* {font-family: Calibri; font-size: 12pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {font-size: 11pt;} h1 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 24pt; font-weight: bold;} .Заголовок 1 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 24pt; font-weight: bold;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Strong {font-family: 'Times New Roman'; font-weight: bold;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Hyperlink {font-family: 'Times New Roman'; color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .header {font-size: 10pt;} .Верхний колонтитул Знак {font-family: 'Times New Roman';} .footer {font-size: 10pt;} .Нижний колонтитул Знак {font-family: 'Times New Roman';} .c13 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c45 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 7 «Сказка» ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район

Методическое пособие

«Цепной метод эйдетики в играх для старших дошкольников».

Малолетняя Г.Г.

воспитатель

2022г.

Оглавление

Содержание

Страница

1.

Введение

3

1.1.

Актуальность

3

1.2.

Практическая значимость

3

1.3.

Новизна пособия

4

2.

Основная часть

4

2.1.

Цели, задачи развивающего пособия

4

2.2.

Описание развивающего пособия

5

2.3.

Описание игр, заданий, упражнений цепного метода эйдетики.

5

2.3.1.

Игры, задания, упражнения с использованием иллюстрированного материала.

5

2.3.2.

Игры, задания, упражнения на вербальные ассоциации.

6

2.3.3.

Игры, задания, упражнения на образные ассоциации.

7

3.

Заключение

8

3.1.

Итоги работы по реализации целей и задач, представленных в пособии

8

3.2.

Практические рекомендации

9

3.3.

Перспективы дальнейшей разработки темы

9

4.

Используемая литература

9

1. Введение

1.1. Актуальность.

Данный материал направлен на развитие образно-ассоциативного мышления, речи и памяти у старших дошкольников на основе цепного метода эйдетики.

Цепной метод эйдетики строится на цепных ассоциативных связях.

Дошкольник очень пластичен и легко восприимчив, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к интеллектуальной и речевой деятельности, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование методов эйдетики, потому что использование образов и ассоциаций  облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала.

Федеральный государственный образовательный   стандарт дошкольного образования делает акцент на развитие личности ребенка, в котором огромное значение в структуре познавательной деятельности приобретает ассоциативно-образное мышление, память обеспечивающие целостность и контекстуальность восприятия объектов   познания, способствующее формированию его интеллектуальных и творческих качеств.

Реализации выше названного способствует авторское методическое пособие «Цепной метод эйдетики в играх для старших дошкольников».

1.2.Практическая значимость

Данное пособие позволяет повышать эффективность работы по реализации задач образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».

Работа с пособием тренирует дошкольников в подборе произвольных ассоциаций, выстраивании цепочек ассоциаций; формирует умение выделять свойства объектов (в том числе скрытые) и устанавливать ассоциативные связи с опорой на свойства объектов; определять функции объекта методом «эмпатии» и формулировать их, устанавливать ассоциативные связи между объектами по функциям.

Возможность изменить содержание в зависимости от образовательной ситуации, от желания и интереса детей позволяет использовать его в разных видах детской деятельности.

Практическая значимость пособия состоит в том, что результатами и содержанием работы смогут пользоваться воспитатели, учителя-логопеды в целях активизации речевого развития дошкольников, так же при построении коррекционной работы по развитию связной монологической речи.

Значимость методического пособия заключается в систематизации игр, упражнений, заданий цепного метода эйдетики для развития образно-ассоциативного мышления, речи и памяти у старших дошкольников

1.3. Новизна пособия.

Новизна методического пособия «Цепной метод эйдетики в играх для старших дошкольников» заключается в систематизации игр, упражнений, заданий цепного метода эйдетики для развития образно-ассоциативного мышления, речи и памяти у старших дошкольников, в составлении авторских игр, заданий, упражнений.

2. Основная часть

2.1.Цель, задачи развивающего пособия

Данное пособие направлено на развитие образно-ассоциативного мышления, речи и памяти посредством цепного метода эйдетики.

Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:

- активизировать все виды памяти ребенка-дошкольника;

- способствовать прочному сохранению информации в памяти воспитанников;

- развивать творческое, образное, ассоциативное мышление у старших дошкольников;

- развивать связную монологическую речь;

- стимулировать инициативу детей.

2.2.Описание методического пособия

Данное методическое пособие предназначено для работы с детьми от 5 до 7 лет.

Данное пособие включает описание игр, заданий, упражнений цепного метода эйдетики сгруппированных в три блока игр и упражнений, представляют из себя серии брошюрованных карточек.

В первом блоке представлены игры, задания, упражнения с использованием иллюстрированного материала.

Во втором блоке представлены игры, задания, упражнения на вербальные ассоциации – ассоциации на слово.  

В третьем блоке представлены игры, задания, упражнения на образные ассоциации.

2.3. Описание игр, заданий, упражнений цепного метода эйдетики.

2.3.1. Игры, задания, упражнения с использованием иллюстрированного материала.

Игра № 1 «Сказочная запоминайка»

Цель: научить создавать ассоциативные связи через составление сказок цепной структуры.

Материал: карточки с картинками.

Ход игры:

1 вариант игры. Карточки разложены изображением вверх. Задача ребёнка составить сказку в той последовательности, в которой разложены картинки.

2 вариант игры. Игра усложняется увеличением количества карточек

3 вариант игры. После того, как будет составлен последовательный рассказ, все карточки переворачиваются, и задача ребёнка по памяти воспроизвести последовательность персонажей или сказки.

