Беседа с учащимися школьного возраста на тему: «Безделье – хорошему не научит»
Цели: познакомить с понятиями лень и труд в глубоком смысле; формировать умения анализировать и формулировать ответы; развивать память воображение; развивать память и мышление, учить сравнивать черты их сходства и различия; воспитывать любовь к трудолюбию; воспитывать стремление к труду.
Необходимые материалы и оборудование: конспект, презентация, иллюстрации, раздаточный материал.
Ход занятия
I. Организация начала занятия
(приветствие)
II. Вступительная часть
- Внимательно послушайте стихотворение и скажите о чём оно?
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, нож.
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям.
Придёт пора, настанет час,
И мы трудиться будем.
- О чём стихотворение? (о труде)
- В наше время встречается больше лкеи и безделья,чем трудолюбия, но нам нужно этого не допускать, ведь лень и безделье это нехорошие качества.
- Тема нашего занятия «Безделье-хорошему не научит»
III.Основная часть
- Как вы понимаете эту пословицу? (Человек, который трудится, будет зарабатывать деньги, а ленивый человек ничего не делает)
На нашем занятии будут часто звучать слова:
Труд – вид деятельности, результат которого закреплён в материальных и духовных ценностях.
Трудолюбие – любовь к труду, нравственное качество, проявляющиеся в стремлении к труду.
Трудолюбивый – любящий трудиться.
Лень – отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью.
Рассказ “Два плуга”.
Начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К. Д. Ушинского, который называется “Два плуга”. Внимательно послушайте, а потом ответите на вопросы.
Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошёл в работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был ещё лучше, чем, в то время как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
- Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? – спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
- От труда, мой милый, - отвечал тот. – А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
- Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме занятия.
- Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому, что он трудился)
- Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Он потемнел и покрылся ржавчиной)
- Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя)
- Какой вывод можно сделать, прослушав рассказ? (Труд человека красит, а безделье его уродует. Только в труде можно проявить все свои лучшие качества. Без труда человек заржавеет и заболеет)
2. Обсуждение литературных произведений.
- Ребята, все вы читаете рассказы, сказки. Назовите мне произведения, в которых рассказывается о трудолюбивых и ленивых героях? (Сказки “Морозко”, “Золушка”, “Два мороза”, Е. Пермяк “Пичугин мост”)
- Как относятся к ленивым людям? (Их не любят)
- Почему? (Ленивые хотят пить, есть, одеваться, но не любят делать это своим трудом. Значит, на него работают другие.)
Что труд даёт человеку? (Труд даёт радость, благополучие, здоровье. Если ты трудишься хорошо, то и к тебе будут относиться хорошо)
В наше время человек в обществе ценится по труду. Труд – источник радости, удовольствия. От труда зависит благополучие человека. Мы знаем, как счастливы люди, которые много умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.
3. Практическое задание для учащихся.
Сейчас я каждому из вас раздам листочки, где написаны качества человека. Вам нужно отметить “+” те качества, которые должны быть у трудолюбивого человека.
• Старательность
• Лень
• Добросовестность
• Завистливость
• Умение заставить себя
• Необязательность
• Умение трудиться
4. Пословицы.
В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки о труде. Сейчас мы проверим, как знаете пословицы о труде вы.
Игра “Доскажи пословицу”.
• Деревья смотри в плодах, а людей. (смотри в делах)
• Терпенье и труд. (всё перетрут)
• Под лежачий камень. (и вода не течёт)
• Маленькое дело. (лучше большого безделья)
• Не спеши языком. (спеши делом)
• Любишь кататься -. (люби и саночки возить)
• Делу время. (потехе час)
• Ищи невесту не в хороводе. (а в огороде)
• Человек от лени болеет, а. (от труда здоровеет)
• У лентяя Федорки всегда. (отговорки)
• Бездельник, что бесплодное. (дерево)
- А теперь прочитайте пословицу и объясните её смысл.
Не сиди, сложа руки – не будет и скуки. (Если мы будем заниматься каким-нибудь делом, то время пройдёт быстро и нам не будет скучно)
Была бы охота – будет ладиться работа. (За любую работу нужно браться с желанием и тогда всё получится)
5. Инсценировка “Сказка про лень”
( действующие лица: лодыри, аптекарь)
Лодыри: Дайте средство нам от лени, от могу, но не хочу.
Аптекарь:
Есть душистое втиранье от укусов комаров,
Есть микстура от чиханья, проглотил – и будь здоров
Есть микстура от мигрени, а лекарства нет от лени.
Лентяй:
Хорошо бы это средство поскорей изобрели,
Чтобы все лентяи с детства принимать его могли
Появись лекарство это, я купил бы два пакета.
Нет не два, а целых три нужно, что не говори.
