* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} h1 {font-size: 24pt; font-weight: bold;} h2 {font-size: 18pt; font-weight: bold;} h3 {font-size: 14pt; font-weight: bold;} h4 {font-size: 12pt; font-weight: bold;} h5 {font-size: 11pt; font-weight: bold;} h6 {font-weight: bold;} .Title {font-size: 36pt; font-weight: bold;} .Subtitle {font-family: 'Georgia'; font-size: 24pt; color: #666666; font-style: italic;}

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска "Основная общеобразовательная школа № 115"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Большая психологическая игра

«Улетные приключения»

(для учащихся 6-8 классов Октябрьского района)

Автор-составитель:

Шейфер Елена Владимировна -

педагог-психолог МБОУ ООШ №115

г. Новосибирск

2024

Оглавление

Раздел

Стр.

1.

Введение

2

2.

Цель, задачи

3

3.

Формирование компетенций

3

4.

Психологический ожидаемый результат

3

5.

Ход игры

3

6.

Заключение

11

7.

Список литературы

12

Введение

Большая психологическая игра — это символическая деятельность, которая моделирует и преображает реальность, отличается высокой степенью спонтанности и свободы, но протекает в рамках четко заданных правил, решает конкретные психологические задачи, работает с личностью как целостной структурой и имеет своей целью индивидуализацию личности через осознание человеком актуального опыта.

Актуальность

Благодаря психологическим играм подростки должны научиться действовать сообща, создавать коллектив, проявлять собственное «я», не ущемляя ничьего достоинства. Способности к преобразованию действительности закладываются и подготавливаются в психологическом игровом действии, прокладывая путь от чувства к организованному действию и от действия к чувству.

Психологическая игра делает мир наших детей интереснее, ярче, заполняет его творчеством и радостью открытий, помогает юному человеку лучше узнать себя и окружающих.

Новизна

Большая психологическая игра “Улетные приключения” разработана для школьников Октябрьского района города Новосибирска. Место проведения: МБОУ ООШ №115. Игра проходит в рамках весенней Всероссийской недели психологии, согласно плану районного методического объединения педагогов-психологов. Участниками станут ребята 6-8 классов из школ Октябрьского района города Новосибирска.

Новизна игры в способах и приемах организации групповой работы: автор применил собственную методику, которая позволила каждому “космонавту” проявить свое “Я” и активно влиять на ход и результаты выполнения заданий.

Возможности применения

Большая психологическая игра “Улетные приключения” может быть использована как для большего, так и для более меньшего числа участников. Например, в масштабах одной школы или классного коллектива.

2. Цель, задачи

Цель: развитие у подростков навыков общения, формирование доброжелательной рабочей обстановки в группе.

Воспитательные задачи: 

проживание ситуации сотрудничества, взаимовыручки;

формирование позитивного отношения к самому себе и окружающему миру;

формирование выдержки, спокойствия, самоконтроля.

3. Формирование компетенций:

критическое мышление,

креативное мышление,

коммуникация,

кооперация.

4. Психологический результат:

благоприятный психологический климат;

опыт взаимодействия в коллективе;

позитивные отношения между подростками

5. Ход игры

Участники игры входят в зал.

"Загружаются" в импровизированные летательные аппараты.

Космордессы нашей стартовой площадки предлагают каждому участнику команды выбирать «кусочек загадочного грунта» с неизвестной планеты. (Цветной камушек).

Ведущий: Добрый день, уважаемые ребята!

Поздравляем! Вы участники большой психологической игры «Улетные приключения!»

Внимание! Первое испытание!

Вам необходимо на время путешествия расстаться с друзьями и сформировать экипажи летательных аппаратов. Воспользуйтесь цветными камушками, чтобы определить свое место.

Звучит музыка предстартовой подготовки.

Участники команд пересаживаются в «летательные аппараты, соответствующие по цвету выбранным ими камушкам.

На каждом столике - обозначение цвета при помощи наклейки

На выполнение дается 1 минута.

Ведущий:

Междушкольные экипажи сформированы! В добрый путь! Взлетаем!

Звучит космическая музыка. (Звук взлета космической тарелки)

Задание 1 (М.В.)

Каждый участник команды пишет имя и рифму к нему на космическую тему, например:

Меня зовут Светлана, заправляю космический салат сметаной…

Меня зовут Наташа, я в космосе будку завтракать звездной кашей….

Меня зовут Елена - я удивляюсь красотой Вселенной

Меня зовут Мария - космические путешествия - это моя стихия!

