ТЕМА УРОКА: Анализ басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»

ТИП УРОКА:

• урок, обучающий читательской деятельности,

• проблемно-диалогический.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Обучающие:

— продолжить знакомство учащихся с творчеством И.А.Крылова через ознакомление с басней «Стрекоза и Муравей»;

— обеспечить в ходе урока расширение представлений о басне как одном из жанров литературы, закрепление умений анализировать басню, находить главную мысль басни, мораль, воспринимать переносное значение смысла басни, художественность речи;

— продолжить формирование навыков выразительного чтения, монологической речи, планирования ответа, навыков работы с учебниками, навыков самоконтроля.

Воспитательные:

— содействовать формированию интереса к искусству слова;

— содействовать морально-нравственному воспитанию посредством художественных возможностей басни;

— содействовать воспитанию интереса к чтению, развитию художественного вкуса.

Общеучебные:

— развивать у школьников образное мышление через умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, умение анализировать, сравнивать, обобщать изучаемые факты, раскрывать метафоры басен;

- развивать умение рассуждать на заданную тему, логически излагать свои мысли;

— развивать у школьников читательскую самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания.

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация по теме урока, иллюстрации басен И.А.Крылова, костюмы Стрекозы и Муравья, «крылышки» для Стрекозы, «брёвна» для домика Муравью.

Эпиграф урока: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать».

Технологическая карта урока.

Организационный момент. Психологический

настрой к уроку.

Все легонечко вздохнём,

Наш урок сейчас начнём.

-Ребята, продолжаем знакомиться с произведениями, которые содержат юмор, но не пустой, а несущий глубокий смысл.

2.Литературная разминка.

-Начнем наш урок с литературной разминки. Постарайтесь вспомнить, какие виды жанров вы знаете? (сказка, стихотворение, рассказ, басня)

Актуализация знаний.

-Что же такое басня?

кто является героями басен? (Животные, растения, люди, предметы.)

-Значит, басня-это короткие нравоучительные рассказы, героями которого являются люди, деревья, звери, предметы.

-Ребята, вот этого человека звали – Эзоп. Он - первый баснописец. Этот талантливый и умный человек был рабом. Его рассказы были так хороши, что хозяин даровал ему свободу. Даже цари приглашали его ко двору, чтобы слушать его знаменитые басни. Многие его басни перевел на русский язык И.А Крылов, Л.Н.Толстой. и они дошли до нас.

3.Составление модели жанра басни.

-А сейчас попробуем выстроить модель жанра басни.

-Скажите, с какой целью баснописцы написали свои басни? (Показать человеческие недостатки, смеяться над ними)

-А какие недостатки могут быть у людей? (Лень, высокомерие, глупость, лицемерие, жестокость, зло, жадность)

-Ребята, вот мы читали басни. А на какой жанр похожа басня, если там животные разговаривают? (На сказку).

-А чем басня отличается от сказки, от рассказа? (В баснях есть мораль)

-А что такое мораль? (Мораль – это нравоучение, совет)

-Давайте вспомним, из скольких частей состоит басня?

( Из двух частей: в одной части повествуется какой-нибудь случай из жизни,

во второй части-мораль).

Вот мы и составили модель жанра басни. Значит, басню пишут, чтоб смеяться над недостатками людей, рассказывают какой-нибудь случай, и в конце выводят мораль.

4.Работа над новой темой. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.

-Поиграем в игру «Доскажите словечко».

Игра «Доскажите словечко»

1. Без работы, хоть убей,

Жить не может …(муравей)

2. Над лугом, где пасутся козы,

На крыльях прозрачных порхают … (стрекозы)

-Что мы знаем об этих насекомых? Где они живут? (Муравьи живут в лесу, а стрекозы около водоёмов)

-А вот они и сами пришли к нам на урок.

(Костюмированные персонажи Стрекоза и Муравей)

Стрекоза.

Мы, стрекозы, относимся к самым необычным насекомым. В яркие солнечные дни мы летаем, порхаем, охотимся за комарами, мухами, мошками. Все это мы делаем на ваших глазах и все вы, люди, нами любуетесь, восхищаетесь. После бабочек мы занимаем второе место по красоте. Не возможно не любить нас!

Муравей.

Я живу в муравейнике. Внутри него вечно копошатся сотни, тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточку, кто-то торопится на поиски пищи. Мы удивляем людей своим трудолюбием. Каждый из муравьёв может перенести груз в несколько раз тяжелее себя.

-Ребята, посмотрите про каких чудесных, красивых, трудолюбивых насекомых будем сегодня читать.

Образы басни.

Случалось ли вам наблюдать за стрекозой в природе? Как она летает? (Легко, быстро, перелетает с травинки на травинку, сверкает крыльями на солнышке.)

Какой вам представляется ее жизнь: легкой беззаботной или тяжелой, полной труда?

