«Боди-перкуссия как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»
Воспитатель МБДОУ
ДС №34 «Чайка» г.Туапсе
Кулакова Жанна Александровна
Цель: Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой здоровьесберегающих технологий у детей дошкольного возраста «body percussion»
Задачи:
- Познакомить с элементами телесной перкуссии и возможностями их применения.
- Развивать творческие способности,
- Способствовать раскрепощению и самовыражению детей,
- Развивать интерес и стимулировать применение элементов
телесной перкуссии в повседневной жизни.
Предполагаемый результат: педагоги получат знания об эффективных приёмах здоровьесберегающей технологии, смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике.
Немецкий педагог и музыкант Карл Орф (1895-1982) в результате музыкально-педагогической работы создал пособие по музыкальному воспитанию «Шульверк».
Идея К.Орфа состоит в том, что в основе обучения лежит принцип активного музицирования через активные движения.
«Самым первым инструментом человека было и есть его тело» - говорил Карл Орф.
Так родилась система «body percussion» (с лат. «звучащие жесты») - это хлопки, шлепки, топот ног, удар пальцами, тыльной стороной ладони, сопровождающие музыкальное произведение или пение самих детей.
Двигательные упражнения в системе К. Орфа: пружинящие упражнения на месте, легкие покачивания корпуса, движения рук, сопровождающиеся «звучащими жестами».
Звучащие жесты - это звуки человеческого тела, которые являются первым музыкальным инструментом.
Боди-перкуссия – направление, в котором в качестве инструмента используется всё тело. Телесная перкуссия – это техника владения своим телом как музыкальным инструментом. Эта техника способствует раскрепощению, налаживанию контакта с телом, творческому выражению.
В современном мире люди стали забывать, что их собственное тело само по себе является уникальным музыкальным инструментом с различным звучанием
Музыка тела доступна для детей с раннего возраста. Примеры боди-перкуссии мы видим в детских играх, песнях, танцах («Ладушки», «Танец маленьких утят» и др.). Чаще всего они направлены на развитие координации и владения собственным телом, включают в себя элементы различных музыкально-танцевальных движений.
Перкуссия тела хороша тем, что её может освоить каждый. Тело – это прекрасный развивающий инструмент, как для обычных деток, так и для детей с ОВЗ. Экспериментируя с движениями тела, ритмические рисунки исполняются на разных его частях, тем самым как бы массажируя его. Благодаря такому способу «массажа» происходит оздоровительный эффект.
Техника "Body Percussion" помогает ребёнку не просто услышать, а прочувствовать ритм всем телом, ощутить его внутри себя.
Музыканты современности назвали такое направление «боди-перкуссия» или телесная перкуссия – музыка нашего тела. Это искусство, объединяющее в себе мелодию, танец и пение. Это коллективная музыка. И чем больше людей создает звучащие жесты, тем интересней и впечатляюще получается. Музыка тела хороша тем, что ее может освоить каждый. Дети и танцоры, и музыканты одновременно.
Звучащие жесты - это звуки человеческого тела, которые являются первым музыкальным инструментом.
Немецкий педагог и музыкант Карл Орф (1895-1982) в результате музыкально-педагогической работы по музыкальному воспитанию вводит 4 типа звучащих жестов:
• хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);
• шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
• притопы (всей стопой, пяткой, носком);
• щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).
Опытный перкуссионист чередует ритмические рисунки по разным частям его тела с добавлением «звуковых эффектов»:
• пощёчины с открытым и закрытым ртом,
• клацанье языком,
• свист,
• стук.
Телесная перкуссия действует в трех областях:
• на физическом уровне (речь)она стимулирует понимание тела, контроль над движениями и мышечную силу, координацию и равновесие, имеет массажное воздействие;
• на уровне психики (речь)она улучшает концентрацию, память и восприятие, когнитивные способности в целом;
• в социально-эмоциональной сфере (речь)она помогает выстраивать отношения в группе и ведет к снижению беспокойства при социальных взаимодействиях.
Приемы работы с детьми в технике боди перкуссия.
1.Педагог, на фоне шлепков по коленям с детьми, выразительно и ритмично декламирует текст.
2. «Эхо» текст по фразам, педагог – дети.
3. Декламирование текста по-разному: громко, тихо, басом и т.д.
