Психофизиологическая характеристика ребенка.
(оценка родителей)
Инструкция: «Оцените своего ребенка по ниже приведенным параметрам по шкале от 3 до –3 (по принципу уменьшения данной характеристики на противоположную).
3Б – да, совершенно верно.
2Б – да.
1Б – скорее, да, чем нет.
0 – затрудняюсь ответить.
-1Б - скорее нет, чем да.
-2Б – нет.
-3Б – нет, абсолютно уверен.
Интеллект_________________________________
Внешность________________________________
Отношение к людям________________________
Отношение к вещам_________________________
Характер__________________________________
Темперамент_______________________________
_____________________________________________________________________________________
Психофизиологическая характеристика ребенка
(оценка родителей)
Инструкция: «Оцените своего ребенка по ниже приведенным параметрам по шкале от 3 до –3 (по принципу уменьшения данной характеристики на противоположную).
3Б – да, совершенно верно.
2Б – да.
1Б – скорее, да, чем нет.
0 – затрудняюсь ответить.
-1Б - скорее нет, чем да.
-2Б – нет.
-3Б – нет, абсолютно уверен.
Интеллект_________________________________
Внешность________________________________
Отношение к людям________________________
Отношение к вещам_________________________
Характер__________________________________
Темперамент_______________________________
«Искусство быть родителем»
Ваш ребенок не в чём не виноват перед Вами. Ни в том, что создал Вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал Вашего ожидания. И Вы не в праве требовать, чтобы он разрешил Вам эти проблемы.
Ваш ребёнок – не Ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь Вы не имеете право. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.
Ваш ребёнок далеко не всегда будет послушным и милым, как когда то в детстве. Его упрямство и отстаивание своих позиций также неизбежны, как сам факт его присутствия.
Во многих конфликтах с ребенком повинны Вы сами, потому что вовремя не поняли его, не желая принимать его таким, каков он есть.
Вы должны всегда верить в лучшее, что есть в ребенке. Быть уверенными в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится!
«Искусство быть родителем»
Ваш ребенок не в чём не виноват перед Вами. Ни в том, что создал Вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал Вашего ожидания. И Вы не в праве требовать, чтобы он разрешил Вам эти проблемы.
Ваш ребёнок – не Ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь Вы не имеете право. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.
Ваш ребёнок далеко не всегда будет послушным и милым, как когда то в детстве. Его упрямство и отстаивание своих позиций также неизбежны, как сам факт его присутствия.
Во многих конфликтах с ребенком повинны Вы сами, потому что вовремя не поняли его, не желая принимать его таким, каков он есть.
Вы должны всегда верить в лучшее, что есть в ребенке. Быть уверенными в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится!
Родительское собрание
Цель: Способствовать формированию взаимопонимания между родителями и детьми
Задачи:
Осознание истоков детской агрессивности и последствий агрессивного поведения родителей
Обучение адекватным принципам в воспитании (понимание, принятие, поддержка)
Формирование родительской компетентности в вопросах воспитания детей
Оборудование:
Самооценочные бланки, карандаши
Организация и участники:
Форма организации – тренинг. Количество родителей - до 20 человек. Собрание может быть организовано для родителей подростков 11-16 лет. Без участия детей.
Ход собрания:
Приветственное слово ведущего. Представление родителей.
Упражнение: «Как я обычно провожу время вместе с ребенком». Каждый родитель должен представиться и высказаться о совместном времяпрепровождении со своим ребенком подростком. Время ограничено (1 минута).
Уважаемые родители!
Представиться …. Сегодня мы с вами поговорим о психологических особенностях ваших детей подростков, о причинах ваших ссор и попробуем понять очень простой алгоритм правильного воспитания – «П П П». (выставляются 3 карточки- буквы П, на оборотной стороне которых скрыто название принципов - принятие, поддержка, понимание).
