Дислексия - сложности развития навыков чтения. Дисграфия - сложности освоения письменной речи. Дискалькулия - нарушения, связанные со счетными операциями. Не являются заболеванием. Представляют собой индивидуальные особенности в развитии, распространенное отставание от возрастной группы в формировании отдельных навыков (чтения, письма, счетных операций), несмотря на нормальный интеллект, сохранность мотивации и доступность обучения. Причиной трудностей в обучении являются нейробиологические особенности в развитии, которые могут сочетаться с нормальным и высоким интеллектом, хорошим образным мышлением и другими преимуществами. Из лекции Марьяны Безруких ?Развитие мозга ребенка. Что помогает и что мешает?? Сегодня много говорят о дислексии и дисграфии, но на самом деле дислексиков и дисграфиков совсем немного, а в основном это дети, у которых не сформированы навыки письма и чтения.Меня часто спрашивают (когда речь идет о дошкольниках, например), как найти задание, тренирующее ту или иную функцию. На самом деле любое задание, которое вы даете ребенку, развивает все функции.?Важно четко и правильно формулировать инструкцию. Очень часто говорят: ?Ребенок не делает?. Не делает, потому что неправильно сформулирована инструкция. Он не понял. А раз ребенок не понял, что и как делать, он этого делать не будет. ГКДОУ "Детский сад №4 "БЕРЕГЕЯ" МИНИ-КОНСУЛЬТАЦИЯ "Признаки предрасположенности к дислексии, дисграфии и дискалькулии у детей 4-7 лет" Составитель: учитель-логопед Гребенёва Н. В. г. Георгиевск В России дошкольникам дислексию - частичное специфическое нарушение процесса чтения, дисграфию – частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, и дискалькулию - частичное нарушение счетной деятельности, проявляющееся в стойких, повторяющихся математических ошибках не диагностируют, т. к. ребенок только делает первые шаги по усвоению навыков чтения, письма и счета, и достаточного количества данных для диагностики у специалистов еще нет. Но понять, есть ли у ребенка предрасположенность к дислексии и другим трудностям в обучении можно уже в раннем возрасте. Особое внимание к развитию ребенка следует уделить семьям, где у одного или обоих родителей есть дислексия, дисграфия и другие трудности с чтением и письмом, сопровождающие их на протяжении всей жизни. Также нужно быть особенно внимательными, если были трудные роды или у ребенка была родовая травма, а также наблюдаются подтвержденные специалистами различные нарушения речи, слуха, зрения и др. Признаки предрасположенности к наличию дислексии, дисграфии, дискалькулии и других трудностей в обучении: ребенок поздно начал ползать, не ползал и сразу пошел активно пытался заговорить и заговорил к 2 годам, но позже развитие речи затормозилось речь развивается медленнее, чем у сверстников не удается держать ложку и пишущие предметы правильно испытывает проблемы с развитием мелкой моторики (например, с завязыванием шнурков) не может научиться играть с мячом (кидает мимо, не может словить мяч и пр), избегает такие игры проявляются проблемы с удержанием баланса: не может стоять на одной ноге, не может научиться ездить на велосипеде, самокате и т.п. не может правильно повторить серии ударов по столу (карандашом) с длинными и короткими интервалами ребенок часто замыкается в себе, не может наладить контакт со сверстниками наблюдаются поведенческие особенности: резкие перепады настроения, сложности с контролем и выражением эмоций, быстрая утомляемость, сложности с концентрацией внимания и выполнением задач, требующих строгой последовательности шагов и пр. Если вы обнаружили у ребенка хотя бы более трех вышеперечисленных проблем рекомендовано обратиться к специалистам – нейропсихологу и логопеду - для выявления предрасположенности к дислексии и другим связанным с ней трудностям обучения.
"Признаки предрасположенности к дислексии, дисграфии и дискалькулии у детей 4-7 лет"