муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска "Основная общеобразовательная школа № 115"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Большая психологическая игра
«Улетные приключения»
(для учащихся 6-8 классов Октябрьского района)
Автор-составитель:
Шейфер Елена Владимировна -
педагог-психолог МБОУ ООШ №115
г. Новосибирск
2024
Оглавление
Введение
Большая психологическая игра — это символическая деятельность, которая моделирует и преображает реальность, отличается высокой степенью спонтанности и свободы, но протекает в рамках четко заданных правил, решает конкретные психологические задачи, работает с личностью как целостной структурой и имеет своей целью индивидуализацию личности через осознание человеком актуального опыта.
Актуальность
Благодаря психологическим играм подростки должны научиться действовать сообща, создавать коллектив, проявлять собственное «я», не ущемляя ничьего достоинства. Способности к преобразованию действительности закладываются и подготавливаются в психологическом игровом действии, прокладывая путь от чувства к организованному действию и от действия к чувству.
Психологическая игра делает мир наших детей интереснее, ярче, заполняет его творчеством и радостью открытий, помогает юному человеку лучше узнать себя и окружающих.
Новизна
Большая психологическая игра “Улетные приключения” разработана для школьников Октябрьского района города Новосибирска. Место проведения: МБОУ ООШ №115. Игра проходит в рамках весенней Всероссийской недели психологии, согласно плану районного методического объединения педагогов-психологов. Участниками станут ребята 6-8 классов из школ Октябрьского района города Новосибирска.
Новизна игры в способах и приемах организации групповой работы: автор применил собственную методику, которая позволила каждому “космонавту” проявить свое “Я” и активно влиять на ход и результаты выполнения заданий.
Возможности применения
Большая психологическая игра “Улетные приключения” может быть использована как для большего, так и для более меньшего числа участников. Например, в масштабах одной школы или классного коллектива.
2. Цель, задачи
Цель: развитие у подростков навыков общения, формирование доброжелательной рабочей обстановки в группе.
Воспитательные задачи:
проживание ситуации сотрудничества, взаимовыручки;
формирование позитивного отношения к самому себе и окружающему миру;
формирование выдержки, спокойствия, самоконтроля.
3. Формирование компетенций:
критическое мышление,
креативное мышление,
коммуникация,
кооперация.
4. Психологический результат:
благоприятный психологический климат;
опыт взаимодействия в коллективе;
позитивные отношения между подростками
5. Ход игры
Участники игры входят в зал.
"Загружаются" в импровизированные летательные аппараты.
Космордессы нашей стартовой площадки предлагают каждому участнику команды выбирать «кусочек загадочного грунта» с неизвестной планеты. (Цветной камушек).
Ведущий: Добрый день, уважаемые ребята!
Поздравляем! Вы участники большой психологической игры «Улетные приключения!»
Внимание! Первое испытание!
Вам необходимо на время путешествия расстаться с друзьями и сформировать экипажи летательных аппаратов. Воспользуйтесь цветными камушками, чтобы определить свое место.
Звучит музыка предстартовой подготовки.
Участники команд пересаживаются в «летательные аппараты, соответствующие по цвету выбранным ими камушкам.
На каждом столике - обозначение цвета при помощи наклейки
На выполнение дается 1 минута.
Ведущий:
Междушкольные экипажи сформированы! В добрый путь! Взлетаем!
Звучит космическая музыка. (Звук взлета космической тарелки)
Задание 1 (М.В.)
Каждый участник команды пишет имя и рифму к нему на космическую тему, например:
Меня зовут Светлана, заправляю космический салат сметаной…
Меня зовут Наташа, я в космосе будку завтракать звездной кашей….
Меня зовут Елена - я удивляюсь красотой Вселенной
Меня зовут Мария - космические путешествия - это моя стихия!
Меня зовут Настя - Вам моё космическое - Здрасьте!
И так далее!
( На выполнение задания-5 минут)
Затем ребята в командах озвучивают друг другу высказывания. (Знакомство в необычной форме.) Совещаются, выбирают самое интересное и озвучивают другим командам, в порядке очередности, свои высказывания.
Ведущий: центр управления полетом находится за столиком 7. которые примет участие в "Улетных приключениях" и помогут вести бортовой журнал.