А какая жизнь у муравьев? (Они все время работают, строят муравейник, добывают пищу.)

Ребята, мы с вами описали жизнь стрекозы и муравья в природе. Интересно, какими характерами их наделил Иван Крылов в своей басне и какую интересную, поучительную историю рассказал о них.

5.ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Рассказ о И.Крылове. ( читают дети, подготовившие заранее)

1. Родился выдающийся русский баснописец, драматург и журналист, Иван Андреевич Крылов, 2 февраля в Москве (точное место рождения неизвестно, но по приданию этим местом считается Москва) в семье бедного отставного армейского офицера.

2. Детство Крылова прошло в Твери и было далеко не радужным. Когда его отец умер Крылову было всего 10 лет. Поэтому ему пришлось подрабатывать писцом в Тверском суде. Мать Крылова, не имела никакой возможности дать образование своему сыну, но так как была женщиной умной от природы, хоть и не образованной, уделяла большое внимание самообразованию сына. Иван обучался дома грамоте, арифметике и молитвам.

3. В 1809 году вышла первая книжка басен Крылова, и к нему пришла подлинная слава. Всего Крылов создал не менее 200 басен. Николай Васильевич Гоголь назвал их «книгой мудрости самого народа». Почти 30 лет Крылов проработал в Императорской библиотеке в Петербурге.

4.В 1808 году была опубликована басня Ивана Андреевича Крылова "Стрекоза и муравей". Однако Крылов не был создателем этого сюжета, он переложил на русский язык басню "Цикада и муравей" французского поэта Жана де Лафонтена (1621-1695), который, в свою очередь, заимствовал сюжет у великого греческого баснописца VI века до н.э. Эзопа. Это действительно звонкое насекомое, как говорится. И поет, и пляшет. Но цикады водились в Средиземноморье. И название «Цикада и муравей» воспринималось как что-то иностранное. А. Крылов писал для простых людей. Поэтому он заменяет иноземную цикаду на русскую стрекозу, наделяя её некоторыми чертами кузнечика – ближайшего родственника южной цикады.

5. Был избран академиком и награждён большой золотой наградой Академии наук. Умер в Петербурге. В Летнем саду Санкт-Петербурга есть красивый монумент Крылову.

6.Словарная работа.

Попрыгунья — тот, кто все время вертится, прыгает, не сидит на месте.

помертвело — опустело, стало безжизненно-бледным.

вешний — весенний.

мурава — молодая трава, листва

удручена — огорчена.

вскружить — обмануть.

поплясать — танцевать.

оглянуться не успела – прошло всё очень быстро

помертвело чисто поле – Урожай собран. Цветы и травы увяли. 

Как под каждым ей листком был готов и стол и дом – везде могла  найти себе приют.

И кому же в ум пойдёт – никто не подумает

катит-наступает

боле-больше

нужда-бедность, недостаток в чём-нибудь

7.Физминутка

Мы в антракте отдыхаем (дети встают)

И героям подражаем (шагают на месте),

Полетим, как Стрекоза (машут руками),-

Крылышки расправим

(руки на поясе, делают повороты),

А трудягу Муравья

(нагибаются, иммитируют сбор урожая)

На урок отправим (садятся на свои места).

8.Чтение басни

9.Анализ басни.

- Кто главные герои басни?

-Что случилось со Стрекозой? (Она осталась без жилья)

-Почему она осталась без жилья? Может с ней случилась беда? (Она не заботилась о жилье, летом пропела, проиграла, проплясала все время)

- Представьте Стрекозу. Какой она изображена в басне? (Легкомысленная, хвастливая, беззаботная.)

- Как ее называет автор? (Попрыгунья.)

- Автор осуждает стрекозу или смеется над ней?

- Почему Стрекоза не получает сочувствия?

- Раскаивается ли Стрекоза в своем поведении?

(в начале она печальная, умоляет Муравья дать ей приют, а вспоминая о летних радостях, оживляется, появляются весёлые нотки).

А как вы относитесь к Стрекозе?

- Каким изобразил Крылов Муравья? (Трудолюбивый, справедливый, спокойный.)

- Как автор относится к своему герою? А как вы относитесь к Муравью?

-Помог ли ей Муравей? (Нет, не помог)

-Почему Муравей не захотел помочь Стрекозе? ( Он трудился, а Стрекоза порхала, ничего не делала, а только пела)

-Прочитайте, как жила Стрекоза летом? Какой она была?

-Прочитайте, что заставило Стрекозу ползти к Муравью?

-Подумайте, пожалуйста, мне непонятно, здесь только плохие черты характера Стрекозы осуждаются?

-А у Муравья можно найти плохие черты? Но разве плохо радоваться жизни, лету, радуге, цветам, петь веселые песни?