4. Добавляем движения: метрические шаги врассыпную, по кругу, с поворотами, остановками, приседаниями и т.д.
Начинать работу над этой моделью надо с установления метрического пульса самыми простыми способами: вместе с детьми выполняем шлепки по коленям. На этом фоне педагог начинает выразительно и ритмично декламировать текст песни, речевых игр… Затем предлагает детям повторять текст по фразам, как эхо.
При повторениях ревой игры предлагаем детям декламировать текст по-разному: громко, как рассказчик, тихо, как ябеда, писклявым голосом, басом и т.д. Когда текст будет выучен и произносится детьми свободно и легко, можно добавить движения: метрические шаги по залу врассыпную, по кругу, с различными вариантами остановок, приседаний, поворотов и т. д.
Музыкальные игры в технике боди перкуссии
можно использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей у детей. Звучащими жестами можно сопровождать исполнение мелодий, песен.
«Веселые палочки»
Описание игры: дети сидят по кругу, перед ними лежат по две палочки. Звучит музыка Варламова «Кукушка». Дети отстукивают ритм вначале по коленям кулачками, щелчками, берут палочки и ритмично стучат ими, после чего перекатывают следующему ребёнку, игра продолжается по кругу.
В данной технике традиционно используют четыре основных body-звука (в порядке от самого низкого до самого высокого):
-Топ - топ – топанье ногами по полу ;
-Шлеп - шлеп – хлопки ладонями или по коленям (поочередно или одновременно);
-Хлоп-хлоп – хлопанье в ладоши;
- Щелк - щелк – щелчки большим и средним пальцами.
-Тум – удар двумя ногами;
-Тэка-тэка – хлопки по животу (поочередно или одновременно);
-Клап- клап - хлопки ладонями по бедрам (поочередно или одновременно);
-Тока-тока – хлопки по груди (поочередно или одновременно).
«Ехал грека через реку» способствуют повышению тонуса мышц, развитию памяти, концентрации внимания.
Ехал грека через реку /хлопок по груди правой, затем левой рукой.
Видит грека в реке рак /хлопки по коленям с чередованием правой и левой рук
Сунул грека руку в реку /скользящие движения ладошкой о ладошку, попеременно
Рак за руку грека цап / «замок».
«Тень, тень, потетень» русская-народная потешка.
Тень, тень, потетень, (ритмичные хлопки в ладоши и по коленям) Выше города плетень. (ритмичные хлопки в ладоши и по коленям)
Сели звери под плетень, (ритмичные хлопки в ладоши и по коленям)
Похвалялись целый день. (ритмичные хлопки в ладоши и по коленям) Похвалялася лиса: (меняются: одна рука-кулак, другая-ладонь)
Всему лесу я краса. (меняются: кулак - ладонь) Похвалялся зайка: (меняются: одна рука –кулак, другая – «зайчик»)
- Поди, догоняй-ка! (кулак- «зайка») Похваляются ежи: (меняются: одна рука- кулак, другая- ладонь с растопыренными пальцами)
-У нас шубы хороши! ( кулак- ладонь с растопыренными пальцами) Похвалялись блохи:(каждый палец одной руки соприкасается с большим пальцем делая «колечко»: большой-указательный, средний, безымянный, мизинец и в обратном порядке) -И у нас неплохи. («колечки» пальцами) Похвалялся медведь: (стучим кулаками по коленям по очереди) -Могу песни я петь! ( кулаками по коленям по очереди) Похвалялася коза: (одна рука- « коза», другая – кулак, поменяли) -Всем вам выколю глаза!(кулак- «коза»)
Применение инновационной методики ритмо-техники Bоdy percussiоn в работе с детьми дошкольного возраста влияет на всесторонне развитие способностей детей: познавательные процессы; зрительно-моторная координация; воображение, музыкально – ритмические способности.
Детям очень нравятся игры с музыкой и телом (со звучащими жестами). Они с удовольствием включаются в игру, открывая новые способы извлечения звуков на собственном теле.
Вывод:
Подобная элементарная музыка тела хороша тем, что ее может освоить каждый. Музыка тела доступна для всех с раннего возраста.
Детям очень нравятся игры с музыкой и телом (со звучащими жестами).
