Библиотека как социокультурный хаб в реабилитации инвалидов
Введённые в начале 2020 года ограничительные мероприятия в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) создали условия для всплеска читательского интереса воспитанников дома–интерната. Как результат - модернизация библиотечной работы, которая в условиях современной действительности впервые взяла на себя функции места и центра социокультурной реабилитации людей с ментальными нарушениями. Применяя современную терминологию – социокультурного хаба, сохраняя и усиливая свою корневую функцию – работу со знанием, стремясь делать жизнь получателей социальных услуг более комфортной, осмысленной и интересной.
Почему именно библиотека? Это идеальное место, где пересекаются три главные составляющие полноценной среды развития: информация, культура и общение.
С 2022 года в учреждении реализуется социальная практика «Библиотека как социокультурный хаб в реабилитации инвалидов».
Цель практики:
Социокультурная реабилитация лиц с ментальными нарушениями и улучшение качества предоставляемых услуг через создание новой модели деятельности библиотеки как социокультурного хаба
Задачи практики:
Применить новые подходы в работе библиотеки как социокультурного
хаба
и формы библиотечного обслуживания особых групп пользователей с учётом состояния здоровья и их запросов.
Повысить престиж книги, чтения, расширение читательской аудитории через комплекс мероприятий для содержательного досуга, продуктивной деятельности и повышения личностной самооценки в условиях библиотечной среды.
Укрепить имеющиеся и наладить новые партнерские связи с местным сообществом для совместной работы по преодолению социальной изоляции людей с ментальными нарушениями.
Разработать программное и информационно-методическое сопровождение социальной практики.
Трансляция опыта, полученного в рамках реализации практики в профессиональном сообществе, СМИ,
интернет-пространстве
.
Основные варианты перевода термина «хаб» – центр, узел. Центр (библиотека) – место, где концентрируется информация. Узел (библиотека) – место пересечения различных потоков – людских, информационных, интересов, идей, зон и т.д.
Новый формат работы библиотеки как социокультурного хаба – творческая мастерская, игровая–фото–видео зоны, учебный класс, досуговые объединения по интересам, место общения с друзьями из разнообразных сообществ г. о. Сызрань, информационно-методический центр для сотрудников учреждения. Это место для совместной работы, где каждый вовлечён в жизнь и социум.
Нами применены современные подходы в работе библиотеки как социокультурного хаба:
P
eople-first
(«человек в первую очередь»).
Девиз
«Тишина должна быть в библиотеке!» теперь не актуален, ведь в библиотеку уже приходят не только за книгами, но и на творческий мастер-класс, выставку картин и работ декоративно-прикладного творчества, квест. Здесь можно обустроить библиотечный квилт, провести День говорящей книги, флэш-моб «Пора читать», акцию «Дарите книги с любовью». Это библиотечные мероприятия, которые включают получателей социальных услуг в активную деятельность - читательскую, творческую, литературную, коммуникационную, социальную.
Библиотека там, где читатель
(социальный проект
«Мобильная библиотека» и проведение социокультурных мероприятий там, где потенциальный читатель – в отделениях, библиотеке, прогулочных беседках, у фонтана, на спортивной площадке и летней эстраде дома-интерната).
L
ifelong
learning
(«обучение в течение всей жизни»).
В этом контексте изменились формы досуговой работы библиотеки – переориентация вектора с культурно-развлекательной работы на информационно-познавательную. На базе библиотеки организована работа объединений по интересам:
- Клубы - виртуальных путешествий «Глобус», любителей аудиокниг, чтения книг «Читай-город»;
- Школа «Православная азбука» и «Вера. Надежда. Любовь»;
- Школа активного долголетия (раздел «ЗОЖ»).
Организована работа учебного класса для получения общего образования, в котором учитель ГБОУ СОШ № 26 г. Сызрани обучает 7 получателей социальных услуг по адаптивной общеобразовательной программе.
Используя потенциал интернет-технологий, библиотека воздействует на читательскую и познавательную активность. Нами применяются интерактивные онлайн – формы работы - викторины, концерты, виртуальные выставки, просмотр презентаций информационного характера, видеороликов, буктрейлеров, прослушивание аудиокниг и просмотр спектаклей, онлайн-встречи на мероприятиях БФ «Старость в радость».
В своей деятельности библиотека расширяет контакты и сотрудничество с социальными партнёрами для повышения социальной активности и социальной интеграции своих читателей.
Сегодня наша библиотека является консультационно-методическим центром для сотрудников. На её базе проводятся методические встречи, семинары, научно-практические конференции и другие виды учебы.
Реализуя новые подходы, мы предлагаем идею модернизации деятельности библиотеки для людей с ментальными нарушениями в условиях дома интерната в формате «социокультурного хаба», работающего как:
- центр развития личности;
- площадка для диалога в рамках объединений по интересам;
- точка входа в информационное пространство;
- «узловая станция» партнёрства;
- «точка кипения» идей, мнений, совместных дел.