Осознание истоков детской агрессивности и последствий агрессивного поведения родителей
Каждый родитель задумывается о том, как же воспитывать ребенка. Особенно, если этот ребенок становиться подростком. Взрослее, дети хотят большей самостоятельности, свободы, хотят больше походить на нас с вами, хотят разговора на равных, презирают ограничения и запреты, становятся грубыми и раздражительными. Мы начинаем искать наших когда то милых детей – не находим и тоже начинаем злиться. Т.е мы и наши дети ведем себя агрессивно. Давайте для начала выясним - что такое агрессия, и каков ее след в воспитании. Агрессивность дремлет в каждом из нас. Дремлет, потому что изначально присутствует в той или иной мере в каждом их нас, готовая к любой момент выйти наружу. Человек рождается умеренно агрессивным, при отсутствии патологии беременности и родов это помогает ему самостоятельно пробиваться на свет. В дальнейшем агрессия выручает в рамках самозащиты и самосохранения, когда нет или ребенок не знает других способов.
Агрессия детей – это сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справиться не может
Упражнение: «Насколько мой ребенок агрессивен?»
Давайте оценим по пятибалльной системе проявлений различных форм агрессии у своих детей. А теперь выясним предполагаемые причины.
Дети грубят в силу следующих причин:
1. Инфантильность
Дети по социальному и психическому статусу не соответствуют своему возрасту. Это особенно заметно, когда в семье один ребенок. Здесь присутствует эгоизм.
2. Ситуативный протест (скрытый или открытый)
Вербальная самозащита, выражающаяся во вспышках недовольства, гнева, ярости, возникающих в ответ на попытки других унизить, оскорбить или подчинить ребенка своей воли. Носит адресный характер, направлена на кого-то конкретно. Скрытый протест – уход от агрессора или уход в себя, накопление негативных эмоций (самобичевание, обида, злость). Долговременный не выход этого багажа эмоций и состояний выливается в психосоматические заболевания (беспричинная рвота, заикание, косоглазие, заболевания желудочно-кишечного тракта и др.)
3. Уродливый патологический характер
Преобладание в ребенке таких черт характера, как повышенная возбудимость, злобность, конфликтность. Иногда такой характер наследуется от кого-то из родственников.
Посмотрите внимательно, если считать, что вся выражаемая вашим ребенком агрессия это 100 %, то какая часть приходиться на каждую из 3 причин. Вы можете вообще исключить некоторые причины. (минута на обдумывание)
0- 5 – ребенок не агрессивен
5-15 – ребенок проявляет умеренную агрессию
15-25 – ребенок проявляет повышенную тревожность
Свыше 25 агрессивность, как черта характера
Так вот, если показатели свыше 25 баллов и истоки агрессивности лежат в 1 и 3 пунках, вам не обойтись без специалистов (медиков, психологов), т.к. существует большая разница между проявлением агрессии у ребенка и агрессивностью ребенка, как чертой характера. Агрессия возникает в ответ на провокацию, а агрессивность – это постоянная готовность и желание к проявлению агрессии, как способ удовлетворения своих потребностей за счет чужого самоуважения.
Если же основной процент соответствует 2 пункту, и показатели агрессивности до 15-20 баллов, соответствующей умеренной агрессивности, вызванной повышенной тревожностью, вы можете улучшить ситуацию самостоятельно, изменив стиль воспитания и общения с ребенком.
Давайте подумаем, что провоцирует агрессивное поведение детей в семье, и что мы родители можем изменить. В первую очередь, это агрессивность самих родителей. Многие родители считают, что раз они старше, значит дети должны их уважать т слушаться и если этого не происходит, родители злятся и пытаются подавить бунт ребенка силой. Это значит они не находят других адекватных способов влияния на детей и таким образом расписываются в собственном бессилии. При этом, они проявляют и вербальную агрессию, говорят слова, которые надолго врезаются в память ребенка и надолго оставляют глубокие раны, которые не заживают даже в зрелом возрасте. При этом сами родители не придают особого значения этим словам, и если бы эти слова в адрес их детей произнес кто-то другой, они были бы возмущены до глубины души.
