Конспект урока математики 2 класс «Школа России» «Час. Минута. Определение времени по часам»

Автор: Галимова Эсмира Мавлудиновна

Организация: ГБОУ Школа № 1383

Населенный пункт: г. Москва

«Час, минута. Определение времени по часам».

Цель урока: сформировать представление о единицах времени (час, минута), уметь определять время по часам, прививать интерес к уроку математики.

Задачи урока:

обучающие: познакомить учащихся с новыми единицами времени, научить учащихся определять время по часам, уметь представлять двузначное число в виде разрядных слагаемых, уметь составлять и решать обратные задачи.

развивающие: умение делать выводы, сравнивать, анализировать, наблюдать, расширять кругозор, расширять словарный запас.

воспитательные: воспитание уважения друг к другу, умения работать в парах и в коллективе в целом, уметь признавать свои ошибки, умение слушать друг друга.

Планируемые результаты:

предметные:

- развивать у учащихся умение определять время по часам;

личностные:

- проявлять интерес к новому материалу;

- оценивать работу себя и своих одноклассников;

- устанавливать связи между целью деятельности и мотивом;

Универсальные учебные действия:

регулятивные:

- определять цель на уроке с помощью учителя;

- учиться работать по плану;

- учиться планировать свою деятельность;

- высказывать свои предположения;

- уметь адекватно воспринимать оценку;

коммуникативные:

- слушать друг друга;

- владеть речью, которая соответствует нормам русского языка;

- искать общее решение в совместной учебной деятельности с одноклассниками;

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний;

- сравнивать, анализировать;

- делать выводы о результатах совместной учебной деятельности;

- ориентироваться в учебнике;

- умение искать необходимую информацию;

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: учебник по математике М.И. Моро 2 класс, в двух частях (первая часть), модель часов.

I. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! С началом нового учебного дня! И сегодня у нас очередной урок математики. И как всегда, перед началом урока, я проверяю ваше рабочее место. Ничего лишнего у вас не должно быть на партах. Учебники и тетради должны аккуратно лежать на краю стола.

-Садитесь, ребята!

- Откройте ваши тетради и запишите число. Дату мы записываем на полях, не забудьте от домашней работы отступить четыре клетки. Дальше запишем «Классная работа». Не забывайте ставить точку.

II. Минутка чистописания

- Ребята, отгадайте загадку. О какой цифре идет речь в этой загадке?

Кошка в кубики играла,
Кошка кубик потеряла.
Закружилась голова…
Было три, осталось…
(Два)

- Ребята, когда я проверяла Ваши работы, я увидела, что у многих не получается цифра 2. Давайте еще раз напишем эту цифру.

222222….

20202020…..

- Что вы хотите сказать?

- Какова роль цифры 2 в числе 2?

- Какова роль цифры 2 в числе 20?

III. Актуализация знаний

1. Устный счет

- Давайте посчитаем от 1 до 20 и обратно.

- А  теперь посчитаем в пределах 100. Посчитайте все вместе числа в пределах 100, сначала в порядке возрастания, а затем в порядке убывания. Молодцы!

2. Проверка домашнего задания

IV. Постановка учебной задачи

- Ребята, пожалуйста, отгадайте загадку:

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать,

Когда вставать,

Когда работу начинать!

- Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Пожалуйста, сформулируйте тему урока.

V. Открытие нового знания

- Ребята, как вы думаете, для чего нужны часы?

- Какие часы вы знаете?

- Ребята, посмотрите на модель часов. (Учитель показывает классу заранее подготовленную модель часов). Числа, которые вы видите на часах, называются циферблатом. (Дети повторяют вместе с учителем новое слово «циферблат»). Что еще вы видите на часах? (Две стрелки).

- Ребята, а почему на часах две стрелки? Откройте, пожалуйста, учебник на с.31. Прочитайте правило, которое дано у вас в учебнике.

- Итак, расскажите мне, ребята, как называется часовая стрелка и как она выглядит? (Часовая стрелка – это самая маленькая стрелка, движется она от  одной большой черточки до другой).

- А минутная? (Минутная – это большая стрелка, движется она от маленькой черточки до другой).

- Пока маленькая стрелка (часовая) подвинется от одной цифры до другой, большая (минутная) проходит весь круг.

- Ребята, сколько маленьких черточек на циферблате, посчитайте. (60)

- Расстояние от одной маленькой черточки до другой называется минута. А весь круг, который проходит маленькая стрелка, называется час.

- Ребята, скажите, сколько в одном часе минут? (60)

- Итак, ребята, запишите в своих тетрадях следующее: 1ч=60 мин. Обведите это правило в рамочку и выучите его.

- Вы сегодня тоже приготовили свои модели часов. Давайте потренируемся показывать время. Я буду вам называть время, а вы будете его показывать на часах. (три часа ровно, 8 часов ровно, девять тридцать и тд.)

Работа с моделью часов: дети определяют время.

- До какого числа ты можешь посчитать в течение минуты?

Засекается время, дети считают.

Далее выполняется задание в определении времени по часам. Рассматриваются рисунки  в задании.

– Какое время показывают часы?

– Как будут расположены стрелки часов, когда пройдет 1 час? (Предлагает показать на модели часов.)

– На сколько минут спешат каждые из этих часов, если на самом деле сейчас 7 часов 25 минут?

Затем дети показывают на модели часов различное время (перед тем как начать работу, учитель должен напомнить детям, что расстояние от одного большого деления до другого минутная стрелка проходит за 5 минут.

VI. Физкультминутка

Мы ходить умеем так:

Тик-так, тик-так!

Головой качаем так:

Тик-так, тик-так!

Наклоняемся вот так:

Тик-так! Тик-так!

VII. Закрепление нового материала

Учащиеся разбирают задачу  в учебнике под руководством учителя.

Прочитайте задачу. (Один ученик читает, остальные внимательно следят за ним).

- Ребята, о чем говорится в этой задаче? (О времени, которое мальчики потратили на игру в шахматы) Что такое партия? Сколько времени заняла первая партия? А вторая? Какой вопрос задачи? Что нужно найти?  Это простая или составная задача? (простая, она решается одним действием, почему вы так решили?).  С чего мы начинаем решать задачу? (Сначала мы пишем краткую запись). Коллективно составляется краткая запись, затем дети самостоятельно в тетради записывают решение и ответ. После проверки задачи учитель просит учащихся изменить вопрос так, чтобы задача решалась двумя действиями, то есть, чтобы она стала составной.

 

1 п. – 30 мин

2п. - ? на 10 мин

Измените вопрос, чтобы задачу нельзя было решить одним действием. Как изменится краткая запись? (Добавится фигурная скобка со знаком вопроса.)

1 п. – 30 мин

2п. - ? на 10 мин

30-10=20 (мин) – 2 п.

30+20=50 (мин)-всего

Ответ: 50 минут.

 

VIII. Самостоятельная работа

В учебнике ребята решают № 5. Вспоминают, как представить двузначное число в виде суммы разрядных слагаемых. (С последующей взаимопроверкой).

IX. Итог урока

- С какими единицами времени познакомились сегодня на уроке (час, минута)

- Сколько минут в одном часе? (60)

- Как называются стрелки на часах?

- Как они движутся?

X. Рефлексия

Сегодня на уроке:

- мне понравилось….

- вызвало затруднения….

- было интересно выполнять….

- что было непонятно на уроке….

XI. Домашнее задание

Дома еще раз потренироваться показывать время на модели часов, выполнить № 4 на с.31 (решить задачи, составить и решить задачи обратные данной)

Спасибо за урок, дорогие ребята!