В результате внедрения социальной практики на базе библиотеки нами создан социокультурный хаб, выполняющий важную общественную функцию и ставший частью повседневной жизни для получателей социальных услуг и сотрудников учреждения.
Основные этапы внедрения практики
1 этап – подготовительный:
- изучить цели и задачи приоритетных национальных проектов России «Демография» и «Культура»;
- ремонт помещения библиотеки и современное материально-техническое оснащение с выделенной линией в сети интернет;
- предварительная диагностика уровня культурных компетенций и социальной активности участников практики;
- разработка методического сопровождения практики (карта уровня культурных компетенций и социальной активности получателей социальных услуг, программа социокультурной реабилитации/абилитации и культурно-досуговой деятельности «Город мастеров», программа по библиотечной работе «К чтению – через досуг и общение», социальный проект «Мобильная библиотека»);
- определение потенциальных партнёров;
- комплектование библиотечного фонда с учётом интересов читателей, пополнение библиотеки информацией на различных носителях информации (видео, аудио, мультимедиа).
2 этап – реализация социальной практики:
- реализация социокультурных программ и проекта «Мобильная библиотека»;
- организация работы любительских объединений, ориентированных на повышение познавательной активности их участников - «Школа православной азбуки», «Вера. Надежда. Любовь», «Школа активного долголетия», клубов - «Любители аудиокниг», виртуальных путешествий «Глобус» и «Читай - город»;
- организация работы учебного класса;
- привлечение новых социальных партнёров библиотеки;
- участие внутренних волонтёров и представителей волонтёрских объединений г. о. Сызрань;
- создание на базе библиотеки информационно-методического центра и методического объединения службы социально-трудовой реабилитации и культурно-массового обслуживания дома-интерната.
3 этап – подведение итогов:
- диагностика уровней культурных компетенций и социальной активности участников практики по итогам реализации практики;
- разработка методических материалов, подготовка публикаций в СМИ, профессиональных чатах, телеграмм-канале и сайте дома-интерната.
Участие общественных организаций, иных лиц, в том числе волонтеров, во внедрении практики:
- муниципальное бюджетное учреждение «Централизованная библиотечная система городского округа Сызрань, Библиотека-филиал №5 им. М.Ю. Лермонтова;
- муниципальное бюджетное учреждение «Централизованная библиотечная система городского округа Сызрань, Библиотека-филиал №19»;
- Вознесенский мужской монастырь г. о. Сызрань;
- волонтёры добровольческого объединения православной молодёжи «Добровольцы милосердия», действующего при Вознесенском мужском монастыре г.о. Сызрань;
- волонтеры «серебряного» возраста «Добрые сердца» ГКУ СО «КЦСОН Западного округа»;
- волонтёры добровольческого объединения «Луч надежды» ГБУ СО «Сызранский дом-интернат»;
- учащиеся ГБОУ СОШ № 26 г. Сызрани.
Результаты внедрения практики
Количественные результаты:
- охват деятельностью практики - 424 получателей социальных услуг (100 %) и 13 сотрудников (62%) службы социально-трудовой реабилитации и культурно-массового обслуживания;
- проведено 173 мероприятия, из них выездных 37, проведённых социальными партнёрами библиотеки;
- рост пользователей библиотечного абонемента на 10 человек (7%);
- рост пользователей, регулярно посещающих библиотеку и систематически читающих (15%);
- образование новых досуговых объединений по интересам на базе библиотеки (6 ед.);
- получение образования по адаптивной общеобразовательной программе в 2022 году (7 чел.);
- увеличение желающих получить образование по адаптивной общеобразовательной программе в 2023 году (10 чел.);
- разработаны методические материалы – 2 программы, 1 социальный проект, 1 карта уровня культурных компетенций и социальной активности получателей социальных услуг, 1 методическая разработка, 3 портфолио, 2 буклета;
- 12 получателей социальных услуг (3%) повысили уровень культурных компетенций и социальной активности в рамках практики;
- отсутствие отрицательных отзывов у участников практики. Все 100% отзывов являются положительными;
- создание информационно-методического и методического объединения службы социально-трудовой реабилитации и культурно-массового обслуживания дома-интерната.
2. Качественные результаты:
- благоустройство помещения библиотеки и её современное материально-техническое оснащение;
- внедрение новых подходов и современных форм работы библиотеки как социокультурного хаба;
- улучшение уровня жизни через вовлечение в самообразование, познавательную деятельность и чтение книг;
- формирование навыка и привычки к регулярной продуктивной деятельности;
- социальная активность и социальная инклюзия в интересах читателей библиотеки;
- повышение уровня культурных компетенций и социальной активности.