* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;} .Абзац списка1 {font-family: 'Calibri';} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;}

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дворец детского (юношеского) творчества Волховского

муниципального района»

ПРОЕКТ ТВОРЧЕСКОГО УРОКА

«Быт крестьянской семьи»

Руководитель проекта:

педагог дополнительного образования

Беззубова Татьяна Васильевна

голхов

СОДЕРЖАНИЕ

1.Паспорт проектной работы

2.Цель

3.Задачи

4.Конечный продукт проекта.

5.Введение

6.История

7.Подготовительный этап

8.Выработка концепции

9.Написание сценария.

11.Оборудование.

12.Ход урока.

13. Рефлексия.

14. Самоанализ

Творческий проект музейного урока по общеразвивающей программе «Бабушкин сундук».

1.Паспорт проектной работы

Название проекта: «быт крестьянской семьи»

Автор: педагог дополнительного образования МБУДО «Дворец детского (юношеского) творчества Волховского муниципального района» Беззубова Татьяна Васильевна.

Исполнители проекта: учащиеся творческого объединения «Бабушкин сундук», родители обучающихся.

Предметные области, близкие к теме проекта: история, краеведение, театральное искусство, изобразительное искусство.

Аудитория, для которой предназначается конечный продукт проекта.

Обучающиеся творческих объединений любого возраста, родители.

Тип проекта.

творческий.

2.Цель: формировать эмоционально-ценностные отношения к быту и творчеству наших предков путём вовлечения детей в творческую и познавательную деятельность.

3.Задачи:

Обучающие

познакомить с предметами быта крестьянской семьи, их назначением в прошлом и ценностью сейчас.

Научить

доступно

рассказывать, знать значение рушника в быту наших предков, символики вышивки.

Воспитательные

Воспитывать бережное отношение к нашей истории

Поддерживать интерес к дальнейшему поиску и изучению предметов быта

Развивающие

Развивать коммуникативные способности в коллективном творческом мероприятии

.

Развивать конструктивное взаимодействие с обучающимися

других коллективов, родителями, педагогами

.

Формировать положительное удовлетворение от результата своей деятельности.

Активизировать детей для поиска и изучения предметовстарины.

4.Конечный продукт проекта.

Сценарий творческого урока

«Быт крестьянской семьи

»,

на базе музея «Светлица»

.

5.Введение

Если заглянуть в бабушкин или прабабушкин старый сундук, то можно найти там много интересных вещей: старинные украшения, одежду, предметы быта или старинные игрушки… Они могут показаться нам даже волшебными, если узнать о них побольше, одним из экспонатов, не потерявшим актуальность и в наше время, является рушник.

6.Основная часть.

7.Подготовительный этап:

Создание творческой группы

Разработка плана действий

Привлечение помощников

Привлечение других творческих объединений

Привлечение родителей

Изучение истории необходимых предметов быта

Создание сценария урока

Подготовка и оформление музея

Подготовка презентации, фотографий

Подготовка костюмов, реквизита.

8.Выработка концепции

При разработки проекта учитывалось:

Уровень мастерства обучающихся объединений «Бабушкин сундук», «Арлекино», «Маска».

Высокий уровень

знаний истории каждого предмета в музее.

Умение рассказать интересно и красочно.

Умение пользоваться старинными предметами.

Наличие необходимых предметов в музее

костюмы

для ведущих,

предметы обстановки

и быта

необходимые по сценарию

.

Затраты на приобретение материалов для работы

Затраты на

приобретение материалов

для работы были невелики, с учетом

экспонатов музея и помощи родителей в пошиве народных костюмов для ведущих.

Количество времени, необходимое для выполнения проекта

При разработке проекта учитывался большой объем работы. П

оэтому подготовка

начались заранее с октября.

9.Написание сценария.

В написании сце

нария приняли участие педагоги инициативная группа детей

всех задействованных творческих объединений.

10.Ожидаемые результаты

Сценарий творческого урока.

Оформление кабинета предметами быта, рушниками.

Костюмы для ведущих и участников сценария.

Положительные эмоции гостей и участников урока

.

Удовлетворение от проделанной работы

.

Полученные знания по истории предметов быта

.

11.Оборудование: Экспозиция музейного уголка «Светлица», мультимедиа, музыкальный центр, ПК.

12.Ход урока. «Быт крестьянской семьи»

Под музыку «На горе-то калина» в музей входят гости, их встречает Хозяюшка и её помощники (Маша, Катюша, Ваня, Ярослав)

Хозяюшка: Дорогих гостей встречаем
Круглым, пышным караваем.
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим.

