Конспект НОД
по формированию элементарных математических представлений
на тему: «Число и цифра 7»
(подготовительная группа)
Выполнила воспитатель: Хон О.А.
2023г.
Цель: закрепление представлений о составе числа 7.
Задачи: закрепить представление о составе числа 7 из двух меньших чисел; развивать мышление, речь, умение строить простейшие умозаключения, навыки работы по заданию; воспитывать усидчивость, желание оказывать помощь.
Материалы: два мольберта: один с цветком из цветного картона, второй с картинкой, конверт с письмом, интерактивная доска, задания на листах бумаги, простые карандаши.
Ход занятия
Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в познавательную деятельность.
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь, пожалуйста. (Здороваются)
- Ребята, вы любите получать подарки?
- Когда вам их дарят?
- Как называется подарок, который преподнесён неожиданно?
- Я сегодня пришла в детский сад, и меня тоже ждал сюрприз. Хотите узнать, какой? Тогда давайте посмотрим. (Поворачиваю мольберт)
- Ребята, что это? (Цветок) Интересно почему все лепестки цветка черно-белые, а не цветные? А что это за конверт рядом? Может в нем еще что-нибудь есть? (Достаю письмо) Это письмо, давайте прочитаем.
(Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам девочка Женя. Злая Кикимора узнала о том, что есть такой цветок цветик-семицветик, который исполняет желания, и заколдовала его, лепестки у цветка стали белыми. Чтобы расколдовать цветок, нужно выполнить очень сложные задания, которые написаны на каждом лепестке. И тогда цветик-семицветик снова станет разноцветным. К сожалению, мне не справиться самой. Очень надеюсь, что вы мне поможете).
- Хотите помочь Жене?
- Сможете?
2. Игровая деятельность.
Дидактические задачи: закрепить представление о составе числа 7 из двух меньших чисел; сформировать опыт работы в паре, построения простейших умозаключений; тренировать умение использовать числовой отрезок для вычисления чисел в пределах 7; способствовать развитию двигательной активности с помощью игрового упражнения.
- Ну тогда приступим к выполнению заданий. (Читаю задание на первом лепестке)
- Первое задание «Математическая разминка»:
Назови соседей числа 5, 3, 7;
Сколько ушей у двух мышей;
Сколько лап у двух медвежат;
Назови числа меньшие 7;
Сравни числа 4 и 7.
- Посмотрите, первый лепесток стал красного цвета.
- Следующее задание «Числовой домик». Его мы будем выполнять у доски. В этом задании необходимо заполнить окошки числового домика. Состав какого числа нужно узнать? (Состав числа 7) Из каких чисел состоит число 7? (Число 7 состоит из чисел 1 и 6, 2 и 5, 3 и 4). Какой вывод можно сделать? (Число 7 можно составить из двух частей по разному).
- Второй лепесток стал оранжевого цвета, значит и с этим заданием вы справились.
- Следующее задание «В каких сказках встречается число 7». Перечислите эти сказки: «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Цветик-семицветик».
- Третий лепесток стал желтый.
- Ребята, для выполнения задания «Разложи цветы в корзины» разными способами нам нужно пройти за столы. Работать будете в парах. Перед вами три пары корзин, нужно разложить в них цветы разными способами так, чтобы в каждой паре корзин было семь цветов. Посмотрите на первую пару. Как можно разложить семь цветов в две корзины? Например, если в одной корзине 1 цветок, то сколько будет в другой корзине? (шесть). Почему? (потому что 6 + 1 = 7). Разложите цветы в остальные пары корзин самостоятельно. (Дети выполняют задание).
(Вызываю одного ребенка к доске для проверки задания со всеми детьми).
- Четвертый лепесток стал зеленого цвета.
- Следующее задание «Ай, да счет игра и только». Ребята, да это же разминка. Встаем, я буду показывать цифру, а вы выполнять движение.
Столько раз в ладоши хлопнем (5),
Столько раз ногою топнем (7),
Мы подпрыгнем столько раз (4),
Наклонимся мы сейчас (6),
Мы присядем ровно столько (3),
Ай да счет, игра и только!
- Молодцы! Пятый лепесток стал голубого цвета.
Поворачиваю второй мольберт, показываю картинку с числовым отрезком.
- Посмотрите, что это? (Числовой отрезок)
- Что такое числовой отрезок? (Это прямая, у которой есть начало и конец)
- В этом задании необходимо «Выполнить действие, используя числовой отрезок».
- Из какого числа начинаем движение? (Из числа 7.)
- В какую сторону движемся? (Влево.)
- На сколько шагов перемещаемся влево? (На 3.)
- В каком числе оказываемся? (В числе 4.)
- Какое числовое равенство нужно записать? (7 – 3 = 4)
- Запишите под числовым отрезком.
Вызываю одного ребенка к мольберту для записи числового равенства.
- Смотрите, шестой лепесток стал синим.
- Ребята, остался последний лепесток, но он пустой, без задания. Злая Кикимора специально оставила последний лепесток без задания, чтобы мы не смогли помочь Жене. Что же нам делать? Как узнать какого цвета последний седьмой лепесток? (Ответы детей). Посмотрите, может быть у нас в группе есть какая-нибудь подсказка? Давайте подойдем к столу, на котором есть стакан с карандашами, может он нам поможет. Сколько карандашей в стакане? (Семь) А какого цвета карандаши? (Дети перечисляют) Ребята, все ли цвета есть у нашего цветика-семицветика? (Нет фиолетового) А вдруг последний лепесток не фиолетового цвета? Посмотрите, может быть в нашей группе есть еще подсказка?
- Давайте посмотрим, что лежит на столе у окна? (Части какой-то картинки) Что можно сделать с этими частями? (Собрать) Тогда попробуем собрать эти части. (Дети собирают) Это же ваза! Помните тот момент из рассказа «Цветик-семицветик», когда Женя разбила мамину вазу, а цветок исполнил Женино желание – ваза стала снова целой. Вот и наша ваза снова целая, а что на ней изображено? (Цветик-семицветик) Посмотрите на цветок на вазе, сравните с нашим цветком и скажите, какого же цвета не хватает на нашем цветике-семицветике? (Фиолетового) Давайте подойдем к нашему цветику-семицветику и посмотрим, не ошиблись ли мы?
- Посмотрите, и правда последний седьмой лепесток фиолетового цвета. Мы расколдовали цветок? (Да) Какой он стал? (Цветной)
3. Осмысление (итог) занятия.
Дидактические задачи: Сформировать первичный опыт осмысления собственной деятельности, фиксации достижения запланированного результата и условий, которые позволили его достичь, формировать конструктивное отношение к трудностям и веру в себя.
Дети собираются около воспитателя.
- Кому мы сегодня помогали?
- Какие знания помогли вам выполнить все задания? (Знание состава числа 7, умение выполнять действия, используя числовой отрезок)
- Были ли у вас трудности?
- Вы все молодцы!