Дети раннего возраста очень восприимчивы и открыты для общения.
Для них интересно буквально все, любая мелочь, которая для взрослого
человека не представляет никакого интереса.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,
цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.
Значение сенсорного развития - один из основных этапов в развитии детей раннего возраста. Он является основным для интеллектуального развития ребенка, развития внимания, воображения,
памяти, наблюдательности, влияет на расширение словарного запаса ребенка. Не случайно в истории психологии и педагогики проблема развития восприятия и сенсорных способностей привлекала внимание многих ученых.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой и основной ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в большей степени зависит от уровня сенсорного развития детей.
Сенсорное развитие происходит в различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопление представлений об окружающем мире. Мир входит в жизнь ребенка постоянно. Сначала ребенок постигает то, что его окружает дома, в детском саду. Мир побуждает любознательность у маленького человечка, желание узнать как можно больше.
В играх с самыми различными предметами можно использовать разные игрушки и предметы. Дети учатся сравнивать их, устанавливать сходство и различие; знакомятся со свойствами данных предметов и с их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.
Большое значение для сенсорного развития имеет правильно организованная среда. Наличие сенсорного уголка соответствует новым ФГОСам.
Центр сенсорного развития в группе раннего возраста предназначен:
Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, вкус,
обоняние, тактильное ощущение);
Для развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности.
Для снятия мышечного и
психоэмоционального
напряжения,
достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей.
Создание положительного эмоционального фона, повышение
работоспособности ребёнка.
Активизация когнитивных процессов (мышления, внимания,
восприятия, памяти).
Повышение мотивации
к
самостоятельной и экспериментальной
деятельности дошкольников.
Оборудование сенсомоторного центра в помещении
Зрение:
• Светящиеся шнуры, всевозможные необычные лампы (небьющиеся),
дающие отсветы, любые приспособления с интересными световыми
эффектами.
• Картинки-иллюзии (крутящиеся спирали, объёмные изображения и т.д.)
• Цветовые пятна-кляксы различной формы.
• Разноцветные полупрозрачные шарфы.
• Картинки-штриховки, картинки-прятки.
• Разноцветные песочные часы, переливающиеся капельки, «вечные двигатели» и т.д.
Слух:
• Кассеты и диски со звуками: крики домашних животных и птиц, звуки
транспорта, звуки леса, звуки воды и т.д.
• Приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки
и другие приспособления, издающие интересные звуки.
Осязание:
• Кусочки меха, ткани, бумаги, различные материалы с разной фактурой.
• Предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда).
• Выпуклые буквы, цифры.
• Различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки.
Обоняние:
• Естественные, природные запахи (кофе, мята, апельсиновые корки и др.)
Вкус:
• Стаканчики, формочки, тарелочки, шпажки для подачи детям различных вкусов.
Основные принципы организации центра сенсорного развития:
Доступность
Безопасность
Креативность
Разнообразие объектов.