Косуха Марина Валентиновна,

средняя общеобразовательная школа №6 г. Сургута, учитель химии

Биоадекватная презентация школьного курса химии как необходимая тенденция в развитии экологического образования учащихся

Современные экологические проблемы во многом определяются отсутствием экологического воспитания населения. Следовательно, сегодня как никогда актуальны задачи установления диалога человека с природой.

Наиболее остро ощущается необходимость перемен в области образования, т.к. наука и образование являются фундаментальными формами постижения бытия, обеспечивают социум знаниями, на базе которого осуществляется подготовка кадров. Современные школьники, в большинстве своем, хронически не справляются с освоением учебных программ, при этом появляются любые модификации учебного процесса, снижение уровня требований мало помогают.[1]

Основной задачей образования является организация процесса многогранного становления человека, его творческого, гармоничного развития и подготовка кадров разных уровней для обеспечения неубывающего роста природосообразного творчества в систем

«Природа-Человек-Общество». [2]

Между тем, уже более 80 лет известны экологические методы обучения. В настоящее время эта система обозначена, как система ноосферного образования и является фрагментом концепции ноосферного образования, разработанного РАЕН.

Максимальное расширение пространства своей интеллектуальной и духовной жизни, активная ответственность за все, что происходит на планете – такова культурная позиция ноосферного человека.

Главной целью концепции ноосферного образования является не декларация его необходимости, а выявление и актуализация истоков нравственности и духовности из глубины внутреннего мира личности, разработка методов их раскрытия, воспитание экологического мышления.[3]

Ноосферное образование использует полное раскрытие высшего потенциала личности ребенка, дает возможность интеграции сознательного и бессознательного в процессе восприятия нового.

Направленность на здоровый образ жизни – неотъемлемая черта ноосферного сознания. Человек не может не заботиться о своем здоровье, а значит, он вынужден заботиться о том, чтобы окружающая его среда тоже была здоровой – экологически, социально, нравственно.[4]

Именно неумение воспитать подлинное, целостное экологическое мышление и сознание человека составляет суть проблемы современного образования.[5] Главное противоречие современного образования состоит в провозглашении высоких гуманистических идей и невозможности их достигнуть. Эта противоречивость системы образования проецируется на всех уровнях и во всех звеньях общества. Таким образом, современный экологический кри- зис в значительной мере являет собой проекцию кризиса образования.[6]

Кризис мышления можно преодолеть, только используя новые пути в презентации учебного материала. Одним из возможных путей выхода из вышеуказанного кризиса в образовании является биоадекватная методика презентации учебного материала, чьей задачей является мотивация познания, обработка умений работы с информацией, формирование целостного мышления. В основе биоадекватного преподавания лежат четыре этапа работы с информацией:

этап – сенсорно-моторный, включающий введение н

ового материала на основе

личн

го

опыта

учащихся;

этап – символьный. В этот период активизируются разнообразные центры мозга, идет

восприятие

и обсуждение

информации;

этап – логический, включающий понимание и логическое осмысление информации;

4

этап

лингвистический,

заключительный,

где

анализируется

овладение

материалом.

Игнорирование образовательной системой одного из этапов восприятия материала приводит к трудности в понимании.

Преподаватель должен осознавать, что мышление является процессом природосообразности и не должно нарушать экологию самого человека, что условие биоадекватности про- цесса восприятия с точки зрения физиологии человека – это опора на различные каналы восприятия. Это помогает заложить информацию в долговременную память. [7]

Данная методика работает на формирование мышления мыслеобразами. Казалось бы, простая работа по созданию ассоциативных образов, а в школе применяется редко, в крайнем случае, на уроках в начальной школе и совершенно не используется на уроках химии.

Ввиду того, что знание химии является объективной потребностью современного общества, которая определяет устойчивое развитие человечества, доминирующая роль в обеспечении этого процесса должна отводиться внедрению биоадекватной методики обучения химии в школе, которая является совокупностью методологических принципов, последовательным восхождением знаний от знакового уровня понимания предмета.

Химия изучается в школе с 8 по 11 класс, и может возникнуть вопрос: «Зачем уже взрослым детям, способным воспринимать информацию и в традиционном виде, опора на ассоциации, какие-то рисунки и эмоции?»

Учителя обеспокоены сокращением часов на преподавание своего предмета. Вряд ли современные реформы улучшат ситуацию – часов на изучение химии больше не станет. А вот будут ли школьники знать химию лучше, если на нее прибавить часов? Это еще вопрос. В 8 классе дети приходят на первые уроки химии с интересом. Дети ждут от нового предмета чуда. Но тут они сталкиваются с колоссальным объемом информации, включаю щей знаки, символы, уравнения, множество химических законов. В результате вместо ожидаемого волшебства и превращений дети получают предмет, который начинают воспринимать через короткий промежуток времени, как источник дополнительной нагрузки и постепенно интерес превращается в нелюбовь к химии и нежеланию ее изучать.

Можно отдельно выделить причины сложного восприятия учащимися предмета:

Ребенку

скучно

и

сложно

запоминать

большой

объем информации.

Учебные

задания

исключают

мотивацию

к

их

выполнению.

Нет

элемента

творче

ства,

лишь

стандарт

и

алгоритм

выполнения

действий.