Итак, агрессия родителей – это роспись в собственном бессилие и подрыв родительского авторитета (особенно у отцов). Любая агрессия со стороны родителей вызовет протест детей (открытый или скрытый.
Обучение адекватным принципам в воспитании (понимание, принятие, поддержка)
У каждого из нас свой определенный взгляд на воспитание. Некоторые уверены в том, что послушание невозможно без наказания. Взрослые считают, что они старше, значит мудрее, значит, не только могут, но и должны быть правы. Считая, что действуют во благо, они не оставляют выбора детям. У таких родителей часто возникают конфликты с детьми, потому что дети сопротивляются, отстаивая собственные взгляды и независимость. Конфликт – это противоречие взглядов, реакция на неудовлетворенные потребности. Давайте сначала разберемся в потребностях взрослых. Проведем небольшой тест.
Упражнение: «Мой ребенок…»
Анкета
1. Умный – глупый
2. Красивый – непривлекательный
3. Вежливый – грубый
4. Аккуратный – неряшливый
5. Честный – лживый
6. Подвижный – медлительный
7. Сообразительный – не находчивый
8. Обаятельный – эмоционально невыразительный
9. Скромный – наглый
10. Содержит в порядке свои вещи – наоборот
11. Уверенный (решительный) – робкий
12. Сильный – слабый
13. Увлекающийся – мало-чем интересующийся
14. Нормального телосложения – изъяны фигуры
15. Общительный (болтливый( - необщительный (молчаливый)
16. Свои личные вещи не дает другим – охотно делится с другими вещами
17. Добрый - злой
18. Уравновешенный – несдержанный
Давайте сосчитаем алгебраическую сумму по 3 вопросам, которые соответствуют критериям:
Интеллект_________________________________
Внешность________________________________
Отношение к людям________________________
Отношение к вещам_________________________
Характер__________________________________
Темперамент_______________________________
После того, как вы проставили баллы от 3 до -3, давайте рассмотрим оцениваемые критерии:
Если сумма минусовая или близка к нулю, то возможны конфликты из-за….того, что не Вы ни тем более ребенок не может изменить (это характер, который уже сформирован и сейчас только оформляется, это темперамент, с которым он уже родился, и который ему достался в наследство….Характер формируется до 3-5 лет, а взрывной холерик никогда не станет рассудительным флегматиком И т.д.). Нужно ли бороться с ветряными мельницами и вообще есть ли идеальные дети?
Вывод: Наша с вами оценка не есть истина (если посадить другого члена семьи, то он оценит по другому, согласны), это не что иное как наши с вами ожидания. От ожиданий зависят установки, которые и порождают конфликты. Позвольте ребенку самому проживать собственную жизнь, и увидете он будет вам за это благодарен. Категорически и согласованно необходимо запрещать следует только то, что действительно угрожает жизни и здоровью ребенка.
После этого можно выбросить наши оценки – ожидания в корзину. Открываем первую букву П - принятие
Еще об установках. Небольшое отступление. Немного фантазии.
«Представьте себе, что Вы стоите у входа в огромный трехэтажный универмаг, в котором на 1 этаже – продают дешевый, но не качественный товар, на 2ом – товар лучшего качества, но цены уже кусаются, на 3ем – товары высшего качества, но там скорее всего Вы сможете себе позволить немного. Куда Вы пойдете сначала? Как и где будете делать покупки?» Спросить!
Скорее всего, тем, кто при фантазировании предпочел покупать товары исключительно на 3 этаже, труднее всего смириться с тем, что есть у собственных детей от 1 этажа.