Меня зовут Настя - Вам моё космическое - Здрасьте!

И так далее!

( На выполнение задания-5 минут)

Затем ребята в командах озвучивают друг другу высказывания. (Знакомство в необычной форме.) Совещаются, выбирают самое интересное и озвучивают другим командам, в порядке очередности, свои высказывания.

Ведущий: центр управления полетом находится за столиком 7. которые примет участие в "Улетных приключениях" и помогут вести бортовой журнал.

Представители команд школ и запасные участники занимают места за отдельным столиком Совета ученых. Совещаются и выбирают:

Тайменгер - наблюдатель за временем выполнения заданий участниками во время космического путешествия.

Баллоучитыватель - фиксирует полученные командами баллы, вносит их в таблицу. Диаграммист - графист - чертит цветные графики и диаграммы выполнения заданий экипажами космических кораблей.

Возглавлятель Совета Ученых - озвучивает результаты, подмечая сильные стороны каждого экипажа.

Фотографист - фотографирует и снимает интересные моменты космического путешествия.

Задача Совета: в конце представить диаграммы и графики своих наблюдений.

Ведущий объявляет Задание 2

Приветствие - установка.

В кругу своей команды, взявшись за руки, ребята говорят друг другу: "Я готов с тобой полететь в космос".(на выполнение задания - 2 минуты)

Ведущий: объявляет о начале космической прогулки.

Проводит запуск ракет в форме флешмоба “Я -ракета” (в записи, на экране, либо показ творческой группы школы) (Приложение 2)

(На флэшмоб даётся 1 минута)

Ведущий:

Пять минут. Полет нормальный.

Внимательно

прослушайте

Задание

3

 Взгляните на небо и Вы станете ближе к звёздам!

Упражнение Мозговой штурм ( работа командами)

Каждая команда вытягивает билет с Звездным высказыванием, посовещавшись, ребята пишут интерпретацию. Затем по очереди их называют и отправляют на рассмотрение Ученого Совета.

(При желании можно это задание заменить на найденный космический мусор и найти способы применения этому предмету).

На выполнение задания - 5 минут

Ведущий: говорит о том, что мы попали в метеоритный дождь. Предлагает выполнить упражнение "Полет" (Тренировка координации и пространственной ориентации)

Продолжительность - 30 секунд

При команде "Метеорит слева" все дружно наклоняются вправо, чтобы избежать удара, "Метеорит справа" - наклон влево. Команда "Горючее" означает, что нужно глубоко вздохнуть и задержать дыхание, чтобы не допустить утечки горючего; "Невесомость" - взяться всем за руки, чтобы не улететь; "Перегрузка" - наклониться вперед.

Ведущий: (на фоне таинственной космической музыки)

Внимание! Внимание!

Получена инопланетная информация.

Задание 4.

Нужно разгадать шифровку от инопланетян с кодовыми космическими словами

Каждая команда получает бланк и вписывает ответы на 12 ребусов. (Приложение 2)

Ребусы демонстрируются на экране или раздаются в печатном виде.

На выполнение задания 10 минут

Установка от ведущего:

Самое главное в космосе - быть в команде, поддерживать, помогать и выручать друг друга. Есть уверенность, что у нас все получится!

Задание 5

Команды выбирают название своей команды: какую то из планет солнечной системы. Каждый пишет на листочке свою версию, затем решают все вместе. Если 2 или несколько команд выбрали одну и туже планету, то капитаны принимают решение в этой ситуации самостоятельно.

(Ученый Совет внимательно следит за процессом выбора и решения спорных ситуаций командами. Можно подходить и задавать вопросы командам по поводу мотивации выбора той или иной планеты)

На выбор дается 1 минута

Задание 6

Ребята распределяют роли и выбирают цвета, затем раскрашивают выбранную планету цветными карандашами всей командой.

На выполнение задания дается 4 минуты

Ведущий: сообщает о том, что мы в жизни испытываем разные эмоции, в том числе и страх перед реальной или воображаемой опасностью. Для того, чтобы справиться со страхом во время нашего космического полета, команды выполняют Задание «Дадим отпор»

Задание 7

Каждый пишет на листочке какой-то страх или опасность. Затем команда совещается и выбирает один, с которому дадут отпор.

Все участники команды становятся в круг, берутся за руки.

Ведущий:

На нас напали (

л

а,

ло

, ал) ….

Ответ участников: …….

Дадим отпор…

и каждая команда, в порядке очередности называет свой страх.

(Пример. Ведущий: «На нас напали маленькие зелёные человечки».

