* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .c6 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c2 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c3 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c5 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c4 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c12 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}

Открытое занятие на тему

«Былинные богатыри- защитники земли Русской»

(Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?)

в подготовительной группе.

Воспитатель: Рыжова Т.В.

Цель: приобщение детей к историческому прошлому русского народа на примере былинных богатырей.

Задачи:

1.Закреплять и расширять знания детей о силе и славе богатырской Руси.

2.Воспитывать у детей чувство гордости за русских богатырей , любовь к Отчизне, способствовать развитию желания узнавать историю жизни богатырей, интереса и уважения к славной жизни наших предков.

3.Актуализировать в речи слова-понятия: былины, богатыри, защитники, застава, Русь, кольчуга, шлем, латы.

4.Развивать коммуникативные навыки посредством работы в группах.

Предварительная работа: чтение былин о русских богатырях, чтение детской художественной литературы , просмотр мультфильмов, рисование, пластилинография, проведение бесед по теме, раскрашивание раскрасок.

Материал к занятию: выставка детской литературы по данной теме, картинная галерея «Русские богатыри», альбомы рисунков детей по теме: «Русские богатыри», «Доспехи богатырей», «Раскраски. Русские богатыри» и др.

Музыка для входа, песочные часы на 1 минуту, бумажный кубик , математические пазлы в конвертах на каждого ребенка, 2 круглых стола с картинкой богатырей, фишки для правильных вопросов, кубик для определения вопроса, конверты с вопросами, дубовые листочки, фломастеры.

Ход занятия: Для детей создана обстановка интеллектуального клуба: 2 круглый стола для играющих детей. Дети заходят в группу, встают в круг.

Воспитатель:

В Древней Руси родовым деревом считался дуб. Дуб- могучее дерево, он почитался на Руси за жизнестойкость, давал силу людям, ему поклонялись и отдавали честь. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай брать с собой горсть земли сохранился до сих пор с тех далеких времен от наших предков.

Предлагаю всем встать в круг и сделать хороводный обряд- поклонение дубу.

У нас рос дубок (дети медленно поднимаются из положения сидя)

Вот таков! (тянут руки вверх)

Корень его вот так глубок (наклон вниз)

Ветки его да вот так широки (разводят руки в стороны)

Листья его да вот так высоки! (поднимают руки вверх)

Ах ты, дуб-дубок, ты могуч, (медленно поднимают сцепленные руки вверх)

На ветру ты, дубок скрипуч ( покачивание руками)

Дай мне силы, отваги, добра, (правая рука на сердце)

Чтобы землю родную защитить от врага!

Службу на заставах несли самые сильные и умелые воины, которых называли богатырями. О былинных богатырях мы много читали, рисовали их, рассматривали альбомы и т.д. А сегодня мы проверим ваши знания, я приглашаю вас поучаствовать в игре знатоков «Что? Где? Когда?». Для этого нам нужно разделиться на 2 команды.

Конверты с «Математическими пазлами»

Дети собирают пазлы и делятся на две команды, команда «Алеши Поповича» и команда «Добрыни Никитича», рассаживаются за 2 стола с картинкой богатыря.

  Напоминаю условия игры, которые всем необходимо выполнять:

1.В каждой команде должен быть капитан.

2. Капитаны выбирают конверт с вопросом ( кидают кубик по очереди, какая цифра совпадает с конвертом, если такая цифра уже была, открывается следующий концерт)

3. Команде дается одна минута на обсуждение (песочные часы)

4. Капитан решает, кто будет отвечать

5. Участник команды всегда начинает свой ответ со слов: «Мы посовещались и решили…»

6. За правильный ответ команда получает фишку. Какая команда наберет больше фишек, та побеждает.

1 Раунд. Конверт №1 Разминка.

Вначале мы со всеми игроками проведем небольшую разминку. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

1.Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)

2.Как называлась наша Родина в древности? (Русь)

3.Как назывался главный город на Руси? (Киев)

4. Столица нашей Родины? (Москва)

5. Кто является президентом России? (В.В. Путин)

6. А кто правил Русью? (Князь Владимир)

Ведущий подводит итог разминки ( за правильный ответ ведущий дает фишку)

 

2 Раунд. Капитан команды кидает кубик.

Конверт №2. Загадки в картинках. Этот вопрос нам прислали дети детского сада «Незабудка» города Новокузнецка.

Загадки задаются по очереди командам, вы должны обсудив не более 1 минуты, дать правильный ответ, показав картинку.

Загадки.

1.Рубашку такую не вяжут, не шьют,

Ее из колечек железных плетут (кольчуга)

2.Железная шапка с острым концом

А спереди клюв навис над лицом (шлем)

3.Оружие — это не просто поднять и в руке удержать,

Снести им легко было голову с плеч…

Ну что догадались? Конечно же (меч)

4.Кто был верным другом и помощником богатыря? (конь)

5.Что грудь защитит от ударов врага?

Уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит…

Тяжелый, блестящий и кругленький (щит)

6.Не крылата, а перната, как летит, так свистит. (Стрела)

За правильные ответы команды получают фишки.

3 Раунд.

Конверт №3. Угадай богатыря. Этот вопрос нам прислали дети детского сада «Аленушка » города Таштагола.

У вас есть картинки - подсказки богатырей . Я буду рассказывать о них, а вы после минутного обсуждения, должны будете дать правильный ответ со словами «Мы посовещались и решили…»

1.Этот богатырь был крестьянским сыном, больной он «сидел сиднем на печи 30 лет и три года». Однажды в дом пришли странники и исцелили его, наделив его богатырской силой. Этому богатырю воздвигнуты памятники, его именем называют военную технику. А родился богатырь в городе Муроме. (Илья Муромец)

2.Этот богатырь был знатного происхождения из рода князей. Родом из Рязани. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Нрав у него спокойный и ласковый, прозвали его «тихий». Прославился тем, что в тяжкой битве победил Змея Огненного, освободил много народу и среди них племянницу князя Владимира Забаву Путятичну. (Добрыня Никитич)

3.Он - сын священника. Родом из Ростова. Этот богатырь грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьем владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать. Врагов он часто побеждал не силой, а хитростью. И был самым молодым богатырем. (Алеша Попович)

4.Богатырь этот ростом был выше темного леса, головой облака подпирал, скакал по горам- горы под ним шатались, в реку заезжал- вода из реки выплескивалась. Он передал Илье Муромце меч-кладенец и поделился своей силой. (Святогор)

За правильные ответы команды получают фишки.

4 Раунд.

Музыкальная пауза под музыку. Физминутка «Богатырская»

Физкультминутка.

Богатырь — вот он каков: (Показывают силача)

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял, (Имитируют движения)

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко - зорко наблюдал,

Подрастём, мы и, смотри, (Поднимаем руки высоко вверх)

Станем, как богатыри!

5 Раунд.

Конверт №4 . Блиц- вопросы. На вопросы нужно отвечать быстро, в течении 1 минуты и только словами «Да» или «Нет». Эти вопросы нам прислали жители города Мыски, они интересуются:

Наша Родина сильна (Да)

И у нас она одна (Да)

На Руси богатыри есть (Да)

Им всегда хвала и честь (Да)

Илья Муромец герой (Да)

Он был самый молодой (Нет)

Соловья он победил (Да)

Из автомата подстрелил (Нет)

Алеша Попович тоже герой (Да)

Он сильный, смелый и молодой (Да)

Карабаса в бою победил (Нет)

На танках боролись они с врагом (Нет)

Они воевали с мечом и копьем (Да)

Добрыня Никитич был слабым и хилым (Нет)

Он змея сумел победить своей силой (Да)

Гордимся мы нашими богатырями (Да)

Хотим ли быть таки ми же сами (Да)

6 Раунд.

Конверт №5. Что лишнее? Этот вопрос прислали дети из поселка Кондома. Они интересуются: что нужно богатырю в дорогу .

Перед вами картинка. Нужно зачеркнуть лишние предметы, а назвать только то, что богатырю в дороге будет необходимым.

Детям раздается картинка «Собери богатыря в дорогу», карандаш.

7 Раунд.

Конверт №6. Кроссворд. Жители города Прокопьевска не могут отгадать кроссворд. Кто первый отвечает на вопрос, получает фишку.

Дети отгадывают кроссворд. Ответы-подсказки клеят на липучках.

1. Как называются произведения ,в которых прославляли богатырей? (былины)

2. «Он разбойник, он злодей, свистом он пугал людей» (Соловей)

3. Как называлась одежда богатырей, сплетенная из металлических колец? (кольчуга)

4. Как звали князя на Руси? (Владимир)

5.Как звали богатыря, который жил в горной местности, из-за того, что «земля его не носила»? (Святогор)

6.Змей по батюшке. (Горыныч)

7.Назовите реку, на которой победил Илья Муромец Соловья – разбойника. (Смородина)

8. Боевой друг богатыря? (Конь)

И самая главная загадка: «Ладно скроен, крепко сшит, за землю русскую стоит» Ответ мы проверим, красными буквами.(Богатырь)

Подведение итогов игры.

Заключительное слово ведущего:

Игроки наши молодцы, достойно справились со всеми заданиями.

Я хочу еще прочитать вам, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:

-Защищать свою Родину, беречь ее. Защищать слабых, бедных, стариков и детей. Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!

Не топтать их конями Землю Русскую.

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь- не шатается!

И века простоит- не шелохнётся!

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

Если вам понравилось наше занятие возьмите талисман «Листок дубовый», чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри- защитники земли русской. Если вам понравилось наше занятие, но нарисуйте на листочке солнышко, а если вам было грустно, тогда тучку.