Игра № 2 «Посмотри и запомни».

Цель: развитие образной памяти.

Материал: карточки с картинками 10 шт.

Ход игры:

1 вариант игры. Ребёнку предлагается 10 картинок, он их рассматривает в течение 10 секунд. Затем карточки переворачиваются, и ребёнок называет все предметы.

2 вариант игры. Карточки с картинками могут быть по лексическим темам «Рыбы», «Предметы одежды», «Инструменты».

3 вариант игры. Усложнить игру можно тем, что ребёнку нужно воспроизвести название предметов в определенном порядке.

Игра № 3 «Чего не хватает».

Цель: развитие зрительной памяти.

Материал: 6-10 карточек

Ход игры:

1 вариант игры. На столе перед ребёнком разложить карточки на 15-20 секунд. Затем попросить ребёнка отвернуться, убрать одну карточку со стола. Когда повернётся, ему предстоит узнать, какой карточки не хватает.

2 вариант игры. Убрать 2 и более карточек и изменить расположение остальных.

2.3.2. Игры, задания, упражнения вербальные ассоциации.

Игра № 1 «Супермаркет».

Цель: связать визуальные образы друг с другом последовательно, путём присоединения каждого следующего с предыдущим.

Ход игры: Ребёнок отправляется в магазин за покупками. Необходимо запомнить всё, что нужно купить.

Например; пряник, молоко, творог, сметана, хлеб. Необходимо задействовать ассоциативные связи: творог можно кушать со сметаной, молоко лучше пить с пряниками, а хлеб любит вся семья кушать с супом.

Игра 2 «Сказочная запоминайка» (на примере игр с использованием иллюстративного материала)

Цель: развитие ассоциативно - образного мышление.

Ход игры:

1 вариант игры. Ребёнку предлагается для запоминания 5 слов. Задача ребёнка запомнить слова и составить из них связный рассказ.

2 вариант игры. Усложнить игру можно количеством слов до 10 и воспроизвести в последовательности данных слов.

Игра № 3 « Запомним вместе».

Цель: увеличение объема памяти, развитие ассоциативных связей.

Ход: Воспитатель предлагает ребёнку любое слово. Ребёнку необходимо повторить это слово и добавить своё слово – ассоциацию на него и так по очереди. Повторять слова нельзя.

Например: молоко + корова + луг + трава + лето + солнце +море + пляж + песок.

2.3.3. Игры, задания, упражнения на образные ассоциации.

Игра № 1 «Ассоциативная цепочка».

Цель: запоминание информации путём построения различных ассоциативных цепочек.

Материал: карточки с картинками.

Ход игры:

1 вариант игры. Ребёнку предлагаются картинки: самолет, птица, гнездо, яйца, на которых изображены предметы. Необходимо построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия «небо» и «яйца».

Например: в небе летают самолёты, самолёт похож на птицу. Птицы вьют гнезда, в которых рождаются детёныши из яиц.

2 вариант игры. Усложнить можно количеством карточек или предложить ребёнку составить такую цепочку, подобрав картинки

Игра № 2 «Вспомни историю».

Цель: развивать ассоциативно – образное мышление.

Материал: «ключевые слова» картинки 5-7 шт.

Ход игры: Воспитатель предлагает послушать историю и в процессе выкладывает картинки «ключевые слова». Ребёнку необходимо запомнить историю.

Пример истории: Жил был огурец. Он был зелёный и красивый. И вот однажды ему захотелось увидеть осень. Собрался он на прогулку и увидел собаку, у которой в зубах была морковка. Огурец подумал, что это осень. Но мимо проходила кошка и сказала: «Это всего лишь морковка. Но я знаю куда идти, чтобы увидеть осень. И они пошли в деревню. А там гуляла осень и увидели они: желтые листья, синее небо.

3. Заключение

3.1. Итоги работы по реализации целей и задач, представленных в пособии

В данный период пособие реализуется в работе с детьми компенсирующей старшей группы. На данное время, подводя некоторые промежуточные итоги работы, можно сказать, что у детей повысилась способность к прочному сохранению информации в памяти воспитанников, увеличился объем памяти, улучшилась монологическая речь воспитанников (рассказы детей стали разнообразнее по содержанию, больше по объему).

Апробация данного методического пособия доказала свою эффективность в развитии дошкольников. Реализация пособия повышает уровень развития творческого ассоциативного мышления, улучшение речевых навыков, активизации ресурсов познавательных процессов, расширяет, уточняет и активизирует словарный запас воспитанников, даёт возможность надолго запоминать информацию, восприятие мира и окружающих у ребёнка становится более позитивной, а психика устойчивой т.е. в общем, способствует повышению качества образовательного процесса.

3.2. Практические рекомендации

Игры, задания, упражнения, предлагаемые в методическом пособии можно использования в совместных и индивидуальных играх, можно включать в викторины, конкурсы. Отдельные карточки и пособие в целом можно использовать при организации бесед.

3.3.Перспективы дальнейшей разработки темы

Пособие можно обогатить другими играми, заданиями, упражнениями.

4. Используемая литература

1.Матюгин И.Ю. Запоминание цифр. - Волгоград: Учитель, 2006. -78 с.

2Матюгин М.Ю. Школа эйдетики/ И.Ю.Матюгин, Е.И.Чекаберия

3. Матюгин И.Ю. Как развивать внимание и память вашего ребёнка.