Представители команд школ и запасные участники занимают места за отдельным столиком Совета ученых. Совещаются и выбирают:
Тайменгер - наблюдатель за временем выполнения заданий участниками во время космического путешествия.
Баллоучитыватель - фиксирует полученные командами баллы, вносит их в таблицу. Диаграммист - графист - чертит цветные графики и диаграммы выполнения заданий экипажами космических кораблей.
Возглавлятель Совета Ученых - озвучивает результаты, подмечая сильные стороны каждого экипажа.
Фотографист - фотографирует и снимает интересные моменты космического путешествия.
Задача Совета: в конце представить диаграммы и графики своих наблюдений.
Ведущий объявляет Задание 2
Приветствие - установка.
В кругу своей команды, взявшись за руки, ребята говорят друг другу: "Я готов с тобой полететь в космос".(на выполнение задания - 2 минуты)
Ведущий: объявляет о начале космической прогулки.
Проводит запуск ракет в форме флешмоба “Я -ракета” (в записи, на экране, либо показ творческой группы школы) (Приложение 2)
(На флэшмоб даётся 1 минута)
Ведущий:
Пять минут. Полет нормальный.
Внимательно
прослушайте
Задание
3
Взгляните на небо и Вы станете ближе к звёздам!
Упражнение Мозговой штурм ( работа командами)
Каждая команда вытягивает билет с Звездным высказыванием, посовещавшись, ребята пишут интерпретацию. Затем по очереди их называют и отправляют на рассмотрение Ученого Совета.
(При желании можно это задание заменить на найденный космический мусор и найти способы применения этому предмету).
На выполнение задания - 5 минут
Ведущий: говорит о том, что мы попали в метеоритный дождь. Предлагает выполнить упражнение "Полет" (Тренировка координации и пространственной ориентации)
Продолжительность - 30 секунд
При команде "Метеорит слева" все дружно наклоняются вправо, чтобы избежать удара, "Метеорит справа" - наклон влево. Команда "Горючее" означает, что нужно глубоко вздохнуть и задержать дыхание, чтобы не допустить утечки горючего; "Невесомость" - взяться всем за руки, чтобы не улететь; "Перегрузка" - наклониться вперед.
Ведущий: (на фоне таинственной космической музыки)
Внимание! Внимание!
Получена инопланетная информация.
Задание 4.
Нужно разгадать шифровку от инопланетян с кодовыми космическими словами
Каждая команда получает бланк и вписывает ответы на 12 ребусов. (Приложение 2)
Ребусы демонстрируются на экране или раздаются в печатном виде.
На выполнение задания 10 минут
Установка от ведущего:
Самое главное в космосе - быть в команде, поддерживать, помогать и выручать друг друга. Есть уверенность, что у нас все получится!
Задание 5
Команды выбирают название своей команды: какую то из планет солнечной системы. Каждый пишет на листочке свою версию, затем решают все вместе. Если 2 или несколько команд выбрали одну и туже планету, то капитаны принимают решение в этой ситуации самостоятельно.
(Ученый Совет внимательно следит за процессом выбора и решения спорных ситуаций командами. Можно подходить и задавать вопросы командам по поводу мотивации выбора той или иной планеты)
На выбор дается 1 минута
Задание 6
Ребята распределяют роли и выбирают цвета, затем раскрашивают выбранную планету цветными карандашами всей командой.
На выполнение задания дается 4 минуты
Ведущий: сообщает о том, что мы в жизни испытываем разные эмоции, в том числе и страх перед реальной или воображаемой опасностью. Для того, чтобы справиться со страхом во время нашего космического полета, команды выполняют Задание «Дадим отпор»
Задание 7
Каждый пишет на листочке какой-то страх или опасность. Затем команда совещается и выбирает один, с которому дадут отпор.
Все участники команды становятся в круг, берутся за руки.
Ведущий:
На нас напали (
л
а,
ло
, ал) ….
Ответ участников: …….
Дадим отпор…
и каждая команда, в порядке очередности называет свой страх.
(Пример. Ведущий: «На нас напали маленькие зелёные человечки».
Участники: «Дадим отпор маленьким зелёным человечкам».)
Основные критерии этого упражнения - быстрота, громкость, и дружность защиты.
Каждая команда говорит об одном страхе или опасности, посовещавшись.
На выполнение задания - 5 минут
Ведущий:
Наши космические корабли направляются на Луну - спутник Земли.