Участники: «Дадим отпор маленьким зелёным человечкам».)

Основные критерии этого упражнения - быстрота, громкость, и дружность защиты.

Каждая команда говорит об одном страхе или опасности, посовещавшись.

На выполнение задания - 5 минут

Ведущий:

Наши космические корабли направляются на Луну - спутник Земли.

Проверим стабильность наших систем!

Задание 8

Упражнение "Карандаши"

Экипажи встают в круг, стоящие рядом должны удержать подушечками указательных пальцев карандаши или ручки. Не отпуская карандашей, синхронно выполняют задания:

Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение. Вытянуть руки вперед, отвести назад. Сделать шаг вперед; два шага назад; шаг вперед. Наклониться вперед, назад, выпрямиться. Присесть, встать.

Усложненный вариант: делать одновременно два движения (например, шагнуть вперед и поднять руки). Держать руки не в стороны, а скрестить их перед грудью (левой рукой держит карандаш партнера справа, правой — партнера слева). Выполнять упражнение с закрытыми глазами.

Включить космическую музыку и устроить коллективный «танец».

Обсуждение проводится если есть необходимость:

Вопросы для обсуждения:

Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали?

А на что ориентироваться при их выполнении?

Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?

А двоих — справа и слева — одновременно?

Ответы от команд в порядке очередности.

Ведущий:

Внимание! Внимание! Говорит бортмеханик! Обнаружены повреждения космических ракет!

Всем космонавтам необходимо покинуть космически

е

корабли

и срочно прилуниться.

Звучит музыка падающих камней, космических взрывов. Приложение)

У

нас случилось кораблекрушение

.

Мы все живы

- это самое главное

! Мы на Луне!

Луна - это спокойствие, умиротворение, стабильность.

Просим вас продемонстрировать планете свою выдержку, спокойствие и самоконтроль.

Нас встречают Луняне.

Чтобы продолжить наше путешествие нам предстоит добраться до запасного космодрома, который находится в 300-км от того места где мы находимся, на светлой стороне Луны.

Все, что у нас осталось из вещей: надо понять какие из них самые важные

Задание 9

Команды расставляют приоритеты вещей в табличке.

Вначале каждый это делает сам, а затем заполняется один общий бланк. Нужно как-то договориться… в итоге делятся впечатлениями. Всех ли устроил общий вариант ответов…

Ведущий: Вещи собраны. Экипажам необходимо разместиться разместится в луноходах, для того, чтобы добраться до запасного космодрома.

Задание 10

Упражнение "Высший пилотаж"

Участники получают лист бумаги. Им необходимо разместить свои команды в пространство этого листа. Можно воспользоваться ножницами.

Важное условие - заботиться и помогать друг другу.

На выполнение задания даётся 5 минут.

Команды обегают вокруг фишки и возвращаются на свои места.

Задание 11

Упражнение «Пройди через кольцо!»

Ведущий: Продолжаем путь, но Лунная поверхность таит в себе много опасностей. Чтобы не погибнуть и спасти друг друга вам нужно использовать спасательный круг. Спасаться вы будете следующим образом: встаньте в круг. На руку одного из игроков надевается обруч. Затем все участники берутся за руки. Обруч передается по кругу, пока не вернется в начальную точку. Вам придется приложить определенные физические усилия и смекалку, продевая кольцо через себя без участия рук.

Вся команда должна «пролезть» через обруч, не разжав соединенных рук.

Команды выполняют упражнение по очереди либо одновременно, остальные смотрят и поддерживают.

Ведущий:

Мы добрались до запасного космодрома на светлой стороне Луны. Ура!

Возвращаемся на Землю! Нас уже ждут родные и друзья!

Поехали!!

Участники выкладывают из обручей иллюминаторы ракеты и из гимнастических палок - верхнюю часть ракеты. Каждая команда должна разместиться

в обруче

!

Звучит космическая музыка (Приложение)

Ведущий:

Поздравляю, с возвращением на родную планету Земля!

Рисунок «Космический пейзаж»

На одном ватмане все команды приклеивают планеты, все вместе изображают космический пейзаж.

1 космическое небо (звёздочки, фломастеры, мелки)

2, 3 рисуют планеты Марс и Юпитер, Земля и Луна (заготовки планет, фломастеры, мелки, двухсторонний скотч)

4 рисует космический корабль и (лист А-4, фломастеры, мелки, ножницы, скотч)

Задание 12

Упражнение «Космическая почта».

Команды посылают друг другу послания.