Гости, отведав каравай, рассаживаются по местам.

Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие!

Я и мои помощники –

Маша-радость наша,

Катюшка – ладная хозяюшка

Ваня – видный парень

Ярослав – хозяин справный, мы рады вас приветствовать в нашей светлице.

Маша: сегодня мы хотим пригласить вас в необычное путешествие - путешествие в далекое прошлое и людей его населяющих.

Катюша: по пути мы с вами заглянем в дом русского крестьянина, познакомимся со многими старинными вещами.

Ваня: узнаем их историю и еще много нового и интересного.

Хозяйка: Давным - давно это было… Представьте, что мы с вами перенеслись в далёкое прошлое, оказались на Архангельском тракте, у реки Паша, где ещё и моста никакого не было, а жил у реки перевозчик, который за небольшую плату мог перевезти путешественника через реку, вместе с лошадью и всей утварью. Вот посмотрите у меня есть медная монета тех времён, может это стоило 3 копейки (показывает медную монету из экспозиции, может 5 копеек, хотя нет, в те времена на копейку можно много чего приобрести напримерпуд ржи стоил 5 копеек, т. е. на 1 копейку можно было купить 3 кг ржи, топор — 7 копеек, замок — 5−10, корова и лошадь шли по рублю, одежда (по сравнению с зерном и инструментом) стоила недёшево: простая сермяга (русское историческое название грубого толстого сукна из простой шерсти ручного или кустарного изготовления, а также одежды из него) обходилась крестьянину в 20−40 копеек.
Была даже такая монетка как пол копейки, её называли – грош. Вот посмотрите, как она выглядела.

Рассматривают медные монеты. Эти монеты были найдены на месте дома перевозчика, на улице Набережная, где можно увидеть сваи старинной пристани (смотрят фотографии)

На берегу стояли крестьянские избы, но были и большие дома – дома лесопромышленников. Но мы с вами зайдём в простую избу крестьянина.

(свет гаснет, звучит тихая музыка. В светлицу заходит со свечёй Маша и ставит её на стол, сама садится на лавку с прялкой и прядет куделю. (куде́ля — очищенное от костры волокно льна, конопли или шерсть, приготовленные для прядения)

Звучит мелодия песни «Пряха»

Ярослав: в низенькой светелке со створчатым окном

Светится лампадка в сумраке ночном

Слабый огонечек то совсем замрет,

То дрожащим светом стены обольет.

Новая светелка чисто прибрана;

В темноте белеет занавес окна;

Пол оструган гладко, ровен потолок,

Печка развальная стала в уголок,

По стенам – укладки с дедовским добром,

Узкая скамейка, крытая ковром,

Крашеные пяльцы с вышивкой крестом

И кровать и люлька с красивым сундуком.

Катя: наши далекие предки были людьми трудолюбивыми и чистоплотными. В избе, в страшной тесноте, жили, как правило, 8-10 человек.

Стесненные условия жизни заставляли поддерживать чистоту в доме, чтобы избежать эпидемией. Опрятная хозяйка чуть ли не ежедневно скребла стол, лавки и пол добела.

Любая крестьянская изба начиналась с красного угла. Это было почетное место. Здесь на специальной полке стояли иконы, хранились священные книги, горела лампада. Всякий гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением и низко кланялся образам, а уж только потом здоровался с хозяевами. В красный угол сажали самых дорогих гостей. Во время свадьбы здесь сидели молодые.

Икону украшали вышивкой, вешали лампаду, которую зажигали во время молитвы. Под иконами обычно лежали священные книги-молитвословы, которые очень берегли, передавали из поколение в поколение.

Хозяюшка: посмотрите и у нас есть красный угол, мы постарались воссоздать его как можно точнее.

Маша: что же касается мебели, то ее в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась. Стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки – вот, пожалуй, и все.

Ванюша:ближайший угол к двери занимала печь.(показывает

Рады видеть вас у печки.
Без нее и дом пустой,
В ней и жарить, в ней и парить,
И зимой с ней, как весной.
В старину так говорили:
“Печь нам мать родная всем,
У печи все красно лето,
У печи и сплю, и ем”.

Печь была неотъемлемой частью крестьянской избы.

