Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 7 «Сказка» ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район
Методическое пособие
«Цепной метод эйдетики в играх для старших дошкольников».
Малолетняя Г.Г.
воспитатель
2022г.
Оглавление
1. Введение
1.1. Актуальность.
Данный материал направлен на развитие образно-ассоциативного мышления, речи и памяти у старших дошкольников на основе цепного метода эйдетики.
Цепной метод эйдетики строится на цепных ассоциативных связях.
Дошкольник очень пластичен и легко восприимчив, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к интеллектуальной и речевой деятельности, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование методов эйдетики, потому что использование образов и ассоциаций облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования делает акцент на развитие личности ребенка, в котором огромное значение в структуре познавательной деятельности приобретает ассоциативно-образное мышление, память обеспечивающие целостность и контекстуальность восприятия объектов познания, способствующее формированию его интеллектуальных и творческих качеств.
Реализации выше названного способствует авторское методическое пособие «Цепной метод эйдетики в играх для старших дошкольников».
1.2.Практическая значимость
Данное пособие позволяет повышать эффективность работы по реализации задач образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».
Работа с пособием тренирует дошкольников в подборе произвольных ассоциаций, выстраивании цепочек ассоциаций; формирует умение выделять свойства объектов (в том числе скрытые) и устанавливать ассоциативные связи с опорой на свойства объектов; определять функции объекта методом «эмпатии» и формулировать их, устанавливать ассоциативные связи между объектами по функциям.
Возможность изменить содержание в зависимости от образовательной ситуации, от желания и интереса детей позволяет использовать его в разных видах детской деятельности.
Практическая значимость пособия состоит в том, что результатами и содержанием работы смогут пользоваться воспитатели, учителя-логопеды в целях активизации речевого развития дошкольников, так же при построении коррекционной работы по развитию связной монологической речи.
Значимость методического пособия заключается в систематизации игр, упражнений, заданий цепного метода эйдетики для развития образно-ассоциативного мышления, речи и памяти у старших дошкольников
1.3. Новизна пособия.
Новизна методического пособия «Цепной метод эйдетики в играх для старших дошкольников» заключается в систематизации игр, упражнений, заданий цепного метода эйдетики для развития образно-ассоциативного мышления, речи и памяти у старших дошкольников, в составлении авторских игр, заданий, упражнений.
2. Основная часть
2.1.Цель, задачи развивающего пособия
Данное пособие направлено на развитие образно-ассоциативного мышления, речи и памяти посредством цепного метода эйдетики.
Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:
- активизировать все виды памяти ребенка-дошкольника;
- способствовать прочному сохранению информации в памяти воспитанников;
- развивать творческое, образное, ассоциативное мышление у старших дошкольников;
- развивать связную монологическую речь;
- стимулировать инициативу детей.
2.2.Описание методического пособия
Данное методическое пособие предназначено для работы с детьми от 5 до 7 лет.
Данное пособие включает описание игр, заданий, упражнений цепного метода эйдетики сгруппированных в три блока игр и упражнений, представляют из себя серии брошюрованных карточек.
В первом блоке представлены игры, задания, упражнения с использованием иллюстрированного материала.
Во втором блоке представлены игры, задания, упражнения на вербальные ассоциации – ассоциации на слово.
В третьем блоке представлены игры, задания, упражнения на образные ассоциации.
2.3. Описание игр, заданий, упражнений цепного метода эйдетики.
2.3.1. Игры, задания, упражнения с использованием иллюстрированного материала.
Игра № 1 «Сказочная запоминайка»
Цель: научить создавать ассоциативные связи через составление сказок цепной структуры.
Материал: карточки с картинками.
Ход игры:
1 вариант игры. Карточки разложены изображением вверх. Задача ребёнка составить сказку в той последовательности, в которой разложены картинки.
2 вариант игры. Игра усложняется увеличением количества карточек
3 вариант игры. После того, как будет составлен последовательный рассказ, все карточки переворачиваются, и задача ребёнка по памяти воспроизвести последовательность персонажей или сказки.
Игра № 2 «Посмотри и запомни».
Цель: развитие образной памяти.
Материал: карточки с картинками 10 шт.
Ход игры:
1 вариант игры. Ребёнку предлагается 10 картинок, он их рассматривает в течение 10 секунд. Затем карточки переворачиваются, и ребёнок называет все предметы.
2 вариант игры. Карточки с картинками могут быть по лексическим темам «Рыбы», «Предметы одежды», «Инструменты».
3 вариант игры. Усложнить игру можно тем, что ребёнку нужно воспроизвести название предметов в определенном порядке.
Игра № 3 «Чего не хватает».
Цель: развитие зрительной памяти.