-А у Муравья какая жизнь, все лето он только и делал, что носил на себе хвоинки, былинки, не разгибал спины, не поднимал головы, чтобы увидеть яркие летние краски, все запасал, строил. Для чего? Что он зимой будет делать? (Он не видел солнышка и, наверное, не купался в речке и не загорал, все трудился и трудился; Зато он будет сытый зимой; Он не радовался летом и зимой будет сидеть в темноте под снегом без радости; Он даже не видел неба и солнца и не замечал цветов и пения стрекозы;

-В каких строках басни содержится основная мысль, то есть мораль? Прочитайте.

10.Чение басни и деление её на части.

На сколько частей вы разделили басню? (3 части)

Читаем 1 часть.

- Как Стрекоза провела лето? Зачитайте.

- Ждала ли она зиму, готовилась ли к ней?

- Как понять выражение «Зима катит в глаза»?

Читаем 2 часть.

- Как изменилось поле осенью?

- Какими стали дни?

- Прочитайте строчки, в которых говорится, как хорошо жилось Стрекозе летом.

- Почему «под каждым ей листком был готов и стол, и дом»? Как понять это выражение.

Читаем 3 часть.

- Почему не поет стрекоза?

- Как об этом говорится в басне? Зачитайте.

- Как понимаете выражение «злой тоской удручена»?

- О чем она просит муравья?

- До каких это «вешних дней» Стрекоза просит прокормить ее?

- Что ответил ей муравей? Зачитайте.

- Жалко ли вам Стрекозу?

- Как бы вы поступили на месте Муравья?

- Одинаковое ли чувство вызывает у вас стрекоза в начале басни и в конце? (Жалость, осуждение)

Прочитаем хором басню, постараемся передать голосом те чувства, которые вы испытываете к героине.

- Как будем читать слова стрекозы в начале басни (игриво, весело)

 (жалостливо, просяще) и в конце?

- А как нужно прочитать слова муравья? (уверенно, поучительно)

11. ОСОЗНАНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Работа в группах.

1 группа: Охарактеризовать Стрекозу (выбрать крылья со словами, которые относятся к Стрекозе).( беззаботная, трудолюбивая, весёлая, беспечная, ответственная)

2 группа: Охарактеризовать Муравья (построить дом для Муравья только из тех брёвнышек, которые относятся к Муравью).( лентяй, трудяга, работяга, лодырь, сильный, беспомощный)

Трудолюбивый, весёлая, злой, добрый, справедливый, спокойный, ленивая, беспечный-тот, кто легко попадает в беду, ни о чём не волнуется и у него нет забот, жадный, несерьёзный, хитрый, легкомысленный, жестокий, беззаботный.

МУРАВЕЙ                                  СТРЕКОЗА

трудолюбивый                              весёлая

хозяйственный                             беспечная

запасливый                                  легкомысленна                                          

бессердечный

эгоист   ветреная красавица,

беззаботная

12.Чтение по ролям.

-Ребята, а сейчас басню прочитаем по ролям. Сколько персонажей в басне? (Чтец, Стрекоза, Муравей) Я хочу, чтобы вы прочитали очень выразительно, правильно поставили логические ударения, сделали в нужном месте паузы.

13.Творческое задание.

-Ребята, а что станет со Стрекозой? Вам не жалко её?

 -Да, из-за своей беспечности Стрекоза попала в беду. Может быть Муравей слишком строг в отношении Стрекозы? Может быть ей дать шанс исправиться? Давайте так поступим, изменим конец басни. Я знала, что вы добрые дети, заранее написала вам на листочках. Прочитайте.

И сказал Стрекозе Муравей:

«Заходи ты ко мне поскорей.

Я тебя накормлю, обогрею,

Только будь ты теперь – умнее.

14.Отличие басни от сказки.

- Знаете, я вот все думаю и никак не могу вспомнить, какую очень известную сказку напоминает мне басня «Стрекоза и Муравей? Где тоже один все лето трудился, а другие резвились. Чем закончилась эта сказка? (Три поросенка)

- Вот в чем отличие сказки от басни. Басня, хоть и жалко героев, но осуждает, высмеивает их нехорошие качества, помогает их увидеть и исправить. А сказка показывает, что добро побеждает зло.

-Так чему же учит нас басня Крылова «Стрекоза и Муравей»?

И жизни радоваться надо, и солнышко видеть, и цветами восхищаться, но делу время, а потехе час. Поработал, отдохни, а не наоборот.

15.Рефлексия урока.

-Чему учит басня? ( Надо думать о завтрашнем дне)

-От какого недостатка предостерегает детей эта басня? (от эгоизма, беспечности, жестокости, лени)

-Ребята, мы с вами знаем, что басни пишутся не для стрекоз и муравьев. Дедушка Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее, лучше.

Домашнее задание.

Дома выучите пословицу. А кому трудно выучить пословицу полностью, можно половину.