиссея».
1
Устное сообщение;
Устный опрос;
31.
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.
1
32.
Зарождение демократии в Афинах.
1
33.
Древняя Спарта.
1
Презентации;
34.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.
1
Устный опрос;
35.
Победа греков над персами в Марафонской битве.
1
Практическая работа;
36.
Нашествие персидских войск на Элладу.
1
Работа с понятиями и ассоциацией
Устный опрос;
37.
В гаванях афинского порта Пирей.
1
38.
В городе богини Афины.
1
39.
Афинская демократия при Перикле.
1
Практическая работа;
40.
Религия древних греков
1
Устные сообщения;
Устный опрос;
41.
Олимпийские игры в древности.
1
42.
В афинских школах и гимнасиях.
1
43.
В афинском театре.
1
Устный опрос;
44.
Города Эллады подчиняются Македонии.
1
Письменный контроль;
45.
Поход Александра Македонского на Восток.
1
Умное чтение
Устный опрос;
46.
В Александрии Египетской.
1
47.
Повторительно- обобщающий урок по теме
«Древняя Греция». Контрольная работа № 2
1
1
Контрольная работа;
48.
Древнейший Рим.
1
Работа с понятиями и ассоциацией
Устный опрос;
49.
Завоевание Римом Италии.
1
50.
Устройство Римской республики.
1
Письменный контроль;
51.
Вторая война Рима с Карфагеном.
1
Задания с отрывком источника
Устный опрос;
52.
Установление господства Рима во всем Средиземноморье.
1
53.
Рабство в Древнем Риме.
1
54.
Земельный закон братьев Гракхов.
1
Письменный контроль;
55.
Восстание Спартака.
1
Устный опрос;
56.
Гражданская война и установление диктатуры Суллы.
1
Письменный контроль;
57.
Единовластие Цезаря.
1
Работа с понятиями
Устный опрос;
58.
Установление империи.
1
59.
Соседи Римской империи.
1
60.
В Риме при императоре Нероне.
1
61.
Первые христиане и их учение.
1
62.
Расцвет империи во 2 веке.
1
Письменный контроль;
63.
«Вечный город» и его жители.
1
Работа с понятиями,
Дать характеристику
Устный опрос;
64.
Римская империя при Константине.
1
65.
Взятие Рима варварами.
1
66.
Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство. Цицерон.
1
67.
Повторительно- обобщающий урок по теме
«Древний Рим» Контрольная работа № 3
1
1
Контрольная работа;
68.
Итоговое повторение за курс 5 класса.
1
Устный опрос;
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
3
Материально-техническое обеспечение
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Карты, информационные стенды, медиатека
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Учебное пособие Крючкова Е.А. Проверочные и контрольные работы по ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.; под редакцией Искендерова А.А. Всеобщая история. История Древнего мира.5 кл. Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.; под редакцией Искендерова А.А. Всеобщая история. История Древнего мира.5 кл. Издательство «Просвещение»;
Поурочные разработки по всеобщей истории: История Древнего мира по учебнику А.А. Вигасина Учебно-методическое пособие, автор Сорокина Е.Н. Издательство "Просвещение"
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://resh.edu.ru http://uchi.ru/ https://infourok.r/
Хронос. Всемирная история в Интернете. http://hrono.ru/index.php
Интерактивные карты по Всеобщей истории https://obr.1c.ru/mapkit/history.html Коллекция видео уроков по Всеобщей истории за 5 класс Internet Urok.ru https://youtube.com/playlist?list=PLp1o4TiOetLy1cGMQQwCq2-XNFJ2fOzvy