Инструкция для всех: «У каждой группы на руках листочек, на котором нарисованы 5 планет солнечной системы. Известно, что одна из планет - общая для всех, ваша задача узнать какая это планета. Узнать это можно, отправляя и получая письма. Когда вы узнаете, что это за планета, напишите ее название на бланк для итогового ответа. Игра заканчивается тогда, когда ответ дали все группы. На работу дается 5 минут.

Группы должны сидеть так, чтобы участники не видели друг друга, разговаривать можно только шепотом.

После выполнения упражнения можно провести коллективное обсуждение: Какое поведение мешало, а какое поведение помогало искать правильный ответ? Какого типа письма были наиболее информативны? Какие ошибки совершаются участниками в процессе игры.

Задание 13

Игра «Что такое космический мусор?»

Каждый участник получает предмет, найденный в космическом пространстве и в течение 1 минуты записывает все возможные варианты использования этой скрепки. Затем каждая команда должна написать общий список вариантов использования предмета. На это дается 2 минуты. Читается список, и одинаковые варианты зачеркиваются, и побеждает та группа, у которой больше всего не зачеркнутых вариантов.

Игра Запуск спутников.

Сейчас в одну сторону я передам красный фломастер. Его надо будет передавать через одного. Давайте потренируемся. А теперь в другую сторону надо будет передавать синий фломастер каждому. Будьте внимательны. Два фломастера передаются по кругу в противоположных направлениях. Если они встречаются в одних руках, игра начинается заново.

Ведущий.

Уважаемые космонавты, мы прошли с вами испытания стойкости, взаимовыручки, самоконтроля.

Упражнение "Добрые слова"

Участники перекидывая друг другу мяч, говорят приятные слова, комплименты, пожелания.

Ведущий.

- Вот мы и дома!

Рисунок "Космический пейзаж"

На одном листе ватмана ребята все вместе изображают свои впечатления от космического путешествия.

Научный доклад Ученого Совета

Представляют диаграммы, графики наблюдений.

Зачитывают стихотворение о нашей планете.

Общий снимок. Награждение.

Награждаем команду - победителя, поименно.

Вручаем сертификаты участников школам.

Длительность -5 минут

Прощание - установка

В кругу, взявшись за руки, ребята говорят друг другу: "Мне было приятно с тобой общаться!"

Возвращаются в свои школьные команды и выходят поочередно из зала.

6. Заключение

Игра может длится от 80 до 120 минут, в зависимости от резерва времени.

Данная игра длилась 80 минут, но было видно, что ребята были не против продолжить. Им не хотелось расходиться. Они почувствовали сплоченность, вдохновение на проявление креативности и радость от командной работы. обменивались телефонами. Их лица светились счастьем от с пользой проведенного времени. Основная цель игры и задачи, которые ставили перед собой авторы - выполнены.

Возникла идея создать серию больших психологических игр.

Благодарности

Благодарим наших молодых педагогов, принявших участие в разработке концепции игры и отлично справившихся с ролью ведущих!

Благодарим учащихся 9 класса:

за выполнение роли гидов и встречу гостей;

за выполнение роли организаторов голосования на приз зрительских

симпатий команд

из 7 школ района в оценке творческих работ учащихся 5-8 классов МБОУ ООШ №115 на тему “Полет в космос”:

за созданную атмосферу взаимопомощи и выполнение роли

космордесс

во время космического путешествия команд.

Благодарим представителей школьных команд:

за выполнение роли Ученого Совета,

за подготовку научного доклада и великолепное исполнение стихов о нашей планете Земля;

за подсчет баллов и проведение церемонии награждения.

Благодарим педагогов и администрацию школы:

за оформление фотозоны;

за предоставленное помещение и технические средства, необходимые для проведения районного мероприятия;

за проведение конкурса рисунков среди учащихся 5-8

классова

и организацию выставки;

за

созданную рабочую

ситуацию тишины и порядка в школьных коридорах, во время проведения мероприятия;

за предоставленные сертификаты всем командам, грамоты и призы победителям.

Благодарим участников игры:

за проявленную смекалку, креативность, сплоченность, умение работать в команде;

За позитивный настрой и активность;

за смелость в проявлении своего “Я”;

за хорошее настроение и шквал эмоций;

за то, что приняли активное участие!

7. Список литературы и медиа ресурсы

https://studopedia.net/2_27647_zaklyuchenie-vazhnost-ispolzovaniya-v-rabote-pedagogov-psihologicheskih-igr.html

https://textarchive.ru/c-2783835.html