Чтение как средство формирования коммуникативной компетенции студентов на занятиях английского языка.

На сегодняшний день образование играет важную роль в нашей жизни. Одним из очевидных изменений, произошедших в содержании образования за последнее время, является повышение уровня владения английским языком. Сегодня хорошее знание иностранного языка становится обязательным атрибутом образования.

Поэтому задача нашего техникума выражается в необходимости построить процесс обучения иностранным языкам таким образом, чтобы уже на базовом уровне студенты приобретали удовлетворительную коммуникативную компетенцию, то есть могли понимать речь собеседника и выражать свои собственные точки зрения. А это можно добиться при правильной организации учебного материала, и в целом процесса обучения.

Данную статью мне хотелось бы посвятить чтению, поскольку оно играет важную роль в образовательном процессе. Чтение развивает способность человека глубже мыслить и понимать окружающий мир, обогащает его духовно. Чтение – это одно из важнейших средств человеческого общения, поскольку основой почти всех видов языковой деятельности является текст. Это может быть абзац, отрывок, отрывки из литературных произведений, целое произведение, газетные статьи, стихи, песни и тексты для прослушивания. Мы можем попросить наших обучающихся прочитать отрывок, чтобы оценить произношение, поработать с текстом, чтобы развить грамматический и словарный запас, или просто найти нужную информацию.

«Языковая компетенция» - это способность понимать и выдавать неограниченное число правильных в языковом отношении предложений с помощью усвоенных языковых знаков и правил их соединения. Языковая компетенция показывает на степень владением самим языком, его устройством и функционированием, языковыми нормами, в том числе орфографическими и пунктуационными. Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию навыков и умений речевого общения. Следовательно, компетентность для студента является образом его будущего развития речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех ее видах - чтении, говорении, письме, аудировании.

Итак, что же такое чтение. Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, связанный с восприятием и пониманием информации, закодированной графическими знаками. Существует несколько видов чтения, каждый из которых я использую на занятиях английского языка:

1) изучающее чтение – данный тип чтения применяется в изучении английского языка с целью интенсивного разбора текста. При данном виде чтения интенсивно разбираются грамматические конструкции, незнакомые слова и словосочетания;

2) ознакомительное чтение – данный вид чтения используется для извлечения основной информации из текста. Ознакомительное чтения способствует усвоению общей картины и получению новой информации. Это необходимо для того, чтобы сформировать и высказать своё мнение по поводу прочитанного или ответить на вопросы;

3) просмотровое чтение - используется для получения общего представления об информации, которая содержится в тексте. Целью является не поиск конкретной информации, а оценка текста на сложность, интересность и общий сюжет;

4) поисковое чтение - предполагает умение находить в тексте те или иные элементы информации, которые на данном этапе являются значимыми для чтеца.  В данном случае не нужно полное погружение в текст, осмысление фактов, разбор грамматических конструкций. Часто в данном режиме просматривают текст на наличие незнакомых слов, чтобы после их перевода быть готовым полностью прочитать текст. Данный вид чтения называют также чтением «по диагонали».

5) Беспереводное и переводное чтение тесно связаны со степенью овладения учащимися иностранным языком. Их суть заключается в том, что понимание содержания текста идет через проводника — родной язык или непосредственно минуя его. Беспереводное чтение проявляется у хорошо владеющих иностранным языком учащихся, когда процесс чтения на английском языке аналогичен процессу чтения на русском языке. Переводное чтение учит студентов самостоятельно работать над иностранным текстом используя при этом словари и справочники, а это в свою очередь является средством повышения образовательного уровня учащихся. 

6) Аналитическое и синтетическое виды чтения. При аналитическом чтении внимание учащихся направлено на детальное восприятие текста с анализом языковой формы, при синтетическом — на целостное восприятие содержания. Аналитическое чтение вырабатывает у учащихся умение выявлять места текста, затрудняющие его понимание, и пользоваться при этом словарём и другой справочной литературой. Синтетическое чтение строится на базе прочного владения лексическим и грамматическим материалом, умении распознавать значение неизвестных слов по контекстуальной догадке и формальным признакам, функции слов в предложении.

 Все эти виды чтения используются на занятиях английского языка и хорошо известны нашим студентам. Но мне хотелось бы уделить внимание еще двум видам чтения.

7) Параллельное чтение – это прием, когда учащиеся читают разные тексты по одной и той же проблеме (теме) и затем обмениваются полученной информацией, выясняют сходства и различия, дополняют детали и подробности.

8) Совместное чтение представляет собой чтение одного и того же текста разными учащимися, у каждого из которых есть свое конкретное задание по этому тексту. В результате, каждый из учащихся сообщает свою оригинальную информацию и вместе они дают полную картину извлечения разной информации из одного и того же текста.

Таким образом можно сделать вывод, что коммуникативность в обучении чтению достигается за счет применения разных видов чтения, разных видов речемыслительных задач и разных приемов организации чтения как вида речевой деятельности. Формирование коммуникативной компетенции - это беспрерывный процесс решения вербальных и невербальных задач средствами изучаемого языка.

В завершении хотелось бы отметить, что обучение чтению на английском языке является очень важной проблемой, а поиски эффективных приемов и средств обучения чтению на иностранном языке достаточно актуальной задачей. Поэтому чтению уделялось и уделяется большое внимание в методике обучения иностранным языкам. Без овладения чтением, как видом речевой деятельности, дальнейшее использование иностранного языка достаточно ограничено.

Список литературы

1. Берман И. М. Методика обучения иностранному языку. М. 2000.

2. Гарридо А. Литература в обучении иностранцев испанскому языку. Министерство культуры. - Мадрид: 1992

3. Ден Анна. Формирование учебно-познавательной компетенции при обучении чтению на иностранном языке. Автореферат. Научная библиотека диссертаций. //www.dissercat.com/ – С.П.: 2012 –С. 1-6

4.   Научно-методический журнал. Иностранные языки в школе. Некоторые проблемы обучения чтению. № 5. 1997

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии«Народное образование».- М.: 1998.