«Каждый человек имеет право прожить собственную жизнь, строя свое поведение по своему усмотрению пробуя и ошибаясь. Точно также мы взрослели и были недовольны желанием родителей прожить нашу жизнь за нас, навязывая нам свои модели поведения, ожидания, установки. Только собственные шишки при неудачном падении приносят осознание ситуации, заставляют меняться, а значит расти. Чем больше шишек, тем быстрее идет личностный рост детей, не стоит тормозить развитие. Ребенок с благодарностью оценит лишь постоянную поддержку со стороны, как мягкую солому, где всегда можно отдышаться после падения, но никогда не пойдет на пользу агрессия из-за Ваших несостоявшихся ожиданий и надежд. Чувство вины, неуверенность, не готовность жить и бороться и, как правило, пассивный уход от проблем – наркомания, алкоголизм и т.д., а также другие «товары» 1 ого этажа – это все, чего Вы добьетесь. Не случайно бытует поговорка «С чем боролся, на то и напоролся».» Открываем вторую букву П - понимание
Так как же быть, как помочь ребенку и не навредить? Как справиться с собственным раздражением?
Запрещать согласованно только то, что угрожает жизни и здоровью ребенка
Искренне интересоваться склонностями и интересами друзей (Скажи мне.. р-ция группирования…)
Для уменьшения собственной тревожности детально расспросить его путь (телефон)
Говорить о своих чувствах и чувствах ребенка (Да.Да.Да)
Держать ребенка вблизи, обнимать его (18 минут в сутки, 3-4 взгляда)
Открываем третью букву П – поддержка. Родители вслух читают цитаты «Искусство быть родителем». Ведущий указывает на развитие умения высказать вслух слова поддержки.
Формирование родительской компетентности в вопросах воспитания детей
В заключении перечислить факторы воспитания и стиля общения взрослых, провоцирующие детей на ответное агрессивное поведение и способствующие формированию негативных эмоциональных состояний детей:
Противоречивость требований к ребенку со стороны родителей (матери, отца, других взрослых), в результате чего у ребенка формируется оппозиционное отношение к внешнему окружению;
Собственные частые негативные эмоциональные состояния взрослых и отсутствие навыков контроля и саморегуляции с их стороны;
Использование наказаний детей как способа отреагирования и разрядки взрослым собственных негативных эмоций (гнева, раздражения, злости, досады);
Негативный стиль общения с ребенком:
-использования приказов, обвинений и угроз;
-постоянное использование «Ты-сообщений» («ты не правильно сделал…», «как ты смеешь со мной так разговаривать?...» «когда ты перестанешь…»)
-вербальные оскорбления детей;
- игнорирование чувств ребенка, его желаний и интересов
Данный стиль общения нацеливает ребенка на борьбу и мстительное поведение
Приведу пример
Ребенок (мальчик 11 лет) приходит из школы. Мама разогревает обед, сын говорит ей, что не хочет есть, что он поест через 1 час и садитьсяч за компьютер («отдохнуть от школы»). Далее происходит следующий диалог. Мать настаивает6 «Нет, ты поешь сейчас, 10 раз я тебе разогревать не буду»
- Да я сам себе разогрею, сейчас поиграю и поем
-Нет, ты не поиграешь. Положено естьв два часа садись и ешь
-Вообще не буду есть. Ешь сама свой обед в два часа и оставь меня в покое.
-Ты как с матерью разговариваешь, негодяй? – подходит и выключает компьютер
Сын включает. Мать выключает и вынимает диск.
-Почему ты делаешь мне все на зло?
-Потому что ты тыкаешь мне все-время! - Сын сбрасывает со стола учебники, одевается и убегает на улицу.
Типичная история, случающаяся с детьми, которых принято считать агрессивными.
Заключительная часть. Рефлексия
Упражнение: «Что я понял или узнал нового?»
Ведущий выражает надежду на дальнейшее улучшение взаимоотношений между родителями и детьми и желает терпения и удачи в нелегком ежедневном родительском труде.