Урок разработала Андрианова С.Е. учитель начальных классов МБОУ Лицея №11 города Ульяновска.
Тема : Буква и искусство славянского шрифта.( ИЗО)
Цели:
- познакомить учащихся с искусством и историей шрифта;
- дать понятие слова и строки как об элементах плоскостной композиции;
- развивать мышление, воображение, память, целостное восприятие, наблюдательность, умение анализировать.
Задачи:
1.Узнать историю развития шрифта, понять как менялся шрифт с древних времен до настоящего дня.
2.Разобраться в различных видах шрифта.
3. Сообщить первоначальные представления о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии, просветителях славян и создателях славянской азбуки;
4 .Придумать, разработать свой шрифт и написать две заглавные буквы из него .
5.Воспитывать интерес к искусству через самостоятельную творческую работу.
Оборудование
Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Материалы: бумага белая, чёрная, цветная, клей, ножницы, резак, вырезки из журналов.
Ход урока
1.Оргмомент.
2.Актуализация знаний .
3.Мотивация .Целеполагание .
Современное оформительское искусство невозможно представить себе без применения шрифта. Одно из величайших и важных достижений человечества это общение при помощи письменных знаков: шрифта.
Шрифт – ( «шрифт» в переводе с немецкого означает начертание букв, письмо.) графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определенного размера и рисунка .
Письменность является общей культурой каждого народа и частью мировой культуры. История ее возникновения уходит в глубокую древность.
Всего четыре вида письма удалось разгадать: пиктографическое, идеографическое, слоговое, буквенное.
1.К наиболее раннему периоду относится пиктографическое письмо в виде наскальных рисунков у первобытных людей.
2.Значительно позже, в эпоху образования государств и развития торговли, в Китае и в Египте на смену пиктографическому письму пришло идеографическое, то есть письмо при помощи идеограмм.
3.Позднее появилось слоговое письмо, в котором знаками обозначались слоги.
4.Буквенно-звуковое письмо появилось во втором тысячелетии до н. Э. В нем знаки означали отдельные звуки. В буквенно-звуковом письме с помощью графических знаков можно было передавать человеческую речь.
Славянские шрифты
В XVIII веке, наряду с европейскими начинают развиваться и русские шрифты, которые до этого развивались самостоятельно, имели основу греческую и назывались кириллица и глаголица.
Древнерусское письмо-кириллица.
Древнерусскими называются все рукописные и первопечатные шрифты со времени возникновения и вплоть до конца17-начала 18 века. Создателями славянской азбуки были братья Кирилл и Мефодий уроженцы города Солоники.
Еще в IX веке два греческих монаха – Кирилл и Мефодий – совершили настоящий переворот в умах христиан. Раньше считалось, что в литературе могут существовать только три языка: латинский, греческий и еврейский. А Кирилл и Мефодий не только создали славянскую азбуку, но и перевели на язык славян книги Священного Писания, чтобы простые люди могли услышать слово Божие на своем родном языке. Мы до сих пор пользуемся кириллицей – буквами, что изобрели Кирилл и Мефодий. Недаром братья – монахи причислены к лику святых, им поставлены памятники, а в Болгарии есть даже орден их имени.
Славянский язык был их родной язык, воспитание и образование они получили греческое. Заслуга братьев состоит в том, что они впервые создали азбуку с четкой и ясной графикой букв, положив в основу греческое письмо и дополнив ее знаками, обозначавшими специфические звуки славянского языка (шипящие, свистящие и йотированные). Они расставили буквы в определенной последовательности, придав им и цифровое значение, которым в течение многих веков обозначались простые и многозначные цифры.
Новая азбука, передававшая все особенности живой речи, очень скоро получила широчайшее распространение не только в церковнославянских книгах, но и в светском, деловом и обычном письме. Величайшее открытие 20 века – новгородские берестяные грамоты свидетельствуют как раз о том , что письмо кириллицей было привычным элементом русского средневекового быта и им владели различные слои населения: от княжеско-боярского и церковного кругов до простых ремесленников.
Глаголица - одна из первых славянских азбук. Целый ряд фактов указывает на то, что глаголица была создана до кириллицы. Знаки часто состоят из деталей, расположенных как бы друг на друге. Простые и округлые формы практически отсутствуют.
Самые древние шрифты — устав и полуустав — выполнялись со всей строгостью и чёткостью, следуя правилу — уставу — от чего и пошли их названия. Большинство букв угловаты и имеют довольно тяжеловесный характер.
В 15 столетии, во времена правления великого русского князя Ивана 3 в России появляется новый стиль письма- скоропись.
Скоропись, отличалась быстрым, свободным стилем, с росчерками, петлями, выходящими далеко за границы рядов. Скоропись становится искусством каллиграфии XVII веке. Ей писались грамоты и официальные документы.
В дальнейшем прямые и кривые линии приходят в равновесие ,и буквы становятся более симметричными и округлыми.
Буква сама по себе может быть изобразительным элементом или цветовым акцентом, Организующим всю композицию.
Буква - своеобразная картинка. Ее графический стиль зависит от характера и содержания текста. Часто буква играет роль эмблемы, графического обозначения фабрики или товара, фирмы или организации.
Буква сама состоит из структурных элементов штрихов.
Основными - называются штрихи определяющие основы букв (прямые, кривые, вертикальные, наклонные, тонкие и толстые).
Соединительными штрихами – называются элементы, соединяющие основные штрихи и образующие с ними конструктивную форму буквы.
Засечками – называют дополнительные элементы.
Творческое задание
Посмотрите на все виды русского шрифта. Какой из них вам более симпатичен?
Сегодня предлагается создать свой неповторимый шрифт, из этого шрифта надо взять две заглавные буквы с которых начинается ваше имя и фамилия, и создать композицию.
Подведение итогов урока
(Учащиеся демонстрируют свои работы.)
-Что такое шрифт?
-Как вы думаете, какую роль играет буква в искусстве?