* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .header {margin-bottom: 0pt;} .Верхний колонтитул Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 14pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;} .Нижний колонтитул Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 14pt;}

«Байкал – жемчужина Сибири».

Развлечение для детей подготовительных групп.

Инструктор по физическому воспитанию Прасолова Ирина Викторовна ДОУ «Березка» пгт. Новая Чара.

Описание: спортивный праздник – одна из форма активного отдыха детей и взрослых. Он включает разнообразные виды физических упражнений в сочетании с танцами, играми, эстафетами. Праздник – это всегда радость, положительные эмоции. Это делает праздник незаменимым средством профилактики здоровья. Важнейший итог праздника – радость от участия, победы, общения, совместной деятельности взрослых и детей.

Назначение: сценарий развлечения будет интересен и полезен инструкторам по физическому воспитанию и воспитателям детских садов.

Цель: формирование регионального компонента, создать условия для укрепления здоровья и положительного эмоционального развития детей.

Задачи: учить детей вглядываться в разнообразие мира окружающего нас мировой сокровищницы Байкал. Формировать и расширять представление детей о природе родного края, о разнообразии флоры и фауны, уникальности Байкала, дать знания о ластоногом символе озера – байкальской нерпе.

Познакомить с бытом, традициями коренного населения Прибайкалья. Приобщить к их духовной культуре. Воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей.

Способствовать воспитанию любви к родной природе, развитию сопереживания к ее бедам, желание бороться за ее сохранение, не оставаться равнодушными к проблемам Байкала.

Развивать коммуникативные качества, артистизм, эмоциональные чувства.

Развивать двигательные способности детей в процессе игр и игровых упражнений.

Формировать устойчивый интерес к физической культуре.

Воспитывать потребность в здоровом образе жизни, свободное и игровое обращение между детьми.

Предварительная работа: разучивание стихов, песен, танцев, подбор костюмов и реквизита для эстафет и игр, выставка рисунков и поделок, тематическое оформление зала, совместное мероприятие с работниками библиотеки «Батюшка – Байкал».

Оборудование: рюкзак 3 штуки, игрушки, спички, тушёнка, соль, сахар – для эстафеты, удочки 3 штуки, рыбки, ленты для танца, шаман дерево, ленты, пазлы – картинки.

Ход развлечения:

Ведущая: «Есть, возможно, уголок красивей, есть богаче, шире есть края!

Только мне из всей России ближе к сердцу, ты, Сибирь моя!»

Ребята, у нас сегодня необычное занятие, а спортивное путешествие. Скажите мне, пожалуйста, вы любите путешествовать? (ответы детей) прежде, чем мы отправимся в путешествие отгадайте загадку.

Древен род его в природе

Кличут озером в народе,

Волны моря плещут в нем – как все это назовем?

Правильно, это озеро Байкал. Знаете, ребята, есть прекрасная песня «Славное море, священный Байкал». Давайте послушаем эту песню (один куплет). Скажите на каком виде транспорта можно путешествовать? (ответы детей)

Я предлагаю отправиться в путешествие по Байкалу на корабле. Когда мне говорят: Байкал, я вижу корабли, причал, я вижу небо, вижу горы, кругом байкальские просторы»

Ритмическая гимнастика «На палубе матросы».

Байкал – самое глубоководное озеро в мире, оно расположено в Восточной Сибири. Также Байкал - самое большое пресноводное озеро в Евразии. В нем содержится 20% всей пресной воды на Земле. Уникальная особенность озера - его необычайно чистая и прозрачная вода, богатство флоры и фауны. Байкал – одно из главных природных достояний России, источник множества легенд и загадок. Он считается «местом силы» и особой энергетики. Байкал является очень привлекательным местом для экотуризма, активного, познавательного и лечебно-оздоровительного туризма.

Эстафета «Туристы».

Да здорово отдыхать летом на Байкале.

Искупаемся, друзья! Простудиться, заболеть невозможно и нельзя,

Нас Байкал, наоборот, от простуды закалит.