Они с удовольствием включаются в игру, открывая новые способы извлечения звуков на собственном теле. Благодаря тесной взаимосвязи речи, музыки и жестов развивается музыкальный слух, память, внимание, ритмичность. Плюсами телесной перкуссии являются: -Использование музыкального инструмента, который есть у каждого, даже у людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата есть возможность заниматься телесной перкуссией. -Инструмент, который не требует настройки, при групповой работе не нужно выбирать инструменты в одном строе. -Хорошо привлекает внимание детей. Телесная перкуссия при работе с группой даёт: - Возможность слышать себя и других (перекрестная игра, синхронная работа). - Уверенность в себе, снятие зажимов и стеснения. - Снятие мышечных зажимов. - Возможность самовыражения, и высказывания без слов. - Развитие социальных и коммуникативных навыков.
РЕЧЕВАЯ ИГРОТЕКА
для детей младшего дошкольного возраста
(техника body percussion)
1. Игра-приветствие «Здравствуйте»
Взрослый: Здравствуйте, ручки!
Дети: Здравствуйте! (хлопают)
Взрослый: Здравствуйте, ножки!
Дети: Здравствуйте! (топают)
Взрослый: Здравствуйте, коленочки!
Дети: Здравствуйте! (шлепают по коленям)
2. Игра «Лиса»
Уж как шла лиса домой, (Хлопок, шлепок по коленям)
Нашла книгу под сосной (Поочерёдно шлепки по коленям)
Она села на пенёк (Притопы)
И читала весь денёк. (Раскрыть ладони – смотреть в «книгу»)
3. Игра «Лепёшки»
Наберу мучицы, (Круговые движения по коленям)
Подолью водицы (Шлепки по коленям)
Для детей хороших (Притопы)
Напеку лепёшек. (Хлопки)
4. Игра «Листопад»
Осень, осень! Листопад! (ритмичные хлопки)
Лес осенний конопат (щелчки пальцами)
Листья рыжие шуршат (трут ладошку о ладошку)
И летят, летят, летят (качают руками)
5. Игра «Дождик»
Дождь, дождь, дождь с утра (Хлопки чередуются со шлепками по коленям)
Веселится детвора! (Легкие прыжки на месте)
Шлеп по лужам, шлеп – шлеп! (Притопы)
Хлоп в ладоши, хлоп – хлоп! (Хлопки)
Дождик нас не поливает, (Грозят пальцем)
А скорее догоняет! (Убегают от дождика)
Речевые игры в технике «боди перкуссия»
для детей старшего дошкольного возраста.
Игра «Цигали, Бугали и Ца»
Для пробуждения фантазии и введение в игру детям рассказывается история о фантастических существах - Цигали, Бугали и Ца. Педагог показывает, как они могут двигаться и интонирует их имена (например, «Цигали» - произносит в верхнем регистре, пискляво, «Бугали» - утрированно, низким голосом, «Ца» - в среднем регистре, коротко, утрированно). Затем, стоя в кругу, все по очереди пробуют быть этими существами, (передавая по-своему образы голосом, движениями, интонацией).
Ход игры: 1 вар. Дети выучивают комбинацию движений за педагогом, темп можно постепенно ускорять от раза к разу.
Описание движений:
цигали - удар двумя ладошками по грудной косточке
бугали - удар двумя ладошками по коленям ца ца- хлопок в ладоши
Комбинация движений:
цигали-цигали, ца-ца
бугали-бугали, ца-ца
цигали, ца
бугали, ца
цигали, бугали, ца
2 вар. Игра проходит в тесном кругу. Дети стоят парами лицом друг к другу, но повернувшись боком в круг, комбинация движений та же, что и в 1 вар., но на движение «ца» дети делают хлопок друг другу по ладошкам, как только дети выполнят комбинацию движений в первый раз, на вторую комбинацию (на повтор) дети поворачиваются на 180 градусов и оказываются лицом к партнеру, который до этого стоял за его спиной. Образуются новые пары, игра повторяется.
РЕЧЕВАЯ ИГРОТЕКА
для детей среднего дошкольного возраста
(техника body percussion)
Цель: приобретение детьми дошкольного возраста опыта использования тела как музыкального инструмента с помощью «звучащих жестов».
Задачи:
1. Знакомить детей с различными «звучащими жестами», учить применять их в игровой деятельности в различных комбинациях, согласовывать свои движения с текстом.