Аптекарь:
Кто жить умеет по часам и ценит каждый час,
Того не надо по утрам будить по десять раз.
И он не станет говорить, что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть и застилать кровать.
Успеет он одеться в срок, умыться и поесть,
И раньше, чем звенит звонок, за парту в школе сесть.
- Ребята, а вы как считаете, нужно ли лекарство от лени? (Нет, это зависит от самого человека)
Посмотрите на картинку.
(Иллюстрация лентяя)
- Как вы думаете кто это? Как выглядит лентяй?
Физминутка.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4—5 раз.
Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4—5 раз,
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4—5 раз.
Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1—4, потом перенести взор вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз
В среднем темпе проделать 3—4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 1—2 раза.
6. Отгадайте кроссворд.
Давайте попробуем отгадать кроссворд и узнаем, куда лентяя гоняли из-под палки.
• Что больше пугает лентяя, когда утром надо умываться? (Душ)
• Какая из оценок чаще всего в дневнике у лодыря? (Двойка)
• Какое состояние любит лентяй больше всего? (Сон)
• Какая главная черта характера лентяя? (Лень)
• Что на уроке заменяет лентяю кровать? (Парта)
• Куда загоняют лентяя из-под палки? (В школу)
Ленивые школьники скучают на уроках, плохо учатся. Они не хотят выполнять никаких поручений, не любят чисто писать в тетрадях, читать книги. Они не воспитывают в себе привычку трудиться, помогать окружающим в делах. Ленивые дети хотят жить так, как мечтал об этом один ученик из стихотворения Б. Заходера “Петя мечтает”.
Если б мыло приходило
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло,
Хорошо бы это было!
Если б книжки и тетрадки
Научились быть в порядке,
Знали все свои места –
Вот была бы красота!
Вот бы жизнь тогда настала!
Знай, гуляй, да отдыхай!
Тут и мама б перестала,
Говорить, что я лентяй!
- Скажите, сбудутся ли когда-нибудь мечты Пети? (Нет) – Почему? (Человеку нужно самому всё делать: умываться, трудиться и тогда всё у него будет в порядке)
Послушайте другое стихотворение.
Если долго ты в постели провалялся,
Если выучить уроки не успел,
Если маме помогать ты отказался,
Значит, ленью ты серьёзно заболел.
Ленью можно друг от друга заразиться,
Лень прилипчива, как клей или смола,
И одно лекарство есть – трудиться,
Чтобы лень к тебе дорогу не нашла.
- Какое же верное средство есть от лени? (Трудиться)
- Что означает выражение “дом есть лицо хозяина”? (По дому всегда судят о людях, которые в нём живут. Если в доме чисто, значит, здесь живут чистоплотные, бережливые, трудолюбивые, старательные люди)
Показ картинки с комнатой, где всё валяется.
- Какие люди живут здесь? (Ленивые, грязнули)
Внимательно послушайте стихотворение Г. Мамлина “Серёжа ищет карандаш”.
Сегодня в доме ералаш:
Серёжа ищет карандаш.
Я положил его в буфет,
Кто карандаш мой трогал?
У нас порядка в доме нет! –
Сказал он маме строго
Вооружился кочергой
Для поисков Серёжа
И для начала он ногой
Котёнка пнул в прихожей
Искал в шкафу, вставал на стул
Ничком ложился на пол,
Он под диваны заглянул,
Он с полки вазочку смахнул
И стол он поцарапал.
Поднялся в доме ураган
Упал со шкафа чемодан,
И понеслись под потолком
Подушки, Брема толстый том,
Тетрадки и газеты и прочие предметы.
- Как Серёжа искал карандаш? (Он всё разбросал)
- Кто пострадал от его действий?
- Будет ли порядок в доме при таком поведении мальчика?
Показ картинки с комнатой, где всё аккуратно прибрано.
- Какие люди живут здесь? (Аккуратные, трудолюбивые)
У хороших хозяев тёплый, гостеприимный, уютный дом. В такой дом всегда хочется прийти, потому, что в нём царит доброжелательная атмосфера. Наверно всякий человек стремится к тому, чтобы у него был такой дом. Добиться этого может каждый, но кирпичики своего дома надо закладывать уже сейчас. Кто научился многое делать сам, тот никогда не будет в тягость другим и не окажется беспомощным.
IV.Заключительная часть
А сейчас давайте разберём правила трудолюбивого школьника.
1. Красиво застилай свою постель и делай это каждое утро.
2. После занятий убирай книги и другие учебные принадлежности на своё место.
3. Если насорил – собери мусор, вытри пыль.
4. Следи за своими вещами, чистотой обуви.
- Кого из вас можно назвать самым трудолюбивым?
- Кого из вас можно назвать ленивым?