Волн байкальских серебро лучи солнца золотит!

Танец с лентами в исполнении девочек.

В Байкал впадает 336 рек и ручьев. И лишь единственная Ангара вытекает из озера. Впадая в Енисей, она соединяет Байкал с Северным Ледовитым океаном. Основной поток воды дает река Селенга, второй крупный приток – река Баргузин. В Байкале обнаружено 52 вида рыбы: омуль, щука, сиг, таймень, осетр, хариус, сорога, окунь, налим, сом и многие другие.

Уникальным обитателем Байкала является рыба голомянка. На Байкале 27 островов, самый большой Ольхон (73 км в длину и 11 км в ширину). Озеро Байкал имеет самую чистую прозрачную воду. Белый диск, с помощью которого определяют степень прозрачности воды, виден при погружении в озеро до глубины 40 метров. Озеро Байкал является объектом Всемирного наследия. Много стихов слажено Байкале и песен.

1 ребенок: Нужен Байкал тебе и мне.

Нужен чистый воздух на озере,

Птичий гомон, и синева рек, солнце, дождик и белый снег!

2 ребенок: Давай будем его беречь!

Не будем силы свои жалеть!

Пусть будет вечно он голубой

Наш добрый батюшка Байкал дорогой!

Богат разнообразен животный и растительный мир Прибайкалья. Ребята, назовите какие животные живут в лесах вокруг Байкала? (ответы детей) Правильно, это росомахи, бурундуки, лисы, соболь, колонок, горностай, ласка, лось, олени, медведи и другие. Единственный представитель млекопитающих на Байкале – это тюлень и нерпа байкальская. Средний вес нерпы 50 кг, скорость плывущей нерпы – 20 км в час. Этот удивительный зверь, почти всю жизнь проводит в воде, всплывает каждые 20 – 25 минут за порцией воздуха. Основная пища нерпы голомянко – бычковые рыбы. Суточный рацион 3-5 кг рыбы. С конца февраля до начала апреля у нерпы рождаются детеныши. Нерпята имеют мех белого цвета, что позволяет им оставаться на замеченными на снегу.

3 ребенок: Снегов, морозов на боится нерпа,

Детеныши рождаются на льду.

От куда силы может черпать?

Что помогает не попасть в беду?

4 ребенок: Подкожный жир и мех спасают.

Детеныши же белые, как снег,

Порой их на снегу не замечают ни хищник, ни охотник – человек!

5 ребенок: У лунки в снежном логове ждут маму –

За рыбой нерпа подо льдом плывет.

На глубину ныряет – «ныряльщик» прямо!

Не дышит полчаса, потом всплывет!

6 ребенок: У нерпы ласты, как у всех тюленей,

Умеет плавать и в воде кружить,

Любительница долгих погружений,

В которых любит рыбку половить!

7 ребенок: А взгляд у нерпы полон все ж печали,

Не ведомо, о чем грустит зверек.

Пусть в северных морях иль на Байкале

Тех черных глаз не гаснет огонек!

А теперь, ребята, давайте наловим для нашей нерпы рыбки.

Эстафета «Рыбалка».

Продолжаем наше путешествие по Байкалу. Кто знает, как называют ветры на Байкале? (ответы детей). Из-за ветров многие считают Байкал суровым и неприветливым, а они здесь свои, особенные. Байкальские верховики имеют свои названия «Сарма», «Баргузин», «Култук». Особенно бурная пора на Байкале поздняя осень и начало зимы. Байкал в это время непрерывно бурлит, как кипящий котел. Зимой ветры сметают с Байкала снег. Байкальский лед блестит под солнцем металлическим блеском весь март и апрель.

Послушать аудио запись ветров, после раздать атласные ленточки и выполнить дыхательную гимнастику.

Ребята, почувствовали дыхание Байкальских ветров? Молодцы! В Байкал впадает 336 рек и ручьев и лишь одна Ангара вытекает из озера.

Подвижная игра: «Ручейки и озера».