2.Развивать чувство ритма, речь, внимание, познавательные процессы.
3.Воспитывать коммуникативные навыки.
1.Игра-приветствие «Озвучь своё имя»
Ребёнок 1 (с помощью «звучащих жестов» озвучивает своё имя): Тимофей!
Дети: Здравствуй, Тимофей! (ритмично ударяют по коленям)
Ребёнок 2: А-ли-са!
Дети: Здравствуй, Алиса…
2.Игра «Лиса»
Уж как шла лиса домой, (Хлопок, удары обеими руками по коленям)
Видит книгу под сосной,
Она села на пенёк (Притопы)
И читала весь денёк. (Потирания ладонями, словно «шуршит» страницами)
3. Игра «Лепёшки»
Наберу мучицы, (Круговые движения по коленям)
Подолью водицы (Шлепки по коленям)
Для детей хороших (Притопы)
Напеку лепёшек. (Хлопки)
4. Игра «Листопад»
Осень, осень! Листопад! (ритмичные хлопки)
Лес осенний конопат (щелчки пальцами)
Листья рыжие шуршат (трут ладошку о ладошку)
И летят, летят, летят (делают поглаживания)
5. Игра «Дождик»
Дождь, дождь, дождь с утра (Удары по груди)
Веселится детвора! (Легкие прыжки на месте)
Шлеп по лужам, шлеп – шлеп! (Удары по коленям)
Хлоп в ладоши, хлоп – хлоп! (Хлопки)
РЕЧЕВАЯ ИГРОТЕКА
для детей старшего дошкольного возраста
(техника body percussion)
Цель: приобретение детьми дошкольного возраста опыта использования тела как музыкального инструмента с помощью «звучащих жестов».
Задачи:
1. Учить детей применять «звучащие жесты» в игровой деятельности в различных комбинациях, согласовывать свои движения с текстом, знакомить с элементами нотной грамоты.
2. Упражнять в моделировании ритмических рисунков (жест-нота).
3. Развивать чувство ритма, речь, внимание, познавательные процессы.
4. Воспитывать коммуникативные навыки, умение работать в командах.
1.Игра «Осенняя сказка»
Тихо бродит по дорожке (Поглаживания кистей рук)
Осень в золотой одежке.
Где листочком зашуршит, (Потирание ладоней)
Где дождинкой зазвенит. (Щелчки пальцами в воздухе)
Раздается громкий стук: (Притопы всей стопой)
Это дятел – тук, да тук!
Дятел делает дупло – (Притопы носком)
Белке будет там тепло.
Ветерок вдруг налетел, (Потирание ладоней)
По деревьям пошумел,
Громче завывает, (Притопы пяткой)
Тучки собирает.
Дождик – динь, дождик – дон! (Щелчки пальцами в воздухе)
Капель бойкий перезвон.
Все звенит, стучит, поет – (Все жесты вместе, каждый выбирает своё)
Осень яркая идет!
2. Телесно-речевой канон «Прыгалка-считалка»
Игровые действия:
Педагог произносит текст и показывает движения, дети запоминают и повторяют.
Когда слова хорошо закреплены, педагог даёт возможность детям начать игру первыми, а сам, выдержав определённый «шаг» канона, вступает позднее.
Дети делятся на 2 группы и играют между собой.
Текст игры:
Мальчики, как зайчики, (удары одновременно 2 руками по груди)
Девочки, как белочки,
Прыгают и скачут, (чередование «хлопок, удар по коленям»)
Упадут, не плачут.
За окошком не сиди, (притопы)
Вы –хо–ди! (3 скользящих хлопка)
3. Телесно-речевой канон «Шла весёлая собака»
Шла весёлая собака (притопы)
Чики-Брики-Гав! (4 удара поочерёдно каждой рукой по груди, хлопок)
А за ней шагали гуси, (притопы)
Головы задрав. (4 удара поочерёдно каждой рукой по груди, хлопок)
А за ними – поросёнок (притопы)
Чики-Брики-Хрю! (4 удара поочерёдно каждой рукой по груди, хлопок)
Ну-ка, ну-ка, повторите, (притопы)
Что я говорю? (4 удара поочерёдно каждой рукой по груди, хлопок)