Хозяйка: ребята, а как вы думаете, для чего служила печь? (ответы детей)

Правильно ребята, в печи готовили пищу: пекли пироги и хлеб, варили кашу, щи, и все получалось удивительно вкусно и питательно. Мало того, в печи еда долго сохранялась тёплой, ведь в старину не было газа или электричества, что бы быстро разогреть пищу, зимой и летом топили печь, варили и согревали еду и помещение. Чтобы не обжечься, существовало такое полезное приспособление, как ухват (показывает), сами понимаете, почему такое название. Правильно, ухватом брали чугунок, и ставили его в горячую печь, (показывает). Ухваты были разные всё зависело от размеров чугуна. (показывает.) Печка, согревала, лечила всю семью, от мала до велика, дети и старики спали на печи, у некоторых ещё была лежанка, она располагалась ниже уровнем, застилали горячие кирпичи тулупом, вот и постель готова.

Катюша: но есть еще экзотическая функция русской печи, о которой вы вряд ли слышали.

Хозяюшка: в печи крестьяне, не имевшие бани, … парились. Эта процедура считалась на Руси лечебной. Для этого после топки из печи удаляли угли. Внутри хорошенько подметали и настилали солому. Любитель попариться залезал ногами вперед и ложился на солому. За ним закрывали заслонку. (показывает) Если требовалось поддать пару, прыскали водой на раскаленный свод. Парясь, похлестывали себя березовым веником. Правда, обмываться водой приходилось уже в сенях или около печи.

Ярослав: незаменима для русского человека печь, своей надежностью может поспорить даже с современной микроволновой.

На Руси говорили: «Изба без русской печи, что человек без души, нежилым пахнет такая изба, наводит тоску. А как сложат печь, да затопят – сразу оживает изба».

 В какой-то степени русская печь является символом Руси, олицетворением русского духа. Конструкция русской печи очень проста, но в то же время супер функциональна, в чем с ней не могут конкурировать никакие другие печи. Русская печь в зимнее время в старину была источником света, тепла, уюта. Печка всегда стоит справа от входа в дом, в основном ближе к середине дома. Печь  -  это очаг для приготовления пищи, обогрева жилища. печи есть основные составляющие:

устье (топка), и есть то место, в котором разводят огонь и готовят пищу. Разогретое устье часами хранит тепло. Там стояла приготовленная пища, она всегда оставалась теплой. Приготовление пищи – одно из основных назначений русской печи. В печи варили, парили, жарили, запекали, томили. В классической русской печи можно было за один раз испечь до 50-60 кг хлеба. Это был хлебный запас на неделю для семьи из семи человек.

 Перед устьем располагается рабочая площадка  Шесто́к - место, где хранились угли и зола. Где можно поставить чугун или другую печную утварь. В нижней части печки остается свободное пространство - подпечье.  Его используется для хранения печного инвентаря: ухватов, кочерги, совков, могут хранит дрова и др. (показывает утварь) А зимой в мороз под печкой держали кур и другую мелкую живность. Поверху устья в русской печи располагается лежанка. Это место предполагалось для стариков и детей. На лежанке спали, лечились от простуды, сушили зерно, одежду, обувь и дрод лежанкой есть печурки. Это специальные ниши, сделанные в теле печи. Они  использовались не только для ускорения нагревания избы, но и в качестве сушилок. Что можно сушить в печурках. (Валенки, носки, чулки и т.д.) Запечье - простор между печью и стеной избы. Еще один из основных элементов печи – дымоход. Дымоход это канал для выхода дыма из печи на улицу. Задвижка - перекрывает дымоход когда, печь протопилась.

Сложить хорошую печь было делом непростым. Тот, кто делает печи, печник - мастер. Особым почетом в русских деревнях пользовались печники. А как же!.. Без печи нет в избе жизни, и далеко не каждый человек мог сложить русскую печь.

Таким образом, русская печь играла огромную роль в жизни людей. Печь была сердцем и душой дома, основой – крестьянского быта. Без русской печи жизнь людей в прошлом была невозможна. Наши прабабушки и прадедушки просто не представляли себе жизни без печи. На печи, можно сказать, рождались и умирали.

Кочерга, ухват, хлебная лопата, сковородник – это предметы, связанные с очагом, печью. (Кочергой мешали угли в печи, ухватом доставали чугунки из печи, сковородником доставали из горячей печи сковородки, противни с хлебом или пирогами, хлебной лопатой (деревянная) доставали или садили в печь караваи хлеба).

 Главным кухонной посудой длительное время был глиняный горшок. В горшках варили щи и кашу, тушили мясо, рыбу, овощи. Главным достоинством горшка считалась его прочность. И русские мастера не знали нареканий. В хозяйстве дорожили горшками и берегли их. 