Материал: 6-10 карточек
Ход игры:
1 вариант игры. На столе перед ребёнком разложить карточки на 15-20 секунд. Затем попросить ребёнка отвернуться, убрать одну карточку со стола. Когда повернётся, ему предстоит узнать, какой карточки не хватает.
2 вариант игры. Убрать 2 и более карточек и изменить расположение остальных.
2.3.2. Игры, задания, упражнения вербальные ассоциации.
Игра № 1 «Супермаркет».
Цель: связать визуальные образы друг с другом последовательно, путём присоединения каждого следующего с предыдущим.
Ход игры: Ребёнок отправляется в магазин за покупками. Необходимо запомнить всё, что нужно купить.
Например; пряник, молоко, творог, сметана, хлеб. Необходимо задействовать ассоциативные связи: творог можно кушать со сметаной, молоко лучше пить с пряниками, а хлеб любит вся семья кушать с супом.
Игра № 2 «Сказочная запоминайка» (на примере игр с использованием иллюстративного материала)
Цель: развитие ассоциативно - образного мышление.
Ход игры:
1 вариант игры. Ребёнку предлагается для запоминания 5 слов. Задача ребёнка запомнить слова и составить из них связный рассказ.
2 вариант игры. Усложнить игру можно количеством слов до 10 и воспроизвести в последовательности данных слов.
Игра № 3 « Запомним вместе».
Цель: увеличение объема памяти, развитие ассоциативных связей.
Ход: Воспитатель предлагает ребёнку любое слово. Ребёнку необходимо повторить это слово и добавить своё слово – ассоциацию на него и так по очереди. Повторять слова нельзя.
Например: молоко + корова + луг + трава + лето + солнце +море + пляж + песок.
2.3.3. Игры, задания, упражнения на образные ассоциации.
Игра № 1 «Ассоциативная цепочка».
Цель: запоминание информации путём построения различных ассоциативных цепочек.
Материал: карточки с картинками.
Ход игры:
1 вариант игры. Ребёнку предлагаются картинки: самолет, птица, гнездо, яйца, на которых изображены предметы. Необходимо построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия «небо» и «яйца».
Например: в небе летают самолёты, самолёт похож на птицу. Птицы вьют гнезда, в которых рождаются детёныши из яиц.
2 вариант игры. Усложнить можно количеством карточек или предложить ребёнку составить такую цепочку, подобрав картинки
Игра № 2 «Вспомни историю».
Цель: развивать ассоциативно – образное мышление.
Материал: «ключевые слова» картинки 5-7 шт.
Ход игры: Воспитатель предлагает послушать историю и в процессе выкладывает картинки «ключевые слова». Ребёнку необходимо запомнить историю.
Пример истории: Жил был огурец. Он был зелёный и красивый. И вот однажды ему захотелось увидеть осень. Собрался он на прогулку и увидел собаку, у которой в зубах была морковка. Огурец подумал, что это осень. Но мимо проходила кошка и сказала: «Это всего лишь морковка. Но я знаю куда идти, чтобы увидеть осень. И они пошли в деревню. А там гуляла осень и увидели они: желтые листья, синее небо.
3. Заключение
3.1. Итоги работы по реализации целей и задач, представленных в пособии
В данный период пособие реализуется в работе с детьми компенсирующей старшей группы. На данное время, подводя некоторые промежуточные итоги работы, можно сказать, что у детей повысилась способность к прочному сохранению информации в памяти воспитанников, увеличился объем памяти, улучшилась монологическая речь воспитанников (рассказы детей стали разнообразнее по содержанию, больше по объему).
Апробация данного методического пособия доказала свою эффективность в развитии дошкольников. Реализация пособия повышает уровень развития творческого ассоциативного мышления, улучшение речевых навыков, активизации ресурсов познавательных процессов, расширяет, уточняет и активизирует словарный запас воспитанников, даёт возможность надолго запоминать информацию, восприятие мира и окружающих у ребёнка становится более позитивной, а психика устойчивой т.е. в общем, способствует повышению качества образовательного процесса.
3.2. Практические рекомендации
Игры, задания, упражнения, предлагаемые в методическом пособии можно использования в совместных и индивидуальных играх, можно включать в викторины, конкурсы. Отдельные карточки и пособие в целом можно использовать при организации бесед.
3.3.Перспективы дальнейшей разработки темы
Пособие можно обогатить другими играми, заданиями, упражнениями.
4. Используемая литература
1.Матюгин И.Ю. Запоминание цифр. - Волгоград: Учитель, 2006. -78 с.
2. Матюгин М.Ю. Школа эйдетики/ И.Ю.Матюгин, Е.И.Чекаберия
3. Матюгин И.Ю. Как развивать внимание и память вашего ребёнка.