Проверим стабильность наших систем!
Задание 8
Упражнение "Карандаши"
Экипажи встают в круг, стоящие рядом должны удержать подушечками указательных пальцев карандаши или ручки. Не отпуская карандашей, синхронно выполняют задания:
Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение. Вытянуть руки вперед, отвести назад. Сделать шаг вперед; два шага назад; шаг вперед. Наклониться вперед, назад, выпрямиться. Присесть, встать.
Усложненный вариант: делать одновременно два движения (например, шагнуть вперед и поднять руки). Держать руки не в стороны, а скрестить их перед грудью (левой рукой держит карандаш партнера справа, правой — партнера слева). Выполнять упражнение с закрытыми глазами.
Включить космическую музыку и устроить коллективный «танец».
Обсуждение проводится если есть необходимость:
Вопросы для обсуждения:
Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали?
А на что ориентироваться при их выполнении?
Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?
А двоих — справа и слева — одновременно?
Ответы от команд в порядке очередности.
Ведущий:
Внимание! Внимание! Говорит бортмеханик! Обнаружены повреждения космических ракет!
Всем космонавтам необходимо покинуть космически
е
корабли
и срочно прилуниться.
Звучит музыка падающих камней, космических взрывов. Приложение)
У
нас случилось кораблекрушение
.
Мы все живы
- это самое главное
! Мы на Луне!
Луна - это спокойствие, умиротворение, стабильность.
Просим вас продемонстрировать планете свою выдержку, спокойствие и самоконтроль.
Нас встречают Луняне.
Чтобы продолжить наше путешествие нам предстоит добраться до запасного космодрома, который находится в 300-км от того места где мы находимся, на светлой стороне Луны.
Все, что у нас осталось из вещей: надо понять какие из них самые важные
Задание 9
Команды расставляют приоритеты вещей в табличке.
Вначале каждый это делает сам, а затем заполняется один общий бланк. Нужно как-то договориться… в итоге делятся впечатлениями. Всех ли устроил общий вариант ответов…
Ведущий: Вещи собраны. Экипажам необходимо разместиться разместится в луноходах, для того, чтобы добраться до запасного космодрома.
Задание 10
Упражнение "Высший пилотаж"
Участники получают лист бумаги. Им необходимо разместить свои команды в пространство этого листа. Можно воспользоваться ножницами.
Важное условие - заботиться и помогать друг другу.
На выполнение задания даётся 5 минут.
Команды обегают вокруг фишки и возвращаются на свои места.
Задание 11
Упражнение «Пройди через кольцо!»
Ведущий: Продолжаем путь, но Лунная поверхность таит в себе много опасностей. Чтобы не погибнуть и спасти друг друга вам нужно использовать спасательный круг. Спасаться вы будете следующим образом: встаньте в круг. На руку одного из игроков надевается обруч. Затем все участники берутся за руки. Обруч передается по кругу, пока не вернется в начальную точку. Вам придется приложить определенные физические усилия и смекалку, продевая кольцо через себя без участия рук.
Вся команда должна «пролезть» через обруч, не разжав соединенных рук.
Команды выполняют упражнение по очереди либо одновременно, остальные смотрят и поддерживают.
Ведущий:
Мы добрались до запасного космодрома на светлой стороне Луны. Ура!
Возвращаемся на Землю! Нас уже ждут родные и друзья!
Поехали!!
Участники выкладывают из обручей иллюминаторы ракеты и из гимнастических палок - верхнюю часть ракеты. Каждая команда должна разместиться
в обруче
!
Звучит космическая музыка (Приложение)
Ведущий:
Поздравляю, с возвращением на родную планету Земля!
Рисунок «Космический пейзаж»
На одном ватмане все команды приклеивают планеты, все вместе изображают космический пейзаж.
1 космическое небо (звёздочки, фломастеры, мелки)
2, 3 рисуют планеты Марс и Юпитер, Земля и Луна (заготовки планет, фломастеры, мелки, двухсторонний скотч)
4 рисует космический корабль и (лист А-4, фломастеры, мелки, ножницы, скотч)
Задание 12
Упражнение «Космическая почта».
Команды посылают друг другу послания.