Благодаря русской печи появилась и чугунки. Они имели форму горшка, но сделаны были из металла. Дело в том, что посуда в русской печи нагревалась больше с боков, поэтому она должна была иметь большую боковую поверхность. Кроме того, посуду такой формы удобнее доставать с шестка ухватом что бы, не обжечься. Такая форма позволяла ставить и вынимать его из печи с помощью специального инструмента - ухвата, представляющего собой разомкнутое металлическое кольцо на длинной деревянной ручке. Помещенный в печку он разогревался равномерно, позволяя продуктам внутри томиться до готовки не теряя при этом полезных свойств. Суть чугунка в его долговечности, и он не выделяет вредных примесей во время термообработки.

История русской печи. Видео https://youtu.be/AD2CDhw23wM

Катя: В избе живут не только люди. Есть в ней ещё «жильцы» - кто родом из леса, кто – с поля, кто – из земли. Без них в доме не обойтись.

Из далекой старины

Эти вещи к нам пришли.

Если в руки их возьмешь

И рассмотришь, то поймешь,

Для чего они нужны,

Чем полезны и важны

Человеку раньше были,

Что за службу сослужили.

Маша

У печи стоят так важно,

Как стойкие солдаты.

Из печи горшочки с кашей

Тянут железные ухваты.

Непростое это дело посадить чугунок в печь. Хотите попробовать ,ребята?

(1-2 чел. Пробуют под музыку)

Катя. Рядом с печью обязательно висели рушник (показывает) и рукомойник - это глиняный или железный сосуд с двумя сливными носиками по сторонам. (показывает).

Умывались ключевой водицей,

Утирались рушником.

Изо льна его соткали,

Украсив вышивкой потом.

Не раз в течение дня хозяйка ополаскивала свои испачканные руки и вытирала их рушником.

Маша. Отгадайте о каком предмете идет речь?

Был я копан, был я топтан,

Был на кружале, был на пожаре, был на базаре,

Сколько было сил, всю семью кормил,

Сам терпел – ничего не ел.

Сделался стар – пеленаться стал.

Хозяюшка: это история про глиняный горшок (показывает) Из чего он изготовлен?

Глину сначала копают, затем замешивают: мнут или топчут ногами, затем на гончарном круге – кружале изготавливают, затем на базаре продают. Для семьи горшок был предметом первой необходимости, в нём варили щи, кашу, и любое другое вкусное блюдо. Прямо в горшке блюдо подавалось на стол. Когда горшок становился старым, давал первые трещинки, его обматывали берестяными полосками, и он продолжал служить людям дальше, правда, в печь его не ставили.

Ярослав: у горшка есть соперник, который никогда не бился. Вот про него загадка.

Чернец – молодец, в красно золото залез.

До смеху хохочет, выскочить хочет.

Угадали, что это такое?

Правильно, это чугунок, (показывает) он, как и горшок, был незаменим в хозяйстве, но по весу он более тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.(помощники дают зрителям возможность сравнить глиняный горшок с чугунком)

Ваня: продолжаем знакомство с музейными экспонатами. Вот у нас есть, какие тут вещицы. Кто знает, про что я тут говорю. Правильно – это прялки. Их у нас 3. Самая простая, сложнее и вот эта - самопрялка, (это частично механизированный станок с ножным приводом – освобождающий две руки для вытягивания кудели и формирования нити). (показывает) Вы наверно подумали, что она сама прядёт, нет везде нужен труд, аккуратной, терпеливой, настойчивой хозяюшки.

Маша: одежду наши предки носили домотканую - льняную или шерстяную, которую ткали на домашних станках или вязали вручную. А нитки сначала нужно было напрясть. Девочки уже с 5-ти лет начинали прясть пряжу и становились искусными мастерицами. Прозвища «непряха» и «неткаха» считались очень обидными.

Звучит русская народная песня.

Девочка в костюме выходит, садится и начинает прястьпод фонограмму…

В низенькой светелке
Огонек горит.
Молодая пряха,
У окна сидит.

Музыка стихает.

Пряха:

Позолоченная прялица,
Я пряду, а нитка тянется,
Я пряду, а нитка тянется,
Мне моя работа нравится.

Хозяйка: может, кто-то из вас знает, что делает пряха?

Дети: Нитку прядет.

Пряха: Правильно. А на чем она ее прядёт?

Дети: На прялке.