Цель игры: продолжать учить бегать и выполнять перестроения.

Дети стоят в 2-3 колоннах, с одинаковым количеством играющих в разных частях зала – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озеро!» игроки останавливаются, берутся за руки строят круги озера. Выигрывают те дети, которые правильно и быстро реагируют на команды.

Мы с вами прибыли на место, где живут коренные жители Прибайкалья. Кто назовет коренных жителей? Правильно – это буряты, эвенки, тунгусы, тофалары. Все они вели полукочевой образ жизни. Основное занятие скотоводство, оленеводство, рыболовство, охота. Много легенд, сказаний, сказок сложено бурятским народом о Байкале, реке Ангаре. Одну из них вы сейчас услышите.

«Дочь Байкалова» - легенда.

Давным - давно это было. Жил был старик Байкал, славился он своим богатством: животным и растительным миром. Но самое главное его богатство – прекрасная дочь Ангара. Краше ее на всем свете не было. Суровый, но справедливый Байкал очень любил свою дочь. Однажды, услышала Ангара о потомке великого Саяна – могучем красавце Енисее. Захотелось ей хоть одним глазком посмотреть на него, не раз Ангара умоляла отца отпустить ее к милому другу, но отец и слушать об этом не хотел. И присмотрел жениха своей дочери поближе. «Иркут» - отважный воин, чем тебе не жених? Он назначил день их свадьбы. Загрустила Ангара, много слез пролила, а эти слезы превращались в жемчужины, которые не раз находили люди у реки. И, наконец, решилась Ангара бежать к своему любимому. И вот однажды, когда старик задремал, ангара побежала на встречу е Енисею. Никто не смог остановить беглянку. И тогда Байкал в отчаянье бросил огромный камень в след своей не покорной дочери, но она была уже далеко. Ангара встретилась с Енисеем. Енисей полюбил с первого взгляда гордую красавицу. А камень, брошенный отцом, назвали «Шаман – камень».

С древности Шаман – камень наделяли необычной силой. По верований бурят – жителей Приангарья, камень был местом обитания хозяина реки Ангары – Ама Саган Нойон. Здесь молились и проводили важные шаманские обряды. Также привозили преступника и оставляли его на камне. И если ночью воды Байкала его не смывали, то преступника оправдывали. Но существует еще шаман – дерево. На такое дерево завязывают ленту или наливают молоко и воду под корни, т.е. делают подарок и просят о хорошей охоте, удачному путешествию. Каждому человеку надо знать правила подвязывания ленты. Лента подвязывается на ветке дерева или кустика петелькой или одним узлом, но не завязывают туго, чтобы не сорвать кору. Можно повязать ленту желтого цвета – это цвет солнца, голубого – цвет неба, розовый, красный – цвет огня, зеленый цвет – цвет полей, здоровья. Дерево на которое подвязывается лента, нельзя затесывать, ломать и срезать ветки.

Игра «Шаман – дерево».

На скорость по очереди завязать ленты.

Игра «Собери картинку». На скорость собрать пазлы с изображением Байкала.

Вот и подошло к концу наше путешествие по Байкалу. Итак, Байкал – самое глубокое озеро в мире. Озеро имеет уникальную прозрачную, чистую воду. Байкал – бесценный дар природы.

8 ребенок: Байкал один на всей планете,

Другого – просто не дано….

Мы все твои, Байкал мой, дети!

И жить с тобой нам суждено!

9 ребенок: Природу не уродуй, природу не обидь!

Родился человеком, старайся им и быть!

10 ребенок: Беречь Байкал – святое дело:

Его судьба – нас в руках!

Сама природа нам велела,

Чтоб жил Байкал родной в веках!

11 ребенок: Не обижайте, люди, море!

Байкал ведь тоже хочет жить!

Играть волной, с ветрами споря,

И людям преданно служить!

Ребята, спасибо вам, надеюсь, что вы вырастите настоящими патриотами своей Родины. Будите беречь и заботиться о природе нашего края. Всем спасибо и до новых встреч!