Инструкция для всех: «У каждой группы на руках листочек, на котором нарисованы 5 планет солнечной системы. Известно, что одна из планет - общая для всех, ваша задача узнать какая это планета. Узнать это можно, отправляя и получая письма. Когда вы узнаете, что это за планета, напишите ее название на бланк для итогового ответа. Игра заканчивается тогда, когда ответ дали все группы. На работу дается 5 минут.
Группы должны сидеть так, чтобы участники не видели друг друга, разговаривать можно только шепотом.
После выполнения упражнения можно провести коллективное обсуждение: Какое поведение мешало, а какое поведение помогало искать правильный ответ? Какого типа письма были наиболее информативны? Какие ошибки совершаются участниками в процессе игры.
Задание 13
Игра «Что такое космический мусор?»
Каждый участник получает предмет, найденный в космическом пространстве и в течение 1 минуты записывает все возможные варианты использования этой скрепки. Затем каждая команда должна написать общий список вариантов использования предмета. На это дается 2 минуты. Читается список, и одинаковые варианты зачеркиваются, и побеждает та группа, у которой больше всего не зачеркнутых вариантов.
Игра Запуск спутников.
Сейчас в одну сторону я передам красный фломастер. Его надо будет передавать через одного. Давайте потренируемся. А теперь в другую сторону надо будет передавать синий фломастер каждому. Будьте внимательны. Два фломастера передаются по кругу в противоположных направлениях. Если они встречаются в одних руках, игра начинается заново.
Ведущий.
Уважаемые космонавты, мы прошли с вами испытания стойкости, взаимовыручки, самоконтроля.
Упражнение "Добрые слова"
Участники перекидывая друг другу мяч, говорят приятные слова, комплименты, пожелания.
Ведущий.
- Вот мы и дома!
Рисунок "Космический пейзаж"
На одном листе ватмана ребята все вместе изображают свои впечатления от космического путешествия.
Научный доклад Ученого Совета
Представляют диаграммы, графики наблюдений.
Зачитывают стихотворение о нашей планете.
Общий снимок. Награждение.
Награждаем команду - победителя, поименно.
Вручаем сертификаты участников школам.
Длительность -5 минут
Прощание - установка
В кругу, взявшись за руки, ребята говорят друг другу: "Мне было приятно с тобой общаться!"
Возвращаются в свои школьные команды и выходят поочередно из зала.
6. Заключение
Игра может длится от 80 до 120 минут, в зависимости от резерва времени.
Данная игра длилась 80 минут, но было видно, что ребята были не против продолжить. Им не хотелось расходиться. Они почувствовали сплоченность, вдохновение на проявление креативности и радость от командной работы. обменивались телефонами. Их лица светились счастьем от с пользой проведенного времени. Основная цель игры и задачи, которые ставили перед собой авторы - выполнены.
Возникла идея создать серию больших психологических игр.
Благодарности
Благодарим наших молодых педагогов, принявших участие в разработке концепции игры и отлично справившихся с ролью ведущих!
Благодарим учащихся 9 класса:
за выполнение роли гидов и встречу гостей;
за выполнение роли организаторов голосования на приз зрительских
симпатий команд
из 7 школ района в оценке творческих работ учащихся 5-8 классов МБОУ ООШ №115 на тему “Полет в космос”:
за созданную атмосферу взаимопомощи и выполнение роли
космордесс
во время космического путешествия команд.
Благодарим представителей школьных команд:
за выполнение роли Ученого Совета,
за подготовку научного доклада и великолепное исполнение стихов о нашей планете Земля;
за подсчет баллов и проведение церемонии награждения.
Благодарим педагогов и администрацию школы:
за оформление фотозоны;
за предоставленное помещение и технические средства, необходимые для проведения районного мероприятия;
за проведение конкурса рисунков среди учащихся 5-8
классова
и организацию выставки;
за
созданную рабочую
ситуацию тишины и порядка в школьных коридорах, во время проведения мероприятия;
за предоставленные сертификаты всем командам, грамоты и призы победителям.
Благодарим участников игры:
за проявленную смекалку, креативность, сплоченность, умение работать в команде;
За позитивный настрой и активность;
за смелость в проявлении своего “Я”;
за хорошее настроение и шквал эмоций;
за то, что приняли активное участие!
7. Список литературы и медиа ресурсы
https://studopedia.net/2_27647_zaklyuchenie-vazhnost-ispolzovaniya-v-rabote-pedagogov-psihologicheskih-igr.html
https://textarchive.ru/c-2783835.html