Пряха: Прялку так назвали потому, что на ней прядут овечью шерсть. Прежде, чем прясть, её расчёсывали специальными чесалками (показывает), потом только начинали прясть. А делается это так: я пальчиками вытягиваю шерсть и кручу нитку. Начинаю прясть, а нитки наматываю вот сюда. Как это называется?

Дети: Веретено.

Пряха: Правильно веретено. Вот за то, что оно вертится, его так и назвали — веретено. На него наматываются нитки.

По избе пляшу, нитку кружу,

Чем больше кружусь, тем больше толстею.

Вот, я сколько ниток напряла.(Показывает корзину с разными клубками). Прясть меня научила моя бабушка, хотите я вас научу?

А вы хотите попробовать?(1чел пробует под народную музыку)

Маша: Повседневная жизнь начиналась с работы. Женщинам надо было постирать, погладить белье. А как это делалось? У нас здесь представлены подлинные предметы, предназначенные как раз для этого. Рубель (плоская палка, шириной 10-12 см с ручкой; валек.) Скалка (от «скать» - тонко раскатывать, вытягивать), стиральная доска.

Вот рубель – в названье чуден,

В примененье легок он.

Гладил с легкостью лен,

Из дерева рублен (показывает рубель)

(Предполагается показать детям, как стиралось и гладилось белье.)

Хозяин времени тоже зря не терял. Хватало и у него работы. Нужно дрова для кормилицы печки заготовить, а пилили вот такой пилой, обязательно вдвоём. Ссориться было некогда, дела шли чередой.

Вот уже и сено надо косить, в стога метать, что бы зимой было чем кормить животных.

Хозяйка:

А вот

Перед вами утюг

Это бабушкин старый друг.

Грелся он в то время на углях,

Который был во всех дворах.(показывает утюг)

Да, раньше утюги были тяжелые, чугунные. Некоторые утюги перед глажкой ставили на горячую плиту, в некоторые хозяйки клали горячие угли, они нагревали утюг, и можно было гладить, а чтобы угли дольше не остывали, нужно было утюгом размахивать, вот так (демонстрация): в эти отверстия проникает воздух, и угли внутри утюга разгорались вновь.

Ваня: Вот вам еще одна загадка

Три братца

Пошли в реку купаться.

Два купаются,

Третий на берегу валяется.

(ведра и коромысло)

Коромысло делали из мягкой древесины – липы или сосны. Заготовку обрабатывали, затем опускали в кипяток и сгибали в ручную или с помощью специального приспособления. Получалась дуга, похожая на радугу. Такие коромысла были в каждой семье. Носить воду было значительно легче, чем на руках. Воды на семью нужно было не мало. Постирать, сварить еду, напоить животных, да и дел по дому, где нужна вода много. Вот и приходилось хозяйке помогать, в основном эту работу выполняли старшие дети, для этого делали и маленькие коромысла. Давайте, попробуем поносить вёдра с водой на коромысле.

Хозяйка: не простое это дело для современного человека, тяжело, да и сноровка нужна.

Маша:У меня есть друг зеркальный, сроду не был он печальный,

И хотя он очень рыжий, он не немец, не поляк,

В мире нет мне друга ближе, он из Тулы, он туляк!

Говорят, ему сто лет, но совсем он не скелет:

И румян он, и пузат, как сто лет тому назад.

Это самовар (показывает) Самовар - русское народное устройство для кипячения воды и приготовления чая. Самовар является символом России. Впервые появление самовара отмечено в Туле в 1778 году братьями Лисицыными. Там около 80 фабрик делали самовары. Самовары были маленькими – дорожными и большими – трактирными. Самовар, символ достатка в семье, это было главное украшение в доме. Его ставили греться, летом на улице, зимой в доме. У печки было специальное отверстие для самоварной трубы, самовар грели на углях или щепках, даже для самовара специально заготовляли сосновые шишки. В конце нашего урока, мы обязательно попьём чаю из самовара с бубликами. Самовар считался символом достатка семьи. Им гордились. За ним ухаживали. Что бы он блестел и сиял. В наше время самовары стали электрическими, они тоже бывают разные, блестящие, расписные, большие и маленькие.

Хозяйка: Имелось в крестьянском жилище и немало плетеной утвари - корзин, лукошек, коробов. Их плели из ивового прута, дранки, бересты.(показывает)

В старину корзины использовались очень часто: с ними ходили в лес, в них собирали оставшиеся в поле колоски, хранили в зимнее время различные мелкие предметы, в специальных корзинах женщины носили полоскать бельё, огромные корзины плелись для деревянных саней, сани получались лёгкими и красивыми.

