Через чтение к критическому мышлению.

Современный мир ставит перед школой новые задачи, что требует регулярного обновления. Содержание образования должно соответствовать требованиям времени, гибко адаптироваться.

На сегодняшний день одна из главных целей школы – это формирование личности, стремящегося к саморазвитию и самопознанию, заложить ценностный фундамент. Школа должна научить детей учиться самостоятельно.

Для этого мы должны у учащихся формировать и развивать критическое мышление.

Критическое мышление помогает работать с увеличивающейся и постоянно обновляющейся информацией в разных областях знаний; умению выражать свои мысли, умению ставить задачи, принимать решения и т.д.

Критическое мышление - это мышление самостоятельное. Оно невозможно без опорных знаний, понятий. Чтобы ребенок мог критически мыслить, ему необходимо иметь определенный багаж знаний, опору для формирования проблемных вопросов и найти пути их решения.

Развитие критического мышления возможно через чтение. Ученые из 200 факторов влияющих на успеваемость ученика, навык чтения ставят на первом месте.

Сегодня чтение, так же, как и письмо, и владение компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать. Кроме того, чтение обогащает внутренний мир человека, воспитывает и формирует нравственные качества личности. 

Но в реальной жизни мы имеем дело, в большинстве случаев, с детьми, которые не только не умеют критически мыслить, но и не хотят и не умеют читать. Детей, которые читают по собственному желанию мало, а если и читают, то от случая к случаю, выбор книг носит случайный характер.

Дети не понимают, зачем нужно читать, когда есть мультики, компьютерные игры и масса других развлечений.

Но чтение остается стержнем обучения, воспитания и образования. Не научившись работать с текстом, извлекать из него полезное нельзя получить образование.

Сегодня мы просто обязаны приложить все усилия ради того, чтобы наши дети научились читать, полюбили чтение, поняли, что книга – это помощник, друг и советчик.

Одной из задач, стоящих перед школьными библиотеками, является воспитание устойчивого интереса к книге, показывать ее как возможность понять себя, людей, окружающий мир.

Школьная библиотека должна не только обеспечивать текущий учебный процесс и руководить чтением школьников, но и быть ресурсной базой обновления школьного образования, в идеале, информационным центром школы.

Используя все возможности, я стремлюсь привлечь внимание детей к книге, пробудить интерес к чтению, полюбить книгу.

Основные формы руководства чтением детей в нашей школе мало чем отличаются от общеизвестных, которые практикуются в других школьных библиотеках. Традиционные формы и методы библиотечной деятельности в школьной библиотеке – индивидуальные и массовые, организация книжных выставок, библиотечные уроки, внеклассные мероприятия, конкурсы, реклама книг, рекомендательные беседе и т.д. Участие в школьных, улусных, республиканских мероприятиях.

В школе ежегодно проходятся предметные недели, конференции, конкурсы, спектакли, праздники, посвященные знаменательным и памятным датам и другие мероприятия. Во время подготовки и проведения мероприятий в фойе школы организуются книжные выставки, как рекомендация для чтения.

Ребята интересуются, обсуждают, обмениваются мнениями, что подталкивает детей к мыслительным действиям.

В библиотеке имеется специальный информационный стенд, где размещены материалы для ознакомления и чтения: информация о юбилярах, не только литераторов, но и известных людей (Г. Григорян, Р. Дмитриев и т.д.), о знаменательных событиях года. В прозрачных кармашках размещаются красочные изображения обложек, краткие содержания книг-юбиляров. Информация постоянно обновляется

Дети, в большинстве случаев, ходят в библиотеку группами. Среди листающей группы читателей можно найти читающего читателя. Его интересует определенная книга. Он то, как раз мне и нужен. Я ненавязчиво начинаю вести с ним беседу: почему именно эта книга или книга этого автора, чем привлекают произведения данного автора, откуда он о ней узнал, кто ему посоветовал и т. д. Дополнительная цель беседы – привлечение внимания листающих читателей. В итоге спонтанно повышается спрос на данную книгу. При возвращении книги читателем начинается беседа о прочитанном, делается упор на кульминационные сцены. При этом опять кто-нибудь присутствует, и обязательно находится читатель, которому нужна эта книга. Бывают случаи, что новый читатель исчезает надолго. Некоторым надо напоминать, что надо вернуть книгу. Для прочитавших книгу создаю условия для рефлексирования, всячески поощряю. Такую хитрость условно называю «цепочкой».

Иногда устраиваю маленькие «трагедии». Начинаю рассказывать: вытаскиваю из книг лакомые кусочки: захватывающие сюжеты. Когда увлекательная история подходит к кульминации, вот-вот будет известен конец, прерываю свой рассказ. Мол, у меня не осталось свободного времени и т. п. И тут начинается всеобщая «трагедия», так хочется продолжения истории. В этот момент создаю установку на чтение: ребята могут сами дочитать книгу, тем более их у нас несколько, если не хватит можно взять в сельской библиотеке. Через некоторое время собираю ребят и провожу рефлексивные процедуры. Подвожу детей к пониманию значимости текста. Основная мысль книги? Что хотел сказать вам автор?

Одной из форм руководства чтением является метод проектов. Они могут быть исследовательскими, творческими, прикладными, информационными.

Метод проектной деятельности способствует умению самостоятельно конструировать знания при работе литературой, развивает познавательные интересы учащихся и творческие умения.

Я выступаю в роли координатора, научного руководителя, консультанта и эксперта.

Развитие навыков критического мышления - требует времени, терпения и практики.

Перед педагогами, родителями, обществом стоит задача – работать на конечный результат, учить детей творчески мыслить, общаться с окружающим миром, навыкам решения проблем – умений, которые понадобятся ему при обучении, достижении успехов.