Обучение

направлено

на

развитие

памяти

и

логики,

а

способность

к

воображению

подавляется.

Чтобы вместить

максимум

информации,

учебники в

переизбытке загружены таб

лицами

с

готовыми фактами.

Теряется

красочность и

развитие

фантазии.

Известно, что небольшой процент детей может воспринимать преподнесенную информацию как должное. В результате там, где не раскрывается потенциал, возникает комплекс. Если ребенка педагоги не воспринимают таким, каков он есть, то и ребенок перестает воспринимать их ценности. Взамен на вынужденное послушание, заботливые родители и учителя стимулируют его на потребление, формируя его личностное пространство, как пространство потребителя.[8]

Данную ситуацию можно изменить. Биоадекватное преподавание химии не ставит рамок для воображения и творчества. При изучении темы используется метод релаксации. Используя 4 этапа восприятия материала по Пиаже, у ребенка формируется красочный об- раз, наполненный информацией.

Ниже представлен фрагмент урока, проводимый на кружковых занятиях в 8 классе. Тема «Периодическая система химических элементов Д.И Менделеева. Знаки химических элементов».

Оборудование: аудиозапись - тихая музыка шум травы, фитофон аромат трав.

«Займите удобное положение, можете закрыть глаза и положить голову на парту. Сейчас мы с вами помечтаем. Расслабьте все тело, почувствуйте, как ваше тело наливается теплом. Каждый миг жизни дает вам возможность для творчества и сейчас с каждой минутой сад вашего творчества становится все пышнее. Могучие силы творчества вырываются наружу и создают вокруг вас новый прекрасный мир.

Вы слышите тихую музыку, которая словно зовет вас куда-то? А запах трав? Он словно манит вас в незнакомые дали. Ваше тело словно приобретает странную легкость, в руках оказался воздушный шар. Вы видите его? Он большой и надежный, почувствуйте, как он рвется ввысь. Полетели! Сейчас вы абсолютный хозяин положения. Вы летите, а внизу тот уголок природы, который вам дорог. Прислушайтесь! Можно услышать пение птиц, звук ручья. Нравится ли вам это ощущение полета, легкости? Сейчас вы открыты всему новому».

В ходе изучения темы по биоадекватной методике учитель дает не готовую информацию, а образ предмета или явления, что открывает возможность для творчества. Это является не готовым преподнесением материала, а мотивирование и активизация мыслеобразов учебной информации, обработка навыков работы с информацией, возможность к целостному мышлению.

«Вот Россия, какая она большая и красивая, столько ярких красок, шум трав, пение птиц. И рукой вам машет человечек, названный в честь России – рутений. А эта удивительная страна – Польша, и ты машешь человечку, чье имя Полоний. Старая Франция со свои- ми дворцами и замками. Кто эти два героя, что полетели за вами? Германий и Галлий. Галлия – это старинное название Франции. Оглянись, вокруг тебя уже облако из разноцветных шаров. Это твои новые друзья. Разве их можно не любить? «

В ходе урока на начальном этапе используются яркие образы и ассоциации. Далее полученный образ закрепляется:

«Какими вы видели небо и воздушные шары? Вы представили человечков, какие они?

Вспомните их имена, где вы их встречали?

Какие имена вы еще знаете или можете найти в таблице? Нарисуйте человечков, как вы их себе представляете?»

Дома дети придумывают свой образ, незаметно для себя получая новую информацию и закрепляя уже полученную:

«Домашнее задание: Зарисуйте, как вы представляете дом, где живут человечки и 5 новых жителей в нем. Выучите их названия, как они записываются».

Литература

Ушкалова

В. Н.

Ноосферное

образование как путь разрешения кризиса в

образов

а

-

нии

.

Сургут,

2004.

Маслова Н.В.

Ноосферное

образование: методология, технология, инструментарий

сборник докладов XV и XVI Международных и научно-практических конференций,

Мос

к

-

ва

Алматы:

Институт

холодинамики

,

2004, 97с.

Маслова Н.В.

Ноосферное

образование: монография / Под ред. Н.В. Масловой. М.:

Институт

холодинамики

,

2002,

338с.

Ульянова М.В.

Ноосферное

образование как социальная технология: сборник до

к-

ладов XV и XVI Международных и научно-практических конференций, Москва – Алматы:

Институт

холодинамики

,

2004.

Маслова Н.В.

Периодическая система всеобщих законов мира: Под ред. Б.А. А

с-

тафьева

,

-

М.:

Институт

холодинамики

,

2005, 21с.

Казначеев

В.П.

Учение

о

биосфере.

М.:

знание,

1985,

80с.

Балюк

И.А.

Формирование

экологического мышления в

вузе: сборник докладов XV

и XVI Международных и научно-практических конференций, Москва – Алматы: Институт

холодинамики

,

2004.

Ванцян

И.Е.

Уроки математики в 5 классе: сборник докладов XV и XVI

Междун

а

-

родных и научно-практических конференций, Москва – Алматы: Институт

холодинамики

,

2004.

Маслова Н.В.

Периодическая система всеобщих законов мира: Под ред. Б.А. А

с-

тафьева

.

М.:

Институт

холодинамики

,

2005, 23с.