Введение

Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.

При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребёнком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Только при чётком, правильном произношении, возможно, обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению у ребёнка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи, ведёт к дислексии (нарушению процесса чтения). Маленькие проблемы в дошкольном детстве ведут к большим проблемам в школьной жизни. Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения.

Актуальность

Актуальность данной проблемы состоит в том, что, объединяя усилия, учитель-логопед и воспитатель группы дадут лучшую возможность ребёнку прийти в школу с грамматически правильной и фонетически чистой речью. Только при чётком, правильном произношении, возможно, обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению у ребёнка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи, ведёт к дислексии (нарушению процесса чтения).

Цель проекта

Построение системной, эффективной, коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения.

Задачи проекта

1. Формирование правильного речевого дыхания у детей.

2. Развитие и совершенствование общей и мелкой моторики.

3. Развитие артикуляционного аппарата, усвоение и закрепление артикуляционных упражнений, развивающих силу мышц языка и его подвижность.

4. Закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков, введение этих звуков педагогами в речь.

5. Развитие у детей слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия, формирование навыков звуко-слогового анализа, синтеза.

6. Формирование грамматических категорий и развитие связной речи.

Направления работы

Учитель-логопед проводит коррекционные занятия по устранению дефектов звукопроизношения детей

в логопедической группе

детского сада.

Воспитатели

- в течение всего дня: на занятиях и в различных режимных моментах.

Разработка общих рекомендаций для родителей, консультирование родителей.

Совместное обсуждение участниками данного процесса результатов своей работы.

Воспитатель, активно участвуя в коррекционном процессе, способствует устранению речевого дефекта и нормализации психики ребёнка в целом.

В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами, при этом некоторые из них наполняются новым содержанием.

Проект рассчитан на два года, в нём участвуют дети 5-6 лет.

Этапы реализации проекта

Утро

В этот отрезок времени воспитатель проводит индивидуальную работу по:

выработке артикуляционных укладов, которые не получаются у ребёнка на логопедических занятиях (по рекомендациям учителя-логопеда);

отработке отдельных дыхательных упражнений, направленных на выработку целенаправленной воздушной струи и правильного речевого дыхания (по рекомендациям учителя-логопеда);

выработке п

одвижности мимических мышц лица

;

отработке мелких моторных движений, которые ребёнок не может сделать или с трудом выполняет (по рекомендациям учителя-логопеда и воспитателей группы);

автоматизации поставленных логопедом звуков (в слогах, словах, предложении,

чистоговорках

, скороговорках, стихах);

Игровая деятельность детей

дидактические речевые игры, направленные на:

- развитие и совершенствование лексико-грамматических форм и конструкций;

- развитие связной речи;

- на формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

2. Зарядка

На утренней гимнастике проводится:

дыхательная гимнастика;

различные голосовые разминки;

элементы артикуляционной гимнастики;

сопряженная гимнастика (движения языка могут идти параллельно с движениями рук, ног, туловища).

3. Образовательная деятельность

Во время занятий воспитатель включает:

физкультминутк

и с различными

логоритмическими

моделями и

упражнениями;

физкультминутки с пальчиковыми играми;

игры, направленные на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа;

отработка поставленных звуков в речи, (воспитатель следит за ответами детей, не разрешает произносить дефектно поставленные звуки, автоматизирует эти звуки в речи ребёнка).

4. Прогулка

В течение прогулки проводятся:

различные игры для выработки сильной целенаправленной воздушной струи;

логоритмические

игры;

индивидуальные беседы с детьми, (где так же, как и на занятиях происходит автоматизация поставленных звуков в речи ребёнка)

подвижные речевые игры.

5. Гигиенические процедуры

Во время гигиенических навыков мытья рук, воспитателем проводится:

самомассаж кистей и пальцев рук, (нетрадиционно – мылом, полотенцами);

артикуляционные упражнения, (перед зеркалом над умывальниками).

6. После сна

После тихого часа, когда дети проснулись, воспитатель проводит:

дыхательную гимнастику;

пальчиковые игры;

игры с «Весёлым язычком».

7. Вечер

Во вторую половину дня воспитатель проводит с детьми аналогичную индивидуальную работу, что и в утренний отрезок времени:

отрабатываются артикуляционные

уклады, упражнения, (по рекомендациям учителя-логопеда);

отрабатываются дыхательные упражнения, направленные на выработку правильного речевого дыхания (по рекомендациям учителя-логопеда);

проводится мимическая гимнастика;

отрабатываются различные мелкие моторные движения и позы;

автоматизируются звуки (на различных этапах работы – по рекомендации логопеда).

дети играют в дидактические речевые игры.

8. Консультации для родителей на темы:

«Правильное речевое дыхание»

«Развитие мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольников»

«Пальчиковые игры в детском саду и дома»

В течении года проводились консультации для родителей и изготовление буклетов по развитию мелкой моторики и памятка для родителей.

Результаты проекта за 1 год реализации:

1. Развито внимание у детей к языку, сформированы навыки самоконтроля и критического отношения к речи.

2. Дети стараются правильно произносить и различать звуки.

3. В ходе данного проекта родители оценили совместную работу логопеда и воспитателя группы, проявили ещё большую заинтересованность к речевым проблемам своих детей, стали ближе и внимательнее по отношению к ним.

4. С семьями воспитанников у логопеда сложились доброжелательные и деятельные отношения.

Список использованной литературы

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.

2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.

3. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992.

4. Гусарова Н.Н. Беседы по картинке: Времена года. – СПб., 1998.

5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.

6. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.

7. Каше Г.А., Филичёва Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 1978.

8. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР («Осень», «Зима», «Весна», «Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна»). – М.: Гном и Д, 2000-2001).

9. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – М.: Гном и Д, 2001.

10. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М., 1998.

11. Кобзарева Л.Г., Кузьмина. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция. – Воронеж, 2000.

12. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.

13. Нищева Н.В. Развивающие сказки. – СПб., 2002.

14. Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. – Ярославль, 1998.

15. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 1997.

16. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб., 1999.

17. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи. – СПб., 1998.

18. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1998.

19. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М., 1991.

20. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. – СПб., 1996.

21. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 2001.

22. Филичёва Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999.

23. Филичёва Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург,1996.

24. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М., 2000.

25. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1983.