Ярослав: в наше время многие пользуются плетёными вещами. Это различные корзинки, лукошки, плафоны и даже есть умельцы, которые изготовляют плетёную мебель.

Катя: - Вот так вещи жили – были и хозяевам служили.

А теперь они в музее,

Чтобы все на них смотрели

И гордились стариной,

Так, как я и мы с тобой.

Хозяйка: Ну, вот как хорошо вы освоились в крестьянской избе.

Главным развлечением того времени было отгадывание загадок.

Давайте и мы с вами сейчас попробуем это сделать. Нужно не просто отгадать загадку, но и показать предмет, о котором идет речь.

Стартовый уровень

Маша. Чёрный конь

Скачет в огонь.

      (Кочерга). 

Катя. Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит-отдаёт,

Сам в угол идёт.

   (Ухват).

Ваня. Идет пароход –

То взад, то вперед,

А за ним такая гладь –

Ни морщинки не видать.

(утюг)

Катятоит толстячок,

блестит бочок;

шипит, кипит,

всем чай пить велит.

(Самовар.)

Маша. Нет на свете мудреца,

Как Ивана-хитреца:

Сел на конь

И поехал в огонь.

угун)

Ваня. Без рук, без ног, на плечи скок,

Ни свет ни заря пошёл, согнувшись со двора.

Это что такое?

( Коромысло)

Маша. Что за зверь: зимой ест, а летом спит, тепло теплое, а крови нет, сесть на него сядешь, а с места не свезет?

(Печь)

Катя:

Вот и закончилось наше путешествие в далекое прошлое.

Но мы не прощаемся с вами на следующих уроках мы познакомим вас с одеждой, обычаями и обрядами наших далеких предков, с игрушками да рукоделием.

Ярослав: вспомним вместе, что мы узнали о русской печке?

Вопросы базовый уровень

Установите сходство и различие между русской печью просто домашней плитой.

Дайте определения частям русской печи:

ДЫМОХОД –……… канал для выхода дыма из печи, топки в трубу.

ЛЕЖАНКА – …….. место у печи для лежания.

ПЕЧУРКА – …..маленькая ниша в печи, где обычно сушатся варежки, носки

УСТЬЕ – ……выходное отверстие у печи, топка.

ШЕСТОК –…. у русской печи широкая площадка между челом и топкой

ПОДПЕЧЬЕ – ….ниша внизу печи, куда обычно складывают дрова или

приспособления для печи.

ЗАПЕЧЬЕ-…… пространство между печью и стеной дома

Разъясните, для чего нужна задвижка на дымоходе русской печки? (приспособление, регулирующее доступ воздуха через дымоход)

Разъясните выражение - «Печь краса – в доме чудеса» Почему так говорят?

Сформулируйте основные достоинства кухонной посуды, почему она имела такую форму? Что же это за посуда такая?

Проиллюстрируйте, того, кто согласно преданиям всегда жил за печкой в русской избе.

А теперь всех приглашаем на чаепитие из самовара, да с бубликами.

12.Самоанализ работы:

При анализе результатов проекта стоит отметить высокий уровень мотивации обучающихся к творческой деятельности по созданию сценария, изучению предметов крестьянского быта, ведению творческого урока. Всем очень понравилось работать на базе музея.

На разных этапах данного проекта позиция педагога значительно различалась в зависимости от готовности обучающихся к выполнению творческой деятельности, а именно, при подборке предметов крестьянского быта, изучению их назначения, реставрации, разработка и пошив народных костюмов вместе с родителями. Сотрудничество с другими творческими объединениями дали возможность освоить учащимся декоративно-прикладного направления другие знания - азы ведения сценария, чтения стихов и загадок, общения со зрителями.

В работе над проектом взрослые и дети активно сотрудничали друг с другом, всем было интересно и комфортно.

Участие педагога заключалась только в организационной, консультативной и экспертной помощи обучающимся.

9.Результат работы.

В целом обучающиеся с работой справились. Уложились в короткий срок. Затруднений по ходу работы не было.

Вывод: групповая работа учащимся понравилась. Работа в группе, занятие одним единым делом сплотила детей. В ходе работы, моменты взаимовыручки, показывали положительный пример общения в группе. А итог работы – успешное выступление стал незабываемым праздником как для гостей и участников урока, так и для исполнителей. Совместное чаепитие из старинного самовара добавила эмоций от урока. Решением всего коллектива стало продолжение таких интересных уроков. Много предметов. Которые ещё можно изучать, сравнивать с современными.